курс коррекционного занятия "психогимнастика | Смирнова Ольга Борисовна. Работа №297858
Автор: Смирнова Ольга Борисовна
Рабочая программа с детьми тяжёлая умственная отсталость (ТОУ), курс Психогимнастики. Преодоление барьеров общения. Познание себя.Развитие внимательности. Самовырожение ребёнка. Снятие страхов и запретов. Способность выражать свои чувства, эмоциональное состояние, без слов. Невербальное поведение людей.
Предлагаются упражнения, которые повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Упражнения рекомендуются проводить ежедневно по 15-20 минут в день.
. Цели психогимнастики:
опора на естественные механизмы в развитии ребенка;
преодоление барьеров в общении, понимании себя и других;
снятие психического напряжения и сохранение эмоционального благополучия ребенка;
создание возможности для самовыражения;
развитие словесного языка чувств (называние эмоций ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя).
Основные достоинства психогимнастики:
•игровой характер упражнений;
•сохранение эмоционального благополучия ребёнка с ТУО;
Задачи психогимнастики:
• уменьшение напряжения;
• снятие страхов и запретов;
• развитие внимания;
• развитие чувствительности к собственной двигательной активности;
• формирование способности выражать свои чувства, эмоциональные состояния, проблемы без слов и понимать невербальное поведение других людей:
Необходимо:
1. Обследование и выявление детей, нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи. Применять психогимнастические игры и упражнения, тренинги.
2. Проведение профилактической и коррекционной работы с ребёнком в соответствие с индивидуальным маршрутом.
3. Формирование у родителей информационной готовности к проведению психогимнастики в совместной деятельности, замена физминуток..
4. Привлечение родителей к активному участию в процессе проведения психогимнастики.
5. Информирование родителей для создания в семье благоприятных условий для общего развития ребёнка.
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности глубоко умственно отсталого ребёнка. Знание особенностей развития учащихся необходимо для эффективной работы с ними для понимания причин, обуславливающих успехи и неудачи обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приёмов педагогического воздействия.
Принципиальным в работе педагогов с тяжело умственно отсталыми детьми является умение работать в контакте учитель-дефектолог-психолог-логопед-социальный педагог-медицинский работник, имеется координация при составлении планирования, выработки единых педагогических требований, определении зоны ближайшего развития ребёнка.
Нормативные документы, на основании которых разработана данная рабочая программа:
-Закон Российской Федерации № 273 от 29.12.2012 Об образовании в Российской Федерации;
- Устав ГАОУ школы-интерната №5 п.г.т.Новобурейский;
- адаптированная основная образовательная программа начального образования и основного общего образования II варианта,утвержденная приказом директора школы-интерната №5 п.г.т.Новобурейский (приказ № 285 от 01.09.2021г.);
-Положение о промежуточной аттестации обучающихся ГАОУ школы-интерната № 5 п.г.т. Новобурейский.
-Положение о текущей аттестации обучающихся ГАОУ школы-интерната № 5 п.г.т. Новобурейский.
За основу использована основная адаптированная образовательная программа основного общего образования ГАОУ школы-интерната № 5 п.г.т. Новобурейский.
Выбор данной программы обусловлен тем, что она учитывает особенности данного ребёнка, его разноуровневой подготовки к обучению, составлена с учетом современных требований к образовательному процессу, с учетом диагнозов детей, рекомендаций ЦПМПК, уровня обученности ученика и его психофизических возможностей. Программа предусматривает возможность корректировки учителем, ведущим обучение, с учетом результатов мониторинга.
Программа предусматривает возможность корректировки учителем, ведущим обучение у учащегося, с учетом результатов мониторинга.
Реализация индивидуальной рабочей программы учебного предмета Логопедическая коррекция в 2021-2022 учебном году рассчитана на 34 часа(34 учебные недели, 1 час в неделю)
Упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Упражнения проводить ежедневно по 15-20 минут в
день.
