Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 24.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Культурные компетенции и их значение в профессиональной деятельности | Бобрышева Юлия Дмитриевна. Работа №351676

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам развития культурных компетенций у студентов в контексте преподавания русского языка, литературы и культуры речи. Рассматривается важность культурной осведомленности и умения учитывать культурные различия для успешной профессиональной деятельности. Уделяется внимание формированию у студентов способности эффективно взаимодействовать в мультикультурной среде, понимать и учитывать культурные особенности, что является важным аспектом современного образовательного процесса. В статье также рассматриваются конкретные примеры из практики преподавания, которые помогают развивать культурные компетенции у студентов.

Ключевые слова: культурные компетенции, профессиональная деятельность, культура речи, межкультурная коммуникация, российская культура, язык и культура, социальная ответственность, культурная осведомленность.

КУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Бобрышева Юлия Дмитриевна, преподаватель

Отделение ГБПОУ «Донецкий медицинский колледж» г. Мариуполь

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам развития культурных компетенций у студентов в контексте преподавания русского языка, литературы и культуры речи. Рассматривается важность культурной осведомленности и умения учитывать культурные различия для успешной профессиональной деятельности. Уделяется внимание формированию у студентов способности эффективно взаимодействовать в мультикультурной среде, понимать и учитывать культурные особенности, что является важным аспектом современного образовательного процесса. В статье также рассматриваются конкретные примеры из практики преподавания, которые помогают развивать культурные компетенции у студентов.

Ключевые слова: культурные компетенции, профессиональная деятельность, культура речи, межкультурная коммуникация, российская культура, язык и культура, социальная ответственность, культурная осведомленность.

 

Культурные компетенции становятся всё более важным компонентом образования в XXI веке, особенно в рамках подготовки специалистов, работающих в многонациональной и многокультурной среде. В современном мире, где процессы глобализации затрагивают различные сферы жизни, способность понимать и уважать культурные различия, а также эффективно взаимодействовать с людьми из разных культурных контекстов, становится важнейшей составляющей профессиональной деятельности. В связи с этим культурные компетенции, охватывающие знания о культурных особенностях, умение учитывать их при общении и способность проявлять уважение к культурным различиям, приобретают особое значение, в том числе в процессе преподавания русского языка и литературы.

Культурные компетенции могут быть определены как способность эффективно функционировать в различных культурных контекстах, понимать и оценивать различные культурные перспективы, а также применять эти знания в межличностной и профессиональной коммуникации. Важно, чтобы студенты, осваивая профессию, учились не только обладать определёнными знаниями в своей области, но и быть осведомлёнными о культурных особенностях, которые могут существенно влиять на профессиональную деятельность. Например, в рамках преподавания языка и литературы студент должен уметь не только грамотно и корректно выражать свои мысли, но и понимать культурные коды, особенности восприятия речи в различных социальных и культурных группах.

Один из важнейших аспектов культурных компетенций связан с культурной осведомленностью, то есть с пониманием значимости культуры как формы социальной идентичности и её роли в формировании мировоззрения и поведения людей. Для студентов, обучающихся на гуманитарных специальностях, в частности на факультетах русского языка и литературы, важно осознавать, как культура влияет на язык, стиль общения, восприятие различных жизненных ситуаций. Например, в процессе изучения русской классической литературы студенты не только знакомятся с творчеством великих писателей, но и учат для себя основополагающие ценности, которые являются частью национальной культуры: понятия чести, долга, любви, страха, свободы. Понимание этих понятий помогает глубже осознать социально-психологические аспекты произведений и, следовательно, развивать более полное и точное представление о российской культуре.

