"«Кубики Блума» Как приём педагогической инновационной технологии в работе с детьми ОВЗ. | Князева Елена Владимировна. Работа №343021
«Кубики Блума» Как приём педагогической инновационной технологии в работе с детьми ОВЗ.
один из популярных приемов технологии критического мышления, разработанных ученым и психологом
Бенджамином Блумом.
Он является автором уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную (Знаю), психомоторную (Творю) и аффективную (Умею). То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.
к слайдам
1.«Кубик Блума»
инновационная технология
развития познавательной и речевой активности
у детей дошкольного возраста.
2.Использование кубика Блума в работе с детьми дошкольного возраста.
3.Кубик Блума как инновационная практика в развитии критического мышления дошкольников»
4.КУБИК БЛУМА
как приём педагогической инновационной технологии
5Кубик Блума»
как приём педагогической инновационной технологии по развитию речи
КУБИК БЛУМА
как приём педагогической инновационной технологии
1.Предлагаю один из популярных приемов технологии критического мышления, разработанных американским ученым и психологом
Бенджамином Блумом.
Прием называется «Кубик Блума».
2.Актуальность
Цели современного дошкольного образования, обозначенные в ФГОС ДО, и ФОП ДО, ФАОП ДО , ориентированы на принцип «учить не науке, а учить учиться». В настоящее время воспитаннику нужно не столько передавать готовую информацию, сколько познакомить с методами ее получения, осмысления и применения, в результате чего он овладевает способами познания окружающего мира. И задача воспитателя заключается не в передаче готовых знаний и умений, а в создании условий для развития личности ребенка. В настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая речь у детей дошкольников - явление очень редкое.
Актуальность технологии развития критического мышления состоит в том, что она является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребёнка.
В работе с детьми ОНР данная технология помогает развивать развивать в ребенке навыки критического мышления, словарный запас, диалогическую и монологическую речь?
4.
В этом педагогу помогают разнообразные методики и технологии.
Так в современной педагогике появилась модель «4К», которая предполагает развитие, таких качеств в человеке, как:
Критическое мышление
(способность анализировать информацию, вырабатывать разнообразные аргументы, делать выводы, формировать собственное мнение и отстаивать свою позицию).
Креативность
Коммуникативные навыки
Командность
Работая в режиме данной модели, воспитатель перестает быть главным источником информации, и, используя современные приемы, превращает занятия с детьми в совместный и интересный поиск.
5.
Бенджамин Блум - американский психолог и педагог. Он является автором уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную (Знаю), психомоторную (Творю) и аффективную (Умею). То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.
Грань «Назови» - Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ребёнку предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д.
Например, «Назови три весенних месяца. Какие весенние праздники ты знаешь?». Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме.
Грань «Почему» - Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.
Например: Почему весной возвращаются перелётные птицы? Какая перелётная птица возвращается первой?
Грань «Объясни» - Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных сторон.
Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока: - Как ты думаешь, какие изменения в природе происходят весной? Как встречают весну звери?
6 Грань
«Предложи» - Ребёнок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. Например: Предложи игры, в которые можно поиграть в весенний день
Грань «Придумай» — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.
Например: Придумай красивые слова о весне. Как её можно описать?
Грань «Поделись» — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности детей, учат их анализировать, выделять факты и следствия. Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ребёнка, его эмоциях, которые вызваны названной темой.
Например, «Нравится ли тебе такое время года как весна? За что ты её любишь?
7.Применение
«Кубик Блума» можно использовать во всех группах и по всем образовательным областям.
Наиболее удобно применять этот приём на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы.
Что касается использования на более раннем этапе изучения материала, то работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы нужно будет формулировать вместе.
Этот упрощённый способ помогает не только собрать все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.