Планируемые результаты освоения Программы:
- уровень сенсомоторного развития детей соответствует или приближен к социально-психологическому нормативу;
- дети в достаточной степени способны ориентироваться на себя; свободно различают у себя левой и правой руки в практических действиях;
- сформированы предпосылки к произвольной регуляции деятельности и поведения, элементарные навыки самоконтроля;
- позитивное психическое состояние.
В процессе занятий используются
Различные виды игр
Свободное и тематическое рисование
Комплексы ритмических упражнений
Мимические и пантомимические этюды
Минутки шалости
Комплекс № 1
Колечко
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
Кулак - ребро - ладонь
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяя друг друга.Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, распрямленная ладонь на плоскости стола.Выполняется сначала правой рукой,потом - левой, затем двумя руками вместе.Количество повторений - 8-10 раз.
Лезгинка
Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
Зеркальное рисование
Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
Ухо - нос
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук ,с точностью до наоборот,,.
Горизонтальная восьмерка
Возьмите в руку карандаш и начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), теперь - левой. А теперь правой и левой одновременно.
Комплекс №2
Массаж ушных раковин
Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.
Перекрестные движения
Выполняйте перекрестные координированные движения одной правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.
Качание головой
Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.
Горизонтальная восьмерка
Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.
Симметричные рисунки
Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки.
Медвежьи покачивания
Качайтесь из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключите руки. Придумайте сюжет.
Поза скручивания
Сядьте на стул боком. Ноги вместе, бедро прижмите к спинке. Правой рукой держитесь за правую сторону спинки стула, а левой - за левую. Медленно на выдохе поворачивайте верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась против спинки стула. Оставайтесь в этом положении 5 - 10 с. Выполните тоже самое в другую сторону.
Упражнение Говорящие предметы
Цель: развивать у ребёнка способность к отождествлению себя с кем-то или с чем-то, учить детей сопереживать.
В ходе игры дети берут на себя разные роли и описывают свое состояние, причины действий, систему отношений с действительностью. Начинает первый ребёнок: Я не Саша, я шарик. Мне бы понравилось, если бы я был не одноцветным, а разукрашенным весёлым узором. Мне бы хотелось, чтобы меня не держали на верёвочке, а отпустили свободно летать, куда захочу. Продолжает следующий ребёнок: Я не Боря, я мяч. Я из резины и хорошо надут. Дети радуются, когда перебрасывают меня друг другу! Взрослый предлагает названия следующих предметов: пальто, автобус, мыло и т.п. Дети также предлагают свои варианты.
Упражнение Надувала кошка мяч
Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения.
Дети находятся в расслабленной позе, они изображают сдувшиеся шарики. Взрослый произносит текст: Надувала кошка шар (дети выпрямляют туловище, надувают щёки), А котёнок ей мешал: Подошел и лапкой – топ! А у кошки шарик – лоп! (Шарики со звуком сдуваются и возвращаются в исходное положение).
Упражнение Обними и приласкай игрушку
Цель: удовлетворить потребность детей в эмоциональном тепле и близости.
Взрослый приносит в комнату одну или несколько мягких игрушек, например, куклу, собаку, медведя, зайца, кошку и т.д. Дети гуляют по комнате. По сигналу они разбиваются на группы и проходят к той игрушке, которую хотели бы приласкать. Первый ребёнок берёт игрушку, обнимает её и говорит ей что-нибудь нежное и приятное. Затем передаёт игрушку своему соседу. Тот, в свою очередь, тоже должен обнять игрушечного зверя и сказать ласковые слова. Игра может повторяться несколько раз.
Упражнение Я и мое настроение
Цель: научить детей осознавать и принимать свои чувства и переживания.
В этом упражнении используется метод незаконченных предложений. Попросите ребёнка продолжить фразу: Я радуюсь, когда…, Я горжусь тем, что…, Мне бывает грустно, когда…, Мне бывает страшно, когда…, Я злюсь, когда…, Я был удивлён, когда…, Когда меня обижают…, Я сержусь, если…, Однажды я испугался….
Упражнение Поводырь
Цель: научить детей сочувствовать и развивать эмпатию.
