Круглый стол с родителями "Готовность ребенка к школе" | Худопарова Евгения Ивановна. Работа №235500
Автор: Худопарова Евгения Ивановна
В 7 лет ребенок прощается с детским садом (если посещал его), и вот он на пороге еще одной ступеньки детства, впереди новая, школьная жизнь. Там он уже не будет «малышом», потому что становится взрослым! Однако, чтобы успешно подняться по этой лестнице взросления, ребенок должен многое уметь и, прежде всего, быть готовым к тому, чтобы учиться в школе. В психологии есть термин «школьная зрелость», т.е. ребенок должен «созреть», чтобы успешно преодолеть кризис семи лет, выдержать нагрузки школы, ее мир требований, отношений со сверстниками и учителями.
Вступительное слово.
Здравствуйте дорогие родители, рада видеть вас в числе присутствующих. Что ж, тема нашей сегодняшней встречи «готовность детей к школе». Мы с вами рассмотрим из чего же состоит готовность ребенка к школе, каковы общие результаты проведенной диагностики готовности к школе, отмечу выявленные трудности, с которыми сталкиваются дети.
В 7 лет ребенок прощается с детским садом (если посещал его), и вот он на пороге еще одной ступеньки детства, впереди новая, школьная жизнь. Там он уже не будет «малышом», потому что становится взрослым! Однако, чтобы успешно подняться по этой лестнице взросления, ребенок должен многое уметь и, прежде всего, быть готовым к тому, чтобы учиться в школе. В психологии есть термин «школьная зрелость», т.е. ребенок должен «созреть», чтобы успешно преодолеть кризис семи лет, выдержать нагрузки школы, ее мир требований, отношений со сверстниками и учителями, изменение отношений между ним и Вами.
Выделяют три вида готовности ребенка к школе:
Психологическая готовность
(интеллектуальная, мотивационная, волевая, коммуникативная)
Физическая готовность
(здоровье, моторика, возраст)
Специальная готовность
(чтение, счёт, учебные умения)
Психологическая готовность:
Мотивация;
Интеллектуальное развитие;
Произвольное поведение;
Коммуникативные навыки;
Развитие речи;
Высокая мотивационная готовность.
Наличие у ребенка познавательных интересов:
любит книги;
любит решать задачки и кроссворды и др. интеллектуальные задания;
любознателен;
задает много вопросов
Хочет идти в школу, что бы научиться новому, обрести новых друзей.
Сформированность «социальной позиции школьника»:
Понимание необходимости учения и того, что учеба отличается от игры, она требует отв
етственности и серьезности.
Эмоционально –
благополучное отношение к школе.
Познавательная или интеллектуальная готовность ребенка к школе
означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе.
Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?
1. Я и моя семья
— Как тебя зовут? Назови свою фамилию и отчество.
— Сколько тебе лет? Когда твой день рождения?
— Назови имя и отчество своей мамы, своего папы. Кем они работают?
— Есть ли у тебя брат или сестра, сколько им лет?
— Какой у тебя домашний адрес и телефон? В каком городе ты живёшь? Как называется твоя страна? Какие еще страны ты можешь назвать?
2. Природа
— Какие явления природы и погоды ты знаешь? Чем отличается снег от града? Гром от молнии?
— Назови известные тебе цвета.
— Вспомни растения, которые ты знаешь. Назови виды деревьев, цветов. Чем отличаются деревья от кустарников? Какие фрукты ты можешь назвать? А овощи? Ягоды? Чем фрукты отличаются от овощей и ягод?
— Перечисли животных, которые тебе известны. А насекомых? Чем отличаются звери и птицы? Птицы и рыбы? Как отличить диких животных от домашних? Назови перелетных и зимующих птиц, хищных и травоядных животных. Почему их так называют?
3. Время и пространство
— Назови части суток по порядку. Чем отличается день от ночи? Что больше: минута или час, день или неделя, месяц или год?
— Перечисли по порядку дни недели. Назови весенние, летние, осенние, зимние месяцы года. Сколько в году месяцев? Сколько дней в месяце? А в неделе? Сколько часов в дне?
— Какой предмет нужен, чтобы измерять время? Разговаривать на расстоянии? Наблюдать за звездами? Измерять вес? Узнавать температуру?
— Покажи, где находится «право», а где «лево».
4. Профессии
— Назови несколько профессий. Какой специалист учит детей? Лечит людей? Пишет стихи? Кто сочиняет музыку? Пишет картины? Строит дома? Водит автомобили? Шьет одежду? Играет в кино и театре?
