кружковая работа "Радуга красок" | Мочкина Дария Анатольевна . Работа №308658
Рабочая программа по нетрадиционной технике рисования в старшей группе "Радуга красок"
Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к нему со стороны взрослых.
Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации.
Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.
Рабочая программа кружка
по нетрадиционной
технике рисования
«Радуга красок»
в старшей группе «Белоснежка»
Воспитатель: Мочкина Д.А.
Якутск 2022-2023г.
Содержание
1.Пояснительная записка
2.Цель кружка
3.Задачи кружка
4.Направление работы программы
5.Основные способы и формы работы с детьми
6.Ожидаемый результат
7. Виды и техники нетрадиционного рисования
8.Формы подведения итогов в конце года
9. Перспективно-тематическое планирование кружка
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к нему со стороны взрослых.
Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации.
Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.
Рисование – интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Дети воспринимают художественные занятия, как новый, необычный и интересный опыт. Их, по началу, мало интересует результат, а интересен сам процесс. Тем не менее, даже совсем крошки способны понять по-своему оценить прекрасное и готовы создать собственное произведение искусства. Детский рисунок привлекает своей непосредственностью, своеобразной выразительностью, неожиданностью образов.
Л. С. Выготский говорит о том, что «ребёнок рисует не то, что видит, а то, что знает». «Ребёнок может всё, пока не знает, что чего-то не может». Процесс рисования несёт в себе, также, психотерапевтические элементы. Присутствие рядом взрослого, делает процесс рисования успокаивающим; на лист выплёскиваются переживания и малыш освобождается от них. Происходит «графическое реагирование». В этот момент рисунок может стать средством зрительной связи между взрослым и ребёнком.
При умелой организации занятий с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Рисование может стать одним из любимых занятий, может стать, а чаще всего и является устойчивым увлечением не только одарённых, но и почти всех детей. Для успешного обучения детей рисованию, можно использовать нетрадиционные техники.
Ведь для работы во многих из них не требуется владение привычными инструментами – не требуется владение привычными инструментами – не нужны кисти и карандаши, когда есть собственные пальчики и ладошки, которые слушаются малыша гораздо лучше, чем инструменты художника.
Пальчики и ладошки - первые и самые удобные инструменты, которыми ребенок может начать свое художественное творчество. Существует очень увлекательное занятие, которое подарит ребенку новые ощущения, разовьет мелкую моторику рук, даст возможность открыть для себя новый и волшебный мир художественного творчества – это рисование ладошками. Рисуя своими ладошками, маленькие художники развивают свою фантазию и абстрактное мышление.
В рисовании ладошками есть что-то интригующее, манящее. Все фигурки из ладошек получаются не только яркими, но и очень личными, ведь каждый ребенок рисует свой рисунок. Осознанные движения пальцами стимулируют у детей развитие речи. Обводя ладошку и пальчики, ребенок действует обеими руками, что отлично развивает координацию. У леворуких же детишек такое рисование способствует полноценному развитию правой руки.
Создание рисунка ладошками является очень забавной и увлекательной игрой для детей. В процессе творения, ребенок совершенствуется, запоминая детали, особенности, развивает свою фантазию, моторику пальцев, а главное у него формируется представление об окружающем его мире. Рисуя маленькими ручками, юный художник помимо фантазии, развивает еще и абстрактное мышление. Все это положительно влияет на дальнейшее развитие ребенка. А как интересно делать отпечатки из листьев , картофеля получаются такие красивые фигуры ,что обычной кисточкой и не нарисуешь. А рисование ватной палочкой и поролоном. Все это нужно попробовать.
В рамках кружковых занятий дети могут выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. На занятиях они не изучают , а осваивают приемы и средства рисования нетрадиционными методами.
Время существования кружка третий год. Форма занятия - групповая. Занятия кружка весомо отличаются от занятий, запланированных программой детского сада, но являются не изолированной работой от программы, а расширяют и углубляют знания, полученные на основных занятиях по изобразительной деятельности.
Цель программы:
Основная цель программы - развитие художественно-творческих способностей детей ,мелкой моторики через нетрадиционную технику изображения.
Задачи:
*Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
*Развивать творческие способности детей.
*Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
*Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
*Знакомить с приемами нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
*Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
*Учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического искусства, окружающих предметов.
*Формировать умение оценивать созданные изображения.
*Формировать способность наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков окружающего мира.
*Побуждать детей экспериментировать с изобразительными материалами. Придумывать и создавать композиции, образы.
*Поощрять и поддерживать детские творческие находки.
Направление работы программы
Развитие творческих способностей
Художественно-эстетическое развитие
Познавательное развитие
Программа направлена: на развитие творческих способностей и воспитание личности ребенка.
