Кружок "Веселый язычок" | Юрченко Олеся Геннадьевна. Работа №211202
Автор: Юрченко Олеся Геннадьевна
Кружок "Веселый язычок"
Цель: Создание условий для развития и совершенствования моторики органов артикуляции, развития мелкой моторики по средствам продуктивной деятельности.
Работа в кружке способствует:
-обогащает активный словарь
- формирует звуковую культуру речи
- развивает речевое дыхание
- повышает интерес к игровой деятельности
- развивает познавательные способности
- расширяет кругозор детей
1.Пояснительная записка……………………………………………....2
2.Цели и задачи Программы………………….......................................2
3.Формы организации деятельности детей…………………………...3
4.Формы проведения занятий…………………….................................3
5.Оценка достижения планируемых результатов………………… 3-4
6.Значимые для разработки и реализации Программы………………4
7.Проектирование и планирование педагогической деятельности 5
8.Содержание Программы……………………………………………...5
9.Перспективный календарно-тематический план…………………6-10
10.Организация образовательного процесса…………………………..10
11.Список детей………………………………………………………….11
12.Список литературы………………………………………………… 12
13.Табель посещаемости детей…………………………………………13
14.Диагностическая карта усвоения Программы……………………...14
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования дошкольников 4-5 лет (далее Программа) составлена для детей 4-5лет (средняя группа общеразвивающей направленности) и рассчитана на 28 учебных недель.
Программа дополнительного образования дошкольников 4-5лет разработана в соответствии:
Федеральным законом от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации;
Приказом МО и НРФ от 29 августа 2013г. №1008 Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013г. №1014); Уставом ДОУ.
Программа составлена с учетом положений дополнительного образования программы ДОУ (Приказ ДОУ № 269 от 01.09.2017.), Примерной образовательной программой дошкольного образования Детство под редакцией Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой О.С. Ушакова Развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду
Реализация Программы дополнительного образования позволяет строить образовательный процесс с учетом склонностей и предпочтений ребенка, предоставляя возможность самореализации каждому воспитаннику. Кроме того, Программа направлена на удовлетворение потребностей родителей раскрытии потенциала личности ребенка и выстраивается в речевом направлении.
Цели и содержание непосредственно образовательной деятельности направлены на выявление в каждом ребенке его индивидуальных способностей, задатков в различных сферах деятельности (интеллектуальной, познавательной, творческой). Основное внимание уделяется развитию выявленных ресурсов и реализации внутреннего потенциала каждого воспитанника.
Направление деятельности: Художественное
Срок реализации программы: 2018-2019 учебный год.
Цели и задачи Программы
Цель: Создание условий для развития и совершенствования моторики органов артикуляции, развития мелкой моторики по средствам продуктивной деятельности.
Задачи:
Способствовать умению говорить и слушать;
Способствовать развитию интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;
Создать условия для развития звуковой культуры речи;
Создать условия для воспитания доброжелательных отношений между детьми.
Программа дополнительного образования выполняет функции: - образовательную – каждый воспитанник имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности; - получить дополнительное развитие умений и навыков в интересующем его виде деятельности;
- социально-адаптивную – занятия в кружках позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать ситуацию успеха; - коррекционно-развивающую – воспитательно-образовательный процесс, организованный в рамках дополнительного образования, позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности детей;
- воспитательную – содержание работы в кружках оказывает значительное влияние на развитие личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.
Для успешной реализации Программы дополнительного образования необходимо создание следующих условий;
- уважительное отношение к каждому ребенку, его чувствам, потребностям;
- активное участие родительской общественности;
-выявление предпочтений и склонностей детей, оценка индивидуального развития.
Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе с использованием нетрадиционных технологий, активное участие родителей в совместных творческих процессах.
Ожидаемые результаты ориентированы не только на обогащение активного словаря детей, но и на развитие познавательных способностей, речевого дыхания и мелкой моторики рук, расширение кругозора, чувств уверенности в своих знаниях и умениях.
