Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Критическое мышление на уроках русского языка: приемы и методики | Мельник Юлия Александровна. Работа №342366

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается важность развития критического мышления на уроках русского языка. Описаны основные приёмы и методики, направленные на формирование у учащихся навыков анализа, аргументации, логического мышления и самостоятельной оценки информации. Статья акцентирует внимание на необходимости внедрения практик, которые способствуют более глубокому пониманию учебного материала и подготовке школьников к современным условиям информационного общества.

Ключевые слова: критическое мышление, русский язык, методики, анализ, аргументация, развитие учащихся.

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИЕМЫ И МЕТОДИКИ

 

Мельник Юлия Александровна, учитель русского языка и литературы

ГБОУ «Специализированная школа с углубленным изучением предметов естественно-математического цикла № 135 г. о. Донецк» ДНР

 

Аннотация. В статье рассматривается важность развития критического мышления на уроках русского языка. Описаны основные приёмы и методики, направленные на формирование у учащихся навыков анализа, аргументации, логического мышления и самостоятельной оценки информации. Статья акцентирует внимание на необходимости внедрения практик, которые способствуют более глубокому пониманию учебного материала и подготовке школьников к современным условиям информационного общества.

Ключевые слова: критическое мышление, русский язык, методики, анализ, аргументация, развитие учащихся.

 

В современном обществе, где информация становится доступной в огромных объёмах, способность критически оценивать и анализировать её приобретает особую значимость. Уроки русского языка, помимо изучения грамматических норм и орфографии, должны способствовать формированию у учащихся навыков критического мышления. Это позволяет школьникам не только успешно овладеть предметом, но и подготовиться к сложностям, которые ждут их за пределами школы: в университетах, на работе и в повседневной жизни.

Критическое мышление — это процесс сознательного анализа, оценки и интерпретации информации с целью формирования обоснованных суждений и выводов. Оно включает в себя такие важные навыки, как анализ информации, аргументация, рефлексия, скептицизм.

Для учащихся важно не просто запоминать факты, но и уметь их анализировать, видеть взаимосвязи между различными явлениями, аргументировать свои выводы и осознавать последствия своих действий и решений.

На уроках русского языка развитие критического мышления можно реализовывать через различные методы и приёмы, направленные на активизацию аналитической деятельности обучающихся.

Одним из наиболее эффективных способов формирования критического мышления является анализ текстов. Учитель может предложить учащимся не просто прочитать текст, но и выделить ключевые идеи и проблемы, оценить аргументацию автора, проанализировать, как язык и стилистика текста влияют на восприятие его содержания, сравнить различные источники, показывая разные точки зрения на одну и ту же тему.

Метод кейсов – это одна из форм работы с текстами, когда учащимся предлагаются ситуации, которые требуют глубокого анализа и выработки решения. Например, можно использовать тексты, описывающие реальные жизненные ситуации, и предложить школьникам найти аргументированные решения.

Дебаты являются одним из наиболее эффективных методов формирования критического мышления. Учитель предлагает тему, например, связанную с нормами русского языка или языковыми процессами, и учащиеся в группах обсуждают её, отстаивая различные точки зрения. Это помогает ученикам, овладеть искусством аргументации, научиться уважительно относиться к чужой точке зрения, тренировать логику и способность убеждать.

Сократический диалог также может быть полезным методом. Учитель задаёт ученикам вопросы, которые направляют их к более глубокому осмыслению материала, стимулируя самостоятельное формирование выводов.

Рефлексивное письмо развивает у школьников способность критически оценивать собственные мысли и идеи. Преподаватель может предложить задания, которые требуют от школьников письменного анализа прочитанного или услышанного, с обязательным пояснением, почему они пришли к тому или иному выводу.

Например, после чтения текста можно предложить учащимся написать эссе с размышлениями на тему: "Почему этот текст важен в современном контексте?" или "Какие идеи автора вызывают сомнения и почему?".

Метод "Шесть шляп мышления" – это методика, разработанная Эдвардом де Боно, позволяет рассматривать проблему с разных точек зрения. Ученики надевают "шляпы" разного цвета, каждая из которых символизирует определённый способ мышления:

Белая шляпа – объективные факты.

Красная шляпа – эмоциональные реакции.

Чёрная шляпа – критический анализ.

Жёлтая шляпа – оптимистичный взгляд на проблему.

Зелёная шляпа – творческое мышление.

Синяя шляпа – организация процесса.

Этот метод помогает школьникам рассматривать вопрос с разных сторон, что способствует развитию гибкости мышления и умению принимать взвешенные решения.

В современном мире большое количество информации поступает через медиа. Учитель может использовать тексты новостных статей, рекламных роликов или социальных сетей для развития критического мышления учащихся. Важно научить школьников анализировать источники информации, выявлять манипуляции, ложные данные или односторонние суждения.

Развитие критического мышления на уроках русского языка способствует не только глубокому усвоению учебного материала, но и помогает формировать активную позицию учащихся. Благодаря этому они становятся: более внимательными и вдумчивыми, способными к самостоятельному решению проблем и готовыми к эффективному взаимодействию.

Таким образом, формирование критического мышления на уроках русского языка является важной задачей, которая помогает учащимся не только усвоить школьную программу, но и подготовиться к жизни в условиях постоянно меняющегося информационного потока. Приёмы и методы, ориентированные на развитие аналитических навыков, способствуют активизации познавательной деятельности, формированию осознанного отношения к изучаемым материалам и умению применять полученные знания на практике. Учителям важно использовать разнообразные методики, чтобы каждый ученик мог развить свои способности критического анализа и научиться аргументированно защищать свою точку зрения.

 

Список литературы

Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приёмы// Директор школы. – 2015 - №4. – с. 66-72.

Ильенкова

, С. Д. "Методы развития критического мышления на уроках русского языка." Русский язык в школе, 2019.

Коган, Л. Н. "Критическое мышление: формирование и развитие." Образовательная среда, 2021.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×