Кружок " Юный эколог" методическая разработка | Никитина Светлана Васильевна. Работа №363503
Кружок по экологии методическая разработка для детей ясельной группы.
Основные задачи курса занятий :
-Подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы;
-Воспитание желания бережно относиться к своему здоровью;
-Показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека;
-Воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам;
-Подвести детей к осознанному пониманию ценности природы;
-Воспитание правильного поведения в природе.
Основные направления работы:
- познавательное;
-познавательно-развлекательное;
-практическое;
-исследовательское.
Познавательное направление работы кружка включает цикл познавательных мероприятий ( дид. игры, беседы, путешествия.)
Познавательно –развлекательное направление работы ставит целью знакомство с живой и неживой природой ( это- тетрализованные представления на экологическую тему, экологические игры)
Практическое направление изучает растительный и животный мир ( посадка растений, подкормка птиц )
Исследовательская работа ( это наблюдения эксперементы)
Юный эколог
Воспитатель: Никитина
Светлана Васильевна
Вторник 16 00
Программа кружка
Возрастная группа ( дети раннего возраста от2-3 лет)
Количество часов: (1 раз в месяц по8-10 минут, 9 занятий в год)
Цели курса занятий:
-во первых, получение конкретных познавательных навыков.
-во вторых, формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Основные задачи курса занятий :
-Подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы;
-Воспитание желания бережно относиться к своему здоровью;
-Показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека;
-Воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам;
-Подвести детей к осознанному пониманию ценности природы;
-Воспитание правильного поведения в природе.
Основные направления работы:
- познавательное;
-познавательно-развлекательное;
-практическое;
-исследовательское.
Познавательное направление работы кружка включает цикл познавательных мероприятий ( дид. игры, беседы, путешествия.)
Познавательно –развлекательное направление работы ставит целью знакомство с живой и неживой природой ( это- тетрализованные представления на экологическую тему, экологические игры)
Практическое направление изучает растительный и животный мир ( посадка растений, подкормка птиц )
Исследовательская работа ( это наблюдения эксперементы)
Содержание этапов:
-подготовительный ( беседы экскурсии исследования)
-основной ( наблюдения, показ, пояснение, показ приёмов правильного обследования)
-заключительный (подведение итогов, закрепление знаний )
Учебно-тематический план Первый год обучения (Младшая группа) Примерный тематический план № п/п Тематика Всего часов Теория Практика 1 Вводное занятие 1 1 2 Осень в природе 2 1 1 3 Комнатные растения 1 1 4 Зима в природе 2 1 1 5 Весна в природе 2 1 1 6 Итоговое занятие 1 1 Итого 9 5 4
Сентябрь
1 Неделя
Тема:В гостях у матрёшки
Цель:познакомить детей с уголком природы, рассмотреть растения, познакомить с правилами ухода за комнатными растениями.
Материал:игрушка-матрёшка, лейка с водой.
План: 1. Сюрпризный момент.
2.Расматривание комнатных растений.
3.Рассказ о комнатных растениях.
4.дид. игра За каким растением спрятался Хрюша?;
5. Полив цветов.
2 Неделя
Тема:. Наблюдение за рыбкой Рыбка живая – её надо кормить.
Цель:дать первоначальные знания о том, что рыбка в аквариуме живая, она плавает и хочет есть, её надо кормить.
1. Загадывание загадки.
2..Наблюдение за рыбками.
3. Рассказ о рыбках.
4.Под. игра Рыбки в море
3 Неделя
4 Неделя
Тема: Экскурсия по территории детского сада.
Цель:дать представление о растительном мире (деревья, кусты, трава). Развивать интерес к наблюдениям в природе.
1. Наблюдение за цветами на клумбе
Цель:познакомить детей с названиями цветов на клумбе, полюбоваться красотой цветов, вызвать желание оберегать их и ухаживать за ними.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвём цветы –
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
2. Д/и: Соберём букет.
Цель:познакомить с растениями на цветочной клумбе.
Ходим, ходим по лужку,
Собираем по цветку:
Красный, белый, синий цвет…
Замечательный букет.
3. Труд в природе:собрать осенние листья для составления букета.
Цель:знакомить детей с формой листьев, обратить внимание детей на то, что листья с разных деревьев имеют разную форму.
ОКТЯБРЬ
1. Неделя
Тема: Беседа Осень золотая в гости к нам пришла.
Цель:познакомить детей с временем года – осенью, с её приметами.
Чтение стихов Здравствуй, осень! Е.Благинина,
Беседа Что растет на грядке?
Заучивание физминутки Мы капусту рубим..
Д/и Что нам осень принесла?
Цель:учить находить и называть овощи, знакомить детей с овощами, их отличительными особенностями.
5.Рисование Дары осени.
Цель:закрепить название овощей, их форму, цвет, место произрастания.
2.Неделя
Тема: Дождик, дождик.
