Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Кружок "Чудо шашки" | Пестрякова Клавдия Александровна. Работа №219854

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Пестрякова Клавдия Александровна
Программа кружка "Чудо шашки" с пояснительной запиской.

Пояснительная записка

 

Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.

Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. В дошкольной педагогике одним из самых актуальных вопросов является планирование и проведение в детском саду досуга и кружковой работы. Из разнообразия всех видов деятельности в свободное время в детском саду (творческая, игровая, чтение художественной литературы) и прочее, я отдаю предпочтение настольной игре в шашки, которую считаю одной из самых интересных и всесторонне развивающих игр для детей.

Шашки по праву признана одной из самых интеллектуальных игр, поэтому, прежде всего, она стимулирует мыслительную деятельность детей, способствует их логическому мышлению, развивает пространственное воображение, память и внимание, что очень важно для подготовки к школе. Поскольку большая часть детей в дошкольном возрасте, по своей природе, очень подвижны и активны и им трудно сосредоточить свое внимание на продолжительное время, то эта волшебная игра ненавязчиво формирует у них такое качество, как усидчивость.

А также эта игра воспитывает в детях такие немаловажные для их будущей жизни качества, как умение самостоятельно думать и нести ответственность за принятое решение, адекватно относиться к неудачам и поражения. Более того, работа в кружке предусматривает совместную деятельность детей, что совершенствует навыки общения, воспитывает доброжелательное отношение детей друг к другу, тем самым создавая благоприятный эмоциональный фон в группе.

Обучение детей игре в шашки я хочу начать со старшей группы (с 5 лет). Именно в этом возрасте внимание детей становится более устойчивым и произвольным, развивается прогностическая и наглядно – образная функции мышления, которые позволяют решать уже более сложные задачи. К пяти годам дети становятся больше усидчивы (могут заниматься одним видом деятельности в течение 20 – 25 минут) и способны играть по установленным правилам. Главное, чтобы процесс обучения детей проходил ненавязчиво и интересно. Знакомить детей с новым для них материалом я начну в простой и очень доступной для их понимания форме.

Знакомство и обучение детей игре в шашки должно проходить поэтапно, по принципу: от простого к сложному. Сначала детей нужно познакомить с историей возникновения этой игры, затем продемонстрировать им доску, фишки черного и белого цветов, после чего научить правильно расставлять шашки на игровом поле, объяснить им, почему все шашки ставятся только на темные клеточки (это необходимо для того, чтобы шашки соперников встретились в игре) и так далее. Необходимо также четко сформулировать суть игры, которая заключается в том, чтобы при продвижении своих шашек вперед, уничтожить шашки соперника или перекрыть ему все ходы. После того, как дети усвоят общие сведения о шашках, можно приступать к знакомству с основными правилами игры. Правила игры в шашки просты и общедоступны. Но научиться хорошо играть в шашки – дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины. Но я считаю, что необходимо сохранять и развивать систему обучения шашкам в дошкольных учреждениях. Не секрет, что дети, играющие в шашки лучше успевают в школе, особенно в точных науках.

Экспериментальные исследования совпадают с выводами практиков: игра в шашки может занять определенное место в педагогическом процессе. Дети, проявляя живой интерес к игре, учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Игра в шашки развивает логическое мышление, смекалку, сообразительность, вырабатывает умение мыслить абстрактно, развивает умение мыслить в уме и развивает память. Перейдя от взрослых к детям, эта игра стала средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного. Кроме того, обучение игре в шашки помогает выявить дарования.

Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях.

 

 

Цель кружка: раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.

 

Задачи:

 

Обучающие:

• обучить основам шашечной игры;

• обучить простым комбинациям, теории и практике шашечной игры;

• обеспечить успешное овладение основополагающих принципов ведения шашечной партии.

 

Развивающие:

• развивать стремления детей к самостоятельности;

• развивать умственные способности детей: логическое мышление, умение производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление.

