Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Кризис 3 лет | Исаева Ольга Александровна. Работа №214330. Номер работы: №214330

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Исаева Ольга Александровна
Когда ребенку исполняется три года, многие родители понимают, что его поведение изменилось. Вдруг перестал слушаться, а то, что совсем недавно принимал как должное, теперь вызывает у него только протест. Ребенок начинает все делать «наоборот» - убегает, когда его зовут, отказывается от еды, когда его просят поесть, кричит, когда просят говорить шепотом и т.д. Еще совсем недавно он был таким послушным, а сейчас устраивает истерики по любому поводу. Для многих родителей эта ситуация является сложной и непонятной, они не знают что с этим делать, сердятся друг на друга и на ребенка. В этот период ребенок хочет действовать по собственному желанию, наперекор ситуации, не соглашаясь с предложениями взрослых. Он начинает осознавать себя как личность, у него появляется собственное «хочу». Причем проявляется оно, как правило, в виде упрямства, негативизма, и своеволия. Усиливает протестные реакции то, что взрослые не заметили, взросления ребенка, его активности, вовремя не поменяли модель своих взаимоотношений с ним.

Кризис –3х лет.

Когда ребенку исполняется три года, многие родители понимают, что его поведение изменилось. Вдруг перестал слушаться, а то, что совсем недавно принимал как должное, теперь вызывает у него только протест. Ребенок начинает все делать «наоборот» - убегает, когда его зовут, отказывается от еды, когда его просят поесть, кричит, когда просят говорить шепотом и т.д. Еще совсем недавно он был таким послушным, а сейчас устраивает истерики по любому поводу. Для многих родителей эта ситуация является сложной и непонятной, они не знают что с этим делать, сердятся друг на друга и на ребенка. В этот период ребенок хочет действовать по собственному желанию, наперекор ситуации, не соглашаясь с предложениями взрослых. Он начинает осознавать себя как личность, у него появляется собственное «хочу». Причем проявляется оно, как правило, в виде упрямства, негативизма, и своеволия. Усиливает протестные реакции то, что взрослые не заметили, взросления ребенка, его активности, вовремя не поменяли модель своих взаимоотношений с ним.

Родителям не стоит пугаться такие явления это закономерный процесс в развитии любого ребенка в возрасте около трех лет, основная задача этих реакций закрепить у ребенка ощущение большей самостоятельности и собственной значимости. Возраст возникновения, длительность и выраженность симптомов кризиса у разных детей могут отличаться. Кризис наиболее ярко выражен в семьях, где родители используют авторитарную модель воспитания, с большим количеством запретов и наказаний или наоборот излишне опекают малыша, не давая ему возможность проявить свою самостоятельность. Л. С. Выготский подчеркивал, что за всяким негативным симптомом кризиса "скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой и высшей форме". Положительными личностными приобретениями детей после кризиса трех лет является становление нового уровня самосознания, повышение уровня самостоятельности в общении, играх, развитие активности, волевых качеств. Появление этих качеств, является надежным показателем конструктивного прохождения ребенком данного этапа.

 

Ребенок в период кризиса трех лет – это маленький тиран и террорист. Хотя еще пару дней назад ничего не предвещало изменений, сегодня он бесконечно отказывается есть любимую кашу, убирать за собой игрушки, смотреть любимый мультфильм и целовать любимую тетю.

По мнению специалистов, кризис трех лет характеризуется следующим «семизвездьем» симптомов:

 негативизм – стремление делать все наоборот и противоречить всем и везде;
 упрямство – настаивать на своем, не потому что очень нужно, а просто так, «из принципа», потому что «Я захотел так»;
 строптивость – подобна негативизму, но ни на кого конкретно не направлена, это просто позиция «против системы», против образа жизни и положения вещей;
 своеволие – ребенок диктует свою волю, через заявления «я сам», даже если не особо умеет это делать;
 протест-бунт – постоянный «бунт на корабле», состояние войны, борьбы, конфликта со всеми;
 обесценивание – все старое, что раньше было дорого (вещи, люди) отвергаются, причем иногда с употреблением всяких бранных слов;
 деспотизм (чаще в семьях с единственным ребенком) – везде и во всем пытается проявить свою власть; «властелин колец» семьи.


К 3 годам ребенок достаточно хорошо сформирован физически: развивается координация движений, он может быстро бегать, взбираться по шведской стенке, ездить на трехколесном велосипеде. С лозунгом «я уже большой» уже довольно убегать от мамы. Таким образом расширяется пространство вокруг ребенка и развивается самостоятельность в движениях.

Самостоятельность в передвижениях развивает самостоятельность в мышлении. Мозг трехлетнего ребенка созревает для наглядно-образного мышления: он уже умеет думать и представлять образные картинки, вспоминать что-то в образах.

Перестройки в структуре головного мозга и периферической нервной системе влияют и на то, что получается (или не получается) придумать, смастерить-построить своими руками, нарисовать, манипулировать с мозаиками, шнуровками и т.д. Эти же перестройки оказывают влияние на эмоциональную сферу малыша, а с эмоциями он еще не в силах справляться.
Самое главное изменение в период кризиса 3 лет – это осознание себя и формирование зачатков личности. Именно в этот период ребенок начинает делить мир на Я и Другие; выделять себя из окружающего физического и, главное, социального мира.

Симптомами этого осознания могут быть: интерес к своему изображению в зеркале, интерес к внешности, нарядам (у девочек), своим способностям и навыкам (у мальчиков, например, к конструированию или лепке, рисованию).