Цель: Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения. Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя.
1. Наблюдение за дождём.
Цель:учить замечать изменения в состоянии погоды: послушать как стучит дождь по окну, какие лужи на дорожке.
К нам на длинной
Мокрой ножке
Дождик скачет по дорожке,
А на лужице круги –
Это дождика шаги
2. Пальчиковая игра Дождик
3. Музыкальная игра: Солнышко и дождик.
4. Итог.
3. Неделя
Тема:Наши зелёные друзья
Цель:познакомить детей с природным окружением на участке детского сада, учить называть и различать деревья (берёза, тополь); дать элементарное представление о правилах ухода за растениями. Воспитывать бережное отношение к природе.
Материал:лопата, лейка с водой, кукла, зайчик из театра би-ба-бо.
1.Беседа: Для чего нужны деревья?.
Цель:Познакомить детей с деревьями , растущими на нашем участке. Развивать у детей желание рассматривать, наблюдать.
2. Экскурсия по экологической тропе. Наблюдения за деревьями.
3.Экологическая игра Угадай растение по описанию.
Цель:учить находить знакомые растения (деревья – берёза, тополь) по описанию.
4.Дидактические игры: Собери листочек, Половинки.
4. Неделя
Тема: Наблюдение за ветром.
Цель:наблюдение, как ветер раскачивает деревья, срывает и несёт жёлтые листья.
Дует, дует ветер,
Дует задувает,
Жёлтые листочки
С дерева срывает.
1.Беседа: Почему дует ветер?.
Цель: Показать природное явление – ветер.Учить определять ветреную погоду.
2.Просмотр презентации Природные явления.
3.Чтение А.С. Пушкина Ветер, ветер. 4.Опытническая работа.Вынести на прогулку вертушки для ветра.
Цель:познакомить детей со свойствами ветра: качает деревья, кружит вертушку, в воздухе осенние листья
5.Подвижная игра Ленточки
НОЯБРЬ
1. Неделя
Тема:Солнышко лучистое
Цель: Формировать понятие о том, что для жизни на земле нужно солнце.
1.Беседа: Ласковое солнышко.
2.Дидактическая игра: Солнышко и дождик. 3. Игровое упражнение Солнечный зайчик.
4.Подвижная игра Солнышко
5.Опытническая работа.
Опыт по выявлению свойств солнечных лучей: мокрые резиновые мячи вынести на прогулку, дети наблюдают, как они постепенно высыхают.
2. Неделя
3. Неделя
4. Неделя
Содержание изучаемого курса Первый год обучения (Младшая группа) 1. Вводное занятие. Знакомство с детьми. 2. Осень в природе. Знакомство с участком д/сада и его обитателями, осенние изменения в жизни растений и животных, подготовка растений участка и животных к зиме, знакомство и работа с календарем наблюдений (настенное панно с изображение девочки и мальчика и комплект одежды по всем сезонам; виды осадков: капли, снежинки, град и т.д.). 3. Комнатные растения. Общее знакомство с комнатными растениями (растение – живой организм). Знакомство с бальзамином (строение растения). Знакомство с приемами ухода за растениями. Выполнение отдельных поручений по уходу за растениями, совместно с педагогом. 4. Зима в природе. Зимние изменения в жизни растений и животных участка. Знакомство с зимующей птицей – Снегирь. Вывешивание кормушки, подкормка птиц. Наблюдение за снегом во время снегопада и в солнечный день. Работа с календарем наблюдений. 5. Весна в природе. Весенние изменения в жизни растений участка и группы, животных. Цикл наблюдений за ростом лука. Охрана растений и животных. Знакомство ребят младшей группы с основными способами ухода за растениями и животными уголка природы проходит через проведение совместных занятий детей младшей и подготовительной групп. 6. Итоговое занятие. Уточнение и обобщение знаний детей. Проведение мониторинга. В
Теоретический материал: - Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве С.Н. Николаева; - Любовь к природе С.Н. Николаева; - В союзе с природой Л.И. Грехова; -Детям о природе М.В. Лучичь; -Что у нас под ногами Н.Р. Рыжова; -Почва-живая Земля Н.Р.Рыжова. - Дольников В.Р. Вышли все мы из природы; - Формирование экологической культуры дошкольников. Планирование конспектов занятий Л.Г. Кереева; - Экологическая работа в ДОУ Чернекова В.Н.; - Ознакомление с окружающим миром: два веселых гуся; - Как дятел весну встречал; - Жизнь насекомых 5-8 лет, Крутов В.А. - Система экологического воспитания в ДОУ, О.Ф. Горботенко; - DVD диск Мир диких животных. Хищники; - DVD диск Мир диких животных. Среда обитания; - DVD диск Твои веселые друзья зверята. Львенок Лео; - DVD диск Твои веселые друзья зверята. Слоненок Эбу; - DVD диск Твои веселые друзья зверята. Крокодил Карл; Экспериментально-исследовательская зона: - лупа (3шт.); - набор овощей пластмассовых (1шт.); - набор грибов пластмассовых (2шт.) ; - коллекция камней (1шт.); - коллекция минералов (1шт); - набор компасов (1шт.); - коллекция круп(1шт.); - коллекция ракушек(1шт); - коллекция шишек (1шт.). Дидактические и настольные игры: -Ягоды. Детский определитель; -Живая и неживая природа; -Учись играя. Времена года; -Кубики. Животный мир Земли; -Съедобные и несъедобные грибы; -Путешествие по природным зонам России; -Птичий базар; -Собери картинки. Насекомые -В гостях у лешего -Морские тайны; -Чей хвост?; -Деревья; -Птицы русского леса; -Найди следы; -Жизненный цикл животных.
