кроссенс на уроках английского языка. | Светлана Сергеевна Почекунина. Работа №319870
Понятие «кроссенс» означает «пересечение смыслов», он разработан нашими соотечественниками Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом. Впервые «Кроссенс» был опубликован в 2002 году в журнале «Наука и жизнь».
Кроссеннс представляет собой ассоциативную цепочку из девяти картинок, замкнутых в стандартное поле, как для игры в «Крестики-нолики». Изображения расставляются таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько картинок. Перед обучающимися стоит задача: составить ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений.
Кроссенс на уроках английского языка как методический прием формирования критического мышления обучающихся
«Все наши замыслы превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться» Сухомлинский В.А
Сегодня мы встречаем всё больше технологий, которые позволяют сделать учебный процесс интересным для учащихся. Использование нетрадиционных методов и приемов обучения дают положительный результат.К.Д.Ушинский говорил, если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…»
Как же помочь детям? Как облегчить восприятие теоретического материала, научить учащихся самостоятельно рассуждать, делать выводы?
Понятие «кроссенс» означает «пересечение смыслов», он разработан нашими соотечественниками Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом. Впервые «Кроссенс» был опубликован в 2002 году в журнале «Наука и жизнь».
Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом «кроссворд». Когда мы отгадываем кроссворды, то видим пересечение слов, а кроссенс с английского означает «пересечение смыслов». Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, предназначенное для определённой аудитории.
Кроссеннс представляет собой ассоциативную цепочку из девяти картинок, замкнутых в стандартное поле, как для игры в «Крестики-нолики». Изображения расставляются таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько картинок. Перед обучающимися стоит задача: составить ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений.
План действий примерно таков:
1. Определить тему.
2. Выбрать 9 элементов (образов), имеющих отношение к теме.
3. Найти связи между образами
4. Определить последовательность элементов по типу связи «крест» и «основа».
5. Сконцентрировать смысл в одном элементе (центр – 5-й квадрат).
6. Подобрать картинки, иллюстрирующие выбранные элементы (образы).
7. Заменить выбранные элементы (образы) картинками.
Читать кроссенс можно следующим способом:
− сверху вниз и слева направо (как правило чтения в русском языке), далее двигаясь только вперед и заканчивая на центральном 9 квадрате. Таким образом получается цепочка,
завернутая «улиткой»;
− начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки, фразы.
Приведу пример из опыта работы по теме « У. Шекспир», где я использовала кроссенс в начале урока: мне необходимо, чтобы ученики сами обозначили тему. В кроссенсе я использовала цепочку слов. По окончании работы мы с учащимися «закрыли» цепочку и назвали тему урока. Так как большой популярностью в последнее время пользуется табличный способ изображения ассоциативных связей, замкнутых в стандартное поле из шести или девяти квадратиков, я выбрала его и вот как выглядела наша цепочка по теме: 1) Англия. Родная страна писателя.
2) Воротник. Именно такие воротники были популярны во времена Шекспира.
3) Усы и борода. Отличительные признаки писателя.
4) Перо. Символизирует, что загаданный человек- писатель.
5) Театр. Шекспир писал пьесы для театров, а также работал в знаменитом театре «Глобус».
6) Отелло. Сцена из произведения Шекспира «Отелло».
7) Ромео и Джульета. Одно из самых знаменитых произвдений писателя.
8) Гамлет. Одна из самых знаменитых сцен, монолог главного героя «Быть или не быть, вот в чем вопрос…»
Кроссенсы могут быть двух уровней:
–«базовый» кроссенс (связи между картинками поверхностные, задача ученика – объяснить кроссенс)
– кроссенс «высокого уровня» (связи между картинками глубинные, образующиеся на основе замены прямых образов и ассоциаций косвенными, символическими, задача ученика – разгадать кроссенс).
Алгоритм создания кроссенса:
-Во-первых, необходимо определить тематику, общую идею.
- Затем подобрать 9 элементов, которые имеют отношение к данной теме или идее.
- Найти связи между элементами, определить последовательность.
- Сконцентрировать смысл в одном элементе
(т.е. в центре).
Кроссенс применяют на разных этапах урока:
− проверка домашнего задания (с помощью кроссенса рассказать о материале прошлого урока);
Кроссенс применяют на разных этапах урока:
− формулировка темы урока, постановка цели урока (найдите связь между изображениями и определите тему урока; определите, что мы будем делать);
Кроссенс применяют на разных этапах урока:
− творческое домашнее задание (составление кроссенса в печатном или электронном виде на заданную тему);
Кроссенс применяют на разных этапах урока:
− построение структуры урока (девять элементов кроссенса могут содержать в себе последовательное отражение структуры урока с именем, целью или проблемой в середине).
Кроссенс применяют на разных этапах урока:
− организация групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных
изображений, сравнение кроссенсов групп);
Кроссенс применяют на разных этапах урока:
− раскрытие информационного блока темы, поиск проблемы (виды, причины, черты, последствия чего‐либо в образах и символах);
− обобщение материала, закрепление (кроссенс состоит из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, ученики по ним обобщают материал и делают вывод);
Приём «Кроссенс» отвечает следующим принципам:
• Научность: имеет научное обоснование;
• Эффективность: даёт гарантированные результаты уже с первых дней их применения;
• Гуманность: улучшает качество образования и облегчает процесс обучения;
• Универсальность: применим для преподавания разных учебных предметов, пригоден для разных ступеней обучения, а также для обучения детей с разным уровнем развития;
• Креативность: направлен на развитие неординарного творческого мышления.
Применение методического приёма кроссенса на уроках позволяет повысить мотивацию обучающихся.
Этот приём позволяет на практике воплотить в деятельности учителя смену приоритетов, продиктованных целями системы современного образования – не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика.
«Если ребёнок не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только
подражать, копировать…»
.