Культура безопасного образа жизни у детей с применением кейс-технологии | Буданцева анна Андреевна,Кравченко Юлия Владимировна,Лазарева Ольга Витальевна,Акимова Инна Юрьевна. Работа №315171
Статья посвящена применению кейс-технологий в ДОУ при формировании у детей здорового и безопасного образа жизни. Рассматриваются виды кейс-технологий,примеры их применения.Формировать основы культуры здоровья необходимо начинать с раннего возраста. Ведь именно дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья.
Работа по формированию культуры здоровья у детей проводится по двум направлениям (с детьми и с родителями) и включает в себя 3 раздела: «Я — человек. Что я знаю о себе». «Образ жизни человека и здоровье». «Здоровый образ жизни в городе».
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни
у дошкольников с применением кейс-технологии
Формировать основы культуры здоровья необходимо начинать с раннего возраста. Ведь именно дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья.
Работа по формированию культуры здоровья у детей дошкольного возраста проводится по двум направлениям (с детьми и с родителями) и включает в себя 3 раздела: «Я — человек. Что я знаю о себе». «Образ жизни человека и здоровье». «Здоровый образ жизни в городе».
Работа планируемая в разделе «Я — человек. Что я знаю о себе» направлена на закрепление у детей образа «Я», представлений о целостности организма человека, о взаимосвязях в деятельности систем организма и о взаимоотношениях человека с окружающим миром. Ребёнок познакомится с основными средствами познания мира — зрением, слухом, обонянием, вкусовыми ощущениями, научится им доверять и использовать их в повседневной практике, фиксировать свои ощущения в речи, а также познавать себя через общение с окружающими людьми. В этот раздел войдут занятия по ознакомлению с окружающим («Я — человек», «Овощ и фрукт — здоровье берегут», «Если ты заболел» и др.), изодеятельности («Я на дереве расту», «Урожай собирай и на зиму запасай» и пр.), дидактические игры («Ботаническое лото», «Кто сначала, кто потом?), логоритмические и психогимнастические упражнения («Зеркало», «Ласка», «Водопад» и др.), практические занятия по обучению детей навыкам культурной гигиены, чтение художественной литературы подобранной в соответствии с возрастом.
Раздел «Образ жизни человека и здоровье» включает в себя работу по формированию у детей представления о единстве человека и природы. Первоначально ознакомление с этим единством выражается в понимании дошкольниками значимости режима дня в обыденной жизни как проявления биоритмов природы. Дети познакомятся с сезонными и суточными изменениями, учатся соотносить своё поведение и самочувствие с этими изменениями. Солнце, воздух и вода рассматриваются как факторы, оказывающие важнейшее влияние на жизнь и здоровье не только человека, но и всего живого на Земле. У дошкольников сформируются представления о возрасте людей, о зависимости от возраста деятельности человека, дети начнут понимать, что наше самочувствие зависит от образа жизни и правильного отношения к своему здоровью. Такой подход является основой для формирования представлений о здоровом образе жизни как базовой потребности человеческого организма.
Третий раздел предусматривает знакомство ребёнка со случаями и жизненными ситуациями, в которых необходимо обращение к врачу, рассказывает о случаях возникновения угрозы здоровью: это появление высокой температуры, сильного кашля, боль в различных частях тела, травма. Особое внимание будет уделяться факторам угрозы жизни и здоровью в городе (интенсивные транспортные потоки на дорогах, загрязнение окружающей среды, шум и большие людские потоки). Так, у детей закрепляются навыки безопасного поведения на дорогах, во дворах, на пешеходных переходах, сформируются представления о правильном поведении в экстремальных ситуациях дома и на улице: при встрече с чужим человеком, с незнакомым животным, во время пожара, большого скопления людей, если, вдруг, ребёнок потерялся, осторожность в обращении с электроприборами, острыми и мелкими предметами и др.
Содержание перечисленных разделов сконструировано на основе программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н. Н. Авдеевой, Н. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной, «От рождения до школы» под ред. М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, программы социального развития ребенка «Я — человек» С. А. Козловой, программ экологического образования детей («Мы» Н. Н. Кондратьевой, Т. А. Шилёнок, Т. А. Марковой, Т. А. Виноградовой, «Наш дом — природа» Н. А. Рыжовой и авторских разработок).
Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье. Поэтому, особое внимание воспитанию культуры здоровья у дошкольников следует уделять и в работе с родителями, т. к. этим детям необходимо постоянное закрепление полученных знаний в домашних условиях.
Кейс-технологии помогают в решении данного вопроса - как современная интерактивная технология для быстрого обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленных не только на освоение знаний, но и на формирование новых качеств и умений. Дошкольники могут изучить ситуацию, разбираться в проблеме, а затем предлагать возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь решения проблемы.