Список литературы: 1. Богданец Т.Г., Смирнова Л.Я. Формирование экологических представлений у шестилетних первоклассников. //Начальная школа.-1989.-№5.- с.30-31 2. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Пособие для родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов.- М.: Просвещение,1978.-223 с. 3. Виноградова Н.Ф. Рассказы – загадки о природе: книга для детей 5-6 лет.- М.: Вентана – Граф,2007.-144с. 4. Гончарова Е.В. Современные технологии экологического образования периода дошкольного детства.- Ростов – на – Дону: издательство Ростовского государственного педагогического университета, 2001.-288 с. 5. Дошкольная педагогика.- М.: Академия, 2008.-416 с. 6. Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. Пособие для родителей, учителей, воспитателей.- М.: АрКТИ,2001.-128 с. 7. Как познакомить дошкольников с природой / Под. Ред. П.Г. Саморуковой.- М.: Просвещение, 1988,- 223 с. 8. Козлова С.А. Дошкольная педагогика.- М.: Академия, 2008,-416 с. 9. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду.- М.:Просвещение, 1984.- 160 с. 10. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду/ Под. ред. РуссковойЛ. В..- М.:Просвещение,1986.-256 с. 11. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде: Программа всеобщего экологического образования/ Под. ред. Г.А. Ягодина.- М., 1993. 12. Мир природы и ребенок: методика экологического воспитания дошкольников./ Под. ред. Л.М. Моневцовой, П.Г. Саморуковой.- Спб., 1998. 13. Николаева С.Н.Методика экологического воспитания в детском саду. М.:Просвещение, 2001.-2008 14. Николаева С.Н. Наблюдая – познаем.// Дошкольное воспитание.- 1991.-№ 1, с. 3-5. 15. Николаева Т. Знаем ли мы природу?// Дошкольное воспитание.- 1991, №6.-с. 28-37. 16. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.- М., 2002. 17. Николаева С.Н. Методическое пособие к программе Зеленая тропинка.- М., 2001. 18. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа, литературными персонажами.- М., 2003. 19. Основная общеобразовательная программа МДОУ ЦРР детский сад №42 Истринского муниципального района, разработанная на основе программы воспитания и обучения в детском саду От рождения до школы под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой Москва. Мозаика — Синтез 2011г 20. Плешакова А.А. От земли до неба. Атлас – определитель по природоведению и экологии для учащихся начальных классов.- М.,1998 21. Программа воспитания и обучения в детском саду От рождения до школы под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой Москва. Мозаика — Синтез 2011г 22. Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Зверев И.Д. Практикум по курсу Основы экологии. Методические рекомендации.- М., 2002. Журналы Дошкольное воспитание: № 7 – 1993г. Ребѐнок и природа, стр. 3. № 7 – 2000г. Нащ дом – природа, стр 2 -26. №9 – 2000г. Ознакомление дошкольников с неживой природой, стр.47 №11 – 2000г. Ознакомление дошкольников с неживой природой, стр.31 №7 – 2005г. Воспитание бережного отношения к воде , стр. 37 Наглядное пособие для педагогов детского сада Серия Знакомство с окружающим миром и развитие речи: Насекомые в картинках, выпуск №1, №2, №3. , Москва 2008г., Изд. ООО ГНОМ. Обитатели океана в картинках, выпуск №1, №2, №3. , Москва 2008г., Изд. ООО ГНОМ . Птицы в картинках, выпуск №1, №2, №3. , Москва 2008г., Изд. ООО ГНОМ. Рыбы в картинках, выпуск №1, №2, №3. , Москва 2008г., Изд. ООО ГН
Опытническая работа с песком.
Цель:знакомство детей со свойствами песка (влажный, сухой).
Цель:упражнять в печатании форм на мокром песке.
Д
.
.
Целевая прогулка на огород.
Цель:дать представление о труде взрослых на огороде, показать результат их труда – овощи.
Д/и Узнаю на вкус.
Цель:определить на вкус овощи и фрукты.