Преподавание культуры речи как неотъемлемой части культурных компетенций предполагает развитие у студентов умения выражать свои мысли с учётом особенностей речи в различных социальных контекстах. В профессиональной деятельности, будь то юрист, журналист, педагог или бизнесмен, культура общения имеет решающее значение. Например, эффективное общение с коллегами, клиентами или партнёрами требует не только грамотного, но и культурно адаптированного подхода. Важно понимать, что каждая культурная среда имеет свои нормы общения, которые могут существенно отличаться от привычных в повседневной жизни. На уроках культуры речи преподаватели могут демонстрировать студентам различные формы коммуникации в разных социально-культурных контекстах, помогая им разрабатывать способности к адаптации в различных ситуациях.

Значение культурных компетенций невозможно переоценить в таких областях, как межкультурная коммуникация. В эпоху глобализации бизнес, политика, международные отношения и даже культура становятся более взаимосвязанными, что требует от специалистов умения взаимодействовать с людьми из разных стран, уважать и понимать чужие традиции, обычаи и ценности. Например, для успешного ведения переговоров с иностранными партнёрами важно не только знание языка, но и осознание культурных особенностей той страны, с которой ведётся общение. Различия в культуре могут проявляться в самых различных аспектах: в манере общения, в интерпретации юмора, в восприятии времени, в особенностях делового этикета. Преподавание литературы и культуры речи помогает студентам развивать умение учитывать эти различия, анализировать их и эффективно использовать в профессиональной деятельности.

В контексте преподавания литературы, развитие культурных компетенций связано с формированием у студентов способности к межкультурной интерпретации литературных произведений. Например, при изучении произведений Александра Пушкина, Фёдора Достоевского или Антона Чехова студентам важно не только понимать их с точки зрения литературной традиции, но и осознавать, какие культурные и исторические контексты повлияли на создание этих произведений. Изучение этих произведений помогает студентам лучше понять национальное самосознание, морально-этические нормы, философские концепции, которые были характерны для российского общества в разные исторические эпохи.

Преподавание литературы может также включать в себя анализ культурных кодов, которые выражаются через метафоры, символику, архетипы и другие элементы языка. Знание таких культурных кодов способствует лучшему восприятию текста и позволяет студентам глубже анализировать произведения, учитывать национальную специфику авторского языка, а также развивать способность учитывать культурные особенности при создании собственных текстов, в том числе профессиональных.

С помощью анализов и интерпретаций произведений литературы, студенты могут научиться быть более восприимчивыми к культурным различиям, расширяя своё мировоззрение. Например, при работе с произведениями зарубежных авторов, такими как Виктор Гюго, Чарльз Диккенс, Габриэль Гарсия Маркес, студенты знакомятся с различиями в мировоззрении и социальных структурах разных стран и эпох. Понимание этих различий помогает формировать не только профессиональную осведомлённость, но и личную открытость, гибкость и уважение к другим культурам.

Особое значение культурные компетенции приобретают в контексте профессиональной этики и социальной ответственности. В профессиях, связанных с коммуникацией, правом, медициной, образованием и другими сферами, важно понимать, как культурные различия влияют на поведение людей и какие нормы существуют в разных культурах. Это позволяет избегать недоразумений и конфликтов, строить эффективные коммуникационные стратегии, а также проявлять уважение и ответственность по отношению к каждому человеку независимо от его культурной принадлежности.

Таким образом, культурные компетенции играют ключевую роль в профессиональной деятельности, особенно для специалистов, работающих в сферах, связанных с коммуникацией и взаимодействием с людьми. Преподавание литературы, культуры речи и русского языка в этом контексте помогает студентам развивать навыки, необходимые для успешного общения в многообразном и многокультурном мире. Эти компетенции способствуют не только эффективной профессиональной деятельности, но и личностному росту студентов, их способности быть открытыми и уважительными к культурным различиям, что имеет огромное значение в условиях глобализации и межкультурной интеграции.

 

Список литературы

Пузанков Д., Федоров Б.,

Шадриков

В. Двухступенчатая система подготовки специалистов // Высшее образование в России. - 20

1

4. - № 2.

Троянская С.Л. Общекультурная компетентность: опыт определения и структурирования // Культурно-историческая психология. - 20

1

8. - № 2.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×