Статья Критериальное оценивание. Автор: Максименко Светлана

Автор: Максименко Светлана
Новый образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения образовательной программы, согласно которым ученик должен уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами. Осуществлять контроль своей деятельности, уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, самооценки, взаимооценки, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить коррективы и, наконец, адекватно оценивать свои достижения.


Автор: Максименко Светлана

Максименко С.В.,учитель начальных классов,КГУ «ОСШ №18»

 

 

Критериальное оценивание на уроках в начальной школе.

 

В современном мире учителя уже не являются передающими знания, а направляют обучающихся в самостоятельном обретении их. А обучающиеся не являются носителями информации. Они знают способы приобретения знаний и умеют их успешно реализовывать.

Оценивание учащихся является одной самой обсуждаемой  и актуальной темой. Часто трудно оценить ученика, когда он балансирует между двумя оценками. Уровень знаний одинаковый, а отношение к учебной деятельности разное. Возникают проблемы с оцениванием.

Новый образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения образовательной программы, согласно которым ученик должен уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами. Осуществлять контроль своей деятельности, уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, самооценки, взаимооценки, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить коррективы и, наконец, адекватно оценивать свои достижения.

Поэтому без изменения подходов к системе оценивания в нынешних условиях развития образования невозможно достичь поставленных образовательных целей.

Что же такое «критериальное оценивание»?     

 

Критериальное оценивание – это оценивание по критериям, т. е. оценка складывается из составляющих (критериев), которые отражают достижения учащихся по разным направлениям развития их учебно-познавательной компетентности.

 Критерии оценки по предмету являются предметными образовательными целями, которые при переводе на язык характеристик ученика дают портрет идеально обученного человека. Критерии расшифровываются показателями, в которых (для каждой конкретной работы) дается четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания, а оценивание по любому показателю – это определение степени приближения ученика к данной цели.

 При грамотном проектировании показателей учащийся может самостоятельно оценить качество своей работы, что, в свою очередь, стимулирует его для достижения более высокого результата. При критериальном оценивании нет условий для сравнения себя с другими. Ты успешен по одному критерию, а я – по другому. Такие ярлыки, как “отличник”, “троечник”, “хорошист”, отпадают сами собой. Появляются дополнительные возможности оценивать и наращивать свои достижения по тому или иному критерию. Критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов.

Зачем нужны критерии оценки? 

Для учителей:

Содержат ясные ориентиры для учебного процесса

Содержат конкретные критерии для оценивания процесса усвоения учебного материала учащимися

Делают процесс оценивания объективным и последовательным

Облегчают процесс оценивания прогресса учащихся для учителей

Для учащихся:

Обеспечивают четкое понимание учебных целей, ожиданий, критериев оценивания и способов улучшения собственной работы.

У учащихся есть конкретные рекомендации в отношении ожиданий учителя.

Когда ученики привыкают регулярно использовать критерии оценки, они начинают испытывать большую ответственность за конечный продукт.

Создают условия для самостоятельной работы учащихся.

Критериальное оценивание включает в себя: формативное оценивание (ФО) и суммативное оценивание (СО). 

Учителя используют результаты формативного и суммативного оценивания для предоставления обратной связи обучающимся и информирования родителей во время учебного процесса. Все виды оценивания основаны на содержании учебных программ по предметам.

Это интересно! Роберт Стейк привел такую аналогию с двумя этапами оценивания супа: когда повар дегустирует суп – это формативная оценка; когда обедающий (или эксперт) ест суп – это суммативная оценка. Другими словами, формативная оценка отражает внутренний контроль качества, тогда как суммативная оценка представляет, насколько хорошо функционирует конечный продукт в реальном мире.

Критерии оценки достижений учащихся

Все виды оценивания, а формативное оценивание в особенности, предполагают использование тщательно разработанных критериев для организации оценивания работы учащихся. Оценивание с использованием критериев позволяет сделать данный процесс прозрачным и понятным для всех участников образовательного процесса. Критерии способствуют объективации оценивания.

Основой для разработки критериев оценки учебных достижений учащихся являются учебные цели. Критерии могут быть подготовлены учителем или с участием учащихся. Совместная разработка критериев (учитель – учащийся) позволяет сформировать у учащихся позитивное отношение к оцениванию и повысить их ответственность за достижение результата. При разработке критериев оценки важно всегда помнить о целях и содержании урока.

ЭТО ВАЖНО! Критерии, разработанные для оценивания промежуточных работ (формативное оценивание), должны описывать и оценивать только то, что заявлено в цели.

 Содержание критериев должно быть понятным учащимся и родителям, т.е. изложено понятным и доступным языком. Критерии оценки необходимо довести до сведения учащихся (расположить на стендах, на учебной доске, в рабочей тетради учащихся). Критерии помогают учащимся более объективно оценивать качество собственной работы.

Помните: знакомить учащихся с критериями оценки необходимо перед выполнением задания.

Для того чтобы сделать процесс оценивания эффективным, учителю рекомендуется:

 

четко сформулировать критерии оценивания в соответствии с целями обучения;

составить задания в соответствии с целями обучения и критериями оценивания и разработать дескрипторы к ним;

обеспечить обучающихся эффективной обратной связью.