Чтение произведения В.Бианки Прячутся
Цель:знакомить детей с изменениями в природе в осенний период, рассказать, куда прячутся насекомые.
Беседа Как мы одеваемся осенью.
Цель:дать детям представление о том, как меняется одежда людей в зависимости от сезона и состояния погоды.
Наблюдение за небом.
Цель:посмотреть, есть ли на небе тучки, какое небо, какая погода.
Дуют ветры, ветры буйные.
Ходят тучи, тучи тёмные.
Не видать в них света белого,
Не видать в них солнца красного.
Т
Д
Рисование: Осенний дождик.
Цель:дать детям представление о том, что дождик необходим для роста растений.
Наблюдение за птицами.
Цель:рассказать детям о том, что осенью птицы улетают в тёплые края.
Села птичка на окошко,
Посиди у нас немножко,
Подожди, не улетай!
Улетела… Ай!
Опытническая работа. Опыты с водой.
Цель:знакомить детей со свойствами воды (тёплая, холодная).
Экологическая игра Что выросло на нашем огороде?
Цель:закрепить знания об овощах и фруктах.
НОЯБРЬ
Тема:Ах ты, котенька-коток.
Цель:познакомить детей с домашним животным – кошкой, чем питается, учить называть части тела животного, где живёт.
Материал:девочка Маринка, живой котёнок, блюдце, молоко, корзина.
Чтение художественной литературы. С.Маршак Усатый полосатый.
Цель:познакомить детей с особенностями поведения животного, что любит есть, где спит, чем играет.
Наблюдение за листопадом.
Цель:ввести понятие листопад, как листья, падая шуршат, почему это происходит осенью.
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Жёлтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Беседа о птицах – голубь и воробей.
Цель:познакомить с внешним видом птиц, чем отличаются, чем похожи.
Птичка, птичка,
Вот тебе водичка
Вот тебе и крошки
На моей ладошке.
Опытническая работа. Опыт с сухим песком.
Цель:продолжать знакомить детей со свойствами песка: сухой песок сыпется.
Д/и Что растёт в огороде?
Цель:закрепить знание о том, какие овощи растут в огороде.
Наблюдение за воробьём.
Цель:закрепить строение птицы (голова, туловище, на голове клюв, глаза, есть лапки, крылья).
Скачет, скачет воробей
Кличет маленьких детей.
Чик-Чирик! Чик-Чирик!
Рассматривание картинки Рыбка
Цель:знакомить детей со строением рыбки – есть хвост, голова, плавники.
Заучивание потешки о рыбке.
Рыбка плавает в водичке,
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
Тема:Моем, моем мы листочки, будут чистыми цветочки.
Цель:формировать у детей знания о структуре трудового процесса. Воспитывать желание ухаживать за растениями.
Материал:пыльные растения, тазик с водой, тряпочки.
Беседа Как мы ухаживаем за растениями.
Цель:закрепить умение правильно поливать комнатные растения, развивать желание ухаживать за комнатными растениями, бережное относиться к ним.
Рассматривание картины Петушок с семьёй.
Цель:дать первоначальное представление о составе куриной семьи (петух, курица, цыплята), их внешних отличиях.
Заучивание потешки
Петушок, петушок,
Золотой гребешок…
Опытническая работа с землёй.
Цель:учить определять состояние почвы (мокрая, влажная или сухая).
Чтение произведения К.Ушинского Петушок с семьёй.
Цель:продолжить знакомить с составом куриной семьи: мама – курица, папа – петух, дети – цыплята.
Наблюдение на прогулке за деревьями и кустарниками.
Цель:учить различать растения: деревья и кустарники, называть их характерные отличия.
Д/и Кто где живёт?
Цель:закрепить знания детей о том, где живёт рыбка и петушок.
Опытническая работа.Наблюдение за первым снегом – рассмотреть снежинку через увеличительное стекло, полюбоваться её узором, подуть на снежинку, почему она растаяла?
Покружилась звёздочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке.
ДЕКАБРЬ
Тема:Кто у бабушки живёт?
Цель:знакомить детей с домашними животными: собакой, кошкой. Учить правильно называть детёнышей животных.
Материал:картины Кошка и котёнок, Собака со щенком, кукла-би-ба-бо.
Рассматривание веточки ели.
Цель:учить детей узнавать ель, называть её, объяснить, чем она отличается от берёзы (зелёная, колючая).
Зимой и летом одним цветом. (Ель).
Беседа о диких животных Кто живёт в лесу.
Цель:познакомить детей с дикими животными – зайчик, лисичка, медведь.
Наблюдение за состоянием погоды.
Цель:знакомить детей с сезонными изменениями в природе: стало холодно, выпал снег, люди надели тёплую одежду.
Снег, снег кружится,
Белая вся улица,
Собрались мы в кружок,
Завертелись, как снежок.
Опытническая работа со снегом.