5. Искусство и спорт
— Какие ты знаешь виды спорта? В каких видах спорта нужен мяч, коньки?
— Каких известных писателей и поэтов ты знаешь?
6. Правила безопасности
— В каких местах и на какой цвет светофора нужно переходить дорогу? Как ты поступишь, если поблизости нет светофора?
7. Мотивация
— Почему нужно учиться? Зачем ты идешь в школу?
Заострите внимание на вопросах, которые вызвали у ребенка трудности. Не вспомнили диких животных? Пора вместе заглянуть в энциклопедию или сходить в зоопарк. Не вышло с первого раза объяснить, как правильно переходить дорогу? Значит, нужно рассмотреть правила дорожного движения для пешеходов на практике.
Логика и мышление
Однозначно стоит сделать упор на развитие у ребёнка логики и мышления. Лучше всего для этого подходят тренировки в решении логических задач.
К первому классу хорошо бы уметь:
отвечать на
вопросы на общее развитие
;
находить различия на двух картинках;
выделять общие признаки у предметов и других объектов и группировать их (например, зимнюю и летнюю одежду, живую и неживую природу и т.п.);
находить закономерности
;
решать простые и нестандартные задачки на логику и пространственные представления.
Внимание:
• Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
• Находить сходства и отличия между предметами, картинками.
• Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.
• Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.
Как развивать внимание:
Н
айди одинаковые предметы, картинки.
Найди отличия между картинками.
Лабиринты
Игра «
Пазлы
»
Игра «Мозаика»
Рисование по точкам
Запретная буква (цифра, слово)
Игра «Черное, белое не носить, «да» и «нет» не говорить.
Память:
Запоминание 10-12 картинок.
Рассказывание по памяти стихов, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.
Пересказ текста из 4-5 предложений.
Как развивать память:
Игра
«Какой игрушки не хватает?»
Аналогично. Запомни
картинки, слова.
Разучивание стихов,
песен, пересказ сказок.
Мышление:
Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а
ручей…», «Суп горячий, а компот
» и т. п.
Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.
Определять последовательность событий, что сначала, а что – потом.
Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
Складывать
пазлы
без помощи взрослого.
Как развивать мышление:
Игра «Четвертый лишний»
Раздели на
группы
и скажи почему?
Продолжи ряд
Расскажи рассказ по картинкам
Головоломки
Ребусы
Загадки
Наст
ольные игры: шашки, шахматы, домино.
Мелкая моторика:
Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.
• Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.
• Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге, выполнять аппликации.
Речь:
• Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.
• Понимать и объяснять смысл пословиц.
• Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.
• Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.
• Различать в словах буквы и звуки.
Развитие речи:
Умение правильно произносить все звуки речи и различать их на слух
Уметь отвечать на вопросы
Уметь составлять рассказы
Уметь самостоятельно передавать содержание литературных текстов
Воображение:
Придумать недостающую часть рассказа, сказки…
Придумывание своих сказок, стихов…
Придумывание слов с добавлением частиц (микро, анти, мини, макро… -
микрогиппапотам
)
Придумывание нового способа применения предмета (одноразовый стаканчи
к-
шляпка, стол, формочка для песочницы…)
Игра «Дорисуй»
Придумай из слов (3-4) предложение
Специальные навыки:
Цифры от 0 до 10.
• Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.
• Арифметические знаки: « », «-«, «=».
• Деление круга, квадрата напополам, четыре части.
• Алфавит
• Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п.
Эмоционально-волевая готовность:
Умение сознательно подчинять свои де
йствия правилу, обобщенно определяющему способ действия.
Умение ориентироваться на заданную систему требований.
Умение внима
тельно слушать говорящего и точно выполнять
задания.
Способность управлять своими эмоциями и поведением.
Умение организовывать рабочее место и поддерживать
порядок в нем.
Стремление преодолевать трудности.
Стремление к достижению результата своей деятельности.
Уметь ставить перед собой цель.
Принять решение о начале деятельности.
Выполнить
действие, проявив определённые усилия («надо»).
Оценить результат своей деятельности.
Физическая готовность:
«Успешный ученик – здоровый ученик»
Развитие всех органов, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребёнку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления.
Оценка физического развития:
Хорошо ли ребёнок слышит?
Хорошо ли он видит?
Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
Развита ли
у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?
Выглядит ли ребёнок здоровым, бодрым, отдохнувшим?
Произошел ли скачок роста?