При  критериальном оценивании ученик становится настоящим субъектом своего обучения, снижается  его школьная тревожность. При этом меняется роль учителя.  Он становится партнёром, консультантом, советчиком. Таким образом, критериальное оценивание несет в себе потенциал сохранения  здоровья и учеников, и учителей.

Опыт работы подсказал мне, что каждого ученика  нужно поставить  в такие условия, когда способы оценивания выбираются ими самими. Когда ученик знает, что он сам сможет оценить свои действия, то возрастает его желание учиться лучше, стремление к познанию, открытию способов решения учебных задач, т.е. видеть перспективы своего роста.

Возможность для  самооценивания вводила  с первых дней обучения. Самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Для оценивания я выбираю только те задания, где существует объективный однозначный  критерий  оценивания (т.е. ребёнок знает, как это делать, например:  посчитать количество звуков в слове)

На уроках  при самооценивании,  каждый ребенок комментировал, как он работал на уроке, что у него получилось, а что нет. И многие ребята достаточно объективно ставили себе отметки. Конечно, бывало, что кто-то занижал себе оценку или, наоборот, завышал, тогда я приходила на помощь, комментируя работу ученика на уроке. Я также вовлекала в процесс других детей, тем самым подключая их во взаимооценивание.

При взаимооценивании на первых уроках ребята завышали оценки, объясняя это тем, что им не хотелось бы обидеть друга или одноклассника. Тогда вместо обычной оценки ребята должны были ставить баллы, которые соответствовали определенным отметкам.  Ребята должны были опираться при оценивании на совместно разработанные нами критерии.

Критерии оценивания, конечно, в начальных классах проходят под руководством учителя, так как детям младшего возраста тяжело продумывать детали оценивания.

С 1 класса совместно с детьми мы  разработали   критерии оценки. Предварительно договариваемся, что критерии должны быть чёткими.  Сначала мы  критерии оценивания, написали на большой лист и повесили на стене. И при каждом комментировании оценок мы обращали внимание на этот плакат. Постепенно у меня, как учителя отпала необходимость все время объяснять, почему выставлена та или иная оценка. Дети научились самооценивать свои работы по установленным ими самими критериям и престали «дуться», «обижаться» на непонравившуюся оценку. В следующий раз мы разработали листы оценивания, причем по каждому предмету были разные критерии. Например, при оценивании письменных работ большое внимание уделялось на грамматические ошибки и каллиграфию. А на уроках рисования другие: положение на листе, использование 2 и более цветов, равновесие в рисунке и т.д.

 На уроках русского языка ребята уже знают, каждый шаг – балл. Например, если в упражнении нужно списать, вставить пропущенные буквы и подчеркнуть части речи, то вот они и дескрипторы: 

1. Красиво и аккуратно списан текст. 

2. Безошибочно вставлены пропущенные буквы. 

3. Правильно определены и подчёркнуты  части речи. 

На уроках математики, например, при решении задачи, ребята тоже чётко знают, что нужно оценивать: 
1. Правильно записаны условие и вопрос задачи. 
2. Верно в решении выбран арифметический знак. 
3. Точно произведено вычисление. 
4. Безошибочно записан ответ. 
На уроках литературного чтения мои ученики понимают, что для того, чтобы получить лучшую отметку при чтении текста, им необходимо учитывать следующее: 
1. Текст прочитан целыми словами. 
2. Слова прочитаны правильно. 
3. Соблюдена интонация. 
4. Понятен смысл прочитанного. 

Лучше составить критерии удаётся ребятам на литературном чтении, при выразительном чтении стихов. Например, при выразительном чтении наизусть, ребята разработали такие критерии, как: выразительность, чёткость в произнесении слов, артистичность, тон голоса, объём стихотворения (когда было задание на выбор, или самостоятельный подбор стихов).

При пересказе, на уроках литературы, познания мира, ученики разрабатывали следующие критерии: красочность пересказа, правильная постановка слов в ударениях, выразительность пересказа, выделение главного в пересказе

С каждым новым заданием дети спрашивают  «А будем мы сами себе ставить оценки?»

Для того, чтобы обучающиеся научились  адекватно оценивать выполненную работу,  учу их работать сэталоном (подробный образец выполненного задания). При этом обучающиеся сравнивают свою работу с эталоном, находят самостоятельно свои ошибки. Эталон известен учащимся заранее.

При использовании технологии критериального оценивания меняется и  подход к проведению проверочных и контрольных работ.  Не менее чем за неделю до констатирующей работы школьникам предоставляется полная информация о том, какие типы заданий в ней предусмотрены, каким критериям они соответствуют и что необходимо для подготовки. К каждой контрольной работе прилагаются дескрипторы, которые описывают уровни достижения учащегося по каждому критерию (последовательно показывают все шаги  по достижению наилучшего результата) и оцениваются определенным количеством баллов: чем выше достижение - тем больше балл.           

