Культура музыкального восприятия | Мой кабинет. Работа №351162. Номер работы: №351162
Музыка инструментальная не может воспроизводить зрительных образов, не говорит словами и понятиями; ее язык – чисто звуковой. Не в ее возможностях прямо и непосредственно выразить ту или иную человеческую столь же наглядно, как это бывает в музыке вокальной, в которой объединяется творчество композитора и поэта. В этом отношении инструментальная музыка приближается к искусствам обобщенной выразительности, таким, как хореография и зодчество.
По сравнению с другими видами искусства музыка воссоздает разнообразные стороны действительности прежде всего посредством раскрытия внутреннего духовного мира человека, его чувств.
Культура музыкального восприятия
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детская школа искусств имени М. А. Балакирева
г. Ульяновск
Амелькина Наталия Геннадьевна
(преподаватель, концертмейстер)
Музыка – искусство звукового (точнее, интонационно – мелодического)
высказывания, своего рода мышление звуковыми образами. Подобно другим видам искусства, таким, как поэзия, живопись, скульптура или хореография, музыка воспроизводит душевные переживания людей и окружающую их действительность в живой, образной форме. Как и всякое истинное искусство, музыка с большой силой выражает то, чем живут люди: их радости и горести, жизненную борьбу, заветные думы и стремления. В музыкальном творчестве таких больших композиторов, как Бах и Бетховен, Глинка и Чайковский, Мусоргский и Прокофьев, современного слушателя привлекает широта их взглядов на мир, глубокий интерес к жизни народа, к острым социальным и психологическим конфликтам, внутреннему миру человека, а также любовь к природе родной страны, ее героической истории, обычаям, народным песням и пляскам.
Подобно другим видам искусства музыка принадлежит к области общественного сознания. Воздействуя на сознание и эмоции широких масс, музыка, подобно литературе и театру, способна оказывать активное влияние на общественную жизнь, участвовать в ее перестройке. Это хорошо сознавали многие большие композиторы, усматривавшие в музыке могущественное средство общения людей. ,,Искусство есть средство для беседы с людьми, а не цель”, - писал Мусоргский.
Как и в других видах искусства, идейный замысел музыкального произведения всегда претворен в художественный образ, а нередко и в целую систему образов.
Художественный образ – специфический для искусства способ отражения жизни, ее претворений в живой, конкретной, непосредственно воспринимаемой форме. Образность – общий признак искусства.
Всякий художественный образ (в том числе и музыкальный) сочетает в себе обобщенное воспроизведение каких – либо конкретных явлений или сторон действительности, преломленных через личное, индивидуальное начало.
Образы изобразительных искусств (живописи, графики, скульптуры) воспринимаются зрительно. Они наиболее наглядны, так как воссоздают те или иные стороны действительности в формах самой жизни. Вспомним о таких видах изобразительного искусства, как портрет, пейзаж, интерьер, батальная сцена и др. В искусстве же хореографии образы зримые обычно сочетаются со звуковыми.
В других видах искусства художественный образ не представляет собой прямого и открытого воспроизведения тех или иных жизненных явлений в их непосредственной конкретности и вещественности. Образы таких искусств (например, архитектуры) воссоздают действительность более обобщенно, более «опосредствованно». Образы музыкального искусства воспринимаются слухом, это в основном звуковые, а точнее – интонационно – мелодические образы.
Звуковое начало присуще не только музыке, но и всем искусствам, связанным со словом, с живым разговорным языком: поэзии, художественной литературе, театру и звуковому кино. Не случайно все эти виды художественного творчества легко вступают в связь с искусством звуковых образов – музыкой, образуя сложные синтетические музыкально – поэтические образы.
Старейшим видом музыкального искусства было естественное пение людей – выразительное вокальное интонирование песенных слов. Органическая связь слова и музыки (напева) - исконное качество вокальной музыки, возникшей еще на заре развития человеческой культуры и притом значительно раньше музыки инструментальной. Древнейшие музыкальные образы были словесно – звуковыми, синтетическими. Нередко они сочетались также с разными видами трудовых движений, с плясовым шагом и танцем.
Инструментальная музыка, не связанная со словом, возникла позднее вокальной. При этом на протяжении многих веков она развивалась в тесной связи с музыкой вокальной, а также с бытовой танцевальной. Лишь постепенно (примерно к концу 17 века) инструментальная музыка приобрела значение самостоятельной области музыкального искусства со своими особыми выразительными возможностями.
Музыка инструментальная не может воспроизводить зрительных образов, не говорит словами и понятиями; ее язык – чисто звуковой. Не в ее возможностях прямо и непосредственно выразить ту или иную человеческую столь же наглядно, как это бывает в музыке вокальной, в которой объединяется творчество композитора и поэта. В этом отношении инструментальная музыка приближается к искусствам обобщенной выразительности, таким, как хореография и зодчество.
По сравнению с другими видами искусства музыка воссоздает разнообразные стороны действительности прежде всего посредством раскрытия внутреннего духовного мира человека, его чувств.
Способность с большой впечатляющей силой передавать тончайшие оттенки чувства, воспроизводимого к тому же всегда в движении, в процессе непрерывного динамического развития, составляет, таким образом, отличительную особенность музыки, одну из ее наиболее могущественных и привлекательных сторон.
В этом заключается одна из важнейших особенностей музыкального искусства. От других видов искусства музыка отличается в первую очередь присущей ей способностью непосредственного воплощения различных процессов окружающей действительности, эмоционально преломленных в человеческой психике.
Не прибегая к описаниям внешних проявлений тех или иных жизненных процессов, музыка сразу же присущими ей своеобразными средствами выразительности создает тот или иной образ, окрашенный необходимым эмоциональным тоном. Будь это образ светлый, радостно - приподнятый или же сумрачный и скорбный, музыка способна захватить слушателя, погрузить в мир бесконечно разнообразных душевных переживаний.
Характеристика музыки в первую очередь как области эмоциональных переживаний совсем не означает, что содержание всякого музыкального произведения целиком ограничено кругом глубоко личных настроений и чувств. Посредством выражения в музыкальных произведениях с большой художественной силой воспроизводится все многообразие окружающей действительности. Знакомясь с лучшими произведениями музыкального творчества, можно убедиться, что содержание их составляют не только душевные переживания и настроения, но также и серьезное раздумье, изображение разнообразных человеческих характеров в их взаимных столкновениях и жизненной борьбе, наконец, воспроизведение общественных движений широких народных масс, больших социальных конфликтов.
Список источников:
1. Веберн А. Лекции о музыке. М., Музыка, 1975
2.Фарбштейн А. Музыка и эстетика. М., 1976
3.Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. М., Музыка, 1971
4.Медушевский В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976