Главный девиз кризиса 3 лет – «Я сам». Это не только проявление личности и индивидуальности ребенка (слово Я), но и основа для формирования самостоятельности, активности и инициативности ребенка. Подавив инициативу этих заявлений, сделав что-то за ребенка, прикрикнув на него или подстегивая неумеху в делах, можно потерять львиную долю его самостоятельности в будущем.

Именно в период кризиса трех лет формируются зачатки волевой сферы (своеволие, упрямство, деспотизм) и первые моральные и нравственные нормы. Начинает формироваться механизм выбора между «надо или хочу», между «нельзя и хочу». А это оооочень важный механизм жизни в обществе!

Выделим шаги, которые позволяют минимизировать последствия кризиса для ребенка.

Старайтесь сохранять спокойствие. Если вы в ответ на поведение ребенка будете спокойны, то он, в конечном счете, и сам успокоится, если же вы сорветесь, для него это будет знаком, что на вас таким образом можно воздействовать. Вам в каждой конкретной ситуации нужно стараться действовать по взрослому, например, переключить внимание ребенка на выполнение каких - либо других дел, отвлечь при помощи юмора, поиграть в игру и т.д.

Самое главное, помните, что своим поведением ребенок исследует, что ему можно делать, а что нельзя. Если раньше ему было можно все, то теперь многое оказывается под запретом и ему необходимо понять эту систему.

Можно говорить, что вам не нравится поведение ребенка, но не он сам. Говоря ребенку, что он плохой вы тем самым создаете у него комплекс вины, и ребенок начинает думать, что его не любят и он никому не нужен. Это только усугубляет симптомы кризиса трех лет. Старайтесь в спокойной позитивной обстановке объяснить ребенку что конкретно вам не нравится в его поведении.

При общении с ребенком используйте«временный язык». Не «у тебя никогда не получится», а «у тебя сейчас не получилось», не «ты никогда не с кем не делишься», а «ты сегодня не поделилась» и т.д.

Остерегайтесь сравнивать ребенка с другими детьми. Это приведет к тому, что ребенок будет считать себя плохим, а другого ребенка хорошим. Лучше сравнивать ребенка с ним же самим, например: «А вот сегодня ты сама собрала свои игрушки», «у тебя самого получилось скатиться с горки». Ему будет приятна похвала и не возникнет чувства обиды.

Дайте ребенку больше самостоятельности. Ребенок в этом возрасте жаждет самостоятельности. Позвольте ему что-нибудь делать самому, например, поливать цветы, мыть полы или приносить столовые приборы к трапезе. И даже если у ребенка не все получается, самое главное что вы позволили ему это сделать самостоятельно. Дайте ему самому возможность выбрать, что он хочет съесть, одеть, почитать, где погулять.

Проявляйте больше гибкости при взаимодействии с ребенком. Это не значит, что вы должны потакать ребенку во всем. Однако есть вещи, в которых можно уступить. Например, если ребенок хочет пойти погулять – уступите. Эта еще одна возможность побыть с ребенком. Или он хочет одеть красную майку вместо желтой майки, в этом тоже нет ничего страшного. Ребенок не хочет ложиться спать днем. В этом тоже нет ничего плохого, многие дети в этом возрасте перестают спать днем. Нужно чётко определить границу дозволенного, и не в коем случае не уступать (например, нельзя бить маленькую сестру, нельзя обзывать родителей, нельзя кидать мусор на пол, нельзя ходить по лужам, нельзя есть грязными руками и т.д.). Стать более гибким вам поможет умение взглянуть на себя со стороны. Постарайтесь искать другие возможности для решения той или иной проблемы.

Хвалите ребенка за его достижения. В этом возрастеу ребенка возникает гордость за свои успехи. Вам необходимо одобрять его пусть даже небольшие, но победы. Сам помыл руки, раскрасил картинку, убрал игрушки, покушал и т.д.

Чаще общайтесь с ребенком, вы для него – главный источник знаний о непонятном взрослом мире. Спрашивайте его, как он провел свое время, понравилось ему или нет то или иное событие в его жизни и т.д. Общаясь с ребенком и стимулируя его общение со сверстниками, вы тем самым показываете ему, как правильно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Важным условием более спокойного прохождения кризиса трех лет является забота о полноценном сне, питании, режиме дня, физической активности малыша.

 

Итак, на заметку. Кризис 3 лет у ребенка – это один из самых острых кризисов в развитии, но и один из самых важных. Родителям важно в этот период общения с ребенком не ломать его сопротивление, а найти достойную сферу проявления его самостоятельности. Лучше всего для этого подходит игра. Когда ребенок ходит в садик полный день, то естественно, он эмоционально очень устает. И если в саду он еще может держать "марку", то при встрече с мамой все ограничения и способности хоть как-то контролировать себя резко спадают. Т.е. все накопленное за день, то что приходилось сдерживать выплескиваться на маму. Плюсом может идти высокая чувствительность психики в этом возрасте к тому что не получается. Вполне закономерно и нормально. А как реагировать? - Спокойно и терпеливо! С любовью, понимая, что у ребенка еще нет сил контролировать свои эмоции, а роль старших по отношению к ребенку как раз и заключается, чтобы терпеть эмоции ребенка, поскольку у него самого таких сил еще нет. 
Если есть возможность, то забирайте раньше из садика, давайте возможность отдыхать в спокойной расслабляющей обстановке, не допуская перевозбуждения.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×