Кружковая работа по развитию творческого мышления дошкольников | Данилова Наталья Витальевна. Работа №345423
Статья посвящена важности кружковой работы в детских учреждениях, направленной на развитие творческого мышления у дошкольников. Рассматриваются различные методы и техники, используемые во время кружковых занятий, а также их влияние на общее развитие детей. Особое внимание уделяется практическим аспектам организации кружковой работы, а также рекомендациям для воспитателей. В статье также обсуждаются примеры успешных кружковых проектов и их значимость для формирования креативности и независимого мышления у детей.
КРУЖКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Данилова Наталья Витальевна, воспитатель
ГКДОУ «Детский сад № 75 «Голубок» г.о. Горловка», ДНР
Аннотация. Статья посвящена важности кружковой работы в детских учреждениях, направленной на развитие творческого мышления у дошкольников. Рассматриваются различные методы и техники, используемые во время кружковых занятий, а также их влияние на общее развитие детей. Особое внимание уделяется практическим аспектам организации кружковой работы, а также рекомендациям для воспитателей. В статье также обсуждаются примеры успешных кружковых проектов и их значимость для формирования креативности и независимого мышления у детей.
Ключевые слова: кружковая работа, творческое мышление, дошкольники, методы обучения, активные формы, развитие личности, креативность.
Творческое мышление — одна из ключевых компетенций современного человека, которая формируется с раннего возраста. В дошкольном детстве развитие этой способности имеет особое значение, так как именно в этот период закладываются основы креативного подхода к решению задач. Кружковая работа в детском саду предоставляет уникальные возможности для реализации творческого потенциала детей, предлагая им разнообразные формы деятельности, которые стимулируют их мышление и воображение.
Основные цели кружковой работы заключаются в следующем:
Формирование творческого мышления. Задачи игровой, художественной или технической направленности способствуют активному развитию воображения детей.
Развитие личностных качеств. Участие в кружках помогает развивать самооценку, уверенность в себе, коммуникативные навыки и умение работать в команде.
Предоставление пространства для самовыражения. Кружковая работа позволяет детям свободно проявлять свои идеи и чувства через творчество.
Методы и техники развития творческого мышления
1. Игровые методики
Игры с элементами сюрприза активизируют детей, пробуждая их интерес и желание экспериментировать. Например, использование ролевых игр не только развивает фантазию, но и учит детей воспринимать различные точки зрения.
2. Арт-терапия
Художественное творчество, такое как рисование, лепка, или работа с материалами, помогает детям выразить свои эмоции и мысли. Арт-терапия также способствует развитию мелкой моторики и координации движений.
3. Проведение мастер-классов
Включение в кружковую работу мастер-классов, где дети могут учиться у взрослых, развивает их навыки и открывает новые горизонты творчества. Мастер-классы по изготовлению поделок, созданию изделий из природных материалов и другим видам творчества становятся очень популярными среди детей.
4. Интеграция различных предметов
Комбинирование знаний из разных областей (математика, музыка, литература) в процессе творчества помогает детям видеть взаимосвязи между понятиями, что развивает критическое мышление и способствует формированию междисциплинарных связей.
Примеры кружковой работы
1. «Творцы рукотворного мира». В рамках этого кружка дети занимаются изготовлением поделок из различных материалов: бумаги, картона, глины. Каждое занятие строится на основе темы, выбранной детьми. Это может быть природная тематика, например, «Осень в нашем саду», где каждый ребенок создает свою интерпретацию осеннего пейзажа.
2. «Музыкальные фантазии» Этот кружок включает не только пение и музыкальные игры, но и творчество, связанное с музыкой. Дети могут разрабатывать свои мелодии, создавать музыкальные инструменты из подручных материалов, что развивает как слух, так и воображение.
3. Инновационные технологии. Внедрение технологий в кружковую работу, таких как использование планшетов для создания цифровых рисунков или анимации, также способствует развитию творческого мышления. Дети учатся работать с техникой, развивают компьютерную грамотность и креативный подход к современным задачам.
Рекомендации для воспитателей.
Создание комфортной творческой среды. Необходимо обеспечить детям свободное пространство для самовыражения, где они смогут работать над своими проектами.
Поддержка инициативы. Воспитатели должны быть открытыми к идеям детей и поощрять их к экспериментам. Важно чувствовать, когда нужно направить, а когда оставить детям свободу выбора.
Оценка и обратная связь. Регулярная позитивная обратная связь помогает детям понимать, что их усилия ценятся, что в свою очередь мотивирует их продолжать творить.
Сотрудничество с родителями. Вовлечение родителей в кружковую деятельность способствует созданию единой образовательной среды и развитию творческих инициатив вне детского сада.
Кружковая работа — это мощный инструмент для развития творческого мышления дошкольников. Она предоставляет детям возможность не только учиться, но и выражать себя, что является важным аспектом их общей личности. Успешная организация кружковой работы требует от воспитателей понимания потребностей детей, применения разнообразных методов и активного вовлечения родителей. Таким образом, кружковая деятельность может стать основой для формирования креативных и инициативных личностей, готовых к новым вызовам современного мира.
Список литературы
Гончарова Ольга Вячеславовна Кружковая работа по развитию речи дошкольников как вид проектной деятельности // Муниципальное образование: ин
новации и эксперимент.
2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kruzhkovaya-rabota-po-razvitiyu-rechi-doshkolnikov-kak-vid-proektnoy-deyatelnosti.
И.С. Кобозева, З.В. Яковлева Педагогические условия формирования музыкального вкуса дошкольников в пр
оцессе кружковой работы // МНКО. 2021. №4 (89). URL:
https://cyberleninka.ru/article
/n/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-muzykalnogo-vkusa-doshkolnikov-v-protsesse-kruzhkovoy-raboty.
Кудинова Юлия Ви
кторовна, Иванова Лидия Александровна, Курочкина Наталья Евгеньевна Развитие общей выносливости у дошкольников с помощью кружковой работы // Вестник евразийской науки. 2015. №1 (26). URL:
https:
//cyberleninka.ru/article/n/razvitie
-obschey-vynoslivosti-u-doshkolnikov-s-pomoschyu-kruzhkovoy-raboty.