Коммуникативная готовность:
Это умение ребенка строить
свои
взаимоотношение с другими людьми:
играть и общаться с другими ребятами;
быть включенным в детский коллектив и уметь жить по его законам;
общаться
со
взрослыми людьми, соблюдая правила культурного обращения;
доброжелательность и отсутствие агрессивности.
Какие физиологические процессы в организме ребенка должны завершиться до поступления в школу?
Прежде всего,
иммунная система
ребенка
должна окрепнуть.
Ребенок
должен
справляться с болезнями за 3-7 дней.
(Длительные
болезни плохо отразятся на учебе).
Во-вторых,
должен окрепнуть
костно-мышечный аппарат ребенка,
чтобы держать ровно спину во время сидения, чтобы не было искривления позвоночника, приводящего к ряду болезней.
Должны быть достаточно
развиты мышцы пальцев руки,
чтобы крепко и долго держать ручку во время письма.
Одним из важных показателей нормального кальциевого обмена является с
мена нескольких молочных зубов в этот период.
Если у ребенка еще не начали меняться зубы, значит, организм еще не перешел на следующую стадию развития.
В третьих,
речевой и слуховой аппарат
ребенка также должен достичь достаточного уровня, ч
тобы заниматься чтением и фонетикой.
Но самое главное
,
дл
я обучения
это -
развитие определенных структур мозга.
У ребенка должна дозреть кора головного мозга,
чтобы принять тот объем информации, который предлагает школьная программа
(
Филлипинский тест)
.
Д
ело в том, что соответствующее
развитие определенных структур мозга
совпадает по времени с удлинением конечностей (рук и ног).
Если
ребенок
плохо питался или были проблемы с пищеварением (худые дети), то у такого
ребенка
процесс
миелинизации
мож
ет затормозиться. А это значит, что к семи годам защитный слой будет меньше необходимого, что
отрицательно
скажется на
способности ребенка концентрировать внимание
и спокойно сидеть на уроке, то есть
-
с
держивать и контролировать себя
. У такого
ребенка
, как правило,
повышена возбудимость
и неокрепшая
психика
Физическое развитие:
Закаливание
Зарядка
Спортивный досуг
Посещение бассейна
Занятия по ЛФК (лечебная физкультура)
Ребенка считают неготовым к школе, если он:
настроен
исключительно на игру;
недостаточно самостоятелен;
чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем;
не умеет сосредоточиться на задании, по
нять словесную инструкцию;
мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.;
имеет серьезные нарушения речевого развития;
не умеет общаться со сверстниками;
не хочет к
онтактировать
со
взрослыми или, наоборот, слишком развязан.
Готов ребенок к школе:
Способен
управлять своим поведением, знает, что можно и чего нельзя, не драчлив, не агрессивен.
Способен
сосредоточенно без суеты и отвлечений выполнять задание в течении.
Активно в
оспринимает любую информацию, задает вопросы.
Имеет элементарный запас сведений о себе и окружающих. Умеет им пользоваться.
Способен
«заниматься, учиться», а не только играть, может работать самостоятельно, а не только в присутствии взрослого.
Адаптация ребенка к школе:
Меняется социальная позиция ребенка: он становится учеником.
Происходит смена ведущей деятельности.
Меняется его социальное окружение. Успешность зависит от позиции среди сверстников.
Проблема сдерживания двигательной активности.
Возникновение специфических реакций: страх ошибки на уроке, страх насмешки сверстников
, страх наказания и утраты расположения взрослых, срывы, повышенная слезливость, заторможенность.
Трудности с которыми сталкиваются первоклассники:
Трудности, связанные с новым режимом дня. В первые дни, недели посещения школы снижается со
противляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышается температура.
Трудности адаптации ребенка к классному коллективу;
Трудности во взаимоотношениях с учителем;
Трудности, обусловленные завышенными требованиями со стороны взрослых;
Первоклассники отвлекаются, быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны. Поведение нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.
Готовы ли родители к школе?
Жертвовать своим личным временем и некоторыми привычками.
Сдерживать свои эмоции.
Не кричать, не унижать и не обижать.
Не сравнивать своего ребенка с другими детьми.
Не наказывать ребенка без причины.
Всегда встречать ребенка из школы
с улыбкой.
Быть щедрым на похвалу за достигнутые результаты.
Правила для родителей:
Не нагнетайте тревожность
Не требуйте от ребёнка моментальных результатов.
Не делайте за ребёнка то, что он может выполнить сам.
Будьте
рядом
пока у ребёнка не сформируются самостоятельные навыки обучения.
(
контроль
-п
омощью
, а
не контроль-
давлением
)