Культура народного воспитания | Исаева Ольга Александровна. Работа №214331
Автор: Исаева Ольга Александровна
Социальная значимость проекта
Специфика техногенной окружающей среды, в которой обречены развиваться современные дети, неизбежно накладывает на формирующуюся личность отпечаток стереотипных и упрощенных представлений о целом ряде природных, социальных, культурных и духовных закономерностей, лежащих в основе гармоничного роста и успешной адаптации ребенка к социокультурным требованиям общества. Интенсивный недифференцированный информационный и сенсорный поток, обрушивающийся на ребенка с помощью современных средств коммуникации, зачастую становится чрезмерным и заставляет малыша теряться в объеме полученных разрозненных впечатлений и знаний, препятствуя формированию целостной и закономерной картины мира. Именно в настоящее время, как никогда, возникает необходимость обратиться к богатейшей кладовой русской национальной культуры, накопившей бесценный опыт наших предков, умевших с одинаковой легкостью посвящать подрастающих ребятишек, как в сакральные тайны природы, так и в замысловатые премудрости самого сложного ремесла. Только возвращение к культурным истокам и разумное использование традиционных национальных приемов воспитания, развития и обучения ребенка поможет сформировать в маленьком человеке гармоничную целостную личность, неординарное мышление, не лишенное знаменитой русской смекалки, и истинную глубокую духовность, дающую основу его взаимоотношений с окружающим миром. Знакомство с национальной культурой и традициями предшествующих поколений поможет ребенку обрести внутреннюю двигающую силу и отправную точку для дальнейшего пути духовного становления и развития. Через осознание собственной национальной идентичности ребенок впитывает незыблемые моральные устои и нравственные основы, позволяющие не просто адаптироваться в микросоциуме, но стать полноценным и достойным членом общества, достичь гармонии, как внутри собственной личности, так и с окружающей действительностью.
ПРОГРАММА
Серия информационно-практических семинаров
«Мамина школа: Культура народного воспитания»
Социальная значимость проекта
Специфика техногенной окружающей среды, в которой обречены развиваться современные дети, неизбежно накладывает на формирующуюся личность отпечаток стереотипных и упрощенных представлений о целом ряде природных, социальных, культурных и духовных закономерностей, лежащих в основе гармоничного роста и успешной адаптации ребенка к социокультурным требованиям общества. Интенсивный недифференцированный информационный и сенсорный поток, обрушивающийся на ребенка с помощью современных средств коммуникации, зачастую становится чрезмерным и заставляет малыша теряться в объеме полученных разрозненных впечатлений и знаний, препятствуя формированию целостной и закономерной картины мира. Именно в настоящее время, как никогда, возникает необходимость обратиться к богатейшей кладовой русской национальной культуры, накопившей бесценный опыт наших предков, умевших с одинаковой легкостью посвящать подрастающих ребятишек, как в сакральные тайны природы, так и в замысловатые премудрости самого сложного ремесла. Только возвращение к культурным истокам и разумное использование традиционных национальных приемов воспитания, развития и обучения ребенка поможет сформировать в маленьком человеке гармоничную целостную личность, неординарное мышление, не лишенное знаменитой русской смекалки, и истинную глубокую духовность, дающую основу его взаимоотношений с окружающим миром. Знакомство с национальной культурой и традициями предшествующих поколений поможет ребенку обрести внутреннюю двигающую силу и отправную точку для дальнейшего пути духовного становления и развития. Через осознание собственной национальной идентичности ребенок впитывает незыблемые моральные устои и нравственные основы, позволяющие не просто адаптироваться в микросоциуме, но стать полноценным и достойным членом общества, достичь гармонии, как внутри собственной личности, так и с окружающей действительностью.
Теоретические предпосылки
Главную теоретическую основу курса составляет культурно-исторический подход к формированию психики и личности человека, сформулированный выдающимся отечественным ученым Л.С.Выготским. «Чтобы понять природу высших форм сознательной деятельности, говорил он, нужно выйти за пределы организма и искать их корни не в глубинах духа, а в тех реальных формах общественной жизни человека, которые и составляют основное условие развития высших психических функций» .
Данный информационно-развивающий курс гармонично сочетает в себе элементы наследия лучших педагогических и психологических традиций. Теоретический и практический материал преподносится детям в соответствии с общепринятой возрастной периодизацией, с учетом специфики каждого этапа развития и с опорой на преобладающую ведущую деятельность. Основная научная база курса опирается на работы следующих авторов: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина, Л.Ф. Обуховой. Информационная составляющая курса основана на классических исторических источниках: …………………………………….. Практическая часть курса включает в себя игровые и прикладные методики, направленные, с одной стороны, на закрепление теоретического материала, и, одновременно, на развитие отдельных психических функций и параметров психики (моторика, сенсорика, произвольное внимание, память, речь и т.д.), составляющих основу полноценного формирования когнитивной сферы. Практические занятия ориентированы на текущий уровень психофизиологического развития ребенка и совмещают в себе элементы различных педагогических, психологических и коррекционных методик. Программа занятий разработана с опорой на классические, доказавшие свою практическую эффективность методы, такие как: метод замещающего онтогенеза (Семенович А.В.), методика развития и коррекции внимания у детей (Пылаева Н.М., Ахутина Т.В.), базисная программа развития ребенка-дошкольника «Истоки» (Центр «дошкольное детсво» им. А.В. Запорожца), система М. Монтессори, вальдорфская школа и т.д.
