КРЗ «Игра «Разомнем кулачки». Сравнение предметов по величине, длине, ширине. | Ирина Валерьевна Киященко. Работа №338523
Конспект коррекционно-развивающего занятия на тему: «Игра «Разомнем кулачки». Сравнение предметов по величине, длине, ширине,
разработан с целью научить обучающихся с интеллектуальными нарушениями различать предметы и находить одинаковые, видеть чем отличаются.
В ходе данного занятия обучающийся учится:
-сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, поменьше, еще меньше, самый маленький.
- сравнивать три предмета по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: высокий, ниже, самый низкий, низкий, выше, самый высокий.
- сравнивать предметы по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения соответствующими словами: широкий, уже, самый узкий, шире, самый широкий.
Тема занятия: «Игра «Разомнем кулачки». Сравнение предметов по величине, длине, ширине.
Цель занятия: Научить различать предметы и находить одинаковые и видеть чем отличаются.
Задачи:
- Учить сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, поменьше, еще меньше, самый маленький.
- Учить сравнивать три предмета по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: высокий, ниже, самый низкий, низкий, выше, самый высокий.
- Учить сравнивать предметы по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения соответствующими словами: широкий, уже, самый узкий, шире, самый широкий.
- Развивать внимание, глазомер, мелкую моторику рук, мышление.
- Воспитывать умение работать самостоятельно, формировать навыки взаимоконтроля;
Материалы и оборудование:
Ноутбук, картинки персонажа (гостя), пластилин, картинки предметов (шар, лестницы разной ширины).
Ход занятия
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Цели и задачи
I.Организационный момент
Приветственное слово учителя:
Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!
- Кинезиологическое упражнение (см. картотеку упражнений)
Учитель дефектолог: очень рада видеть вас мои хорошие, здоровыми и веселыми.
Артикуляционная гимнастика.
(Выполнение упражнений (обязательно с визуальным контролем, см. картотеку упражнений )
Приветствуют учителя.
Настраиваются на занятие, психологически готовятся к общению.
Выполняют упражнение предложенное учителем.
Повторяют по образцу вместе с учителем, затем по памяти самостоятельно
Мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки с помощью артикуляционных и кинезиологических упражнений (в случае необходимости)
Развитие координации движений и мелкой моторики, улучшение памяти, речи, внимания
Выработка правильных движений артикуляционных органов
1.Актуализация знаний.
2.Совместное формулирование темы занятия.
3.Постановка целей занятия
Учитель дефектолог: К нам сегодня на занятие заглянул необычный гость.
Кто это?
(Демонстрация персонажа, его приветствие )
Учитель дефектолог:
А хотите, я загадаю вам интересную загадку?
- Круглая игрушка, но не мячик,
Начинается на «ш»…
(Использует карточки с отгадками)
Учитель – дефектолог: Ребятки, а давайте с вами слепим шарики. А поможет нам в этом наш пластилин и наши ручки.
(отщипываются разные кусочки пластилина, катаются в шарики).
Учитель-дефектолог: Скажите, одинаковые ли у нас с вами получились шарики?
Правильно, они все разные, маленький, побольше, еще побольше и самый большой.
И сегодня мы с вами будем разговаривать о предметах.
Тема нашего занятия:
Игра «Разомнем кулачки».
Сравнение предметов
по величине, длине, ширине».
Целями нашего занятия будет:
- уметь сравнивать предметы по величине (самый большой, поменьше, еще меньше, самый маленький);
-по высоте (высокий, ниже, самый низкий, низкий, выше, самый высокий);
- по ширине (широкий, уже, самый узкий, шире, самый широкий);
-развивать внимание, глазомер, мелкую моторику рук, мышление;
-воспитывать умение работать самостоятельно.
Дети отвечают на вопрос
Слушают загадку
Ответ детей (шар)
Лепят шарики
Ответ детей
Озвучивают совместно с учителем (или учитель это делает самостоятельно) тему занятия.
Обучающиеся формулируют задачи урока (самостоятельно либо совместно с учителем на основании предварительной информации)
Создание проблемной ситуации, благоприятных условий для сотрудничества.
Развитие логического мышления, внимания, памяти, речи, воображения, умение выделять предметы по величине
Формирование правильной позы ученика;
воспитание усидчивости, целеустремленности.
II. Этап совместной работы по теме занятия
1.Первичное усвоение новых знаний.
2. Первичная проверка понимания
Учитель – дефектолог: Теперь, ребятки, положите шарики в ряд – от самого большого до самого маленького, в убывающей последовательности.
Учитель-дефектолог: Предлагаю из шаров сделать башенки, пирамидки и сказать, какая из них выше, ниже?
