Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

кроссенс на уроках английского языка. | Светлана Сергеевна Почекунина. Работа №319870

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Понятие  «кроссенс» означает «пересечение смыслов», он разработан нашими соотечественниками Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом. Впервые «Кроссенс» был опубликован в 2002 году в журнале «Наука и жизнь».

Кроссеннс  представляет собой ассоциативную цепочку из девяти картинок, замкнутых в стандартное поле, как для игры в «Крестики-нолики». Изображения расставляются  таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько картинок. Перед обучающимися стоит  задача: составить ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений.

 

Кроссенс на уроках английского языка как методический прием формирования критического мышления обучающихся

«Все наши замыслы превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться» Сухомлинский В.А

Сегодня мы встречаем всё больше технологий, которые позволяют сделать учебный процесс интересным для учащихся. Использование нетрадиционных методов и приемов обучения дают положительный результат.К.Д.Ушинский говорил, если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…»

Как же помочь детям? Как облегчить восприятие теоретического материала, научить учащихся самостоятельно рассуждать, делать выводы?

Понятие «кроссенс» означает «пересечение смыслов», он разработан нашими соотечественниками Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом. Впервые «Кроссенс» был опубликован в 2002 году в журнале «Наука и жизнь».

Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом «кроссворд». Когда мы отгадываем кроссворды, то видим пересечение слов, а кроссенс с английского означает «пересечение смыслов». Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, предназначенное для определённой аудитории.

Кроссеннс представляет собой ассоциативную цепочку из девяти картинок, замкнутых в стандартное поле, как для игры в «Крестики-нолики». Изображения расставляются таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько картинок. Перед обучающимися стоит задача: составить ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений.

План действий примерно таков:

1. Определить тему.

2. Выбрать 9 элементов (образов), имеющих отношение к теме.

3. Найти связи между образами

4. Определить последовательность элементов по типу связи «крест» и «основа».

5. Сконцентрировать смысл в одном элементе (центр – 5-й квадрат).

6. Подобрать картинки, иллюстрирующие выбранные элементы (образы).

7. Заменить выбранные элементы (образы) картинками.

Читать кроссенс можно следующим способом:

− сверху вниз и слева направо (как правило чтения в русском языке), далее двигаясь только вперед и заканчивая на центральном 9 квадрате. Таким образом получается цепочка,

завернутая «улиткой»;

− начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки, фразы.

 

Приведу пример из опыта работы по теме « У. Шекспир», где я использовала кроссенс в начале урока: мне необходимо, чтобы ученики сами обозначили тему. В кроссенсе я использовала цепочку слов. По окончании работы мы с учащимися «закрыли» цепочку и назвали тему урока. Так как большой популярностью в последнее время пользуется табличный способ изображения ассоциативных связей, замкнутых в стандартное поле из шести или девяти квадратиков, я выбрала его и вот как выглядела наша цепочка по теме: 1) Англия. Родная страна писателя.

2) Воротник. Именно такие воротники были популярны во времена Шекспира.

3) Усы и борода. Отличительные признаки писателя.

4) Перо. Символизирует, что загаданный человек- писатель.

5) Театр. Шекспир писал пьесы для театров, а также работал в знаменитом театре «Глобус».

6) Отелло. Сцена из произведения Шекспира «Отелло».

7) Ромео и Джульета. Одно из самых знаменитых произвдений писателя.

8) Гамлет. Одна из самых знаменитых сцен, монолог главного героя «Быть или не быть, вот в чем вопрос…» 

Кроссенсы могут быть двух уровней:

–«базовый» кроссенс (связи между картинками поверхностные, задача ученика – объяснить кроссенс)

кроссенс «высокого уровня» (связи между картинками глубинные, образующиеся на основе замены прямых образов и ассоциаций косвенными, символическими, задача ученика – разгадать кроссенс).

Алгоритм создания кроссенса:

-Во-первых, необходимо определить тематику, общую идею.

-         Затем подобрать 9 элементов, которые имеют отношение к данной теме или идее.

-         Найти связи между элементами, определить последовательность.

-         Сконцентрировать смысл в одном элементе

(т.е. в центре).

Кроссенс применяют на разных этапах урока:

− проверка домашнего задания (с помощью кроссенса рассказать о материале прошлого урока);

 

Кроссенс применяют на разных этапах урока:

− формулировка темы урока, постановка цели урока (найдите связь между изображениями и определите тему урока; определите, что мы будем делать);

 

Кроссенс применяют на разных этапах урока:

− творческое домашнее задание (составление кроссенса в печатном или электронном виде на заданную тему);

 

Кроссенс применяют на разных этапах урока:

− построение структуры урока (девять элементов кроссенса могут содержать в себе последовательное отражение структуры урока с именем, целью или проблемой в середине).

Кроссенс применяют на разных этапах урока:

− организация групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных

изображений, сравнение кроссенсов групп);

 

Кроссенс применяют на разных этапах урока:

− раскрытие информационного блока темы, поиск проблемы (виды, причины, черты, последствия чего‐либо в образах и символах);

− обобщение материала, закрепление (кроссенс состоит из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, ученики по ним обобщают материал и делают вывод);

Приём «Кроссенс» отвечает следующим принципам:

 Научность: имеет научное обоснование;

 Эффективность: даёт гарантированные результаты уже с первых дней их применения;

  Гуманность: улучшает качество образования и облегчает процесс обучения;

 Универсальность: применим для преподавания разных учебных предметов, пригоден для разных ступеней обучения, а также для обучения детей с разным уровнем развития;

• Креативность: направлен на развитие неординарного творческого мышления.

Применение методического     приёма кроссенса   на уроках     позволяет  повысить мотивацию обучающихся.

Этот приём    позволяет  на     практике воплотить    в     деятельности учителя смену приоритетов, продиктованных целями системы современного образования – не научить, а создать условия для     самостоятельного творческого поиска ученика.


«Если ребёнок не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только

подражать, копировать…»

 

 

 

.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×