Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Балдазер Наталья Ивановна

Normal

0

false

false

false

RU

X-NONE

X-NONE

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-qformat:yes;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin-top:0cm;

mso-para-margin-right:0cm;

mso-para-margin-bottom:10.0pt;

mso-para-margin-left:0cm;

line-height:115%;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:11.0pt;

font-family:"Calibri","sans-serif";

mso-ascii-font-family:Calibri;

mso-ascii-theme-font:minor-latin;

mso-fareast-font-family:"Times New Roman";

mso-fareast-theme-font:minor-fareast;

mso-hansi-font-family:Calibri;

mso-hansi-theme-font:minor-latin;

mso-bidi-font-family:"Times New Roman";

mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}

Среди всех земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем. Что такое здоровье?

По определению римского врача, представителя античной медицины К.Галена, «...это состояние, при котором мы не страдаем от боли и неограничены в своей жизнедеятельности...». «Здоровье – всему голова», - гласит народная мудрость. Здоровье есть сама жизнь, с её радостями и тревогами. «Здоровье – это

оптимальный баланс всего, чем мы являемся», - говорил Ф.Перлз. Всемирная

организация здравоохранения дала такое определение: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов».

Здоровье – тема актуальная для всех времён и народов, в XXI веке она становится первостепенной. Специалисты констатируют, что наш народ, некогда один из самых здоровых народов на планете, сегодня стал одним из самых больных. Данные многих авторов свидетельствуют о том, что за время обучения в школе численность здоровых учащихся сокращается в несколько раз. Различные патологические изменения обнаруживаются у 81% учащихся класса и у 93% старшеклассников. По статистическим данным у детей, поступающих в школу, встречаются нарушения опорно-двигательного аппарата, невротические расстройства, нарушения зрения и речи. Наряду с этим отмечено снижение темпов созревания организма и общего интеллектуального развития.

Также отмечается незрелость эмоционально-волевой сферы школьников, нарастание невротических проявлений, увеличение хронических заболеваний.

Это неблагоприятно отражается на процессе адаптации детей к школьным

нагрузкам, являясь причиной дальнейшего ухудшения их здоровья и плохой

успеваемости.

 Многое зависит от условий жизни в семье, от родителей. Но бесконечно «кивать» только в их сторону нельзя. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны, в том числе и педагоги. Нужно уйти от усредненного подхода в этом вопросе. К каждому ученику должен быть применён индивидуальный подход – минимизирующие  риски здоровья в процессе обучения. Если приоритет здорового образа жизни будет в полной мере реализован в школе, то общество гораздо легче справится с формированием современной системы здравоохранения в целом.

Это отмечено недаром. К сожалению, медицина сегодня фактически не

справляется с возложенными на неё обязанностями, в связи с этим возникает явная необходимость активного участия педагогов в разработке и внедрении

здоровьесберегающих технологий в школьные программы в целях улучшения ситуации со здоровьем учащихся.

Результаты проведённых в школах России исследований позволяют выявить у многих учащихся завышенную самооценку собственного здоровья и вытекающее отсюда невнимательное к нему отношение, низкий уровень валеологической грамотности.

Учащиеся не задумываются, какой образ жизни они ведут, не имеют мотивации на его улучшение. Это отражает и низкий уровень валеологической активности в семье.

Яркой иллюстрацией низкой валеологической культуры школьников и их

родителей является тот факт, что только 31,3% учащиеся во время болезненных

проявлений в виде насморка, кашля, головной боли никогда не посещают школу, 41,4% - иногда, а 23,5% вовсе не обращают на это внимание. Тем самым ухудшая состояние своего здоровья, способствуя переходу заболеваний в хроническую форму. Вместе с тем, посещая занятия в болезненном состоянии, они подвергают опасности здоровье окружающих.

Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Наше общество подвергается сегодня информационному шквалу. Каждое десятилетие объём информации удваивается, а каждые 7 лет обновляется на 50%, поэтому категория «объём знаний» перестаёт играть ведущую роль. Вопрос «что учить?» закономерно заменяется вопросом «как учить?».