 

Воспитательные:

• воспитывать отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;

• воспитывать настойчивость, целеустремленность, находчивость, внимательность, уверенность в своих силах и умение преодолевать трудности;

• выработать у детей умение применять полученные знания на практике.

 

 

 

 

Отличительной особенностью данной программы является большой акцент на начальную подготовку детей, в основном старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля».

Программа занятий по шашкам предусматривает усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.

Программа «Чудо шашки» рассчитана на 2 года, для детей 5-7 лет. Форма занятий – коллективная, подгрупповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия, проводится 1 раз в неделю. Учебная нагрузка согласована с гигиеническими требованиями к максимальной нагрузке на детей старшего дошкольного возраста - длительность занятий 25 минут.

 

Основными формами работы и средствами обучения являются:

• практическая игра;

• решение задач, комбинаций и этюдов;

• дидактические игры и задания, игровые упражнения;

• развлечения, познавательные досуги, игры в шашки.

 

Методическое обеспечение:

- Опорные схемы

- Компьютер (в домашних условиях)

- набор шашек и шашечных досок

- простой карандаш

- линейка

- бумага для рисования.

 

Организация занятий:

Занятия построены на чередовании различных видов деятельности (рассматривание, слушание, познавательные беседы, выполнение творческих заданий).

По особенностям коммуникативного взаимодействия – игра, соревнования, развлечения. Предлагая выполнение задания в парах, учитываются симпатии дошкольников, уровень их игровых навыков, темперамент.

 

Прогнозируемый результат освоения программы:

развитость умений анализировать, сравнивать, прогнозировать результаты деятельности;

развиваются пространственное воображение и мышление;

сформированный интерес к 

шашкам

 как к спортивно-интеллектуальному досугу.

 

Форма подведения итогов реализации программы: шашечный турнир.

 

 

Перспективное планирование работы кружка «Чудо шашки»

 

Сентябрь

I неделя

Тема: Подготовка игровой зоны для детей.

Цель: научить детей обращаться с шахматной доской, фигурами.

II неделя

Тема: Беседа об игре в шашки. Знакомство с чемпионами России по шашкам.

Цель: воспитание коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе.

III неделя

Тема: Подготовка игровой зоны для детей.

Цель: создание условий для развития логического мышления.

IV неделя

Тема: Знакомство с доской и фигурами.

Цель: научить детей обращаться с шахматной доской, фигурами; научить играм в «Шашки».

Октябрь

I неделя

Тема: Терминология (фигуры, доска, ход, бой)

Цель: научить детей обращаться с шахматной доской, фигурами; научить играм в «Шашки».

II неделя

Тема: Обучение ходам при игре.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

III неделя

Тема: Терминология (противоположные стороны, диагонали)

Цель: развитие интеллектуальных способностей.

IV неделя

Тема: Обучение ходам при игре.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

Ноябрь

I неделя

Тема: Развивающие игры.

Цель: формирование умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания. Творчески решать различные проблемы.

II неделя

Тема: Обучение игре.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

III неделя

Тема: Объяснение положения в игре дамок.

Цель: продолжать учить играм в «Шашки».

IV неделя

Тема: Игра с соперниками.

Цель: воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным, развивать логическое мышление, мелкую моторику.

Декабрь

I неделя

Тема: Задания и задачи, развивающие логическое мышление.

Цель: формирование умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания.

II неделя

Тема: Игра между соперниками.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

III неделя

Тема: Игра между соперниками.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

IV неделя

Тема: Соревнования по шашкам на сладкий приз.

Цель: учить детей обращаться с шахматной доской, фигурами.

Январь

II неделя

Тема: Показ и объяснение ходов игры в «Поддавки».

Цель: научить играм в «Поддавки».

III неделя

Тема: Продолжение ознакомления с игрой.

Цель: развитие интеллектуальных способностей.

IV неделя

Тема: Игра между соперниками

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

Февраль

I неделя

Тема: Развивающие игры.

Цель: воспитание коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе.

II неделя

Тема: Игры между соперниками в «Шашки» и «Поддавки».

