Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Куратор сегодня – это педагог и наставник | Сивкова Светлана Латифовна. Работа №312832

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье рассмотрена важность работы куратора в студенческой группе. Куратор студенческой группы является связующим звеном между учебным завядением и студентами. Это позволяет координировать учебно-познавательный процесс. Куратор должен помнить,что в центре этого процесса - личность студента. Очень важно обеспечить включённость каждого студента в деятелбность. Особенность кураторской деятельности заключается в том, что куратор одновременно является и субъектом деятельности, и её объектом. Выступая в роли наставника молодёжи, куратор призван помогать студентам адаптироваться в учебном заведении.

Куратор сегодня – это педагог и наставник.

 

Кураторство сегодня – это не только выполнение социальной роли педагога и наставника, но и социализация студентов, помощь в адаптации к студенческой аудитории, друг к другу. От того, насколько куратор сам по себе личность, насколько серьезно он относится к своей дополнительной нагрузке, зависит очень многое. Работа куратора сегодня должна быть направлена на решение приоритетной задачи воспитания в СПО  – создание оптимальных условий для саморазвития личности студента.

Основными направлениями работы куратора являются:

-        изучение и анализ данных о студентах, определение уровня их вос- питания, способностей и личных особенностей;

-        постановка учебно-воспитательной цели и задач по ее реализации;

-        совместное коллективное обсуждение программы жизни студенческого коллектива, составление планов культурно-массовой и воспитательной работы в группе;

-        выявление трудностей адаптационного периода, помощь в решении учебных, организационных, социально-бытовых и иных вопросов;

-        формирование актива студенческой группы и помощь активу в организационной работе;

-        сплочение учебной группы, создание в ней атмосферы доброжелательности, взаимной поддержки, взаимопомощи и сотрудничества, творческого отношения к учебе;

-        вовлечение студентов во внеучебную деятельность группы, учебного заведения;

-        установление контактов с родителями и привлечение их по возможности к воспитательной деятельности в группе

Периодическое независимое анкетирование студентов курируемых групп с последующим анализом «Эффективность работы куратора академической группы». В процессе анкетирования ставится задача выяснить уровень и качество взаимоотношений куратора со студентами, отношение студентов к проводимой куратором работе в академической группе и налаживанию неформальных взаимоотношений с отдельными студентами, степень вовлечения куратором студентов во внеучебную деятельность,

Очень важно обеспечить включенность каждого студента в деятельность, что достигается с помощью создания соответствующей обстановки. Во-первых, целесообразно изменить традиционно сложившуюся организацию пространства учебного взаимодействия, организовать так общение, чтобы каждый имел возможность высказаться, принять участие в групповой работе. Во-вторых, куратору необходимо демонстрировать и проявлять крайнее внимание к высказыванию каждого студента, стимулировать самостоятельность и независимость суждений, принимать любое иное мнение, не давая односторонних оценок. Особенность кураторской деятельности заключается в том, что куратор одновременно является и субъектом деятельности, и ее объектом. Это позволяет ему ставить перед собой личные цели саморазвития и достигать их в процессе деятельности. Эти цели связаны с формированием педагогических и управленческих способностей.

Стиль педагогического общения — индивидуальный с приоритетом демократического. Но необходимо владеть всеми стилями педагогического общения, гибко меняя их в зависимости от ситуации. Главное правило куратора “не навреди”.

 

 

Как адаптироваться к новым условиям жизни? На эти и другие вопросы помогают ответить кураторы студенческих групп. Но, к сожалению, многие кураторы по-разному понимает свою роль. Одни слишком активно включаются в жизнь студента, принимая на себя роль родителя. Другие формально подходят к своим полномочиям, пытаясь минимализировать свои обязанности и регламент времени, которое они должны уделять студентам. Кроме этого, они недостаточно осведомлены о психологии студента и не всегда готовы справиться с проблемами, возникающими с отдельным студентом, или с конфликтами в группе. Их беспокоит, как сплотить группу и организовать взаимопомощь, чем занять и заинтересовать студентов. Эти проблемы указывают на необходимость специальной подготовки кураторов, т. к. ими часто становятся молодые преподаватели. И хотя они ближе по возрасту к студентам и им легче понять их трудности в учебе и в жизни, у них все же отсутствует житейский и профессиональный опыт. А вот преподаватели – кураторы с опытом работы, не считают, что они нуждаются в обучении, и плохо воспринимают помощь в этом направлении. Так кто же такой куратор и какие функции он выполняет?

Студенческая группа (подгруппа) – это определенный коллектив. Куратор (лат. curator = попечитель, опекун) – лицо, которому поручено наблюдение, присмотр за ходом определённой работы или цикла работ. А я могу добавить, что и создание коллектива. Но кураторство – это не только процесс воспитания, а и возможность живого общения преподавателей и студентов, которое ведет к саморазвитию обеих сторон.