Поэтому учитель должен не только строить свой учебный процесс с учётом

возраста, пола, специфики развития организма, физиологических и психологических процессов, но и использовать информацию по сохранению и укреплению здоровья. Как отметил Д.В.Колесов, «...только при таком подходе может быть реализован принцип – здоровье через образование...».

Задача школы – научить детей самим заботиться о своём здоровье,

сформировать установки на поддержание здорового образа жизни. Следовательно, введение здоровьесберегающих основ в учебно-воспитательный процесс в начальной школе является сегодня актуальным. Эта работа является одним из приоритетных направлений деятельности нашего методического объединения.

Педагогический коллектив чётко осознаёт, что эффективность учебного процесса во многом определяется степенью учёта физических и психологических особенностей учащихся. Мы понимаем, что только здоровый ребёнок способен успешно овладеть школьной программой, а нарушения здоровья ведут к трудностям обучения. Поэтому мы ведём работу по максимальному валеологическому просвещению школьников. Основы, способствующие сохранению здоровья учащихся, заложены в учебном материале, который изучается на уроках окружающего мира и ОБЖ. Например, на окружающем мире изучаются такие темы: «Организм человека. Органы и системы органов», «Нервная система, её роль в организме человека. Органы чувств, их значение и

гигиена», «Опорно-двигательная система, её роль в организме. Осанка, значение

физкультуры и труда» и т.п. Во внеурочной деятельности есть «Школа здоровья».

             Учащиеся получают первые знания по валеологии, ведётся ранняя профилактика вредных привычек, формируются гигиенические истины,

воспитывается культ здоровья.

Физкультурные минутки.

Это кратковременные перерывы на занятиях (на 8 – 20-й минутах занятия). Занимают 1 – 3 минуты для проведения физических упражнений, связанных с длительной статической позой детей. Их цель – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушения осанки. Виды физкультминуток: упражнения для снятия общего утомления; упражнения для кистей рук (пальчиковая гимнастика, мудры); гимнастика для глаз; упражнения на осанку; дыхательная гимнастика.

Учителями начальной школы используются элементы различных здоровьесберегающих технологий.

Автор одной из методик здравоохранительной системы обучения и воспитания, руководитель отдела сенсорных систем Института медицинских проблем профессор В.Ф.Базарный считает необходимым вернуть «движущийся мир» в сады и школы. Вместо традиционной сгорбленной сидячей позы – режим меняющихся поз, когда можно стоя и сидя работать в течение урока. Стоя за конторкой, сидя за партой на стульчике. Вместо близорукого обучения, когда взгляд прикован к столу, - поиск необходимой информации на большом расстоянии. Вместо шариковой ручки – перьевая.

Особое внимание В.Ф.Базарный уделяет зрению. Он отмечает, что в возрасте 6-7 лет орган зрения находится в стадии интенсивного развития. Главная его особенность – наличие так называемой дальнозоркой рефракции. Наиболее физиологическая нагрузка для такого глаза – рассматривание удалённых предметов. В наших школах дети большую часть учебного времени работают с книгой, тетрадью на близких расстояниях. Орган зрения претерпевает вначале функциональные, а затем структурные изменения, позволяющие ему без напряжения работать вблизи. Возникает близорукость, т.е. глаз адаптируется к работе на близких расстояниях и теряет способность к чёткому видению вдали. Профессор предлагает выход из создавшейся ситуации в приёмах, которые

Позволят расширить зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока.

Один из приёмов заключается в максимальном удалении от глаз учебного материала. Каждый ученик находится во время классных занятий строго на своей рабочей дистанции, на расстоянии, с которого он может различать буквы, равные по высоте 1см. Для этого используют стандартную разрезную кассу букв и слогов. В начале учебного года учитель и медицинский работник проверяют зрение детей на рабочую дистанцию и, исходя из полученных данных, рассаживают их в классе.