Цель:познакомить детей со свойствами снега: снег бывает рассыпчатый, пушистый, лёгкий, из него ничего нельзя слепить.
Д/и Где чей дом?
Цель:закрепить знания о домашних животных: кошка, собака и диких: зайце, лисе.
Рассказывание сказки Снегурочка и лиса.
Цель:уточнить знания детей о животных: диких и домашних.
Наблюдение за следами на снегу.
Цель:обратить внимание детей, что на снегу много разных следов: детские, взрослые, птичьи, кошачьи.
Точки, крестики, кружочки
Под окном и на снегу.
Мне понятны эти строчки,
Прочитать я их могу.
Развлечение Здравствуй, Петя-петушок, Золотой гребешок
Цель:создать у детей эмоциональной настроение, вызвать радость от встречи с любимыми персонажами: петушком, зайчиком, лисой, кошкой, собакой.
Тема:Птички прилетели,
Крыльями махали,
На деревья сели,
Вместе отдыхали.
Цель:знакомить детей с зимующими птицами (воробей, голуби, синичка).
Материал:силуэты птиц, кормушки, зёрнышки.
Наблюдение за птицами.
Цель:познакомить детей с внешним видом птиц (строение тела, повадки, чем питаются). Вызвать желание помочь птицам, заботиться о них зимой.
Беседа Что делают люди зимой?
Цель:учить детей рассматривать картинки, называть действия.
Совместная деятельность– повесить кормушки для птиц, напомнить детям, что птицам зимой очень трудно найти корм.
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли,
Воробей, снегирь – сосед,
Будет вам зимой обед!
Опытническая работа со снегом– из влажного липкого снега можно слепить шарики, слепить пирожки.
Падал снег на порог
Кот слепил себе пирог,
А пока лепил и пёк,
Ручейком пирог потёк.
Экологическая игра Сложи картинку.
Цель:учить складывать изображение животных и птиц.
Труд в природе– очистка дорожек от снега (собрать снег лопатой, построить горку).
Много снега, негде бегать,
На дорожке тоже снег,
Вот, ребята, вам лопаты,
Поработаем для всех.
Наблюдение за собакой.
Цель:что делает собака (бегает, лает, виляет хвостиком и т.д.)
Чтение художественной литературы О.Высоцкая Снежный кролик.
ЯНВАРЬ
Тема:Мы жители лесные, мы добрые и злые.
Цель:дать первоначальное представление о лесе и его обитателях (зайце и волке).
Материал:картинки с изображением животных, игрушка – зайчик, маска волка.
Наблюдение в природе
Цель:отметить, что морозы крепче, не всегда можно гулять.
Он к бровям моим прирос,
Он залез мне в валенки,
Говорят он – Дед Мороз,
А шалит, как маленький.
Экологическая игра Кто во что одет?
Цель:чем покрыто тело животных (шерсть), птицы (пухом), рыбка (чешуйками).
Беседа на тему Как мы встречали Новый год?
Цель:вызвать у детей эмоциональный отклик на прошедший праздник: подвести детей к тому, что не обязательно на празднике использовать живую ёлочку, лучше, если она будет расти в лесу; воспитывать бережное отношение к деревьям.
Опытническая работа со снегом– набрать снег в баночку, занести в комнату, выяснить, что произойдёт со снегом. Почему растаял снег?
Развлечение Праздник новогодней ёлки для кукол
Цель:в ходе развлечение закрепить название диких и домашних животных, их детёнышей, зимующих птиц.
У Толи и Катюшки,
Есть разные игрушки:
Свинья с поросёнком,
Корова с телёнком,
Курочка хохлатка
И жёлтые цыплятки.
Наблюдение за снегопадом.
Цель:обратить внимание, как много снега намело, он помогает деревьям не замерзнуть: подгрести снег к стволам деревьев.
Заучивание стихотворения И.Токмаковой Где спит рыбка.
Цель:закрепить знание о месте обитания рыбки: условия жизни.
Экологическая игра Где спряталась рыбка
Цель:собрать изображение рыбки из частей: закрепить строение рыбки (хвост, голова, тело, плавники).
Тема:Рассматривание фикуса.
Цель:выяснить характерные особенности фикуса (высокий, похожий на дерево, большие зелёные продолговатые листья). Формировать интерес к растению, желание за ним ухаживать.
Материал:комнатное растение фикус, силуэт божьей коровки.
Труд в природе– совместно с воспитателем посыпать скользкие дорожки песком.
Цель:показать детям, что дорожки скользкие, покрытые льдом. Развивать наблюдательность.
Наблюдение за птицами.
Цель:сравнить воробья и голубя по величине, по оперенью, выяснить почему они не улетают в тёплые края.
За что люблю я воробья?
За то, что он такой, как я.
Когда приходят холода –
Не улетает никуда!
Чтение стихотворения А.Барто Кто как кричит?
Цель:учить звукоподражанию голосам животных.