Особенности программы – это развитие индивидуальности каждого ребенка, от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке. Постепенно у ребенка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Новизна программы заключается в создании условий для детского художественного - творчества позволяющие педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям. Творчество есть пространство свободы, поэтому творческая работа всегда свободна в том плане, что ребенок самореализует себя. Творчество как когнитивный, интеллектуальный процесс осуществляется в деятельности, является ее внутренней, неотъемлемой чертой и развивается согласно логике культурно-исторического процесса.
Актуальность разработанной программы: Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.
Данная программа способствует решению следующих задач:
*Обучающая: учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.
*Развивающая: развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.
*Воспитательная: формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.
Данная программа предполагает варианты разрешения этих проблем:
-приобщение детей к творчеству;
-знакомить детей с различными техниками рисования;
-знакомить детей с различными материалами.
При распределении разделов программы обучения учитывались основные принципы:
*Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
*Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
*Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
*Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
*Принцип динамичности (от самого простого до сложного);
*Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
*Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
*Принцип сотрудничества (совместная работа с родителями);
Основные способы и формы работы с детьми
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка изо деятельности. Общее количество занятий в год -36., время занятий 25 мин.
Программа ориентирована на работу с воспитанниками в возрасте 5 -6 лет и рассчитана на один год обучения.
Форма проведения кружковой работы: теоретические, практические, групповые.
В процессе совместного рисования используются различные методы и приемы: словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
-практические
-игровые
Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Материалы и инструменты, необходимые для работы:
1. Бумага разного формата и цвета.
2. Гуашь.
3. Акварельные краски.
4. Ватман.
5. Картофель, морковь.
6. Поролон.
7. Капустные листы.
8. Воздушные шары.
9. Листья деревьев.
10. Кисточки.
11.Чашечки для гуаши.
12. Баночки для воды.
13. Заготовки рисунков.
14. Салфетки влажные.
15. Зубная паста.
16. Пластиковые вилки
17. Крупы
18. Пенопласт
19. Бисер, бусинки
20.Ленты разноцветные
21. Трубочки
22. Соль
Ожидаемый результат
Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:
- развитию мелкой моторики рук;
- обострению тактильного восприятия;
- улучшению световосприятия;
- концентрации внимания;
- повышению уровня воображения и самооценки.
-Расширение и обогащение художественного опыта.
-Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
-Сформируются навыки трудовой деятельности
-активность и самостоятельность детей в изо деятельности;
-умение находить новые способы для художественного изображения;
-умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства
Виды и техники нетрадиционного рисования
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.
Дети старшего дошкольного возраста могут освоить следующие техники нетрадиционного рисования:
Монотипия предметная
выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Монотипия пейзажная
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
Клякс графия с трубочкой
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Отпечатки листьев
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти).
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой, и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Восковые мелки + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
Свеча + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
На брызг
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (55 см).
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
Тычок жесткой полусухой кистью
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, плотная бумага.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Ниткография
Средства выразительности: цвет, линия, фактура.
Материал: ворсистая нитка, лист бумаги, краски, кисти.
Способ получения изображения: дети выкладывают на половинке листа бумаги прокрашенные в краске нити, закрывают второй половинкой бумаги, придерживая лист резко выдергивают нитку. Можно использовать нити разных цветов.
Рисование по мокрому
Средства выразительности: пятно.
Материалы: акварельная бумага, вода, акварель, мягкая кисть.
Для выполнения работы необходимо смочить лист чистой водой, а потом кистью или каплями нанести изображение. Оно получится как бы размытое под дождем или в тумане.
Мыльные пузыри
Средства выразительности: цвет, фактура, пятно.
Материалы: гуашь, жидкое мыло, вода, трубочка для коктейля, плотный лист бумаги.
В крышке смешать 5 ст. л. гуашь, 1 ст. л. мыло, 1 ч.л. воду. Опустите в смесь трубочку и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Взять лист бумаги, и осторожно прикоснуться ею к пузырям, как бы перенося их на бумагу.
Оттиск смятой тканью
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая ткань.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую ткань к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и ткань.
Оттиск фруктами
Средства выразительности: цвет, пятно.
Материалы: любые фрукты, разрезанные пополам, блюдце с гуашью, плотная бумага.
Способ получения изображения: ребенок окунает фрукт в блюдце с краской и наносит отпечаток на бумагу.
Пуантилизм (рисование пычком)
Средства выразительности: цвет, пятно.
Материалы: емкость с гуашью, ватная палочка, лист бумаги.