Пользуясь критериями и дескрипторами к ним, ученик ясно видит, какой должна быть идеальная работа, какие шаги нужно предпринять ему, чтобы добиться этого результата. Он может самостоятельно оценить свою работу, своевременно доработать ее. При таком подходе учащимся понятна  цель проводимой контрольной работы и процедура выставления отметки. После проверки и оценивания констатирующей работы помимо традиционной «работы над ошибками»,  организуется также рефлексивное осмысление учащимися их успехов и неудач, выяснение причин и планирование, если это необходимо коррекционной работы. Она  проводится как в рамках домашней самостоятельной работы, так и через систему  дополнительных предметных занятий.

В начальных классах нами проводится определенная работа по овладению учениками красивого каллиграфического почерка. И я стала использовать критериальное оценивание после каждого письменного задания. Так как минуты чистописания были малоэффективны. После завершения работы дети стали меняться тетрадями и ставили простым карандашом оценки согласно критериям оценок:

 

«5» - все безупречно: правильно и красиво;

«4» - одна - две ошибки, одно исправление;

«3» - три ошибки, одно исправление.

И тут я заметила, что при оценивании друг друга и при самооценивании, дети отнеслись очень серьезно, справедливо выставляли оценки в свои листы оценивания. Оценки не завышались, аргументировались выводы. И в дальнейшем при использовании этого метода, я заметила, что  у некоторых  изменился почерк. 

Для успешного проведения формативного оценивания учитель, должен определить для себя две цели:  на каком этапе обучения находится ученик, и какие эффективные методы необходимо применить, чтобы совершенствовать свое преподавание. А ученики, в свою очередь, должны понимать, зачем они учатся, чему учатся.

В повседневной практике формативного оценивания можно использовать следующие методы для измерения уровня усвоения, прогресса обучающихся в процессе обучения:

Метод «Углы».

Учитель предлагает ученикам вопрос и размещает четыре возможных ответа по четырём углам класса. Ученики встают возле ответа, который считают верным, в групповой работе   формулируют выбранные ответы  и обосновывают своё мнение.

«Отброшенный вопрос».

Для повышения уровня   понимания изученной темы «перекидывать» вопросы   между учениками в классе: например: «Дима, ты поддерживаешь мнение Толи?», «Толя, как ещё можно дополнить  ответ Димы?» и т.д.

«Поймай  ответ».

Задавая вопрос, учитель  бросает ученикам  мешочек с горохом. Это придаёт процессу опрашивания кинеститический образ и ученики не принуждаются к добровольному   ответу.  Если ученик не знает ответа,  он может перекинуть вопрос другому ученику. Если ученик поймавший мешочек, перекидывает вопрос другому ученику, стоимость вопроса снижается на 1 балл.

«Бросание  мяча».

Учитель задаёт  вопрос, бросая мяч. Ученик, поймавший мяч, отвечает на вопрос и задаёт свой вопрос. Если ученик не может ответить на вопрос, он передаёт вопрос другому ученику.

«Найди слово».

В шкатулку кладутся кусочки бумаги, на которых записаны ключевые слова по теме. Один из учеников, взяв из шкатулки бумажку, в течение 1 минуты должен описать  слово, но, не называя его. Ученик, угадавший слово, достаёт следующее слово и продолжает объяснять.

 «Древо творчества»

У детей в общей корзине лежат плоды, цветы, зеленые и желтые листики, которые дети делают на уроках технологии из цветной бумаги по 5 штук каждую неделю. В конце урока дети прикрепляют их на дерево: плоды – дело прошло полезно, плодотворно; цветок

–получилось почти все, дело прошло довольно неплохо; зеленый листик – не все получилось, но я старался; желтый листик – не смог справиться с заданием, еще нужно поработать.

«Волшебная линеечка» - на полях тетрадей ученики чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа (внизу – не справился, посередине – выполнил, но допустил ошибку, вверху – справился без ошибок). При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше.

«Светофорик» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов:

 зеленый – я умею сам,

 жёлтый – я умею, но не уверен,

 красный - нужна помощь.

Ученики должны научиться самооцениванию, а учитель, который всегда единолично оценивал, должен раскрыть ему основания, или критерии, по которым производится оценивание, и дать возможность воспользоваться результатами оценивания в своих интересах.

Вот, например, я на стадии рефлексии использую такой вид оценивания:

«У каждого на парте лежит незаконченный смайлик.

Теперь дорисуем нос:

! – если вы хорошо поняли тему;

? – если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас есть вопросы;

Теперь дорисуем рот:

+ - Урок понравился и вы довольны своей работой;

= - Урок не понравился, я не очень доволен своей работой».

Овладевая технологией критериального оценивания, необходимо: 

чётко знать планируемые результаты освоения обучающимися конкретной темы на базовом и повышенном уровне;

 выделять, что должен знать и уметь ученик после конкретного урока;

подбирать приемы, с помощью которых можно освоить данные знания;

подбирать задания, формирующие данный конкретный навык;

совместно с детьми вырабатывать критерии оценивания, алгоритм действий,

Использование данной технологии позволяет учителю успешно реализовать деятельностный подход на уроке, ребёнку -  активно включиться в процесс обучения.

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x