Взрослый объясняет, что все люди разные и некоторым из них необходима помощь добрых людей. Один ребёнок изображает незрячего, кладет руку на плечо друга — поводыря — и закрывает глаза. Поводырь в медленном темпе совершает различные движения, перемещается по комнате, преодолевая препятствия. Ребёнок с закрытыми глазами должен следовать рядом с ним. Затем дети меняются ролями.
Упражнение Упрямое зеркало
Цель: развитие межполушарного взаимодействия.
Взрослый предлагает детям представить себя ранним утром в ванной комнате, где висит кривое зеркало — оно повторяет все движения наоборот. Если играющий поднимает руку, зеркало опускает её и т. д. Играть можно парами, меняясь ролями, или всей группой, выполняя упражнения-перевёртыши, причём каждый сам придумывает своё движение.
Психогимнастические упражнения для развития работоспособности
Упражнение № 1
Цель: Упражнение позволяет участникам лучше узнать друг друга, оно побуждает учеников к проявлению творческой активности, развивает воображение. Кроме того, оно побуждает вникать в смысл того, что рассказывает один из них, а эта задача соответствует содержательным целям многих тренинговых программ.
Участники садятся по кругу. Пусть каждый из вас подумает над тем, какое качество он больше всего ценит в людях. После того как вы сделаете свой выбор, придумайте (или вспомните) короткий рассказ, историю, притчу, которые несли бы информацию о выбранном вами качестве. Услышав ваш рассказ (историю, притчу), остальные участники группы должны понять, о каком качестве идет речь.
После первого, а также каждого из последующих рассказов педагог обращается к группе с вопросом: Как вам кажется, о каком качестве шла речь? (или: Как вам кажется, о каком качестве нам хотел сообщить Андрей?). После того как участники группы выскажут свои предложения, учитель обращается к самому рассказчику и просит его сказать, какое качество выбрал он.
Упражнение № 2
Участники группы сидят по кругу. У учителя в руках мяч. Сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч и тот, у кого окажется мяч, завершает фразу. Никто из вас не знает, что я (или — у меня)…" Будем внимательны и сделаем это так, чтобы каждый из нас принял участие в выполнении задания. У каждого из нас мяч может побывать много раз.
В результате проведения этого упражнения улучшается групповая атмосфера, участники чувствуют себя более непринужденно, сокращается дистанция в общении. Многие участники группы раскрываются с неожиданной стороны: о ком-то мы узнаем, что этот ребенок играет на скрипке, другой занимается профессионально танцами, третий – садиться на шпагат и т. д.
Упражнение № 3
Участники группы образуют полукруг. Сейчас каждый по очереди будет выходить в центр, поворачиваться лицом к группе и здороваться со всеми любым способом, не повторяя использованные ранее способы. Мы же вместе будем повторять каждое предложенное приветствие. После завершения упражнения можно обратиться к группе с вопросом: Как вы себя чувствуете?, Какое из приветствий вам особенно запомнилось (понравилось) и почему?.Второй вопрос позволяет получить и обсудить информацию, которая может оказаться полезной в содержательном плане, в частности, при работе над проблемой установления контакта.
Упражнение № 4
Участники садятся в круг: у учителя в руках мяч. Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому хотите пожелать, и одновременно говорите это пожелание. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь, бросает его следующему, высказывая ему пожелание на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех и постараемся никого не пропустить. Если во время выполнения упражнения учитель замечает, что многие участники группы испытывают трудности, то после завершения упражнения можно спросить группу именно о них. Такого рода вопрос выполняет двоякую функцию: с одной стороны отвечая на него, человек получает возможность отреагировать негативные эмоции, снять напряжение, возникшее в ходе упражнения, с другой стороны, ответы на этот вопрос позволяют осознать свой опыт и расширить его за счет мнений других участников.Осознание своего опыта в данном случае — это осознание тех барьеров, которые мешают людям быть более открытыми, искренними, лучше понимать и чувствовать других людей, их истинные потребности.