В связи с необходимостью усиления воспитательной работы со студентами роль куратора и круг его обязанностей расширяется. «Любая воспитательная работа должна начинаться с того, что куратор усваивает, осознает воспитательные функции, т. е. обязанности, виды деятельности, выполняемые в процессе формирования личности и студенческого коллектива].

Существует несколько классификаций типов кураторов, мы остановимся на одной из них:

Куратор-"информатор" предполагает, что его единственной задачей является своевременная передача необходимой информации студентам (о расписании, о медосмотре, о каких-либо мероприятиях и т. д.). Он не считает нужным вникать в жизнь группы, считая студентов взрослыми и самостоятельными.

Куратор-"организатор" считает необходимым организовывать жизнь группы с помощью каких-либо внеучебных мероприятий (вечера, походы в театр и т. д.) В свои обязанности он также включает участие в выборах старосты, чувствует ответственность за происходящие межличностные конфликты в группе и старается включаться в их разрешение.

Куратор-"психотерапевт" очень близко к сердцу принимает личные проблемы студентов, готов выслушивать их откровения, побуждает к ним, старается помочь советом. Много личного времени тратит на психологическую поддержку студентов, устанавливает слишком близкие контакты и рискует эмоциональным истощением, так как круглые сутки предоставлен студенческим проблемам.

Куратор-"родитель" берет на себя родительскую роль в отношении студентов. Он излишне их контролирует, нередко лишает инициативы. Берет на себя ответственность решать семейные и личные дела студентов, но не с точки зрения психологической поддержки, а как контролирующий родитель, требующий полного подчинения его решениям. Чаще всего это люди старшей возрастной категории, и в своих отношениях со студентами они ссылаются на свой жизненный опыт.

Куратор-"приятель" заинтересован в том, чем живет студенческая группа, он старается принимать участие во многих групповых мероприятиях. Студенты принимают куратора как члена группы, он пользуется уважением, но ему нередко не хватает необходимой дистанции для того, чтобы в необходимых случаях предъявить требования. Чаще всего к этому типу кураторов относятся молодые преподаватели, выполняющие эту роль.

Куратор-"беззаботный студент" не считает необходимым выполнять какие-либо обязанности, нечетко представляет круг своих задач. Он только формально считается куратором, нередко не представляя свою студенческую группу и не осознавая, чем она живет.

Куратор-"администратор" своей основной задачей видит информирование администрации о пропусках студентов, ведет учет посещаемости, передает студентам требования деканата. Выполняет в основном контролирующую функцию, без личной заинтересованности и включенности в интересы студенческой группы.

Необходимо помнить, что в функции куратора входят в одинаковой значимости четыре основные задачи:

- информирование;

- организация жизни группы и благоприятного психологического климата;

- решение оперативных задач, возникающих в связи с академическими трудностями студентов;

- обеспечение соблюдения студенческой группой внутривузовской дисциплины.

Развитие студента на различных курсах имеет особые черты, поэтому и работа куратора должна быть разнообразной. Студент как личность развивается, нуждается в управлении со стороны педагогов, у многих студентов психологический возраст намного отстает от физиологического. Это проявляется в том, что молодой человек не всегда осознает ответственность за собственную жизнь, он склонен попадать под влияние. Такие студенты требуют контроля и внешнего управления со стороны педагогов. У первокурсников, например, происходит ломка многолетнего привычного рабочего стереотипа, которая может привести к нервным срывам, нежеланию подстраиваться под этот ритм жизни и работы. У многих еще требуют развития социальная и гражданская позиции, им свойственна узость познавательных интересов, но они ищут себя, и задача куратора – поддержать, направить, посоветовать, объяснить, в каком направлении можно двигаться.

Возраст ранней юности сложен. С одной стороны, желание самостоятельности, с другой – отсутствие полной самостоятельности. Пренебрежительное отношение к советам старших и в то же время потребность в получении этих советов от взрослых людей.

Деятельность куратора может быть:

а) непродуктивной: куратор предлагает студентам самим обращаться по интересующим их вопросам, при этом не проявляя инициативы и заинтересованности;

б) малопродуктивной: куратор готов помочь обратившимся студентам, готов проявлять инициативу, но ему не всегда хватает знаний для психологического анализа ситуации и понимания потребностей студентов, для разрешения острых вопросов и конфликтов;

в) среднепродуктивной: куратор владеет некоторыми способами организации и бессистемными знаниями в области психофизиологических особенностей возраста студентов, об их потребностях и способах обучения, особенностей разрешения некоторых конфликтных ситуаций. Но он не стремится пополнять свои знания в этой области;

г) продуктивной: куратор обладает необходимыми знаниями, применяет их и стремится пополнять, понимая их необходимость в связи с возникающими сложными ситуациями. Не выходит за рамки своих формальных обязанностей;

д) высокопродуктивной: куратор сложные ситуации рассматривает как задачу для развития студентов и саморазвития. Он не только постоянно пополняет свои знания с целью их применения, но и творчески подходит к сложившимся ситуациям, нередко сам организует развивающие ситуации для студентов.

