Критерии оценивания по модулю "3D моделирование, прототипирование, макетирование" для 5–7 классов | Иванова Вера Петровна. Работа №351669
Аннотация. Статья посвящена вопросам оценки учебных достижений учеников на уроках труда в рамках модуля «3D моделирование, прототипирование, макетирование». В статье рассматриваются критерии оценивания, которые могут помочь учителю в объективной и всесторонней оценке результатов работы школьников 5-7 классов. Оценка на уроках труда включает как технические навыки, так и креативность учащихся, их способность применять знания на практике и работу с новыми технологиями. В статье приведены примеры критериев оценки, а также рекомендации по использованию этих критериев в повседневной практике.
Ключевые слова: 3D моделирование, прототипирование, макетирование, критерии оценивания, уроки труда, школа, оценка, проектная работа, цифровые технологии, творчество.
Критерии оценивания по модулю «3D моделирование, прототипирование, макетирование» для 5–7 классов
Иванова Вера Петровна, учитель труда (технологии)
МБОУ «Кюпская средняя общеобразовательная школа
имени Е. И. Апросимова», с. Кюпцы
Аннотация. Статья посвящена вопросам оценки учебных достижений учеников на уроках труда в рамках модуля «3D моделирование, прототипирование, макетирование». В статье рассматриваются критерии оценивания, которые могут помочь учителю в объективной и всесторонней оценке результатов работы школьников 5-7 классов. Оценка на уроках труда включает как технические навыки, так и креативность учащихся, их способность применять знания на практике и работу с новыми технологиями. В статье приведены примеры критериев оценки, а также рекомендации по использованию этих критериев в повседневной практике.
Ключевые слова: 3D моделирование, прототипирование, макетирование, критерии оценивания, уроки труда, школа, оценка, проектная работа, цифровые технологии, творчество.
Современная школа всё больше обращается к новым технологиям, и уроки труда не остаются в стороне от этих изменений. Модуль «3D моделирование, прототипирование, макетирование» является не только важной частью образовательной программы, но и примером того, как цифровые технологии могут быть интегрированы в процесс обучения. В этом контексте критически важным моментом становится оценка достижений школьников, которая должна быть всесторонней и учитывать различные аспекты работы учащихся.
Оценивание учебных результатов всегда должно быть справедливым и объективным, что особенно важно в такой творческой и технически сложной области, как 3D моделирование и прототипирование. Для этого необходимо учитывать как конечный результат, так и процесс создания проекта. Важно отметить, что оценка должна способствовать не только пониманию учениками их сильных и слабых сторон, но и стимулировать их к дальнейшему развитию, обучению и совершенствованию своих навыков.
Одним из ключевых критериев оценки является способность ученика правильно поставить задачу и эффективно спланировать свою работу. На этапе подготовки проекта ученик должен продемонстрировать умение анализировать задачу, выделять основные цели и задачи, а также планировать последовательность действий. Например, при проектировании 3D модели ученик должен уметь разрабатывать схему работы, определять необходимые материалы и инструменты, а также понимать, какие этапы включают в себя процесс моделирования и прототипирования. Важно, чтобы ученики умели планировать свою работу так, чтобы результат был не только технически правильным, но и соответствовал поставленным требованиям.
Вторым важным критерием является знание и умение работать с программным обеспечением для 3D моделирования. Учащиеся должны освоить различные компьютерные программы, такие как Tinkercad, SketchUp или AutoCAD, которые позволяют создавать цифровые модели. Оценка в этом случае должна учитывать как техническую грамотность ученика в использовании программы, так и его умение адаптировать модель под реальные условия — например, для печати на 3D принтере или для дальнейшей сборки прототипа. На этом этапе важными являются точность и детализация модели, а также способность ученика работать с инструментами, такими как масштабирование, изменение форм, соединение объектов и их текстурирование.
Следующий критерий оценки — это создание прототипа. Процесс прототипирования — это важнейшая часть работы в данном модуле, которая требует от учащихся не только технической грамотности, но и креативности. Оценка работы прототипа должна основываться на его функциональности, точности выполнения и соответствии задумке. Например, если ученик разрабатывает прототип изделия, то в процессе работы на 3D принтере или при ручной сборке он должен продемонстрировать внимание к деталям, аккуратность и умение адаптировать модель с учётом технических ограничений, таких как выбор материалов, устойчивость конструкции и её способность выполнять заданную функцию. Также важно, чтобы школьники умели проводить тестирование своих прототипов, выявлять и устранять возможные дефекты.
Еще одним важным аспектом является эстетическая оценка готового изделия. В отличие от традиционных ремесел, в 3D моделировании и прототипировании на первый план выходит не только функциональность, но и внешний вид модели. Учитель должен оценивать, насколько проект выглядит законченно, насколько дизайн соответствует функциональному назначению, и как он соотносится с креативной задумкой ученика. Эстетические критерии не менее важны, поскольку они развивают у школьников чувство вкуса, внимание к деталям и способствуют повышению мотивации. Например, если ученик создает модель автомобиля, то важно не только то, как он выглядит в плане дизайна, но и насколько гармонично сочетаются его отдельные элементы, выполнены ли они аккуратно и симметрично.
Не менее важным критерием является способность ученика представить и объяснить свой проект. На уроках труда часто важным этапом является презентация работы, где учащиеся должны донести до учителя и одноклассников, как они пришли к своей идее, какие проблемы возникали в процессе создания проекта, и каким образом они их решали. Оценка в этом случае должна включать не только качество презентации, но и умение логично и последовательно излагать свои мысли, использовать технические термины и показывать понимание материала. Например, ученик, представляющий свой проект, должен объяснить, почему он выбрал тот или иной материал для прототипа, как он работал с программой и как тестировал модель.
Кроме того, в процессе работы важно учитывать такие критерии, как умение работать в группе, если проект выполняется коллективно. Оценка в этом случае будет включать распределение ролей в группе, уровень сотрудничества и взаимодействия между участниками, а также вклад каждого школьника в общий результат. Групповые проекты требуют от учеников не только технических навыков, но и способности к командной работе, делегированию обязанностей и решению конфликтных ситуаций.
Таким образом, современные цифровые технологии в образовании открывают новые возможности для обучения и развития школьников, и важной задачей учителя труда является грамотное и справедливое оценивание этих новых навыков. Учитывая разнообразие навыков и компетенций, необходимых для успешного освоения модуля «3D моделирование, прототипирование, макетирование», критерии оценивания должны быть многогранными и учитывать как творческий потенциал, так и техническую подготовленность учащихся. Оценка на таких уроках не должна быть только итоговой, она должна быть процессом, который помогает ученику осознавать свои достижения и стимулирует дальнейшее развитие.
Список литературы
Аскарова М. А. О системе
критериального
оценивания в обучении (из наблюдений опыта учителей на практике в школе) / М. А. Аскарова. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20.1 (79.1). — С. 34-36. — URL:
https://moluch.ru/archive/79/14071/
Овсянникова Т. Ю. Опыт внедрения альтернативной системы оценки успеваемости в российских школах / Т. Ю. Овсянникова. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 1004-1007. — URL:
https://moluch.ru/archive/112/28370/
Тугузбаева
А. Р. Технологии проектного обучения // Теория и практика современной науки. 2017. №1 (19). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-proektnogo-obucheniya