Формы организации деятельности детей
Индивидуальная
Групповая
Фронтальная
Индивидуально в группе
Группа
Работа по подгруппам
Методы обучения на занятиях
Словесные
Наглядные
Практические
Беседы, разговоры, диалоги, объяснения, вопросы
Показ, демонстрационный материал
Дидактическиеигры, упражнения
При организации образовательной деятельности преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы: игры-драматизации, экскурсии, путешествия, целевые прогулки и т.д.Практикуется деятельность в парах и командах, что хорошо мотивирует детей на выполнение заданий, сохраняя ихуверенность в успехе, развивает их коммуникативные навыкиобщения. Проводится четыре ОД в месяц во второй половине дня, продолжительностью 20 минут.
Формы проведения занятий
Беседа
Пальчиковые игры
Наблюдение
Дидактическая игра
Дискуссии
При организации образовательной деятельности преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы: игры-драматизации, экскурсии, путешествия, целевые прогулки и т.д.Практикуется деятельность в парах и командах, что хорошо мотивирует детей на выполнение заданий, сохраняя ихуверенность в успехе, развивает их коммуникативные навыкиобщения. Проводится четыре ОД в месяц во второй половине дня, продолжительностью –20 минут.
Оценка достижения планируемых результатов
• Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
• Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать. Проявляются доброжелательные отношения между детьми.
• Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности, а так же развивается интерес и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;
• У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Значимые для разработки и реализации Программы
Актуальность программы
На современном этапе развития нашего общества становится, все более актуальна, проблема общения между людьми. В этом процессе больше всего страдают дети, речь которых формируется при непосредственном общении с взрослыми. Речь является фундаментом для развития всех психических процессов детей и личности в целом. Плохо говорящие и неговорящие дети, начинают осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, снижается их познавательная деятельность, так как ребенок становится сложным собеседником, ему трудно быть понятым другими.
Возрастные особенности детей
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.
Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа - Я ребенка, его детализацией.
Работа в кружке способствует
-обогащает активный словарь
- формирует звуковую культуру речи
- развивает речевое дыхание
- повышает интерес к игровой деятельности
- развивает познавательные способности
- расширяет кругозор детей
Основные принципы программы:
- природосообразности: образовательный процесс программы строится согласно:
- активного творческого развития дошкольников;
- индивидуализации: в кружке создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности как ребенка так и педагога;
- индивидуального подхода; максимально учитывается индивидуальные и творческие способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития;
- гуманность: ребенок рассматривается как активный субъект в общении с педагогом.
Во основу программы дополнительного образования положена идея развития речевых способностей у детей дошкольного возраста через использование дидактических игр и упражнений.
Группы детей для участия в кружковой деятельности формируются в начале учебного года на основании изучения предпочтений и склонностей детей, изучения запроса родителей.
Оценка индивидуального развития ребенка.
Методики по которым проводилась диагностика детей:
1. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста (Приложение)
2. Диагностика коммуникативных навыков детей Методика определения самооценки детей “ЛЕСЕНКА”.
Проектирование и планирование педагогической деятельности
Воспитательно–образовательный процесс организуется с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, социального заказа родителей.
Продолжительность учебного года
Начало НОД с 01.10.2018г.
Окончание 30.04.2019г.
28 учебных недель
Образовательная нагрузка ребенка в неделю
1 НОД в неделю
Продолжительность НОД
Средняя группа (4-5лет.) 15-20 минут
Содержание программы
№
Раздел
Содержание
Кол-во занятий
Кол-во часов
1
Игровые упражнения
Создать условия для развития звуковой, связной, речевой активности детей
7
2ч.20мин
2
Словесно-дидактические игры
Создать условия для формирования грамматического строя речи и обогащения словаря
8
2ч.40мин
3
Артикуляционная гимнастика
Создать условия для развития дыхательного аппарата
5
1ч 40мин
4
Пальчиковая гимнастика
Создать условия для развития координации мелкой моторики рук
4
1ч.20мин
5
Знакомство с окружающим миром
Создать условия для расширения знаний детей с окружающей действительностью
4
1ч.20мин
Всего
28
9ч.20мин
Перспективный календарно-тематический план
Октябрь.
