Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания у детей дошкольного возраста 3–4 лет | Шулятьева Юлия Андреевна. Работа №342114
В 3-4 года ребенок может:
• самостоятельно умываться, пользоваться мылом, вытираться полотенцем;
• своевременно и аккуратно совершать свой туалет, пользоваться туалетной бумагой, после посещения туалета мыть руки;
• самостоятельно кушать, правильно держать ложку в руке, не ставить локти на стол, старательно пережевывать пищу с закрытым ртом, пить маленькими глотками, после окончания еды пользоваться салфеткой, тихо вставать, ставить на место стул, благодарить;
• самостоятельно одеваться и раздеваться в соответствующей последовательности, (с незначительной помощью взрослого, расстегивать и застегивать крупные пуговицы, кнопки, расшнуровывать ботинки, застежки на липучках, аккуратно складывать, вешать одежду, ставить обувь;
Консультация для родителей «Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания у детей дошкольного возраста 3–4 лет»
В 4 года ребенок может:
• самостоятельно умываться, пользоваться мылом, вытираться полотенцем;
• своевременно и аккуратно совершать свой туалет, пользоваться туалетной бумагой, после посещения туалета мыть руки;
• самостоятельно кушать, правильно держать ложку в руке, не ставить локти на стол, старательно пережевывать пищу с закрытым ртом, пить маленькими глотками, после окончания еды пользоваться салфеткой, тихо вставать, ставить на место стул, благодарить;
• самостоятельно одеваться и раздеваться в соответствующей последовательности, (с незначительной помощью взрослого, расстегивать и застегивать крупные пуговицы, кнопки, расшнуровывать ботинки, застежки на липучках, аккуратно складывать, вешать одежду, ставить обувь;
• сворачивать одежду и убирать в шкаф;
• расчёсывать короткие волосы;
• не ломать, не разбрасывать игрушки, после игры убирать на место
• соблюдать элементарные правила поведения за столом во время еды и в ванной во время умывания.
В детском саду формируем навыки самообслуживания при помощи различных игр, например, дидактической игры «Оденем куклу на прогулку», где воспитанники учатся выворачивать вещи на лицо, снимать и надевать одежду в определённой последовательности, при помощи шнуровок дети учатся шнуровать шнурки.
Собираясь на прогулку, в группе оговариваем поведение в раздевалке, и последовательность надевания одежды и обуви. Обращаем внимание детей на труд помощника воспитателя, напоминаем о необходимости вытереть ноги перед входом в детский сад. Показываем, как нужно складывать и вешать вещи в шкаф, поддерживать порядок в нем. Родители должны закреплять навыки самообслуживания, предоставляя детям возможность одеваться и раздеваться при небольшой помощи взрослых, обувать обувь и снимать её, убирать свои вещи на место, обращать внимание детей на труд взрослых.
Во время еды воспитатели формируют умение самостоятельно кушать, пользоваться ложкой и вилкой, при необходимости салфеткой.
Проводим беседы «Уроки доктора Айболита», где выясняем что такое «полезные привычки» и «вредные привычки», а также рассматриваем их влияние на здоровье человека. Воспитатели формируют представления о предметах личной гигиены – расческа, зубная щетка, носовой платок. Следят, чтобы ребята заворачивали рукава, мыли руки с мылом, мыли лицо, насухо вытирали полотенцем. Родителям дома необходимо формировать умение мыть руку рукой, а не просто держать руки под струёй воды, закреплять представления о предметах личной гигиены и их назначении, побуждать пользоваться ими по назначению и, конечно, чтобы у детей не было «вредных привычек», взрослые должны служить примером для детей.
Беседуем на такие темы как «Надо, надо умываться», «В здоровом теле, здоровый дух», «Я и мое тело» и т. д. Воспитываем осознанное отношение к своему здоровью.
Утром, когда дети приходят в детский сад, часто можно наблюдать такую картину, как родители всё делают за любимых деток. В утренние часы это можно оправдать тем, что родители торопятся на работу, но, когда забирают детей вечером, зачастую не предоставляют, им возможность самостоятельно одеваться. Не стоит забывать: когда ребёнок одевается сам, то развивается речь, т. к. развивается мелкая моторика, память, внимание, логическое мышление.
Уважаемые родители, не забывайте, что детям необходимо прививать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Только при совместной деятельности достигнем хороших результатов.