Упражнение № 5
Представим себе, что все мы — атомы. Атомы выглядят так (учитель показывает, согнув руки в локтях и прижав кисти к плечам). Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно будет определяться тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться по этой комнате, и время от времени я буду говорить какое-то число, например 3. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по 3 атома в каждой. Молекулы выглядят так учитель вместе с двумя участниками группы показывает, как выглядит молекула: они стоят лицом друг к другу в кругу, касаясь друг друга предплечьями. Во время выполнения упражнения, в котором учитель участвует вместе с группой, он не называет таких чисел, когда один участник группы может остаться вне молекулы, например 3 при общей численности 10 человек. В конце упражнения учитель называет число, равное количеству всех участвующих в упражнении.
Когда упражнение завершено и все заняли свои места, учитель может обратиться к группе с вопросом: Как вы себя чувствуете? или Можем ли мы приступить к работе? .
В результате проведения этого упражнения улучшается групповая атмосфера, участники чувствуют себя более непринужденно, сокращается дистанция в общении.
Упражнение № 6
Участники садятся в круг. Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано „слон", знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано слон. Учитель раздает карточки (если в группе нечетное количество участников, тренер-учитель тоже принимает участие в упражнении). Прочитайте, пожалуйста, что написано ни вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого — найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки „вашего животного". Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча. Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим что у нас получилось. После того как все участники группы нашли свою пару, тренер спрашивает по очереди у каждой пары: Кто вы?. После завершения упражнения можно предложить поделиться впечатлениями, рассказать о том, как участники находили свою пару.
Оно способствует дальнейшему раскрепощению участников. В то же время оно способствует развитию выразительного поведения, побуждает участников, с одной стороны, быть внимательными к действиям других.
Упражнение № 7
Участники садятся по кругу. Давайте все вместе нарисуем картину. Я возьму холст и нарисую на нем что-то, потом передам его участнице. Она нарисует на нем то, что ей захочется, и скажет нам, что она нарисовала затем передаст картину дальше. После того как учитель убедится, что все участники группы поняли, как они будут рисовать картину, он берет воображаемый холст в рамку и говорит: Я беру холст и рисую на нем линии горизонта, и передает будущую картину участнице, сидящей слева. Учитель внимательно слушает и запоминает, что нарисовал на картине каждый участник. Побывав у каждого, картина возвращается к тренеру, который берет картину и говорит: И вот теперь я держу в руках картину и вижу на ней линию горизонта, которую нарисовал(а) я…. И дальше учитель проговаривает то, что нарисовал каждый участник группы, называя его имя и обращаясь к нему в этот момент. Например, …вижу на ней линию горизонта, которую нарисовал(а) я, в море, которое нарисовала ты, Таня, и песчаный берег, который нарисовал ты, Игорь, и костер на берегу, который нарисовал ты, Андрей, и….
В результате проведения этого упражнения в группе возникает позитивное эмоциональное единство. Иногда чувства, эмоции, образы настолько сильны, что затрудняют переход к более реалистическим, рациональным моментам работы.
Список литературы:
1. Анисимова Н.П., Большакова О.В. Коррекционно-развивающие программы с использованием специального оборудования для детей и подростков.-Москва- Ярославль, 2002.
2. Горячева Т.Г., Султанова А.С. Сенсомоторная коррекция при нарушениях
психического развития в детском возрасте.- М.,1999.
3. Касицына М.А,Бородина И.Г. Коррекционная ритмика: Комплекс практических материалов и технология работы с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР, Москва, 2005.
4. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973.
5. Колос Г.Г.. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические
рекомендации.- М.:АРКТИ, 2006.
6. Мальцева Е.В., Тихомирова Н.В. Диагностика и коррекция недостатков тонкой моторики рук у детей: Пособие для учителей начальных классов, воспитателей дошкольных учреждений, школьных психологов.- Кострома, 1996.
7. Новотворцева Н.В. Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь: Учебное пособие. КАРО, Санк-Петербург, 2006.
8. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток,
пальчиковой гимнастики.Санк-Петербург Детство-Прогресс 2010.
9. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников.- М,: ТЦ Сфера,2003.
10. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. Москва, 2003.
11.Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. –М., 1999.
12. Чистякова М.И. Психогимнастика. Москва. 2001.