Среди практических кейсов выделяют следующие формы:
I. Кейсы-инциденты – это группа кейсов, представляющая ребенку уже свершившееся или готовящееся произойти событие (в нашем случае - ситуации опасности для жизни и здоровья детей). Здесь возможно применение следующих кейсов:
1) Фото-кейсы и кейсы-иллюстрации – наиболее удобная и простая форма, представляющая собой картинку (разного вида) с ситуацией, требующей анализа и разрешения;
2) Кейсы-драматизации - иллюстрирующие событие, когда дети с помощью взрослого человека, с применением игрушек и средств театрализации, разыгрывают инцидент, останавливаясь на его пике;
3) Кейсы на основе мультфильмов или литературных произведений – когда детям предъявляется начало произведения, содержащее все предпосылки для последующих событий. Дети получают возможность увидеть развитие событий, приведших к инциденту. А то, что произведение имеет точное и однозначное продолжение помогает детям перепроверить собственные решения и выводы.
II. Кейсы – вариации и догадки – этот тип кейсов мы применяем для того, чтобы ребенок научился видеть только возможную возникающую проблему и работать с вариантами. Сюда относятся следующие кейсы:
1) Серия опорных картинок, воспринимая которую ребенок осознает связи между предметами, строит варианты развития событий (например, мяч, машина, плачущий малыш);
2) Предметная картинка, демонстрирующая источник опасности – интересный вид работы, побуждающий детей рассмотреть предмет с разных сторон, выявить его «опасные» стороны. Вот, например, простой мяч – ведь сколько можно предположить вариантов – от выкатывания на дорогу до драки за мяч с другом.
3) Кейсы-наоборот – когда дети знакомятся с «наказанием», постигшим ребенка, со словами, которые были сказаны обеспокоенным взрослым, и на этой основе предполагают, какой же опасности подвергался малыш.
Сами по себе кейсы не занимают много времени, разнообразны, поэтому не утомительны для детей.
Кейс – технологию используем как составную часть образовательной ситуации познавательного, двигательного цикла, как форму работы в рамках совместной или самостоятельной деятельности.
Этапы работы с кейсом:
1 этап. Детям предлагаем СЛУЧАЙ (реальный, вымышленный, который должен быть проблемным, иметь прецедент, допускать альтернативные варианты решения. Нами изготовлен кейс с прозрачным окном, в которое вставляем картинку, отражающую проблему, актуальную на данный момент. Дети рассматривают, называют проблему, обсуждают ее. Например, картинки с изображением стопы с плоскостопием и без плоскостопия. Для того чтобы детям было легче распознать проблему использую смайлики – грустный и веселый.
2 этап. ОТБОР ИНФОРМАЦИИ из кейса – для этого внутрь кейса помещаем материал (картинки, фотографии, оборудование, игрушки, предметы и т. д.) каким-либо образом связанный с конкретной проблемой. Содержание кейса способствует развитию у детей умения обрабатывать и анализировать информацию.
3 этап. «МОЗГОВОЙ ШТУРМ» внутри микрогруппы или коллективно, в результате которого дети обсуждают варианты решения проблемы посредством материалов кейса и определяют наиболее благоприятные пути ее решения.
4 этап. – ПРАКТИЧЕСКИЙ, в процессе, которого апробируются принятые детьми решения в двигательной деятельности, а именно через эстафеты, подвижные игры, упражнения.
На первых занятиях нужно познакомить детей с кейсом, объяснить, для чего он нужен, и каким образом, может помочь в решении разнообразных проблем. Чтобы помочь воспитанникам, задаются наводящие вопросы, например: «О чём пойдёт речь?»; «В чём состоит проблема?»; «Что может произойти и к чему может привести, если?»; «Что вы могли бы сделать?» и т. д.
Пример: Обсуждение кейса «Здоровый образ жизни».
«Кто изображён на кейсе?»; «О чём пойдёт речь?»; (мальчик здоровый, крепкий, спортивный и мальчик слабый, бледный, худой); «В чём состоит проблема?»; «Какой ведет образ жизни этот мальчик?»; «Что нужно для здорового образа жизни? (спорт, правильное питание, умываться, гулять, играть, закалятся, одеваться по погоде); «Что может находиться в кейсе?». Открываем (в кейсе находятся картинки, предметы по теме).
Далее дети делятся на 2 команды: 1 команда берет из кейса всё, что связано со здоровым образом жизни, а 2 команда – все, что вредит нашему здоровью. Затем проверяют друг друга. После чего, усложняем задание: одна команда из своих картинок выбирает полезную еду, а вторая вредную.
Чтобы лучше запомнить, какая еда бывает вредной, а какая полезной предлагается поиграть: эстафета - «Полезная – вредная еда».
Таким образом, в результате использования кейс-метода дети тренируются разбираться в ситуации и реагировать на неё, опираясь на полученные ранее знания и собственный опыт. Овладевают способностью оценивать ситуацию, видеть возможные последствия тех или иных действий. У дошкольников активизируется речемыслительная деятельность, развивается умение работать в команде, расширяется социальный и коммуникативный опыт.