Культурные практики в работе с детьми старшего дошкольного возраста | Вишнякова Ольга Федоровна. Работа №336104
Культурные практики предоставляют ребенку возможность проявить свою субъектность с разных сторон, что, в свою очередь, способствует становлению разных видов детских инициатив:
в игровой практике ребенок проявляет себя как творческий субъект (творческая инициатива);
в продуктивной ‒ созидающий и волевой субъект (инициатива целеполагания);
в познавательно-исследовательской практике ‒ как субъект исследования (познавательная инициатива);
коммуникативной практике ‒ как партнер по взаимодействию и собеседник (коммуникативная инициатива);
чтение художественной литературы дополняет развивающие возможности других культурных практик детей дошкольного возраста (игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной деятельности).
СОВРЕМЕННЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ В ДОУ
Информация из ФОП пункт 24.18
Во вторую половину дня педагог может организовывать культурные практики.
Они расширяют социальные и практические компоненты содержания образования, способствуют формированию у детей культурных умений при взаимодействии со взрослым и самостоятельной деятельности.
Ценность культурных практик состоит в том, что они ориентированы на проявление детьми самостоятельности и творчества, активности и инициативности в разных видах деятельности, обеспечивают их продуктивность.
Культурные практики – это обычные для ребенка (привычные) способы самоопределения, саморазвития и самореализации, тесно связанные с содержанием его бытия и события с другими людьми.
Первое направление:
культурные практики на основе инициатив самих детей.
Это – самостоятельная детская деятельность, которая протекает как индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками.
Второе направление:
культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые воспитывающими взрослыми
.
Культурные практики в ДОУ:
В рамках социально-коммуникативного развития:
«Реклама детского сада» (проектирование и организация экскурсии по детскому саду, определение «удивительных мест» и их представление, рассказ о работниках детского сада, рассказ о группах детей),
«Я хочу с вами поделиться» (подготовка и собственно выступление ребенка на важные для детей темы)
.
В рамках познавательного развития
«Семь раз отмерь» (знакомство с различными мерами длины и историей их появления; измерение предметов с помощью различных мер);
«Термометр и его друзья» (знакомство с различными измерительными приборами, проведение наблюдений с помощью доступных измерительных приборов);
«Сортировка мусора» (освоение принципов сортировки мусора и применение их в быту)
.
В рамках художественно-эстетического развития
«
Секретики
» («тайное» и «открытое» коллекционирование ребенком мелких природных и рукотворных объектов, бросовых материалов, старых открыток, фантиков, лоскутков),
«Что рассказывают о родном городе старые фотографии (архитектура)» (коллекционирование открыток, фотографий с архитектурными достопримечательностями родного города);
В рамках физического развития:
«Если хочешь быть здоров» (создание тематических блоков правил здорового образа жизни и их представление (питание, одежда, двигательная активность и т. д.),
«Гимнастика для вас» (создание и представление ребенком комплекса упражнений);
«Этот удивительный спорт» (знакомство с видами спорта, представление понравившегося вида спорта),
В рамках речевого развития
«Жили-были» (сочинение сказок на
фольклорный
манер),
«Я поэт, зовусь я Цветик» (сочинение стихотворений о себе и о том,
кто
/что окружает ребенка);
«Детям о детях» (чтение художественных произведений, героями которых являются дети; развитие умение посмотреть на себя со стороны; создание образа ребенка);
Важным аспектом формирования дружеских отношений среди старших дошкольников является актуализация опыта выражения личного положительного отношения к другу в процессе общения.
Учеными доказано, что если ребенок постоянно выражает положительное отношение к своему сверстнику, то, скорее всего, они подружатся.
Для постановки проблемной ситуации целесообразно использовать беседу о дружбе, упражнение - рисовалку «Мой друг», чтобы дошкольники могли как можно больше рассказать о своих друзьях и о том, как они их любят.
Для организации культурной практики, актуализирующей стремление выражать личное положительное отношение к другу и дорожить друзьями, в процессе игровой деятельности следует организовывать различные игры: подвижные, коммуникативные, словесные, музыкальные, сюжетно-ролевые и другие.
«Комплименты» (во время игры дети стоят по кругу, поворачиваются, пожимают ладони друг другу и говорят соседу-товарищу комплименты);
«Объятия» (воспитатель предлагает детям сесть в один большой круг и обменяться объятиями: взрослый начинает с легкого маленького объятия, а дети по кругу обнимают друг друга, с каждым разом сильнее);
«Хороший друг» (воспитатель предлагает детям подумать о своем хорошем реальном или идеальном друге, а затем обсуждаются следующие вопросы: Что ты думаешь об этом человеке? Как выглядит твой друг? Что тебе больше всего в нем нравится? Что вы любите вместе делать? Что вы делаете для того, чтобы ваша дружба крепла? Ответа на эти вопросы можно нарисовать на бумаге, а затем составить альбом друзей);
«Ветер дует на.» (дети стоят в кругу, взявшись за руки, при легком покачивании рук воспитатель говорит: «Ветер дует на детей которые.» Все дети с названным признаком выходят в центр круга. т. д. Каждый раз воспитатель дает сажные положительные характеристики детям);
«Ты мне нравишься». Во время игры дети садятся в общий круг: педагог предлагает составить одну большую цветную паутину из клубка шерсти, для этого каждый участник, должен обмотать два раза свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и, покатив клубок в сторону одного из ребят, сопроводить свое движение добрыми словами, а последний ребенок, получивший клубок, начинает сматывать его в обратном направлении, при этом каждый дошкольник наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно;
«Назови друга ласково». Дети встают в круг так, чтобы видеть глаза друг друга, и, передавая сердечко, говорят какое-нибудь ласковое слово своему соседу, а после игры все отмечают, что от теплых слов стало радостней и веселей;
«Конкурс хвастунов» (перед началом игры воспитатель читает сказку «Заяц-хвастун», а затем предлагает детям провести конкурс хвастунов: выиграет тот, кто лучше похвастается своим другом).
