Куклотерапия как метод коррекции в работе с детьми | Шеймухова Татьяна Викторовна. Работа №309891
В статье раскрывается понятие «куклотерапия» применительно к практике работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ, получателями социальных услуг в полустационарных условиях (кратковременное пребывание) организации социального обслуживания населения, и их родителями. Особое внимание уделено повышению педагогической компетентности родителей.
«Куклотерапия». как эффективный метод коррекционной работы с детьми с ОВЗ. Куклотерапия - выступает в качестве вспомогательного, очень эффективного метода, позволяющего решать комплекс воспитательных и коррекционных задач. А именно, мотивировать ребенка на совместную деятельность, развивать его, снижать эмоциональное напряжение и повышать степень социализации в будущем
Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является совершенствование процесса развития, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
В последнее время в социальной работе все большую популярность набирает арт-терапевтический метод реабилитации. В рамках этого метода образовалось множество направлений, каждое из которых предлагает свой набор методик, обладающих реабилитационным потенциалом. К одному из таких направлений относится куклотерапия. Её применяют в работе с разными целевыми группами, в том числе и при работе с детьми- инвалидами и детьми с ОВЗ. Куклотерапия — это метод лечения с помощью кукол, основанный на процессах идентификации ребёнка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой.
Пропаганда знаний по использованию традиционных и нетрадиционных методов в коррекционной и лечебной педагогике представляет собой возможность использовать их не только педагогами, но и родителями.
Куклотерапия — метод психологической помощи детям, подросткам и их семьям (заключающийся в коррекции их поведения посредством кукольного театра, разработанный детскими психологами И. Я. Медведевой и Т. Л. Шишовой). Данный метод призван помочь в устранении болезненных переживаний у детей, укреплять их психическое здоровье, улучшать социальную адаптацию, развивать самосознание, разрешать конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. В соответствии с данным методом с любимым для ребёнка персонажем разыгрывается в лицах история, связанная с травмирующей его ситуацией.
В куклотерапии применяются разнообразные куклы: от отдельно взятых персонажей до представителей многочисленных видов театральных кукол (куклы–марионетки, куклы-игрушки, теневые куклы, пальчиковые, варежковые, плоскостные, ростовые и многие другие) .
Играя с куклой, ребенок проецирует окружающую его действительность, транслирует характер взаимоотношений с другими людьми. Эта деятельность для него естественна. Поэтому использование метода куклотерапии позволит в привычной для ребенка ситуации игры выявить и скорректировать его психологические проблемы.
В куклотерапии используются такие известные виды кукол, как куклы-марионетки, пальчиковые, плоскостные, перчаточные и веревочные.
Пальчиковые куклы. Наиболее простой вариант пальчиковой куклы – шарики от пинг-понга, на которых нарисованы различные выражения лиц разных персонажей. Такие куклы можно изготавливать из бумажных цилиндров (по размеру пальца). Процесс изготовления куклы очень быстрый, всего несколько минут и может использоваться с целью оперативной диагностики эмоционального состояния, настроения.
Куклы-марионетки. Марионетка – это на ниточках. Голова и суставы крепятся петлями и подвешиваются на ниточках к деревянной основе, которая управляет движениями этой куклы. Это могут быть и куклы-животные или куклы, изображающие людей разного возраста и пола. А простейшая может быть изготовлена из платка, и обвязана вокруг шеи шнуром, за который ребенок ее и водит.
Перчаточные куклы, сделаны из твердой головы и приклеенного к ней костюма. Указательный палец управляет головой, а большой и средний – руками. Перчаточным куклам присуще разнообразие в движениях и жестах. Они могут хохотать, плакать, кричать, обижаться, принимать различные позы, удивляться, «ныть», похихикивать и смотреть «букой». Такие куклы обычно используются для детских кукольных театров, различных инсценировок, изображение сказок.
Плоскостные куклы. Они получили это название, потому что двигаются в одной плоскости. Плоскостная представляет собой модель куклы, вырезанную из плотного картона или тонкой фанеры. Как правило, руки куклы крепятся на шарнирах или на кнопках и являются свободно двигающимися. Такого рода куклы используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, с нарушением образа «Я». Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям.
Веревочные куклы. Такие куклы многофункциональны. Они эффективны для решения у детей проблем в общении, повышенной тревожности. Кукла может быть размером в рост ребенка. Она проста в изготовлении: из веревки собирается контур куклы, за петельку голова куклы пристегивается на рубашку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями.
Объемные куклы. Объемные куклы традиционно используются для проигрывания ролевых игр. Это обычные игрушки размером в рост человека.
Целенаправленность куклотерапии
Куклы тесно связаны с культурными и религиозными традициями человека. Первые из них были прообразами богов, служили защитой, привлекали благополучие и счастье, покровительствовали деятельности. Кукла обеспечивает связь поколений и является архетипом, выстраивающим взаимоотношения с миром.
Куклотерапия - это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол, а также диагносцировать проблему ребенка, при этом они выступают в качестве промежуточного объекта взаимодействия ребенка и взрослого (психолога, воспитателя). Ребенок, познавая мир, его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. Основным объектом такой проекции становятся куклы.
Можно выделить следующие функции, которые выполняет куклотерапия:
• коммуникативную – установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;
• релаксационную – снятие эмоционального напряжения;
• развивающую – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т. д.) ;
• обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.
Куклотерапия широко используется для разрешения конфликтов, улучшения социальной адаптации ребенка, в коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а также в работе с детьми, имеющими эмоциональную травму. Любимая игрушка «участвует» в постановке спектакля, сюжет которого напоминает ребенку травмирующую ситуацию. Попадает в страшную историю и успешно с ней справляется. По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка нарастает и, достигнув максимальной выраженности, сменяется эмоциональной разрядкой (плач, смех и т. д.) .