№
Занятие
Цель
Методические приемы
1.
У Лариски - две редиски
Способствовать работе над темпом и ритмом речи.
Пальчиковая игра У Лариски - две редиски
Игра с палочками Домик (квадрат, треугольник)
2.
Составление рассказа Моя комната
Способствовать умению детей при составлении рассказа связывать предложения между собой по смыслу. Развивать творческое воображение. Предложить детям, отметить, что больше им нравится в своей комнате. После составления рассказа зарисовать свою комнату.
Рассказы записываются, оформляются рисунками детей в свободной форме
3.
Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяжностью слов (длинные, короткие)
Способствовать формированию умения отгадывать загадки. Развивать внимание, логическое мышление. Продолжать знакомить с моделированием. Формировать интерес к речевой деятельности, инициативу в решении познавательных задач. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Игра " загадки-отгадки"
Игра " Какие бывают слова".
Рисование " Иголки"
4.
Овощи
Четкое проговаривание стихотворения
Н. Кончаловской.
Создание условий для закрепления знаний об овощах. Развивать умение находить в запутанных словах, правильное слово. Развивать интонационную выразительность речи.
Самостоятельно рисование детьми об услышанном в стихотворении.
Ноябрь.
№
Занятие
Цель
Методические приемы
1.
Знакомство с многообразием слов, звучанием их звонко, громко, тихо; рисование солнышка.
Создание условий для знакомства со звучащим словом. Упражнять в различении близких по звучанию слов. Учить сравнивать слова по звучанию. Учить рисовать округлые и прямые линии. Формировать интерес к речевой деятельности.
Игровое упражнение "Кто в домике живет"
Физкультминутка "Зарядка"
Игра "Подскажи словечко"
Игровое упражнение "Соедини правильно"
Рисование "солнышко".
2.
Заучивание стихотворения В. Мусатова
Способствовать умению у детей находить главную мысль в стихотворении, понимать, о чем это стихотворение, развивать интонационную выразительность речи.
После разучивания стихотворения предложить детям изобразить осень в рисунках, как они ее видят.
3.
Вечер загадок.
Формировать умение отгадывать загадки по описанию, логически мыслить; создать праздничную атмосферу, поднять настроение детям.
Материал: предметы на подносе, иголка, ежик, елка, картофелина, лось, гусь, велосипед - игрушечный, подосиновик (возможна замена картинками).
4.
Заучивание стихотворения Н. Саконской.
Предложить детям спеть стихотворение, подобрать нужную интонацию. Развивать внимание, музыкальный слух, интонационную выразительность речи. Учить высказывать свое мнение объяснять, почему именно я эту мелодию выбрала для этого стихотворения.
Вопросы: А как бы вы поступили? Почему? Откуда берется ягодка? Какого цвета цветок земляники?
Декабрь.
№
Занятие
Цель
Методические приемы
1.
Невероятные истории
Предложить детям сочинить какую-нибудь интересную историю из личного опта. Развивать связную речь, мышление, фантазию, воображение. Воспитывать желание делиться своим историями. Учить давать характеристику интересным историям.
Рассказы записываются, оформляются рисунками детей
2.
Снежок
Работа над темпом и ритмом речи.
Пальчиковая игра Снежок
Игра Много снега намело (Обрывание бумаги)
3.
Чтение потешек
Способствовать умению выразительно читать потешку, пользуясь естественными логическими паузами. Формировать интерес к речевой деятельности
Игра с резиновыми ребристыми мячиками (ежиками). Игра Собери сервиз - чудесный мешочек.. Пальчиковая гимнастика Посуда. Упражнение Ловкие ручки - подобрать крышечки к баночкам. Склеим чашку - собрать картинку из нескольких частей.
4.
Разучивание русской народной потешки
Способствовать формированию у детей умения рассказывать потешки наизусть, сопровождая речь движениями. Развивать внимание, интонационную выразительность речи.
Беседа с детьми о прочитанной потешке, что больше всего запомнилось.
Январь.