Таким образом, куратор студенческой группы является связующим звеном между вузом и студентами, что позволяет координировать учебно-воспитательный процесс. И в своей работе он должен помнить главное: в центре этого процесса – личность студента.

 

Реальное становление рыночных отношений в обществе сопровождается сложным и многогранным процессом адаптации молодого поколения к среде обитания во всех ее проявлениях: в экономической жизни, в сфере творчества, деловой активности или межличностного общения, при столкновении с действиями власти.

Возрастающая конкуренция за «место под солнцем» требует от молодежи решения сложной проблемы сохранения собственного «Я» и формирования у себя черт, способствующих не только сбережению созданного предыдущими поколениями, но и переосмыслению представлений о системе ценностей, сути и целях научного, экономического и социального прогресса. Все эти аспекты касаются, прежде всего, профессионально- нравственной культуры студента, под которой, по мнению ряда ученых, понимается система профессионально- нравственных ценностей, совокупность норм, принципов, способов и средств жизнедеятельности личности, обеспечивающая оптимальную реализацию задач и целей данной социальной группы.

Профессионально-нравственная культура не появляется сама по себе, ее необходимо воспитывать, внедрять в сознание молодежи. И в этом процессе ведущую роль играет куратор группы – ибо это первый человек, преподаватель и старший товарищ, с которым сталкиваются бывшие абитуриенты, ставшие студентами первого курса. От того, насколько куратор сам по себе личность, от того, насколько серьезно он относится к своей дополнительной нагрузке, зависит очень и очень много. Только за тем кто может увлечь, кто достоин уважения, кто постоянно, на деле демонстрирует образец профессионально нравственной культуры, студенты пойдут. Из уст такого человека объяснения, разъяснения, не будет восприниматься «в штыки».

В работе с группой куратор должен опираться на следующие принципы:

«Уважай»

. Основной принцип межличностного общения, основанный на восприятии любого (даже самого нерадивого или недисциплинированного) студента как самостоятельной и сформировавшейся личности. Критика действий студентов должна быть аргументированной; нельзя и недопустимо унижать их достоинство; терпение, такт и желание помочь должны стоять на первом месте;

«Обучай»

. В данном случае речь не идет о том, чтобы назначенный куратор обязательно вел занятия в группе на 1 курсе, хотя это – самый желательный вариант. Дело в том, что принцип «обучай» включает в себя следующее: информирование студентов (на 1 курсе это особенно важно!) о практических сторонах жизни и деятельности: о расположении учебных аудиторий и т.п.; о службах, которые есть в колледже, и том, в каких случаях к ним можно и нужно обращаться; о руководстве; о правилах внутреннего распорядка и поведения в колледже и т.д.

Формирование морально-психологического климата в группе - прививание традиций колледжа, обучение правилам достойного поведения и элементарным основам культуры поведения, внедрение навыков общения.

Доверяй, но проверяй».

 Студент отличается от школьника более широкими рамками свободы. Куратор не обязан выполнять «полицейские» функции, но, доверяя студентам в вопросах организации их собственного рабочего времени, наставник, прежде всего, должен донести до сознания каждого понятие «дисциплины». Понятно, что достигается это достаточно жестким контролем.

«Формируй». 

Этот принцип работы куратора имеет долговременный, стратегический характер. Куратор выступает здесь активным фактором воздействия на студента: на базе изучения личности необходимо подсказать, над чем конкретно надо работать студенту, чтобы он стал полноценным специалистом; постараться сгладить негативные стороны

проявления некоторых черт характера; сориентировать студентов на достижение реальных целей; научить реально оценивать свой потенциал.

В то же самое время куратор обязан помогать студентам в трудных обстоятельствах, показывая возможные пути решения проблем.

Действенным средством формирования профессионально- нравственной культуры является работа куратора по побуждению участия студентов во внеучебной работе в любом ее направлении.

Постоянная систематическая занятость в различных формах внеучебной работы позволяет выработать некоторые профессиональные качества будущих специалистов, соответствующие новому уровню требований культуры.

4.1. Проведение любого внеучебного мероприятия требует четкости, разработанности, умения проявить инициативу, принимать решения.

4.2. Возникновение альтернативных предложений, их обсуждение, поиск наиболее приемлемого варианта неизбежно вызывает споры, противостояние мнений – отсюда необходимость выработки навыков разрешения конфликтных ситуаций, умения находить компромисс, аргументировать свою точку зрения.

