Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

КТП внеурочной деятельности по истории 5 класс | Шараева Надежда Михайловна. Работа №324749

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Календарно- тематическое планирование по внеурочной деятельности "Юные друзья истории" составлено на 2023- 2024 учебный год по федеральным государственным образовательным стандартам. Внеурочная деятельность по истории для 5 класса "Юные друзья истории" расчитана на 34 недели (1 час в неделю), что соответствует полному учебному году. КТП составлено в соответствии с учебником "Всеобщая история. История Древнего мира"- авторы А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая, под редакцией А.А. Искендерова. Издательство "Просвещение" Москва, 2015 год. 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Черская средняя общеобразовательная школа
МР Нижнеколымский район
Утверждаю:
Директор МКОУ ЧСОШ
_____________________
Согласовано:
Зам. Директора по УВР
_____________________
Внеурочная деятельность в 5 Б классе
Юные друзья истории
Составитель:
учитель истории и обществознания
Шараева Н.М.
2023 -2024 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа предназначена для реализации внеурочной деятельности обучающихся в 5 классе. Программа Юный историк (по следам Древнего мира) имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности средних школьников. Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у средних школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка и формирования художественного вкуса. Программа обеспечивает развитие интеллектуальных обще- учебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребенку проявить себя, выявить свой творческий потенциал. Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания истории и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал. Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения — развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, корреция, оценка и саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими исторического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Новизна данного курса заключается в том, что на занятиях происходит реализация культурологического подхода к изучению древних цивилизации через изучение повседневного быта, памятников культуры и других артефактов, относящихся к этому периоду. Системно-деятельностный подход осуществляется через использование таких форм организация познавательной деятельности, как творческая лаборатория, игра-путешествие, практикум, заочное путешествие, игра-соревнование.
Программа рассчитана на 1 час в неделю, всего-34 часа
Цель:
- создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность;
- развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, развитие артистических способностей, творческого воображения и фантазии;
- знакомство с элементами научного исторического исследования.
Задачи:
Познавательный аспект:
- познакомить детей с культурой стран древнего мира через активную деятельность;
- способствовать пониманию средними школьниками особенностей развития древних обществ;
- познакомить с менталитетом древних народов в сравнении с современной культурой;
- формировать универсальные исторические понятия;
- способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
Развивающий аспект:
- развивать мотивацию к дальнейшему изучению истории;
- развивать учебные умения и формировать у учащихся исследовательские приемы при изучении истории;
- приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;
- познакомить с основами актерского мастерства и научить держаться на сцене.
Воспитательный аспект:
- способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;
- приобщать к общечеловеческим ценностям;
- способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
- прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему изучению истории.
Основные содержательные линии курса. данная программа напрямую связана с урочной деятельностью. Отбор тематики и проблематики общения на внеурочных занятиях осуществлён с учётом материала программы обязательного изучения истории, ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом их возраста, на усиление деятельного характера обучения в целом. данный курс состоит из тематических блоков:
Наши древнейшие предки’, Путешествие по странам Древнего Востока, В Древней Греции, Древний Рим: от города до могучей империи, Древний мир — удивительный мир Это позволяет интегрировать знания, полученные в процессе изучения истории, с воспитанием личности среднего школьника и развитием его творческого потенциала.
Особенности возрастной группы детей 11—12 лет.
Пятиклассники (дети 11—12 лет) характеризуются высоким уровнем познавательной активности и любознательности. детям предоставляется возможность удовлетворения своих познавательных интересов и общения в сочетании с изучением истории края, семьи и организационных форм занятий.
Обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги).
Особенность набора детей — свободная.
Методы обучения; наглядный, практический, словесный, проектный, творческий, конструктивный. В курсе сочетаются творческие и интеллектуальные практики, которые формируют у школьника разные способности. Прием драматизации во внеурочной деятельности выступает в качестве эффективного средства повышения мотивации к изучению истории древнего мира. Именно драматизация помогает детям окунуться в эпоху, почувствовать ее особенности. данный вид деятельности поможет преодолеть трудности в понимании учеником исторического материала.
Театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. Совместная театрализованная деятельность направлена на развитие у его участников ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воля, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских , оформительских, двигательных и т. д.) На основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.
Визуализация (рисунок, лепка из пластилина и пр) помогает воплотить образы, полученные с помощью чтения и аудирования, в рисунок и поделки из пластилина. Ученик получает навыки трансформации одного вида информации в другой. Кроме того, формируется художественный вкус, ученик получает возможность реализовать свой творческий потенциал.