Для актуализации опыта детей и формирования умений понимать и принимать мнения и решения своих товарищей целесообразно проводить беседы «Секреты дружбы» и «С чего начинается дружба?» (чаще улыбаться, ценить дружбу, понимать и помогать тому, кто нуждается в помощи, быть доброжелательными и пр.).
Для формирования умений понимать и принимать мнения и решения своих товарищей целесообразно проводить игры:
«Угадай настроение» (воспитатель рассказывает детям о том, что у друзей могут быть разные настроения, далее он описывает ситуации и просит детей ответить, какие чувства они будут испытывать в конкретных случаях: например, друг отнял игрушку и др.);
«Какое настроение?» (1-й вариант: игрокам нужно найти карточки, на которых изображены люди с эмоциональным состоянием, обозначенным на карточке-пиктограмме; 2-й вариант, дети по очереди выбирают любую карточку и изображает эмоцию, изображенную на ней, а другие игроки угадывают эмоциональное состояние и обсуждают причины его возникновения);
«Дорисуй рисунок» (ребенку дается рисунок и предлагается дорисовать людей с определенным эмоциональным состоянием);
«Мостик дружбы» (участники встают в нескольких метрах друг от друга и продолжают фразу «Дружба — это быть.» — например, добрым; без крика и ссор договариваться и пр., а когда фраза правильно продолжена, дети делают один шаг навстречу друг другу).
Для актуализации и мотивирования работы детей в этом направлении важно проводить беседы. «В чем секрет дружбы?» (обсуждаются способы сохранения дружбы: помогай всем, кто ждет твоей помощи, и у тебя будет много друзей);
«Хорошие товарищи» (воспитатель обращает внимание детей на необходимость доброжелательного отношения к товарищу, у которого что-то не получается и пр.)
Для обогащение опыта дружелюбного поведения можно организовать игры:
«Поступаем правильно» (воспитатель разъясняет детям плохие и хорошие поступки, а далее раздает каждому игроку по две карточки : на одной изображен хороший поступок, а на второй — плохой, при этом карточки должны быть распределены таким образом, чтобы пары к обеим картинкам находились в руках другого игрока, чтобы участникам приходилось общаться с другими игроками и сравнивать рисунки на своих карточках с другими; игроки соблюдают важное правило — вежливо и дружелюбно обращаться друг к другу);
«А что сказали бы вы?» (воспитатель описывает детям ситуацию и дает три варианта ответа, как следует отвечать; задача детей — выбрать из трех вариантов верный ответ и обосновать свой выбор);
«Попроси игрушку» (группа детей делится на пары, один из участников пары берет в руки какой-либо предмет, например игрушку или карандаш, а другой должен доброжелательно и вежливо попросить этот предмет, подбирая нужные слова, чтобы его отдали добровольно, после чего участники меняются рублями);
музыкальная игра «Танец в парах» (воспитатель предлагает детям встать парами лицом друг к друг/; когда начинает звучать музыка, дети танцуют, стараясь удержать на голове лист бумаги как можно дольше)
игровое упражнение «Подари улыбку другу» (участники берут друг друга за руки, и каждый, глядя в глаза соседу, дарит ему самую добрую и приветливую улыбку);
игровое упражнение «Приветствие жестами» (дети становятся в круг, держась за руки, по очереди вербально и жестами приветствуют доброжелательно и дружески друг друга);
«Построй башню» ( дети работают в парах: одному партнеру завязывают глаза, другой встает рядом, и они должны построить вместе башню из кубиков, а затем игроки меняются местами, и игра-сотрудничество повторяется);
игровое упражнение «Опрос по цепочке» (педагог предлагает по цепочке ответить на вопросы: Что нужно делать, чтобы у тебя было много друзей? Как нужно относиться к другу? Чего нельзя делать? и пр.);
игровое упражнение «Помоги другу» (выполняют парами: педагог предлагает дошкольникам помочь друг другу — поправить воротничок, застегнуть пуговицу, поправить бантик и пр.);
«Словесный портрет лучшего друга» (детям предлагают составить нравственный потрет героя народной сказки и попытаться объяснить, как он относится к окружающим, есть ли у него друзья, ценит ли он дружеские отношения);
«Доскажи словечко» (педагог произносит начало пословицы, а участники викторины заканчивают);
«Самая дружная пара» (дети делятся на пары, одному завязывают глаза, а на полу между двумя стульями раскладываются крупные игрушки; второму ребенку необходимо провести партнера от одного стула до другого’ так, чтобы ни одна игрушка не была сбита);
«Продолжи сказку» (детей просят придумать продолжение сюжета с учетом возможного изменения обстоятельств, в которые попадут главные герои: у героя появляется новый друг, друг нуждается в поддержке и пр.).