Культура музыкального восприятия | Мой кабинет. Работа №351163. Номер работы: №351163
Музыка инструментальная не может воспроизводить зрительных образов, не говорит словами и понятиями; ее язык – чисто звуковой. Не в ее возможностях прямо и непосредственно выразить ту или иную человеческую столь же наглядно, как это бывает в музыке вокальной, в которой объединяется творчество композитора и поэта. В этом отношении инструментальная музыка приближается к искусствам обобщенной выразительности, таким, как хореография и зодчество.
Культура музыкального восприятия
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детская школа искусств имени М. А. Балакирева
г. Ульяновск
Амелькина Наталия Геннадьевна
(преподаватель, концертмейстер)
Музыка – искусство звукового (точнее, интонационно – мелодического)
высказывания, своего рода мышление звуковыми образами. Подобно другим видам искусства, таким, как поэзия, живопись, скульптура или хореография, музыка воспроизводит душевные переживания людей и окружающую их действительность в живой, образной форме. Как и всякое истинное искусство, музыка с большой силой выражает то, чем живут люди: их радости и горести, жизненную борьбу, заветные думы и стремления. В музыкальном творчестве таких больших композиторов, как Бах и Бетховен, Глинка и Чайковский, Мусоргский и Прокофьев, современного слушателя привлекает широта их взглядов на мир, глубокий интерес к жизни народа, к острым социальным и психологическим конфликтам, внутреннему миру человека, а также любовь к природе родной страны, ее героической истории, обычаям, народным песням и пляскам.
Подобно другим видам искусства музыка принадлежит к области общественного сознания. Воздействуя на сознание и эмоции широких масс, музыка, подобно литературе и театру, способна оказывать активное влияние на общественную жизнь, участвовать в ее перестройке. Это хорошо сознавали многие большие композиторы, усматривавшие в музыке могущественное средство общения людей. ,,Искусство есть средство для беседы с людьми, а не цель”, - писал Мусоргский.
Как и в других видах искусства, идейный замысел музыкального произведения всегда претворен в художественный образ, а нередко и в целую систему образов.
Художественный образ – специфический для искусства способ отражения жизни, ее претворений в живой, конкретной, непосредственно воспринимаемой форме. Образность – общий признак искусства.
Всякий художественный образ (в том числе и музыкальный) сочетает в себе обобщенное воспроизведение каких – либо конкретных явлений или сторон действительности, преломленных через личное, индивидуальное начало.
Образы изобразительных искусств (живописи, графики, скульптуры) воспринимаются зрительно. Они наиболее наглядны, так как воссоздают те или иные стороны действительности в формах самой жизни. Вспомним о таких видах изобразительного искусства, как портрет, пейзаж, интерьер, батальная сцена и др. В искусстве же хореографии образы зримые обычно сочетаются со звуковыми.
В других видах искусства художественный образ не представляет собой прямого и открытого воспроизведения тех или иных жизненных явлений в их непосредственной конкретности и вещественности. Образы таких искусств (например, архитектуры) воссоздают действительность более обобщенно, более «опосредствованно». Образы музыкального искусства воспринимаются слухом, это в основном звуковые, а точнее – интонационно – мелодические образы.
Звуковое начало присуще не только музыке, но и всем искусствам, связанным со словом, с живым разговорным языком: поэзии, художественной литературе, театру и звуковому кино. Не случайно все эти виды художественного творчества легко вступают в связь с искусством звуковых образов – музыкой, образуя сложные синтетические музыкально – поэтические образы.
Старейшим видом музыкального искусства было естественное пение людей – выразительное вокальное интонирование песенных слов. Органическая связь слова и музыки (напева) - исконное качество вокальной музыки, возникшей еще на заре развития человеческой культуры и притом значительно раньше музыки инструментальной. Древнейшие музыкальные образы были словесно – звуковыми, синтетическими. Нередко они сочетались также с разными видами трудовых движений, с плясовым шагом и танцем.
Инструментальная музыка, не связанная со словом, возникла позднее вокальной. При этом на протяжении многих веков она развивалась в тесной связи с музыкой вокальной, а также с бытовой танцевальной. Лишь постепенно (примерно к концу 17 века) инструментальная музыка приобрела значение самостоятельной области музыкального искусства со своими особыми выразительными возможностями.
Музыка инструментальная не может воспроизводить зрительных образов, не говорит словами и понятиями; ее язык – чисто звуковой. Не в ее возможностях прямо и непосредственно выразить ту или иную человеческую столь же наглядно, как это бывает в музыке вокальной, в которой объединяется творчество композитора и поэта. В этом отношении инструментальная музыка приближается к искусствам обобщенной выразительности, таким, как хореография и зодчество.
По сравнению с другими видами искусства музыка воссоздает разнообразные стороны действительности прежде всего посредством раскрытия внутреннего духовного мира человека, его чувств.
Способность с большой впечатляющей силой передавать тончайшие оттенки чувства, воспроизводимого к тому же всегда в движении, в процессе непрерывного динамического развития, составляет, таким образом, отличительную особенность музыки, одну из ее наиболее могущественных и привлекательных сторон.
В этом заключается одна из важнейших особенностей музыкального искусства. От других видов искусства музыка отличается в первую очередь присущей ей способностью непосредственного воплощения различных процессов окружающей действительности, эмоционально преломленных в человеческой психике.
Не прибегая к описаниям внешних проявлений тех или иных жизненных процессов, музыка сразу же присущими ей своеобразными средствами выразительности создает тот или иной образ, окрашенный необходимым эмоциональным тоном. Будь это образ светлый, радостно - приподнятый или же сумрачный и скорбный, музыка способна захватить слушателя, погрузить в мир бесконечно разнообразных душевных переживаний.
Характеристика музыки в первую очередь как области эмоциональных переживаний совсем не означает, что содержание всякого музыкального произведения целиком ограничено кругом глубоко личных настроений и чувств. Посредством выражения в музыкальных произведениях с большой художественной силой воспроизводится все многообразие окружающей действительности. Знакомясь с лучшими произведениями музыкального творчества, можно убедиться, что содержание их составляют не только душевные переживания и настроения, но также и серьезное раздумье, изображение разнообразных человеческих характеров в их взаимных столкновениях и жизненной борьбе, наконец, воспроизведение общественных движений широких народных масс, больших социальных конфликтов.
Список источников:
1. Веберн А. Лекции о музыке. М., Музыка, 1975
2.Фарбштейн А. Музыка и эстетика. М., 1976
3.Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. М., Музыка, 1971
4.Медушевский В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976