Цель: закрепление навыков игры в «Шашки»«Поддавки».

III неделя

Тема: Игры между соперниками.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

IV неделя

Тема: Игры между соперниками.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

Март

I неделя

Тема: Развивающие игры. «Игры со спичками».

Цель: формирование умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания.

II неделя

Тема: Показ и обучение игры «Уголки».

Цель: знакомство с новой игрой, развитие интеллектуальных способностей у детей.

III неделя

Тема: Продолжение и обучение игры в «Уголки».

Цель: знакомство с новой игрой, развитие интеллектуальных способностей у детей.

IV неделя

Тема: Игра между соперниками.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

Апрель

I неделя

Тема: Соревнование. Игра «Поддавки» 1 тур.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

II неделя

Тема: Соревнование. Игра «Поддавки» 2 тур.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

III неделя

Тема: Соревнование. Игра в «Уголки» 1 тур.

Цель: воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным, развивать логическое мышление, мелкую моторику.

IV неделя

Тема: Соревнование. Игра в «Уголки» 2 тур.

Цель: развитие интеллектуальных способностей у детей, воспитывать усидчивость, любознательность.

Май

I неделя

Тема: Соревнование по шашкам 1 тур.

Цель: учить детей пользоваться терминами при игре; воспитывать усидчивость.

II неделя

Тема: Соревнование по шашкам 2 тур.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

III неделя

Тема: Игра в «Шашки» с родителями.

Цель: воспитание коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе.

Мониторинг

Мониторинг уровня умений дошкольников играть в шашки.

Методика проведения:

Диагностика сформированности умения детей играть в шашки предусматривает вопросы к ребенку, наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками, а также беседы с родителями о том, как дошкольник играет в шашки дома.

Вопросы и задания:

1. Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.

2. Педагог спрашивает у ребенка, кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми шашками?

3. Педагог предлагает ребенку начать игру, наблюдая за тем, как он делает ходы.

4. В игре педагог создает ситуацию, при которой ребенок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и несколько.

5. Педагог предлагает разыграть диаграммы в соответствии с определенным условием.

6. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкойпроходит непосредственно во время игры.

7. Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со сверстниками.

8. Если ребенок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счете битых у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.

Критерии оценки результатов:

Высокий уровень – ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием;

Средний уровень– для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога;

Низкий уровень – ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога.

Используемая литература:

1. Абаулин В. И. Начала в шашечной партии. – М.: Физкультура и спорт, 1965. – 72 с.

2. Барский Ю. П., Герцензон Б. П. Приключения на шашечной доске. – Л.: Ленинздат, 1969. – 128 с.

3. Василевский Р. Г. Учимся играть в шашки. – Киев: Здоров' я, 1985. – 88 с.

4. Волчек А. А. Шашечный практикум. – Минск: Харвест, 2004. – 288 с.

5. Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб.: Литера, 1992. – 250 с.

6. Городецкий В. Б. Книга о шашках. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 320 с.

7. Кулинчихин А. И. История развития русских шашек. – М.: Физкультура и спорт, 1982.

8. Литвинович В. С., Негра Н. Н. Курс шашечных дебютов. – Минск: Полымя, 1985. – 256 с.

9. Погрибной В. К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 160 с.

10. Рамм Л. М. Курс шашечных начал. – М.: Физкультура и спорт, 1953. – 348 с.

11. Сидлин А. М. Как научиться играть в шашки. – М.: Физкультура и спорт, 1951. – 187 с.

12. Сидлин А. М. Первые уроки шашечной игры. – М.: Физкультура и туризм, 1937.

13. В. К. Погрибной, В. Я. ЮзюкШашки для детей. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/д: Феникс, 2010. – 137 с.

14. Голиков А. И. Развитие математического мышления средствами динамических игр преследования. – Новосибирск: Наука, 2002.

15. Погрибной В. К. Шашки для детей. – Изд. 4-е. Ростов н/Д: Феникс, 2013.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×