Рассматривание картинки Зимние забавы.
Цель:уточнить знания детей о том, что зимой холодно (дети тепло одеты, катаются на санках и лыжах, играют со снегом). Вызвать воспоминания из прошлого опыта.
Игра-забава Жил-был зайчик
Цель:уточнить знания детей о строении зайца (длинные уши, короткий хвост, прыгает, любит морковку), где живёт.
Жил-был зайчик, длинные ушки,
Отморозил зайчик носик на опушке.
Отморозил носик, отморозил хвостик
И поехал греться к ребятишкам в гости.
Там тепло и словно волка нет,
И дают морковку на обед.
Наблюдение за зимним солнцем.
Цель: отметить, что солнце светит, но не греет: понаблюдать в каком месте солнце поднимается утром, где оно прячется вечером.
Опытническая работа с водой– вынести воду на мороз, что с ней произойдёт? Во что превратилась вода?
Работа в уголке природы– обратить внимание детей на то, что у растений появились засохшие листья; объяснить, что им мало солнышка и света. Привлечь детей к уборке обрезанных засохших листьев.
ФЕВРАЛЬ
Тема:Удивительная птичка – попугайчик-невиличка.
Цель:учить детей внимательно наблюдать за живым существом, замечать её особенности, как порхает с палочки на палочку. Уточнить, что есть у попугайчика, чем его кормят.
Материал:клетка с волнистым попугайчиком, корм, водичка, силуэты птиц на каждого ребёнка.
Экологическая игра Угадаю по описанию.
Цель:уточнить знания детей о комнатных растениях (фикус, бальзамин).
Опытническая работа Во что превратилась сосулька.
Цель:продолжать знакомить детей со свойствами льда. Выяснить, почему растаяла сосулька в ладони.
Работа в уголке природы Посадка репчатого лука.
Цель:уточнить представления детей о луке, как овоще, рассказать, что из головки лука можно вырастить зелёный лук.
Как на нашей грядке
Выросли ребятки:
Золотистые мундиры,
Зелёные усы –
Все ребята хороши!
Наблюдение за метелью.
Цель:понаблюдать, как ветер поднимает с земли лёгкий снег и кружит его в воздухе.
Зашумела, разгулялась в поле непогода
Принакрылась голым снегом голая дорога.
Наблюдение за сосульками.
Цель:сравнение сосулек по величине, по длине, обратить внимание на то, какие они прозрачные, напомнить, что это замёрзшая вода, что их нельзя брать в рот.
Очень плохая привычка у Юльки,
Любит сосать ледяные сосульки…
Однажды ангиной Юля заболела
И больше ни разу сосульки не ела.
Рисование Кто шагает по тропинке.
Цель: учить детей рисовать следы зверей и птиц.
Наблюдение в уголке природы.Срезать веточку смородины и поставить её в воду.
Цель:наблюдение за распусканием листочков, почему появились листочки.
Заучивание потешки.
Шла лисичка по мосту,
Несла вязанку хворосту.
Вытопила баньку,
Выкупала Ваньку.
Посадила в уголок,
Дала сладкий пирожок.
Тема:Добрый доктор Айболит, он всех исцелит.
Цель:упражнять в различении плодов моркови и свёклы, лука и лимона по названиям и характерным особенностям. Формировать желание не болеть, укреплять здоровье.
Материал:кукла Доктор Айболит, корзина с овощами, машина скорой помощи.
Опытническая работа Где растёт сосулька?
Цель:предложить детям понаблюдать за сосульками на солнечной стороне здания. Что происходит с сосульками, когда пригревает солнце?
Творческая игра Звери заболели
Цель:вызвать у детей чувство сострадания к животным, желание помочь им.
Наблюдение за снегирём.
Цель:отметить красоту оперения птицы, на какое дерево прилетел.
Глянь-ка, мама, посмотри,
За окошком снегири.
Синие, красные,
Крылышки атласные.
Беседа Если птичка живёт дома?
Цель:закрепить знания о домашних птицах: курица с цыплятами.
По дворику хохлатка,
По дворику махнатка
С цыплятами идёт
Чуть дети зазеваются,
Шалят и разбегаются –
Сейчас к себе зовёт.
- Кудах – кудах – кудах!
Наблюдение на прогулке– объяснить детям, что в морозные дни ветки легко ломаются, они становятся хрупкими, напомнить, что деревья и кусты нельзя ломать.
Экологическая игра По тропинке ножки шли и куда-то мы пришли.
Цель:закрепить название деревьев на участке детского сада.
Наблюдение за водой.
Цель:уточнить представление о том, что в помещении появляется вода, когда открывают водопроводный кран – она льётся струйкой вниз.
Ай лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Рассказывание сказки Заюшкина избушка.
Цель:уточнить представления детей о свойствах льда (тает на солнце).
МАРТ
Тема:Витамины с грядки деда Матвея.