№
Занятие
Цель
Методические приемы
1.
Чтение стихотворения
И. Солдатенко
Формировать умение интонационно выделять звук "ж" в словах. Закреплять умение делить слова на слоги, пользоваться моделью слов. Развивать внимание, наглядно-образное. Формировать интерес к речевой деятельности. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Игра " загадки и отгадки"
Игровое упражнение "раздели правильно"
Игровое упражнение " Будь внимательным"
Физкультминутка " Жуки"
Рисование "Желуди"
2.
Рисование дорожек, повторение стихотворений.
Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки "Ш-Ж" в словах. Продолжать знакомить с термином "звук". Развивать поэтический слух. Формировать избирательность зрительного восприятия, интерес к речевой деятельности. Развивать графические навыки.
Игровое упражнение "Помоги животным найти свой вагон"
Игра "Подскажи словечко"
Физкультминутка
Игровое упражнение "Соедини правильно", "Повторяем стихи"
3.
Мои любимые животные
Работа над темпом и ритмом речи.
Пальчиковая игра У оленя
Рисование Мои любимые животные.
Февраль.
№
Занятие
Цель
Методические приемы
1.
Драматизация сказки Колобок
Способствовать умению детей распределять роли между собой, вживаться в образы сказочных героев, использовать разную интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь и уважение к художественному творчеству.
2.
Составление рассказа о зиме.
Создание условий для составления детских рассказов из личного опыта. Развивать воображение, мышление, связную речь.
Рассказы записываются, оформляются рисунками детей
3.
Разучивание отрывка Разные звуки
Способствовать развитию умения правильно произносить в словах звуки, развивать моторику речедвигательного аппарата, вырабатывать правильный темп речи.
Обыгрывание звуками каждой картинки.
4.
Разучивание стихотворения Л.Дьконова.
Организовать стихотворную игру, предложить детям переделать стихотворение на свой лад, поменять местами слова или заменить другими словами.
Развивать словотворчество, интонационную выразительность речи.
Март.
№
Занятие
Цель
Методические приемы
1.
Заучивание чистоговорки.
Совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний, интонационную выразительность речи.
2.
Мимоза для мамы
Работа над темпом и ритмом речи.
Учить детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка.
Пальчиковая игра Цветочек
Рисование Мимоза для мамы
3.
Дидактическая игра Огород
Формировать умение активно сопровождать свою деятельность речью, развивать внимание.
Импровизация (собираем овощи в корзины).
4.
Дружба
Работа над темпом и ритмом речи.
Пальчиковая игра Дружба
Игра Шоферы
Апрель.
№
Занятие
Цель
Методические приемы
1.
Рисование неваляшки, заучивание стихотворения
Е. Александровой
Способствовать умению различать твердые и мягкие согласные звуки. Учить называть первый звук в словах. Развивать активную речь детей, отвечать на вопросы строками из стихотворения, передавать свое отношение к окружающему. Развивать графические навыки.
Рисование " Неваляшка"
Игра "Подскажи словечко"
Физкультминутка. "Мы немножко рисовали"
Игровое упражнение "Раздели правильно"
Заучивание стихотворения
2.
Заучивание стихотворения
А. Кочергиной
Способствовать развитию интонационной выразительности речи, память, внимание. Воспитывать интерес к художественному слову.
3.
Рисование мишки, заучивание стихотворения
Т. Шорыгиной.
Создание условий для знакомства с твердыми и мягкими согласными звуками "М-МЬ". Учить интонационному выделению твердых и мягких звуков в словах. Учить называть первый звук в слове. Учить отгадывать загадки, развивать графические навыки.
Заучивание стихотворения
Рисование "Мишка"
Физкультминутка
Игровое упражнение "Раскрась правильно"
4.
Чтение сказки
С. Маршака Красная шапочка
Формировать умение внимательно слушать сказку, пересказывать ее содержание, различать положительных и отрицательных героев. Развивать умение понимать содержание сказки, сопереживать героям сказки. Продолжать работу по формированию интереса книге.
Май.