Концепция курса
Ввиду неоспоримой социальной значимости осознания собственной национальной идентичности, как в рамках формирования отдельной личности, так и на уровне социо-культурного развития современного общества, группой специалистов, состоящей из педагогов, психологов и научных сотрудников Музея русской усадебной культуры «Усадьба князей Голициных «Влахернское-Кузьминки», был создан уникальный курс, направленный на эстетическое, физическое и духовное развитие детей (в том числе, с ограниченными возможностями) в возрасте от 2 до 7 лет. Курс адресован, в первую очередь, тем родителям, которые хотят сформировать в своем ребенке не только гармоничную личность, но и активного гражданина, осведомленного в области истории и культуры своей страны, впитавшего духовные национальные традиции. Курс адаптирован для широкого круга слушателей, охватывающего, помимо нормы, детей с ограниченными возможностями и детей с девиантным поведением и признаками социальной дезадаптации. Таким образом, курс реализуется в рамках принципов инклюзивного обучения.
Курс условно разделен на теоретическую и практическую составляющие. Теоретическая часть включает информационный блок, содержащий исторические данные об особенностях быта, традиций и воспитания в русской национальной культуре. Практическая часть дает возможность детям «прикоснуться» к самобытной культуре предков: поиграть в традиционные игры, собственноручно изготовить национальный костюм или игрушку, познакомиться с национальными праздниками и обрядами, предметами быта, музыкальными инструментами и т.д. Помимо эстетического и культурного воспитания, практическая часть курса направлена на формирование ряда психофизиологических аспектов, составляющих основу полноценного психического развития ребенка. Занятия включают в себя игры и задания, способствующие развитию восприятия, моторики, внимания, памяти, речи и мышления, что особенно важно в отношении детей с дефицитарным развитием и ограниченными возможностями.
Цели
Основная цель курса – формирование у детей положительного образа восприятия национальных духовных и культурных традиций, знакомство с культурным наследием, воспитание нравственных основ терпимости посредством инклюзивного обучения.
Задачи
Задачи, реализуемые в рамках данного курса, условно разделены на две категории, относящиеся к практической и к теоретической части.
Теоретическая часть направлена на:
Знакомство с историческими сведениями, касающимися особенностей культуры и быта населения русской деревни в XIX – первой четверти XX
в
., а именно
Специфика внутрисемейной иерархии и отношений, традиции в воспитании детей;
Традиционные игры и игрушки;
Участие детей в национальных праздниках и обрядах;
Национальные музыкальные инструменты;
Детский фольклор;
Детский национальный костюм;
Роль домашних животных в жизни семьи.
Анализ роли национальных традиций в современном обществе.
Формирование позитивного взгляда на национальную культуру и традиции.
Инициирование интереса у детей к истории страны и ее культурному наследию.
Практическая часть курса предполагает непосредственное участие ребенка в деятельности и таким образом реализует:
Знакомство с правилами традиционных национальных игр;
Знакомство с традициями проведения отдельных
праздников и
обрядовых мероприятий (свадьба
, масленица
и т.п.)
Изучение элементов народного фольклора (песни, сказки, считалки,
потешки
, скороговорки и т.д.);
Освоение традиционных прикладных навыков:
Изготовление национальной игрушки;
Основы игры на отдельных национальных музыкальных инструментах;
Изготовление элементов национального костюма;
Изготовление предметов быта;
Манипулирование с отдельными традиционными бытовыми механизмами (прялка, гончарный круг и т.п.);
Основы ухода за крупными домашними животными;
Практические занятия включают специализированные методические материалы и проводятся под контролем педагогов, психологов и нейропсихологов, что позволяет решать в рамках курса целый ряд задач, относящихся к сфере коррекционно-педагогического воздействия. А именно:
Социальная адаптация детей, демонстрирующих признаки
дефицитарного
развития,
де
виантного
поведения или имеющих ограниченные
воз
можности здоровья;
Профилактика социальной
дезадаптации
у детей, относящихся к группе риска;
Коррекция
эмоционально-личностной сферы;
Формирование и коррекция отдельных высших психических функций и аспектов психической деятельности:
Развитие мелкой моторики и серийной организации движений;
Расширение поля и развитие избирательности
зрительного, слухового и тактильного
восприятия;
Формирование пространственных представлений;
Повышение энергетических ресурсов организма, работоспособности
;
Развитие самоконтроля, умения следовать правилам;
Развитие
произвольного внимания,
памяти, речи,
мышления.
Учебный план
Занятие 1
Традиционный семейный уклад. Внутрисемейные отношения, родственники, имена, особенности воспитания детей, система поощрений и наказаний.
Занятие 2
Игры и игрушки. Традиционные русские народные игрушки, процесс изготовления, история. Игры и забавы, правила, домашние игры, состязательные игры, пальчиковые игры, хороводные игры, детская и взрослая игровая культура.
Занятие 4
Национальные праздники и обряды. Участие и роль детей в обрядовых мероприятиях, обряды посвятительного характера, происхождение и значение некоторых обрядов, сценарии праздников, обрядовые песни.
Занятие 5
Национальный костюм. Элементы национального костюма, их значение, одежда девочек, одежда мальчиков, прическа девочек, прическа мальчиков, праздничная одежда, специфика изготовления одежды.
Занятие 6
Детский фольклор. Сказки, песни, потешки, считалки, скороговорки, загадки.
Занятие 7
Национальные музыкальные инструменты. Изготовление, особенности применения, традиционное народное творчество.
Занятие 8
Домашние животные. Роль домашних и сельскохозяйственных животных в жизни семьи, основы ухода и содержания животных.
Занятие 9
Трудовое воспитание. Участие детей в трудовой деятельности, ремесленное ученичество, орудия труда и механизмы.