Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Критерии педагогического мастерства: исторические доминанты и вызовы современности" | Семенова Земфира Владимировна. Работа №262006

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Семенова Земфира Владимировна
Лекция 

 

Мастерство – это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог…

А.С. Макаренко

 

 

(СЛАЙД 1)

 

Миссия образования состоит в подготовке подрастающего поколения к жизни в обществе, а значит, и в том, чтобы научить сегодняшних детей и подростков самостоятельно реагировать на вызовы современности.

Развитие образования - процесс непрерывный и нелинейный, многовекторный и противоречивый, характеризующийся на разных этапах разными традициями и разным видением перспектив.

Исторически становление педагога происходило в контексте ценностей гуманизма и патриотизма, сочетавших в себе ориентацию на интересы общества и государства, собственная профессиональная позиция и деятельность воспринимались учителем как служение этим интересам, как форма духовной деятельности.

Большой вклад в развитие образования, проблемы педагогического мастерства внес Ян Амус Коменский. Всю свою жизнь он посвятил поиску эффективных методов обучения. Впервые Я.А. Коменский широко и конкретно осветил вопрос о педагогическом искусстве учителя, которое требует гуманного отношения к ребенку, энциклопедических знаний, высокой культуры. Сформулировал новый взгляд на учителя, утверждая, что «лучшие из людей да будут учителями ...» (СЛАЙД 2). По его мнению, учитель должен любить свое дело, высоко оценивать собственную педагогическую деятельность, должен быть примером для учащихся в одежде и в питании, лень, пассивность, бездеятельность несовместимые с профессией педагога.

Антон Семенович Макаренко отмечал, что «сущность педагогического мастерства проявляется в знаниях и умениях». Большого мастерства требовал от педагога Жан Жак Руссо. Педагогическое мастерство должно строиться на глубоком изучении индивидуальных особенностей ребенка.

Что такое педагогическое мастерство сегодня? С этим вопросом можно обратиться к тысяче учителей, и каждый даст свое определение с позиции собственного опыта. Однако, в целом, для каждого педагога мастерство - это определенная педагогическая вершина, к которой он стремится. Педагогическое мастерство – высокий уровень овладения педагогической деятельностью, комплекс специальных знаний, умений, навыков, профессионально важных качеств личности, позволяющих педагогу эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся и осуществлять целенаправленное педагогическое воздействие и взаимодействие.

ЛАЙД 3)

Каковы же критерии педагогического мастерства? Это:

целесообразность

(по направленности);

продуктивность

(по результату — уровню знаний, воспитанности учащихся)

;

проявляющ

аяся в успеваемости обучающихся

и их интересу к предмету;

оптимальность

(в выборе средств);

творчество

(по содержанию деятельности),

включающее

поисково-проблемный стиль мышления, развитые интеллектуальные способности, умение анализировать, обосновывать, объяснять, выделять главное, а также выработку собственных творческих решений в различных педагогических ситуациях.

Современный педагог должен работать над интеллектуальной насыщенностью содержания образования, высоким уровнем методики обучения, стремясь познать, полюбить ученика и помочь ему сотворить себя, продумывать степень своего участия в обновлении и развитии образования.

Учитель, педагог-профессионал – этот вопрос всегда волновал детей и их родителей, так как хорошее образование является одной из значимых духовных ценностей современного общества.

Целеустремленность в овладении основами педагогического мастерства должна иметь вполне определенный ориентир. Одним из важнейших компонентов основ мастерства является содержание профессионального образования вообще и той его части, которая сориентирована непосредственно на профессионально-педагогическую деятельность в частности.

Основная парадигма работы учителя гласит: «Главное – дать каждому ученику возможность реализовать свои способности, создать для него комфортные условия, сформировать ситуацию успеха, использовать при обучении личностно ориентированные педагогические технологии».  

Одним из основных критериев педагогического мастерства, на мой взгляд, является личность педагога, способная к педагогическому творчеству. Только личность способна воспитать личность. Развитие самого педагога, его интеллектуальных, нравственных и профессиональных свойств должно опережать уровень социального окружения. Это возможно при условии осознания педагогом своей общественной значимости, высокой ответственности, познавательной активности, постоянной систематической работы по самосовершенствованию. Педагог учится всю жизнь, он находится в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем, проводником новых знаний в современном насыщенном информационном мире.

Педагог может стать профессионалом, если он обладает комплексом способностей и компетенций, берущим на себя ответственность за результаты своей работы. В современной практике именно во владении педагогической техникой выражается мастерство и профессионализм педагога.

       (СЛАЙД 4) 

В заключении хочу сказать, что педагогическое мастерство оценить трудно, практически невозможно выработать единые критерии. Труд педагога тяжелый и  не всегда ощутим сразу. Он проявляется через некоторое время в личностных качествах ученика, в развитии его творческих способностей, умений, навыков и ключевых компетенций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×