Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Критическое мышление и медиаграмотность: подготовка младших школьников к жизни в цифровом мире | Лукашенко Елена Степановна. Работа №349841

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена важности формирования критического мышления и медиаграмотности у младших школьников как необходимым навыкам для успешной жизни в цифровом мире. Обсуждаются основные методы и приемы, позволяющие развивать эти навыки у учащихся, а также примеры практических занятий и активностей, способствующих повышению медиаграмотности.

Ключевые слова: критическое мышление, медиаграмотность, начальная школа, цифровой мир, методические рекомендации.

Критическое мышление и медиаграмотность: подготовка младших школьников к жизни в цифровом мире

 

Лукашенко Елена Степановна, учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Новоусманского муниципального района Воронежской области
«Новоусманская средняя общеобразовательная школа № 3»

 

Аннотация. Статья посвящена важности формирования критического мышления и медиаграмотности у младших школьников как необходимым навыкам для успешной жизни в цифровом мире. Обсуждаются основные методы и приемы, позволяющие развивать эти навыки у учащихся, а также примеры практических занятий и активностей, способствующих повышению медиаграмотности.

Ключевые слова: критическое мышление, медиаграмотность, начальная школа, цифровой мир, методические рекомендации.

 

В условиях стремительного развития технологий и повсеместного распространения информации, формирование критического мышления и медиаграмотности у младших школьников становится особенно актуальным. Критическое мышление — это способность анализировать, оценивать и интерпретировать информацию, что необходимо для успешного ориентирования в современном мире. Медиаграмотность же подразумевает умение работать с медиапроцессами и понимать их влияние на наше восприятие действительности.

В эпоху цифровых технологий младшие школьники сталкиваются с огромным количеством информации, которая поступает к ним через различные каналы, включая интернет, социальные сети и СМИ. Поэтому крайне важно научить их не просто принимать информацию на веру, но и осмысленно ее анализировать. Это требует от учителей новых подходов к организации учебного процесса. Развитие критического мышления можно начинать уже в начальной школе с простых упражнений и заданий, которые помогут детям научиться задавать вопросы, сомневаться и искать доказательства.

Одним из эффективных способов формирования критического мышления является использование проблемных ситуаций и игровых технологий. Например, на уроке окружающего мира можно обсудить актуальную экологическую проблему, предложив учащимся рассмотреть разные точки зрения. Учитель может задать вопросы: «Почему это происходит?», «Как мы можем помочь?», «Кто отвечает за эту ситуацию?» и т. д. Это поможет ученикам развить навыки анализа и аргументации, а также научит их формулировать свои мысли и убеждения.

Кроме того, важно вовлекать детей в обсуждение различных медиаформатов. Учителям следует обращать внимание на то, как информация подается в новостях, рекламе и социальных сетях. На уроках можно организовать анализ рекламных роликов или новостных сюжетов, обсуждая их цели и аудиторию. Например, учащиеся могут посмотреть рекламу нового продукта и попытаться определить, какие эмоции она вызывает, и какова ее целевая аудитория. Это даст возможность ученикам осознать, что не все, что они видят или слышат, является правдой, и что информация может быть подана с определенной целью.

Также полезным инструментом в развитии медиаграмотности являются проекты. Учителя могут предложить учащимся создать свой собственный медиаресурс, например, школьную газету или блог, где они будут писать о том, что их интересует. Это не только развивает творческие способности, но и учит детей ответственности за информацию, которую они публикуют, а также навыкам работы с различными форматами подачи информации. Процесс создания медиапродукта потребует от учеников поиска фактов, анализа источников и формулирования собственного мнения, что, безусловно, способствует развитию критического мышления.

Важным аспектом подготовки детей к жизни в цифровом мире является знакомство с правилами безопасного поведения в интернете. Учителя должны акцентировать внимание на вопросах защиты личной информации, уважения к чужой собственности и безопасности в сети. Проводя уроки на эту тему, можно использовать интерактивные формы обучения: игры, обсуждения и ролевые ситуации, где дети смогут рассмотреть возможные риски и выработать стратегии безопасного поведения.

Методические рекомендации для учителей начальных классов могут включать следующие шаги. Во-первых, необходимо создать в классе атмосферу доверия, где учащиеся смогут свободно выражать свои мысли и чувства. Учитель должен быть открытым для вопросов и сомнений, поощряя дискуссии и обсуждения. Во-вторых, стоит включать в уроки разнообразные медиаформаты, чтобы показать детям, как информация может быть подана по-разному. Это могут быть видео, подкасты, интернет-ресурсы и многое другое.

В-третьих, важно интегрировать темы критического мышления и медиаграмотности в различные учебные предметы. Например, на уроках чтения можно обсуждать, как авторы создают персонажей и какие приемы они используют для передачи информации. На уроках математики можно анализировать данные, представленные в графиках, и обсуждать, какие выводы можно сделать из представленных фактов. Это позволит учащимся видеть связь между предметами и применять критическое мышление в разных контекстах.

В заключение, формирование критического мышления и медиаграмотности у младших школьников является важным условием их успешной адаптации к жизни в цифровом мире. Учителя, применяя разнообразные методы и подходы, могут значительно повысить уровень осознанности учащихся в отношении информации, научив их анализировать и интерпретировать данные. Эти навыки не только помогут детям ориентироваться в современном информационном пространстве, но и будут способствовать их общему развитию как личности. Учитывая все вышеизложенные рекомендации, педагоги могут создать увлекательную и продуктивную образовательную среду, способствующую росту критического мышления и медиаграмотности у своих учеников.

 

 

Список литературы

Астахова

Л.В. Критическое мышление как средство обеспечения информационно-психологической безопасности личности. Монография / Л.В. Астахова, Т.В.

Харлампьева

/Под

научн

. ред. Л.В. Астаховой. - М.: РАН, 2016 – 136 с.

Зак

А

.

З.

В

озможности формирования критического мышления в начальной школе // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2024. №4-4 (91).

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-formirovaniya-kriticheskogo-myshleniya-v-nachalnoy-shkole

Мазанюк

Е. Ф.

Ф

ормирование основ

медиаграмотности

обучающихся начальной школы // Проблемы современного педагогического образования. 2023. №78-2.

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-osnov-mediagramotnosti-obuchayuschihsya-nachalnoy-shkoly

Орипов

Х. Т.

П

едагогические условия развития навыков критического мышления у учащихся начальных классов // Экономика и социум. 2024. №5-1 (120).

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-navykov-kriticheskogo-myshleniya-u-uchaschihsya-nachalnyh-klassov

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×