Вначале Активно используется кубик Блума на занятиях по развитию речи после прочтения художественного произведения. Вовлекаю детей в игру с помощью которой, мы отвечаем на вопросы по содержанию произведения
ЗАДАЧИ
1Воспитывать любовь к родному городу, малой родине, родной стране, чувство патриотизма.
2.Расширять представления детей о труде взрослых и его общественном значении, прививать интерес к труду взрослых. Знакомить с профессиями взрослых в разных сферах деятельности, их трудовыми действиями, результатами деятельности.
3. Учить детей соблюдать технику безопасности в быту, дома и в детском саду, на улицах города, в скверах и парках, в общественных местах, за городом, в лесу, вблизи водоемов.
4.Совершенствовать знание правил дорожного движения, продолжать знакомить с некоторыми дорожными знаками (Дети. Пешеходный переход. Подземный пешеходный переход. Остановка общественного транспорта. Велосипедная дорожка).
ФАОП. 32.1стр. 148
5.Продолжать знакомить детей с работой специального транспорта. Познакомить с работой службы МЧС.
6. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
1.Расширяет представления о семье, семейных ти родственных отношениях: взаимные чувства, правила общения в семье , значимые и памятные события
1.Расширяет представления о семье, семейных ти родственных отношениях: взаимные чувства, правила общения в семье , значимые и памятные события.
- формирование представлений о Родине, городах Россией, о ее столице, о государственной символике, гимне страны.
- знакомят с функциями человека в природе, с природоохранной, потребительской, восстановительной
-обучение в опасных ситуациях
-особое внимание формированию связной речи у обучающихся ТНР , ее основных функции (т коммуникативной, регулирующей, познавательной)
На прогулке при наблюдении так же используется кубик. Мы с детьми, наблюдая за
явлением или объектом, включаемся в игру.
Кидая кубик, отвечаем на вопросы и
так узнаем о чем-то новом.
ОО речевое развитие стр 152
ведущим направлением работы в рамках ОО Речевое развитие является формирование связной речи обучающихся с ТНР
Особое внимание уделяется стимулированию речевой активности
Формируется мотивационно- потребностный компонент речевой деятельности
16 слайд
«Кубик Блума» можно использовать во всех возрастных группах и по всем образовательным областям, по всем лексическим темам.
Наиболее удобно применять этот приём на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы.
Но можно использовать и как часть занятия. Отвечая на вопросы, дети обобщают свои знания полученные на занятии.
18 слайд
В этом году стали использовать Кубики Блум по ОО « Социально- коммуникативное» и «Речевое развитие ,
В сфере социальных отношений ( семья, формы поведения)
1.Расширяет представления о семье, семейных ти родственных отношениях: взаимные чувства, правила общения в семье , значимые и памятные события.
2. В области формирования основ гражданственности и патриотизма
3. В сфере трудового воспитания
4. В области формирования безопасного поведения
Ведущим направлением работы в рамках ОО «Речевое развитие» является формирование связной речи обучающихся с ТНР. Особое внимание уделяется стимулированию речевой активности
Формируется мотивационно- потребностный компонент речевой деятельности
Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы нужно будет формулировать вместе.
Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.
Вывод
Умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний
.
Пользоваться различными способами интегрирование информации
, задавать вопросы
,
самостоятельно формулировать гипотезу .
Вырабатывать собственное мнение нас основе различного опыта
,
идей и представ
лений .
Выражать свои мысли в речи ясно
,
уверена и корректно по отношению к окружающим . аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других .
Участвовать в совместном принятие решения
.
Выстраивать конструктивные в с другими людьми
.
Умение сотрудничать и работать в группе и так далее
Польза метода Блума
Бенджамин Блум объединил основные образовательные цели в несколько групп:
закрепление и анализ полученных знаний;
эмоциональный отклик учащихся на полученные знания;
использование полученных знаний на практике.
Этот метод обучает детей решать проблемные вопросы самостоятельно, опираясь на уже полученные знания и умения, а также используя опыт, наблюдательность, логику и творческое мышление.