Интеллектуальная игра помогает применить полученные теоретические знания по история древнего мира на практике. Развивает логическое и образное мышление, память, умение находить нестандартные решения. Игра помогает школьнику ориентироваться в стрессовых ситуациях, учит взаимопомощи и развивает командный дух. Анализ письменных источников по теме дает основы для научного исследования, такие звания и умения пригодятся для школьника при любой научной работе. Решение проблемных заданий позволяет формировать умение находить нестандартные решения, активизировать познавательную деятельность.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Формы проведения занятий. Внеурочная деятельность по истории основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и фронтальная работа. Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Каждое занятие — это практическая часть по уже изученной на уроках теме. Практическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной и других видов деятельности.
С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс может быть оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами.
Место проведения занятий.
Рекомендуется проводить занятия не только в учебном кабинете, но и в библиотеке.
Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий;
- добровольность участия и желание проявить себя,
- сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
- сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;
- занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
- эстетичность всех проводимых мероприятий;
четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
-. наличие целевых установок и перспектив деятельности;
- широкое использование методов педагогического стимулирования активности обучающихся.
- Содержание программы
Введение (1 ч.)
Что изучает история Древнего мира. Источники знаний по истории.
Раздел 1. Наши древнейшие предки (4 ч.)
В гостях у первобытного человека (2 ч.)
далекие предки людей. Занятия, орудия труда, жилища первобытного человека. Овладение огнем. Родовые общины охотников и собирателей.
Загадки древнейших рисунков (1 ч.)
Пещерная живопись. Отражение религиозных представлений первобытных охотников и собирателей в рисунках и обрядах.
Раздел 2. Путешествие по странам древнего Востока (10 ч.)
В гостях у египтянина. (1 ч.)
Фараон — сын Бога. Во дворце фараона. Отношения фараона и его вельможей. Служба вельмож. В усадьбе вельможи. Занятия египетских ремесленников. Труд египетских крестьян. В хижинах ремесленника и крестьянина.
Храм — жилище богов. (1 ч.)
Священные животные и боги. Мифы древнего Египта.
Искусство древнего Египта. Внутри египетской пирамиды. (2ч.)
Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Письменность, знания древних египтян . Пирамида Хеопса — чудо света. Искусство древнеегипетской скульптуры; статуя, скульптурный портрет. Правила ваяния человека в скульптуре и росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира: Эрмитаж, Лувр, Британский музей. Загадки древнего Двуречья. (1 ч.)
Шумерские ступенчатые башни от земли до неба. Висячие сады Симирамиды - чудо света. Город Вавилон — главный город Двуречья.
Путешествие по городам древней Финикии. (1 ч.)
Развитие торговли в городах Финикии: Библ, Садов, Тир. Морская торговля и пиратство финикийцев. Ремёсла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей Древнейший финикийский алфавит. Легенды о финикийцах.
Путешествие по древней Палестине (]ч.)
Расселение древнееврейских племен. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Библия как история в преданиях еврейских племен. Исторический и нравственный опыт еврейского народа
Путешествие по Древней Индии. (1 ч.)
Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. древнейшие города Вера в переселение душ. Культура Древней Индии. Индийская мудрость, знания и книги,
Дорогами Великого шёлкового пути. (1ч)
География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Мудрость — в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь, Шихуана. Великая Китайская стена и мир китайцев. Шёлк. Чай. Бумага. Компас.
Загадки Древнего Востока (итоговое повторение темы). (1 ч.)
Вклад народов древнего Востока в мировую историю и культуру.
Раздел З. В древней Греции (9 ч.)
Греция Гомера. (2 ч)
Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, Троянском коне. Мораль поэмы. По страницам поэм Илиада, Одиссея
На народном собрании в Афинах. (1 ч.)
Народное собрание и его функции. Перикл, его роль в развитии демократии в Афинах. Афинская демократия.
Священный огонь в Олимпии. (2 ч)
Олимпийские игры в Греции. Возникновение, развитие олимпийских видов спора Древнегреческие атлеты
Современные олимпийские виды спорта.
В греческом храме. (2 ч)
Древнегреческие боги. Мифы о Геракле, миф о Дионисе, миф о Прометее, о Деметре. Статуя Зевса в Олимпии. Особенности храмовой архитектуры Древней Греции. Фидий и его Афина. Мавзолей Мавсола в Галикарнасе. Храм Артемиды в Эфесе.