- А теперь, ребятки, давайте построим наши башни (пирамидки) в возрастающей последовательности. С самого низкого до самого высокого. (самый низкий, выше, самый высокий)
Учитель-дефектолог: Какие вы молодцы, справились с заданием. Давайте себя похвалим.
У нас получились замечательные башенки, а теперь давайте немножко подвигаемся, чтобы наши ручки и ножки отдохнули.
Раскладывают шарики в ряд.
Дети делают пирамидки и выстраивают их в ряд, высокий, ниже, самый низкий.
Дети: выстраивают пирамидки в ряд в возрастающей последовательности.
Дети хвалят себя с помощью жеста, указывая на себя, и поглаживая себя говорят:- «Я, молодец!»
Развитие умения сравнивать предметы по величине (самый большой, поменьше, еще меньше, самый маленький);
-по высоте (высокий, ниже, самый низкий, низкий, выше, самый высокий);
Развитие внимания, глазомера, мелкой моторики рук, мышления;
III. Упражнения на снятие напряжения и физическая разминка
Гмнастика для глаз. (см. картотеку упражнений)
Разминка
(Учитель-дефектолог читает стихотворение)
Солнце глянуло в кроватку,
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Раз, два,
Руки вытянуть пошире,
Наклониться – три, четыре,
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку,
Раз, два, три, четыре, пять.
Учитель-дефектолог:
- А теперь давайте присядем и подберем для наших башенок лестницу.
( Учитель достает лестницы ,количество соответствует числу детей, одного цвета одинаковой длины и разной ширины и спрашивает):
Дети выполняют соответствующие действия.
Дети переходят в другую сторону класса
По подражанию и по инструкции выполняет действия.
Выполнение упражнений на снижение зрительного напряжения.
Предупреждение преждевременного наступления утомления и снятия мышечного тонуса
- «Чем похожи лестницы?».
( Учитель-дефектолог предлагает наложить шарфики друг на друга и сравнить их по длине):
- «Что можно сказать о длине шарфиков?»
(Учитель-дефектолог обращает внимание на ширину шарфиков):
- «Чем отличаются шарфики?»
(Учитель-дефектолог просит ребенка найти самую широкую лестницу путем сравнения ее с другими лестницами способами приложения или наложения. Выбранную лестницу ребенок располагает отдельно на столе горизонтально. Среди оставшихся лестниц учитель вместе с ребенком опять находит самую широкую и помещает ее рядом с первой. Раскладывая их в убывающей последовательности).
Учитель-дефектолог:
-Молодцы, хорошо справились с заданием, а теперь давайте разложим наши лестницы в возрастающей последовательности. От самой узкой до самой широкой.
Учитель-дефектолог: -Сегодня наши руки и пальцы хорошо работали, проведем с ними гимнастику, что б они немного отдохнули
Кинезиологическая физминутка (см. картотеку упражнений).
Ответы детей (цвет, размер)
Ответ детей (длина одинаковая)
Ответ детей (лестницы отличаются шириной.)
Ребенок: рассказывает о порядке расположения лестниц: самая широкая, уже, еще уже, самая узкая.
Дети выполняют задание, рассказывают в порядке расположения от самой узкой, шире, еще шире, самая широкая.
Дети выполняют двигательные упражнения руками по инструкции и подражанию.
Развитие понимания отличий по ширине (широкий, уже, самый узкий, шире, самый широкий);
-развитие внимания, глазомера, мелкой моторики рук, мышления;
-воспитание умения работать самостоятельно.
Активизация деятельности мозга, способности развития мелкой моторики, творческих способностей.
IV.Закрепление знаний и способов действий.
Учитель-дефектолог:
- Вот как хорошо отдохнули наши ручки .
А сейчас давайте хорошенечко подышим.
Итак, закройте глазки и сделайте глубокий вдох через нос и выдох через рот, а теперь наоборот…..
Молодцы!
- Сейчас, мы поиграем в одну очень интересную игру
Игровые упражнения
«Собираем, различаем»
(раздаются картинки с изображением предметов, обладающими противоположными значениями признака. Предлагается найти к заданной картинке противоположную по свойству и назвать)
Выполняет действие по образцу и инструкции
( дыхательную гимнастику)
Дети выполняют задание.
Развитие дыхания, укрепление грудной клетки, развитие речи, воображения, фантазии.
Закрепление знаний.
V. Этап рефлексии
Учитель-дефектолог:
- Сейчас мы занимались
И играть в игру старались.
А теперь детвора
Отдыхать и вам пора!
А какое настроение у вас?
Я приглашаю вас в «уголок настроения», выберите свой смайлик настроения, и покажите его с помощью рук.
Спасибо за работу, всего доброго!
Ответы детей.
Выбирают смайлик, выполняют артикуляционное упражнение «Улыбка»