Способ получения изображения: ребенок окунает в емкость с краской, ватную палочку и наносит изображение на лист. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. При необходимости изображение дорисовывается кистью.
Формы подведения итогов в конце года.
-Проведение выставок детских работ
-Проведение мастер-класса среди педагогов
Перспективно-тематическое планирование кружка
Тема занятия
Нетрадиционные техники
Задачи
Материал
Сентябрь
1
Диагностика
(3.09)
Различные
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.
2
«Летний дождь»
Рисование восковыми мелками и акварелью
Вызывать у детей приятные воспоминания о лете; учить отображать состояние погоды (Дождь); упражнять в рисовании различными материалами.
Лист А4, набор цветных восковых мелков; акварельные краски; кисти с широким ворсом,.
3
«Волшебный зонтик».
Пластилнография
Способствовать развитию умений и навыков в работе с пластилином, фантазии, мелкой моторики пальцев рук. Содействовать воспитанию интереса к занятиям пластилинограф.
Картон с изображением на нем зонта, размер ½ А4,набор пластилина, доска для лепки, салфетки для рук.
4
«Воздушные шары».
Кляксография.
Закрепить представления детей о цветовом многообразии, ознакомить с хроматическими и ахроматическими цветами. Расширить знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков, освоения способов их получения.
Листы бумаги, кисти, гуашь, набор фломастеров, салфетки, готовые работы по кляксографии для образца.
Октябрь
5
Заготовка на зиму «Компот из яблок»
Оттиск печаткой из яблока
Познакомить с техникой печатания яблоком, поролоновым тампоном. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать яблоки и ягоды в банке.. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.
Лист, гуашь, трафареты банок, половинки яблок, кисточки, салфетки, баночки с водой.
6
Осенний букет
(8.10)
Печатание листьями
Познакомить с приемом печати листьями. Воспитать у ребенка художественный вкус
Засушенные листья, краска, кисти, бумага.
7
«Подводный мир»
Рисование мыльными пузырями
Познакомить детей с техникой рисования мыльными пузырями. Продолжать учить детей работать с гуашью. Воспитывать интерес к творчеству. Способствовать развитию - творческого воображения, мышления, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, глазомера, внимания.
Листы бумаги А4 ½, мыльный раствор разных цветов, соломинки, салфетки.
8
«Улитка»
Рисование восковыми мелками, солью
Познакомить с техникой сочетания акварели и восковых мелков. Учить детей рисовать восковым мелком по контуру, учить раскрашивать по частям, аккуратно работать с солью. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
Лист бумаг, набор цветных восковых мелков, соль, кисти с широким ворсом, стаканчик с водой, салфетки, иллюстрации, изображающие пейзаж
9
Осенний ковер
Печать растений
Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность.
Засушенные листья, краска, кисти, бумага.
Ноябрь
10
Цыпленок
Рисование с помощью риса, ватные палочки
Учить детей наносить клей на отдельный участок, щедро насыпать крупу на отдельный участок, аккуратно окрашивать рис, «оживлять» работу с помощью ватной палочки. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
Лист бумаги, клей ПВА, рис, ватная палочка, акварельные краски, стаканчик с водой.
11.
Рябинка
Рисование ватными палочками
Учить рисовать на ветке ягодки (ватными палочками) и листики (примакиванием). Закрепить данные навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.
Лист бумаги, , ватная палочка, акварельные краски, стаканчик с водой.
12.
«Первый снег».
Оттиск печатками из салфетки
Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции.
Листы бумаги, цветные краски, салфетки
13
«Ежик»
Пластилинография
Создать условия для обучения моделированию образа ежа путем изображения иголочек на спине с использованием нетрадиционного материала- семечек, созданию композиции.
Картон с изображением контура ежика, пластилин, доска для лепки, стеки, семечки., влажная салфетка.
Декабрь
14
Зимний лес
Печать по трафарету, рисование пальчиками
Упражнять в печати по трафарету. Закрепить умение рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.
Листы, гуашь, кисти, палитра, салфетки.
15
«Снегири на ветках»
Тычок жесткой полусухой кистью
Познакомить детей с техникой рисования тычок жесткой полусухой кистью. Учить рисовать снегирей. Закрепить знания о зимующих птицах нашей родины. Воспитывать любовь и заботливое отношение к птицам, представление о том, что все в природе взаимосвязано, чувство ответственности за окружающий мир.
Листы, гуашь, кисти, стаканчики с водой, палитра, салфетки , фартуки
16
«Зимние узоры»
Рисование нитью
Познакомить детей со способами изображения как монотипия (отпечаток), рисованием ниточками. Показать выразительные возможности, особенности рисования данными способами.