Наследие Александра Великого. (1 ч)
Держава Александра Македонского — уникальное явление древнего мира. Александрийский (Фаросский) маяк. Ученые Александрии Египетской: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид. Музей. Александрийская библиотека. Из истории древних библиотек. Греческие учёные на благо Александрии.
Дорогами древней Эллады (итоговое занятие по теме В Древней Греции. (1 ч)
Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры.. Колосс Родосский — чудо света. Вклад древнегреческой цивилизации в мировую культуру.
Раздел 4. Древний Рим: от города до могучей империи (8 ч.)
В гостях у римлянина (2 ч)
Древний Рим. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Обустройство повседневности римлян. Термы в жизни и культуре римлянина. Римская семья, ее особенности. Сравнительный анализ современной и римской семьи.
Религия древнего Рима. (1ч)
Боги древнего Рима. Мифы о древнеримских богах. Римские храмы. Сравнительный анализ египетских, греческих и римских храмов.
Раб (говорящее орудие труда). (1 ч.)
Источники рабства в Риме. Обязанности рабов. Раб – говорящее орудие. Римские учёные о рабах.
В школе гладиаторов. (1. ч)
Кто становился гладиатором в Риме. Гладиаторские бои. Амфитеатр.
Все дороги ведут в Рим. (2 ч)
Город —- столица империи. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Хлеб и зрелища для бедноты.
Правление Траяна — лучшего из императоров. (1 ч.)
Расцвет Римской империи во II в. Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна. Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство городов в провинциях империи.
Древний Рим: от города до могучей империи (обобщающее занятие). (Iч)
Раздел 5 Древний мир —удивительный мир. (З ч.)
Семь чудес света. (]ч)
Пирамиды в Египте, Висячие сады в Вавилоне, храм богини Артемиды в Эфесе, статуя Зевса в Олимпии, Галикарнасский маяк, Фаросский маяк, Колосе Родосский.
Общее и особенное древних цивилизаций. (2 ч)
Признаки цивилизации стран Древнего Востока, Греции и Рима. Отличие греческого полиса и Римской республики от государств древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении государством. Нравы. Любовь к Отечеству.
Учебно-тематический план

Раздел
Темы программы
Кол-во часов
1
Наши древнейшие предки(5 ч)
Введение
1
В гостях у первобытного человека
2
Загадки древнейших рисунков
1
2
Путешествие по странам Древнего Востока (10 ч)
В гостях у египтянина
1
Храм-жилище богов
1
Искусство Древнего Египта. Внутри египетской пирамиды
2
Загадки Древнего Двуречья
1
Путешествие по Финикии
1
Путешествие по Древней Палестине
1
Путешествие по Древней Индии
1
Дорогами Великого шелкового пути
1
Итоговое занятие Загадки Древнего Востока
1
3
В Древней Греции (9ч)
Греция Гомера
2
На народном собрании в Афинах
1
Священный огонь в Олимпии
2
В греческом храме
2
Наследие Александра Великого
1
Итоговое занятие Дорогами Древней Эллады
1
4
Древний Рим: от города до могучей империи (8ч)
В гостях у римлянина
1
Религия Древнего Рима
1
Раб-говорящее орудие труда
1
В школе гладиаторов
1
В дороги ведут в Риме
2
Правление Траяна-лучшего из императоров
1
Итоговое занятие Древний Рим: от города до могучей империи
1
5
Древний мир-удивительный мир(3 ч)
Семь чудес света
1
Общее и особенное древних цивилизаций
2
Всего:
34 ч
Планируемые результаты. Личностные
- формирование когнитивной и коммуникативной компетенций через организацию познавательной деятельности в группах и индивидуально, а также через творческую деятельность;
- осознание своей идентичности как гражданина демократического государства
- понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
- толерантное отношение к истории других стран;
- познавательная, творческая, общественная активность;
- умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
- коммуникабельность;
- личная и взаимная ответственность;
- готовность действия в нестандартных ситуациях;
- творчество.
Метапредметные:
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в творческих формах;
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе. Использовать приобретенные знания и умения в практической Деятельности и повседневной жизни:
- понимать смысл адаптированного текста
- уметь задавать вопросы, опираясь на текст, изображения;
- участвовать в диалоге;
- инсценировать исторические сюжеты;
- передавать историческую информацию в виде художественных образов;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности. Первый уровень результатов — приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.
Второй уровень результатов — получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура).
Третий уровень результатов — получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, спектакли, постановки), в том числе и в открытой общественной среде.