Цель:познакомить детей с плодами овощных культур, закрепить знания о месте произрастания, умение описывать овощ по характерным признакам.
Материал:ширма, кукла Дед, муляжи овощей, настоящие овощи, корзина, семена гороха, ящик с землёй , лейка.
Труд в уголке природы – наблюдение за ростом лука.
Цель:познакомить детей с процессом роста лука, закрепить, что надо для роста лука.
Наблюдение за состоянием погоды.
Цель:учить детей замечать изменения в погоде, называть их (солнце светит ярче, стали дни длиннее).
Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает?
Рассматривание картины Гуси.
Цель:продолжать знакомить детей с домашними птицами, где живут, кто за ними ухаживает.
Белые гуси к ручейку идут,
Гусяток ведут.
Белые гуси вышли на луга.
Крикнули гуси:
-Га-га-га!
Д/и Дом веселого скворца.
Цель:уточнить, что является домом скворца.
Опытническая работа.
Провести наблюдения за снегом, где быстрее тает снег: на солнечной стороне или там, где нет солнце?
Наблюдения за воробьями.
Цель:напомнить как дети помогали птицам зимой, послушать, как весело чирикают воробьи, чему они рады?
О чём поют воробышки
В последний день зимы?
-Мы выжили!
- Мы выжили!
- Мы живы!
- Живы Мы!
Беседа Что растёт у деда Матвея?
Цель:познакомить детей с фруктами, рассказать, что они полезны для здоровья.
Рисование Повисли с крыш хрустальные сосульки.
Цель:почему сосульки появляются весной?
Тема:Знакомство с комнатными растениями.
Цель:уточнить представление детей о комнатных растениях (фикусе, бальзамине). Учить сравнивать растения.
Материал:комнатные растения (фикус, бальзамин), машина с зелёным крестом, кукла Доктор Айболит, лейки.
Опытническая работа (с зеркалом) Солнечный зайчик.
Цель:вызвать у детей радостное настроение, поиграть с солнечным зайчиком.
Солнечные зайчики играют на стене,
Поманю их пальчиком, пусть бегут ко мне.
Рисование Солнечные зайчики.
Цель:рисование пятном солнечных зайчиков, выяснить, почему они появляются весной.
Труд в природе – поливка комнатных растений, лука в ящике.
Цель:наблюдение за ростом лука.
Рассматривание головки репчатого лука, проросшего в воде.
Цель:рассмотреть корни лука, зелёные стрелочки, дать представление о том, что лук пьёт воду корнем.
Игра-развлечение Медвежатки.
Цель:учить детей обыгрывать сюжет стихотворения, уточнить, что любит есть медвежонок, что ест медведь в лесу.
Медвежаток я взяла,
Посадила у стола:
- Угощайтесь, медвежатки,
Ешьте мёл хороший, сладкий!
А они себе сидят и ни капли не едят:
Хоть они и любят мёд,
Но раскрыть не могут рот.
Наблюдение за облаками.
Цель:развивать наблюдательность в природе, фантазию.
Облака – белогривые лошадки,
Облака, что вы мчитесь без оглядки?
Экологическая игра Когда это бывает?
Цель:закрепить приметы весны.
Рассматривание картины Корова с телёнком.
Цель:закрепить название животного, его детёныша, выяснить, что корова даёт полезное молоко.
АПРЕЛЬ
Тема:Не топчи травку.
Цель:учить детей бережно относиться к растительному покрову, беречь красоту природы, дать представление о том, что травка живая, ей больно.
Материал: игрушка бабочка.
Заучивание потешки.
Цель:создание радостного настроения, читая потешку, объяснить, что солнышко согревает всю землю своим теплом.
Солнышко-вёдрышко,
Выгляни в окошко!
Солнышко, нарядись,
Красное покажись!
Беседа Где была травка зимой?
Цель:дать детям представление о том, что зимой растения спят под снегом.
Наблюдение за проталинками.
Цель:показать детям первые проталинки, выяснить, почему видна земля.
К нам весна шагает быстрыми шагами
И сугробы тают под её ногами.
Чёрные проталинки на земле видны
Видно, очень тёплые ноги у весны.
Экскурсия в уголок сада.
Цель:познакомить детей с деревьями, растущими в саду.
Наблюдение за солнцем.
Цель: рассказать, что весной ярко светит солнышко, предложить погреть на солнышке ладошки и щёчки, весной вся природа рада солнышку.
Туча спряталась за лес
Смотрит солнышко с небес.
И такое чистое, доброе лучистое.
Беседа с детьми Кто прилетает из тёплых стран?
Цель: познакомить детей с перелётными птицами (грач, скворец).
На шесте дворец, во дворце певец. (скворец).
Сравнение дерева с кустарником.
Цель:формировать представление, что дерево и кустарник – растения, они живые, имеют корень, ветви, листочки.
