КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ ☼
Автор: Балдазер Наталья Ивановна
Normal
0
false
false
false
RU
X-NONE
X-NONE
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:"Обычная таблица";
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-qformat:yes;
mso-style-parent:"";
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:10.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:115%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:"Calibri","sans-serif";
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-fareast-font-family:"Times New Roman";
mso-fareast-theme-font:minor-fareast;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-bidi-font-family:"Times New Roman";
mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}
Среди всех земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем. Что такое здоровье?
По определению римского врача, представителя античной медицины К.Галена, «...это состояние, при котором мы не страдаем от боли и неограничены в своей жизнедеятельности...». «Здоровье – всему голова», - гласит народная мудрость. Здоровье есть сама жизнь, с её радостями и тревогами. «Здоровье – это
оптимальный баланс всего, чем мы являемся», - говорил Ф.Перлз. Всемирная
организация здравоохранения дала такое определение: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов».
Здоровье – тема актуальная для всех времён и народов, в XXI веке она становится первостепенной. Специалисты констатируют, что наш народ, некогда один из самых здоровых народов на планете, сегодня стал одним из самых больных. Данные многих авторов свидетельствуют о том, что за время обучения в школе численность здоровых учащихся сокращается в несколько раз. Различные патологические изменения обнаруживаются у 81% учащихся класса и у 93% старшеклассников. По статистическим данным у детей, поступающих в школу, встречаются нарушения опорно-двигательного аппарата, невротические расстройства, нарушения зрения и речи. Наряду с этим отмечено снижение темпов созревания организма и общего интеллектуального развития.
Также отмечается незрелость эмоционально-волевой сферы школьников, нарастание невротических проявлений, увеличение хронических заболеваний.
Это неблагоприятно отражается на процессе адаптации детей к школьным
нагрузкам, являясь причиной дальнейшего ухудшения их здоровья и плохой
успеваемости.
Многое зависит от условий жизни в семье, от родителей. Но бесконечно «кивать» только в их сторону нельзя. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны, в том числе и педагоги. Нужно уйти от усредненного подхода в этом вопросе. К каждому ученику должен быть применён индивидуальный подход – минимизирующие риски здоровья в процессе обучения. Если приоритет здорового образа жизни будет в полной мере реализован в школе, то общество гораздо легче справится с формированием современной системы здравоохранения в целом.
Это отмечено недаром. К сожалению, медицина сегодня фактически не
справляется с возложенными на неё обязанностями, в связи с этим возникает явная необходимость активного участия педагогов в разработке и внедрении
здоровьесберегающих технологий в школьные программы в целях улучшения ситуации со здоровьем учащихся.
Результаты проведённых в школах России исследований позволяют выявить у многих учащихся завышенную самооценку собственного здоровья и вытекающее отсюда невнимательное к нему отношение, низкий уровень валеологической грамотности.
Учащиеся не задумываются, какой образ жизни они ведут, не имеют мотивации на его улучшение. Это отражает и низкий уровень валеологической активности в семье.
Яркой иллюстрацией низкой валеологической культуры школьников и их
родителей является тот факт, что только 31,3% учащиеся во время болезненных
проявлений в виде насморка, кашля, головной боли никогда не посещают школу, 41,4% - иногда, а 23,5% вовсе не обращают на это внимание. Тем самым ухудшая состояние своего здоровья, способствуя переходу заболеваний в хроническую форму. Вместе с тем, посещая занятия в болезненном состоянии, они подвергают опасности здоровье окружающих.
Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Наше общество подвергается сегодня информационному шквалу. Каждое десятилетие объём информации удваивается, а каждые 7 лет обновляется на 50%, поэтому категория «объём знаний» перестаёт играть ведущую роль. Вопрос «что учить?» закономерно заменяется вопросом «как учить?».
Поэтому учитель должен не только строить свой учебный процесс с учётом
возраста, пола, специфики развития организма, физиологических и психологических процессов, но и использовать информацию по сохранению и укреплению здоровья. Как отметил Д.В.Колесов, «...только при таком подходе может быть реализован принцип – здоровье через образование...».