Следующая особенность проведения учебных занятий в режиме «зрительных

горизонтов» - размер предъявляемого материала (сюжетные и предметные картинки, карточки, цифровой материал). Самые мелкие детали по высоте должны быть не менее 1см, а самые крупные – не более 2 - 3см. Тем самым создаются предпосылки для интенсивного сосредоточения вдаль и снятия напряжения с глазных мышц, долгое время функционировавших в режиме ближнего зрения. Продолжительность таких пауз в течение учебного часа должна составлять не менее 8 – 10 минут. Эту работу целесообразно чередовать с занятиями на близком расстоянии. Ещё лучше, если учитель во время демонстрации будет плавно передвигаться вдоль доски, принося тем самым

дополнительную активность для всех групп мышц. Следующий способ расширения зрительно-двигательной активности – проведение физкультурных минуток для глаз с помощью расположенных в пространстве классной

комнаты ориентиров. Физкультурные минутки выполняются через 10 – 15 минут

напряжённого зрительного труда на близких расстояниях. Для этого используют такие приёмы:

1. Высоко на стенах классной комнаты развешивают мелкие сюжетные или

предметные  картинки размером не более 3 – 5 см, карточки с буквами, слогами, словами (размер букв 1см) и т.д. Дети встают и отыскивают глазами местоположение той или иной картинки.

2. Использование траекторий,  по которым дети «бегают глазами» (размер листа

ватмана). Желательно придать упражнению игровой характер. Например, в начале спиральной линии прикрепляют жёлтый кленовый листочек или бабочку. Предлагают детям проследить, как этот листочек или бабочка будут кружиться по заданной траектории под порывом ветра.

3. Упражнения для глаз в сочетании с физическими упражнениями, например,  в виде игры «Весёлые человечки» Показывают нарисованную фигуру человечки размером 1 – 2 см в движении. Дети рассматривают человечка – «рисуют его глазами», а затем повторяют его движение сами.

Выполнив задание раньше, дети могут самостоятельно «пробежаться глазами» по

тренажёру. Очень полезно для отдыха глаз и нервной системы смотреть вдаль на зелёные луга, лес, голубое небо, облака, воду.

Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и

работоспособность, а это, в свою очередь, способствует сохранению и укреплению здоровья. Именно комплексное использование позволяет выполнить примерный объём двигательной активности.

Большую роль в сохранении здоровья школьников играет и умелая организация физкультурно-оздоровительной работы в школе. Среди различных форм физкультурно - оздоровительных мероприятий особое место отведено

проведению подвижных игр и физических упражнений на переменах. Учителями начальных классов накоплен большой опыт по организации подвижных игр на переменах, во время прогулок на свежем воздухе. Это такие игры, как «Третий лишний», «Гуси-гуси», «Кошки-мышки» и др. Помимо этого мы ведём просветительскую работу, знакомя детей с обычаями русского народа, приуроченными к определённым христианским праздникам, дням народного календаря.

На таких мероприятиях обучаем различным народным играм. Отрадно отметить, что дети не только знакомятся с этими играми, но и активно играют в них в дальнейшем.

Нужно быть реалистами: школу невозможно изменить в одночасье. В то же время важно оставаться оптимистами и настойчиво воплощать те задачи, которые поставлены перед учебными заведениями. Для решения проблемы охраны и укрепления здоровья школьников мало определиться с методиками обучения, необходимо создать условия, в которых эти методики будут осуществляться. Следуя прописной истине, что здоровые дети учатся лучше, можно провести аналогию: здоровые учителя лучше учат

.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Боева Н.Я., Волкова И.В. Личностно -ориентированное образование (Проблема

здоровья учащихся)//Начальная школа. 2004. No6. – С.23.

2. Рагимова О.А. Пути оздоровления младших школьников. //Начальная школа. 2009.

No1. – С.72.

3. Нестерова Л.В. Реализация здоровьесберегающих технологий в сельской школе.//

Начальная школа. 2005. No11. – С.78.

4. Козык Н.И. Наше здоровье. //Начальная школа. 2007. No7. – С.51.

5. Свалова О.Г. Сохранение и укрепление здоровья учащихся.//Начальная школа.

2009. No2. – С.43.

 

Прикрепленные файлы:
Пожалуйста, подождите.
x
×