Чтение стихотворений И.Токмаковой о деревьях: Ель, Осина, Берёза.
Цель: рассмотреть плакаты с изображением деревьев, закрепить знания о частях дерева (ствол, корень, ветви, листочки).
Тема:Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.
Цель:уметь узнавать на картинке лошадь, жеребёнка, определить, чем отличаются они от козы с козлёнком, находить и называть части тела животного.
Материал:картины: Лошадь с жеребёнком, Коза с козлёнком, кукла дед.
Наблюдение за тополем.
Цель:уточнить знания детей о знакомом дереве (ствол, ветка, почка).
Целевая прогулка на огород.
Цель:познакомить детей с весенними работами на огороде, вскопать землю, приготовить грядки для посадки семян.
Опытническая работа Куда исчезли лужи?
Цель:во время наблюдения на прогулке уточнить, куда исчезла вода в лужах: впиталась в землю, солнышко высушило лужу.
Театрализованная деятельность, игра – развлечение Едем, едем на лошадке.
Едем, едем на лошадке
По дорожке гладкой.
В гости нас звала соседка
Кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду,
А соседки дома нету,
Две собаки у порога
Нам сказали очень строго:
-Ав-ав-ав (Гав-гав-гав).
Труд в природе – посадка семян тыквы на огороде.
Цель:познакомить детей с процессом посадки семян в грунт, воспитывать желание трудиться.
Наблюдение за берёзкой.
Цель:уточнить знания детей о берёзке, почему так называется дерево, полюбоваться её красотой, вызвать желание оберегать берёзку.
У красы берёзки
Платье серебрится,
У красы берёзки
Зелёные косицы.
Опытническая работа Чем пахнет весна?
Цель:растереть и понюхать почки, они пахнут весной, свежестью, почему они набухли? Почему из них появились первые листочки?
Д/и Оденем куклу Таню на прогулку.
Цель:уточнить знания детей о том, какую одежду носят весной, как одеты дети? Почему?
МАЙ
Тема:Весна – красна пришла, всем цветочки принесла.
Цель:познакомить детей с новым растением – одуванчиком, выделить его особенности (жёлтый, яркий цветок, стебель – длинный, гладкий). Воспитывать эмоциональный отклик на красоту растения.
Материал:игрушка пчёлка, алгоритмы по строению цветка.
Беседа с детьми Что в лесу весной бывает?
Цель:познакомить детей с весенними явлениями в лесу (просыпаются деревья, травы, цветы, птицы строят гнёзда и т.д.)
Наблюдение на прогулке за цветением деревьев (на примере вишни).
Цель:замечать и показывать изменения, которые произошли с вишней весной, вспомнить, какой была вишня зимой.
Экскурсия на весеннюю лужайку.
Цель:полюбоваться первыми цветами на лужайке, воспитывать бережное отношение к цветам.
Дождались мы светлого мая,
Цветы и деревья цветут,
И по небу синему тая,
Румяные тучки плывут.
Опытническая работа Лучик солнца золотой.
Цель: продолжить знакомить детей со свойствами солнечных лучей, высушивая влажный песок (намочить песок водой, положить на солнце).
Сравнение цветка одуванчика с подснежником.
Цель:обратить внимание на форму цветка, на его цвет, что общего у цветов? (есть цветок, листья, стебель).
Наблюдение за дождиком.
Цель:продолжать знакомить детей с природными явлениями.
Дождик, дождик, полно лить,
Малых детушек мочить!
Экологическая игра Кто где живёт?
Цель:продолжать знакомить детей с тем, где проживают дикие и домашние животные.
Рассматривание картины Дети кормят цыплят
Цель: закрепить знание о том, кто живёт в куриной семье.
Тема:Друзья цветов.
Цель:познакомить детей с насекомыми (бабочкой, пчелой), дать представление о пользе насекомых. Воспитывать любовь к живой природе.
Материал:силуэты бабочек, пчёлок.
Наблюдение на прогулке за насекомыми.
Цель:дать объяснения, откуда появились насекомые, где они прятались зимой.
В ярком платье модница
Погулять охотница,
От цветка к цветку порхает
Утомится – отдыхает.
Экологическая игра Собери цветок из частей.
Цель:закрепить строение цветка, используя модели.
Рисование Одуванчики
Цель: передать красоту цветка, воспитывать бережное отношение к цветам.
Опытническая работа Тень.
Цель:понаблюдать с детьми за тенью, которая тянется от предмета на землю.
Беседа с детьми о лекарственных травах (мать-и-мачеха).
Цель:рассказать о пользе лекарственных трав.
Экскурсия в уголок леса.
Цель:обратить внимание на убранство леса, как и почему он изменился?
Экологическая игра Кто что делает?.
Цель:рассказать о способах передвижения животных и птиц.
Труд в природе– собрать камешки и веточки на участке совместно с воспитателем.
Цель:учить детей соблюдать чистоту на своём участке.