Проверка результатов проходит в форме:
• игровых занятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.), собеседования (индивидуальное и групповое),
• опросников,
• анкетирования,
• тестирования,
• презентаций творческих работ.
Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце реализации программы в виде естественно-педагогического наблюдения; выставки работ или презентации проектов.
Календарно-тематическое планирование

тема
Кол-во часов
ДАТА
План
Факт
1
Введение
1
05.09.23
2
В гостях у первобытного человека
1
12.09.23
3
В гостях у первобытного человека
1
19.09.23
4
Загадки древнейших рисунков
1
26.09.23
5
Загадки древнейших рисунков
1
03.10.23
6
В гостях у египтянина
1
10.10.23
7
Храм-жилище богов
1
17.10.23
8
Искусство Древнего Египта. Внутри египетской пирамиды
1
24.10.23
9
Искусство Древнего Египта. Внутри египетской пирамиды
1
07.11.23
10
Загадки Древнего Двуречья
1
14.11.23
11
Путешествие по Финикии
1
21.11.23
12
Путешествие по Древней Палестине
1
28.11.23
13
Путешествие по Древней Индии
1
05.12.23
14
Дорогами Великого шелкового пути
1
12.12.23
15
Итоговое занятие Загадки Древнего Востока
1
19.12.23
16
Греция Гомера
1
26.12.23
17
Греция Гомера
1
09.01.24
18
На народном собрании в Афинах
1
16.09.24
19
Священный огонь в Олимпии
1
23.01.24
20
Священный огонь в Олимпии
1
30.01.24
21
В греческом храме
1
06.02.24
22
В греческом храме
1
13.02.24
23
Наследие Александра Великого
1
20.02.24
24
Итоговое занятие Дорогами Древней Эллады
1
27.02.24
25
В гостях у римлянина
1
05.03.24
26
Религия Древнего Рима
1
12.03.24
27
Раб-говорящее орудие труда
1
19.03.24
28
В школе гладиаторов
1
02.04.24
29
В дороги ведут в Риме
1
09.04.24
30
В дороги ведут в Риме
1
16.04.24
31
Правление Траяна-лучшего из императоров
1
23.04.24
32
Итоговое занятие Древний Рим: от города до могучей империи
1
30.04.24
33
Семь чудес света
1
07.05.24
34
Общее и особенное древних цивилизаций
1
14.05.24
35
Заключение
1
21.05.24
Информационно-методическое обеспечение
Литература
1. Агафонов, С. В. Схемы по всеобщей истории. 5 кл. [Текст] : к учебнику Ф. А. Михайловского История Древнего мира / С. в. Агафонов. — М.:
Русское слово, 2005.— 23 с.
2. Григорьев, д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст]: пособие для учителя / д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М. : Просвещение, 2010 —223 с. — (Стандарты второго поколения).
3. Григорьев, д. В. Программы внеурочной деятельности. Игра. досуговое общение [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /д. В. Григорьев, Б. В. Куприянов. — М. : Просвещение, 2011. — 96 с. — (Работаем по новым стандартам)
4. Григорьев, д. В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М: Просвещение, 2011—178 с.
5. История древнего мира [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://konan/3dn/ru\
6. История после звонка. Внеклассная работа по истории в школе [Текст]: методическое пособие / О. Ю. Стрелова,, Е. Е. Вяземский. — М. : Русское слово — учебник , 2014. — 178 с. — (ФГОС. Внеурочная деятельность учащихся.
7. Культура Древнего Египта [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://ru. wikipedia.org\wiki/ древнегоЕгипта. — Загл. с экрана
8. Николаев, Д. В. Культура древнего мира [Текст]: учебное пособие / СП6ГТУРП. — СП6., 2011.— 49 с.
9. Проект Всемирная история [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http//historic.ru/about/author.shtml
10. Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст] / Рос. акад. наук; Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2011.— 79 с.-- (Стандарты второго поколения).
II. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст] : пособие для учителя (под ред. А. Г. Асмолова. —2-е изд. — М. : Просвещение, 2011.— 159 с.
12. Цветкова, Г. А. дидактические материалы по истории Древнего мира. 5 кл. [Текст] / Г. А. Цветкова. — М. : Владос-Пресс, 2003.— 272 с.
13. Энциклопедия для детей. Том 1 — Всемирная история 1996 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http//nashol. Com/2011070357048/enclopediyadlya-detei-tom-1-vsemirnaya-istoriya.html
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×