Задача школы – научить детей самим заботиться о своём здоровье,
сформировать установки на поддержание здорового образа жизни. Следовательно, введение здоровьесберегающих основ в учебно-воспитательный процесс в начальной школе является сегодня актуальным. Эта работа является одним из приоритетных направлений деятельности нашего методического объединения.
Педагогический коллектив чётко осознаёт, что эффективность учебного процесса во многом определяется степенью учёта физических и психологических особенностей учащихся. Мы понимаем, что только здоровый ребёнок способен успешно овладеть школьной программой, а нарушения здоровья ведут к трудностям обучения. Поэтому мы ведём работу по максимальному валеологическому просвещению школьников. Основы, способствующие сохранению здоровья учащихся, заложены в учебном материале, который изучается на уроках окружающего мира и ОБЖ. Например, на окружающем мире изучаются такие темы: «Организм человека. Органы и системы органов», «Нервная система, её роль в организме человека. Органы чувств, их значение и
гигиена», «Опорно-двигательная система, её роль в организме. Осанка, значение
физкультуры и труда» и т.п. Во внеурочной деятельности есть «Школа здоровья».
Учащиеся получают первые знания по валеологии, ведётся ранняя профилактика вредных привычек, формируются гигиенические истины,
воспитывается культ здоровья.
Физкультурные минутки.
Это кратковременные перерывы на занятиях (на 8 – 20-й минутах занятия). Занимают 1 – 3 минуты для проведения физических упражнений, связанных с длительной статической позой детей. Их цель – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушения осанки. Виды физкультминуток: упражнения для снятия общего утомления; упражнения для кистей рук (пальчиковая гимнастика, мудры); гимнастика для глаз; упражнения на осанку; дыхательная гимнастика.
Учителями начальной школы используются элементы различных здоровьесберегающих технологий.
Автор одной из методик здравоохранительной системы обучения и воспитания, руководитель отдела сенсорных систем Института медицинских проблем профессор В.Ф.Базарный считает необходимым вернуть «движущийся мир» в сады и школы. Вместо традиционной сгорбленной сидячей позы – режим меняющихся поз, когда можно стоя и сидя работать в течение урока. Стоя за конторкой, сидя за партой на стульчике. Вместо близорукого обучения, когда взгляд прикован к столу, - поиск необходимой информации на большом расстоянии. Вместо шариковой ручки – перьевая.
Особое внимание В.Ф.Базарный уделяет зрению. Он отмечает, что в возрасте 6-7 лет орган зрения находится в стадии интенсивного развития. Главная его особенность – наличие так называемой дальнозоркой рефракции. Наиболее физиологическая нагрузка для такого глаза – рассматривание удалённых предметов. В наших школах дети большую часть учебного времени работают с книгой, тетрадью на близких расстояниях. Орган зрения претерпевает вначале функциональные, а затем структурные изменения, позволяющие ему без напряжения работать вблизи. Возникает близорукость, т.е. глаз адаптируется к работе на близких расстояниях и теряет способность к чёткому видению вдали. Профессор предлагает выход из создавшейся ситуации в приёмах, которые
Позволят расширить зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока.
Один из приёмов заключается в максимальном удалении от глаз учебного материала. Каждый ученик находится во время классных занятий строго на своей рабочей дистанции, на расстоянии, с которого он может различать буквы, равные по высоте 1см. Для этого используют стандартную разрезную кассу букв и слогов. В начале учебного года учитель и медицинский работник проверяют зрение детей на рабочую дистанцию и, исходя из полученных данных, рассаживают их в классе.