Развивать воображение, образное мышление, цветовосприятие, творческие способности детей. Вызвать интерес, отзывчивость, эмоциональный отклик к творческой деятельности.
Листы, гуашь, стаканчики с водой, нити, салфетки.
17
«Новогодние подарки»
Рисование свечей и акварельными красками
Вызывать у детей приятные воспоминания о новогоднем празднике; упражнять в рисовании различными материалами.
Лист А4, свечи; акварельные краски; кисти с широким ворсом,.
Январь
18
«Праздничный салют»
Раздувание красок
Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки.
Тонированная бумага, белая бумага, гуашь, трубочка
19
«Елочка»
Пластилинография
Мозаика из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне.
Рисунок с изображением елочки; пластилин.
20.
Снеговичок
Комкание бумаги (скатывание)
Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции.
Воспитать у ребенка художественный вкус.
Гуашь, листы бумаги, салфетки для скатывания, клей ПВА.
Февраль
21
«Разноцветное небо»
Рисование на мокром листе
Упражнять детей в рисовании по мокрой бумаге. Развивать чувство цвета, формы и композиции. Воспитывать желание восхищаться явлениями природы.
Освоение техники рисования по мокрой бумаги.
Листы, акварельные краски, кисти с широким ворсом, стаканчики с водой, салфетки.
22.
«Соленое море»
Рисование солью, по мокрой краски
Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения.
Продолжать развивать фантазию и воображение детей.
Закрепить навыки рисования красками, умение смешивать на палитре краску для получения нужного оттенка.
Освоение техники рисования с солью по сырой краске.
Листы, акварельные краски, кисти с широким ворсом, соль, стаканчики с водой, салфетки.
23
«Зимний пейзаж».
Кляксография.
Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение.
Черная и цветная гуашь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования.
24
«Красивые картинки из разноцветной нитки»
ниткография (рисование нитью).
Продолжать учить детей разным нетрадиционным способам рисования, познакомить с новой техникой - ниткография (рисование нитью). Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания, развивать фантазию, творческое мышление.
Освоение техники рисования – ниткография.
Листы, гуашь, стаканчики с водой, нити, салфетки.
Март
25
«Букет для мамы».
Рисование ладошками.
Передача образа бутона тюльпана. Продолжить совершенствовать технику.
Листы бумаги с заготовками вазы и стебля цветка, гуашь, кисти.
26
«Подснежники»
Акварель, восковые свечи
Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращать внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
Листы, акварельные краски, восковые свечи, кисточки, салфетки.
27
«Наша улица».
Печатание, набрызг, силуэтное рисование
Развивать наблюдательность, художественный вкус, умение находить средства выразительности.
Листы бумаги, гуашь, кубики для печатания. Манка, тычки, мятая бумага, клей…
28
«Весеннее дерево»
Рисование Ватными палочками
Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования тычок с помощью ватных палочек.. Закреплять умение пользоваться знакомыми видами техники, для создания изображения, развивать цветовосприятие, чувство композиции, умение делать выводы. Развивать дыхательную систему, воображение и мышление.
Листы бумаги, краска, ватные палочки, стаканчики с водой, салфетки .
29
«Картина настроения»
Рисование мыльными пузырями
Развивать у детей способность различать и сравнивать эмоциональные ощущения, учить реализовывать свои мысли, чувства в художественной форме.
Листы бумаги, мыльный раствор разных цветов, соломинки.
Апрель
30
«Звездное небо».
Печать поролоном по трафарету; набрызг
Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.
Листы бумаги для рисования, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, паралон.
31
«Космические дали»
Набрыг
Продолжить развивать у детей художественно-творческие способности с помощью техники - «Набрызг». Обучать особенностям изображения объектов с помощью техники «Набрызг», развивать мелкую моторику, цветовосприятие, эстетические восприятие,
воспитывать бережное отношение к природе средствами искусства.
Продолжить осваивать технику – набрызг (многослойный).
Листы бумаги, зубная щетка, трафареты, краска, салфетки
32
«Веселые кляксы»
Кляксография
Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение.
Черная и цветная гуашь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования.
33
«Плюшевый медвежонок».
Способ изображения - рисования поролоновой губкой
Помочь детям освоить новый способ изображения - рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа
Поролон (2шт.), тонкая кисть, гуашь
Май
34
«Букет к 9 мая».
Пластилинография.
Знакомство со способом скручивания жгутиком, изготовление цветов из пластилина.
Открытки с цветами, картон, пластилин.
35
«Цветочная поляна».
Рисование ватными палочками
Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
Тонированные в зелёный цвет листы бумаги для рисования; готовый рисунок – образец, репродукции с изображением цветочной поляны (полевых цветов); гуашь основных цветов, кисточки, непроливайки, салфетки.