№
Занятие
Цель
Методические приемы
1.
Составление необыкновенной, интересной истории о лесных жителях весной.
Способствовать умению использовать в речи наиболее потребительские прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Развивать связную речь, воображение, фантазию. Активизировать словарь детей.
Использование картинок с дикими животными для составления рассказа.
2.
Закрашивание предметов, заучивание стихотворения
Т. Шорыгиной.
Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки "Г-К". Продолжать учить называть первый звук в словах. Способствовать развитию графических навыков. Развивать активную речь.
Игровое упражнение "Раскрась и обведи правильно"
Игровое упражнение "Соедини правильно"
Физкультминутка "Пальчики"
Игра "скворечник"
Заучивание стихотворение.
3.
Чудесный вечер
Вспомнить с детьми все, что мы узнали за весь учебный год.
Календарно-тематический план каждого кружка является примерным, поскольку содержание образования определяется индивидуальными склонностями детей, их интересами, особенностями развития и конкретной ситуацией в группе и дошкольном учреждении. Педагоги в течении года ориентируются на ребенка, его интересы и потребности, поэтому могут формировать содержание обучения по ходу образовательной деятельности, внося коррективы в перспективный календарно-тематический план работы на год. Последовательность тем может определяться педагогом совместно с детьми. Реализация задач развития детей зависит от сложившейся образовательной ситуации, интересов отдельного ребенка или группы.
На кружке используется:
предметные картинки, иллюстрации к художественным произведениям, тематические картинки, набор картинок согласно времен года, бумага для рисования, кисти, цветные и простые карандаши, гуашь, масляные мелки, кукла Домовенок, муляжи овощей и фруктов, резиновые ребристые мячи.
Методическое пособие Развитие речи в детском саду (средняя группа) В.В. Гербовой; Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.
Организация образовательного процесса
Программа описывает курс подготовки детей по речевому развитию детей дошкольного возраста 4-5 лет по парциальной программе О.С.Ушаковой Развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду.
Согласно Инструктивно-методического письма о гигиенических требованиях и максимальной нагрузки на детей дошкольного возраста, СанПиН 2.4.1. 3049-13, образовательная деятельность по дополнительному образованию проводится один раз в неделю, длительностью 20 минут, среда в 16.00-1620ч. Определение результативности реализации программы дополнительного образования осуществляется диагностическим обследованием детей на начало (октябрь) и конец (апрель) учебного года, которое позволяет оценить качество образования в целом и динамику речевого развития каждого воспитанника. Используется учебно-методическое пособие Путешествие по стране правильной речи результат показан в диагностической карте Программы дополнительного образования таблица №1, табель посещаемости детей представлен в таблице №
2. Список детей:
1.Кочергина Катя
2. Карченко Артем
3. Линсцер Марк
4. Мельникова Вика
5. Оленина Анна
6. Осинкин Рома
7. Шапорова Алена
8. Помыткин Дима
9.Степанюк Лера
10.Савина Настя
11. Середа Илья
12.Федотов Арсений
13. Черепанова Милана
14.Кузьмина Варя
15. Черноволенко Данил
Список литературы
1. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей
с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб., 2005.
2. Баскакина И. В. Лынская М. И. Логопедические игры. М. : АЙРИС ПРЕСС,
2008.
3. Виноградская О. конспекты занятий по обогащению словаря в группе детей с ОНР. Тамбов, 1994.
4. Гавришева Л. Б., Нищева Н. В. Логопедические распевки. Санкт-Петербург Детство-пресс, 2010.
5. Новиковская О. А. Стихи для развития речи. М., Астрель, 2008.
6. ПоповаГ. П., Усачёва В. И. Занимательное азбуковедение. Волгоград. 2007.
7. Селивёрстов В. И. Речевые игры с детьми. М., Владос, 1994.
Ткаченко Т. А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. Сборник упражнений. – 2001.
8. Полозова Н. В. Основные требования к охране труда и санитарному
обеспечению в дошкольном учреждении. Сборник документов и
рекомендаций. – М. : АРКТИ, 2005.
9. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
12