4.3. Внеучебная работа требует от студента высокой личной организованности, умения распределять свое время таким образом, чтобы получить удовлетворение от проведения мероприятий с наименьшими потерями, не снижая качества обучения.

4.4. Выработка концепции внеучебного мероприятия, разработка плана его реализации, методов и способов проведения мероприятия в значительной мере приучает к творческому отношению к порученному делу. Момент творчества не только имеет самостоятельное значение, но и развивает личность, служит стимулом активной деятельности.

4.5. Реализация любого мероприятия по внеучебной  работе развивает организаторские способности: от умения найти необходимых людей до создания условий для их слаженной работы. Кроме того, анализ ошибок и упущений, сделанных во время подготовки и проведения мероприятия, дает необходимый опыт объективного отношения к оценке результатов своей деятельности.

4.6. Подготовка и проведение внеучебных мероприятий, входящих в план внеучебной работы, заставляет студентов вырабатывать в себе такие качества, как обязательность, ответственность, дисциплинированность: успех любого дела зависит от четкой взаимосвязи и взаимозависимости участников мероприятия, от того, насколько они могут надеяться друг на друга.

4.7. Совместная творческая работа развивает в участниках дух коллективизма (корпоративности), здорового и позитивного патриотизма, которые основаны на объективной оценке их деятельности со стороны окружающих. Чувство локтя, единства с товарищами приносит глубокое моральное удовлетворение. Кроме того, заслуженная и обоснованная гордость за результаты своего труда и труда своих товарищей значительно сказывается на чувстве собственного достоинства – немаловажный фактор для самоутверждения личности.

Вышесказанное не означает, что некоторые из профессиональных качеств, указанных выше, вырабатываются только при участии студентов во внеучебной работе. Конечно, нет – в учебном процессе эти черты специалистов тоже развиваются; однако следует признать, что эффективность приобретения любых навыков зависит от формы: активной или пассивной. А в этом смысле внеучебная работа – форма активная и, следовательно, результативная. Идеален вариант, когда куратор не только стимулирует участие во внеучебной работе, но и проявляет действительный интерес к ее результатам, более того, сам участвует в этой работе.

И, наконец, еще одно направление деятельности куратора – вовлечение студентов в художественное творчество. Это позволяет раскрываться личности студента, раскрепощает его, позволяет приобретать качества личности, которые затем будут обслуживаться в практической деятельности и способствовать карьерному и профессиональному росту:

умение «проявить себя»: выбор сферы творчества, любимого занятия, хобби и желание получить общественную оценку своего выбора, прежде всего, заставляет молодых людей определять свои возможности и способности, учит критически относиться к себе, объективно выявлять свои «плюсы» и «минусы». Без реального участия в общественных мероприятиях навык «проявить себя» не дает о себе знать;

умение «подать себя» (заявить о себе): чаще всего это умение вырабатывается методом проб и ошибок, когда личность определяет ту линию поведения, которая наилучшим способом соответствует ей, адекватно выражая устремления. Необходимо иметь в виду. Что желание заявить о себе, обратить на себя внимание окружающих – активное начало деятельности и важный

мотиватор

, ведь пассивное ожидание (тебя сами заметят) непродуктивно. Кроме того, это умение «подать себя» учит внимательно относиться к партнерам (другим людям), предвидеть ответную реакцию на конкретные действия.

Внимательное и уважительное отношение к другим – важный момент социально- активного поведения.

Без сомнения, выработка умений «подать себя» и «проявлять себя» требует, в свою очередь, умелого руководства со стороны старшего поколения: роль куратора сводиться не только к стимулированию художественного творчества, но и к критической оценки проявлений этого творчества не только со стороны «старшего поколения», но и со стороны однокурсников.

Список литературы:

1.                Л.В.Кудашева «Роль куратора в формировании студенческого коллектива» // СПО (приложение), 2012. №1. С.152-155.

2.                Е.П.Милойчикова «Об аспектах работы куратора учебного заведения среднего профессионального образования» // СПО (приложение), 2012. №3. С.83-86.

3.                Н.И.Чуева «Проблема становления субъективности первокурсника в процессе социально – профессиональной адаптации» // СПО (приложение), 2012. №2.- С.118-126.

4.                Н.И.Петрова «Уровень самоактуализации студентов и их социально-психологическая адаптация» // Психологический журнал. 2003. №3. – С.116-120.

5.                Е.Соловцова «Адаптация при обучении профессии» // Народное образование. 2004. №9.- С.202-207.

6.                И.А.Зимняя «Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

7.                Т.П.Царапина, Т.А.Ульрих, И.В.Никулина «Эффективная организация кураторской деятельности», Изд-во Пермского гос. тех. ун-та, 2010.-147с.

 

8.                С. И. Рябцева Авторская концепция воспитательной работы куратора техникума [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 178-180.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×