36
«Вот и лето пришло»
Различные
Закреплять умение детей рисовать понравившейся техникой. Развивать интерес к самостоятельной художественной деятельности. Воспитывать эстетические чувства, усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
Самостоятельная работа, техника рисования по выбору детей.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Успех работы с дошкольниками во многом зависит от взаимодействия с родителями. Чем теснее это взаимодействие, тем успешнее становится ребенок. Я уверена, что каждый успех детей в творчестве и в личностном плане следует довести до сведения родителей, тем самым воспитанник имеет возможность получить похвалу не только от воспитателя, но и от родителей, что для него очень важно и что способствует «удовлетворению притязаний на признание».
Цель: Педагогическое просвещение, повышение педагогической культуры родителей; укрепление и развитие тесной связи, и взаимодействия с семьей; знакомство с различными техниками изобразительной деятельности; воспитание художественного вкуса. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста при использовании нетрадиционных видов рисования.
Задачи:
Показать родителям актуальность развития творческих способностей детей.
Познакомить родителей с нетрадиционными формами рисования с детьми старшего возраста.
Познакомить с возможностями детского сада в художественном воспитании детей.
Поддерживать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома.
Смоделировать систему совместной деятельности детей и педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования.
Для реализации поставленных целей и задач, мной разработан годовой план работы с родителями.
Применяемые формы работы с родителями:
проведение общих (групповых, индивидуальных) собраний;
педагогические беседы с родителями;
тематические консультации;
организация ―уголков для родителей‖;
мастер-классы.
оформление выставок.
работа с родительским активом группы.
Предварительная работа:
Провести анкетирование родителей, обработать анкеты.
Составить анамнез семьи, социальный паспорт.
В своем опыте я придерживалась следующих приемов взаимодействия с родителями.
Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон.
Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе – качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негатив- но повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Направления работы с родителями по реализации опыта
Консультативно-рекомендательная работа.
Это наглядная информация, которая углубляет и расширяет знания родителей о возможностях дошкольного учреждения. Это стенды о правах и обязанностях, краткие выдержки из нормативно - правовых документов - Конвенция ООН о правах ребенка, закон "Об образовании", Устав детского сада, памятки о построении взаимоотношений в ДОУ, стенды с достижениями педагогического коллектива и воспитанников, которые отражают степень активности детского сада. В нашем детском саду этой информации уделен целый стенд раздевалки.
Просветительная работа.
В годовой план работы с родителями моих воспитанников я обязательно включаю беседы, консультации, оформление наглядно-информационного материала по проблеме художественно-эстетического воспитания (например, «Первые граффити», «Порисуем?», «Кисточка или ладошка» и др.). Регулярно организую тематические выставки детских рисунков. Родители имеют возможность познакомиться с творчеством своих детей – с одной стороны, а с другой – повышается их интерес к продуктам художественного творчества. Кроме всего этого, я использую специальные памятки, брошюры.
Практические занятия с родителями.
Самая традиционная и необходимая форма работы с семьей - родительские собрания, целью которых является согласованность действий педагогов и родителей. Проведению собрания предшествует большая предварительная работа: проводится анкетирование, тестирование, экспресс – опросы. На групповых собраниях я стараюсь не только давать теоретический материал для родителей, но и привлекать их совместной деятельности. Очень интересными для родителей являются мастер классы, которые я проводила и как часть родительского собрания, и как отдельное самостоятельное мероприятие. Традицией группы стало организация выставок совместных работ родителей и детей. Выставки приносят детям и родителям новые знания и опыт, даже самые незначительные успехи делаются общим достоянием, поднимают рейтинг семьи, раскрывают возможности детей и родителей, сближают семьи воспитанников. Огромную помощь в работе оказывает родительский комитет.
Совместная работа родителей и детей.
Эффективной формой общения детей и родителей являются традиционные и тематические праздники в детском саду.
Посещение родителей с детьми выставок работ художников в краеведческом музее; походы в парк, дендрарий.
Совместная помощь родителей и детей в изготовлении праздничных костюмов, украшении группы и участка к праздникам; изготовлении поделок к конкурсам.
Очень важно, чтобы родители формировали у своих детей уверенность в себе и своих возможностях при создании изображения предметов доступными средствами выразительности, чтобы поддерживали творческие проявления.
Список литературы:
1.Акуненок Т.С. Использование в ДОУ примеров нетрадиционного рисования// Дошкольное образование. 2010. -№18
2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013
3 Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013
4. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты.
5. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям // Дошкольное воспитание, 1991, №2
6.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – Москва. 2007.