Следующая особенность проведения учебных занятий в режиме «зрительных
горизонтов» - размер предъявляемого материала (сюжетные и предметные картинки, карточки, цифровой материал). Самые мелкие детали по высоте должны быть не менее 1см, а самые крупные – не более 2 - 3см. Тем самым создаются предпосылки для интенсивного сосредоточения вдаль и снятия напряжения с глазных мышц, долгое время функционировавших в режиме ближнего зрения. Продолжительность таких пауз в течение учебного часа должна составлять не менее 8 – 10 минут. Эту работу целесообразно чередовать с занятиями на близком расстоянии. Ещё лучше, если учитель во время демонстрации будет плавно передвигаться вдоль доски, принося тем самым
дополнительную активность для всех групп мышц. Следующий способ расширения зрительно-двигательной активности – проведение физкультурных минуток для глаз с помощью расположенных в пространстве классной
комнаты ориентиров. Физкультурные минутки выполняются через 10 – 15 минут
напряжённого зрительного труда на близких расстояниях. Для этого используют такие приёмы:
1. Высоко на стенах классной комнаты развешивают мелкие сюжетные или
предметные картинки размером не более 3 – 5 см, карточки с буквами, слогами, словами (размер букв 1см) и т.д. Дети встают и отыскивают глазами местоположение той или иной картинки.
2. Использование траекторий, по которым дети «бегают глазами» (размер листа
ватмана). Желательно придать упражнению игровой характер. Например, в начале спиральной линии прикрепляют жёлтый кленовый листочек или бабочку. Предлагают детям проследить, как этот листочек или бабочка будут кружиться по заданной траектории под порывом ветра.
3. Упражнения для глаз в сочетании с физическими упражнениями, например, в виде игры «Весёлые человечки» Показывают нарисованную фигуру человечки размером 1 – 2 см в движении. Дети рассматривают человечка – «рисуют его глазами», а затем повторяют его движение сами.
Выполнив задание раньше, дети могут самостоятельно «пробежаться глазами» по
тренажёру. Очень полезно для отдыха глаз и нервной системы смотреть вдаль на зелёные луга, лес, голубое небо, облака, воду.
Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и
работоспособность, а это, в свою очередь, способствует сохранению и укреплению здоровья. Именно комплексное использование позволяет выполнить примерный объём двигательной активности.
Большую роль в сохранении здоровья школьников играет и умелая организация физкультурно-оздоровительной работы в школе. Среди различных форм физкультурно - оздоровительных мероприятий особое место отведено
проведению подвижных игр и физических упражнений на переменах. Учителями начальных классов накоплен большой опыт по организации подвижных игр на переменах, во время прогулок на свежем воздухе. Это такие игры, как «Третий лишний», «Гуси-гуси», «Кошки-мышки» и др. Помимо этого мы ведём просветительскую работу, знакомя детей с обычаями русского народа, приуроченными к определённым христианским праздникам, дням народного календаря.
На таких мероприятиях обучаем различным народным играм. Отрадно отметить, что дети не только знакомятся с этими играми, но и активно играют в них в дальнейшем.
Нужно быть реалистами: школу невозможно изменить в одночасье. В то же время важно оставаться оптимистами и настойчиво воплощать те задачи, которые поставлены перед учебными заведениями. Для решения проблемы охраны и укрепления здоровья школьников мало определиться с методиками обучения, необходимо создать условия, в которых эти методики будут осуществляться. Следуя прописной истине, что здоровые дети учатся лучше, можно провести аналогию: здоровые учителя лучше учат
.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Боева Н.Я., Волкова И.В. Личностно -ориентированное образование (Проблема
здоровья учащихся)//Начальная школа. 2004. No6. – С.23.
2. Рагимова О.А. Пути оздоровления младших школьников. //Начальная школа. 2009.
No1. – С.72.
3. Нестерова Л.В. Реализация здоровьесберегающих технологий в сельской школе.//
Начальная школа. 2005. No11. – С.78.
4. Козык Н.И. Наше здоровье. //Начальная школа. 2007. No7. – С.51.
5. Свалова О.Г. Сохранение и укрепление здоровья учащихся.//Начальная школа.
2009. No2. – С.43.