курс внеурочной деятельности "история родного края" | Мой кабинет. Работа №351952
Программа призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Также обусловлена возможностью позитивного воздействия на ребенка за счет его творческой самореализации в процессе сбора, изучения, систематизации различных материалов. Занимаясь по программе, дети не только изучают жизнь и быт своего народа, старинные ремёсла, но и реализуют свой творческий потенциал, погружаясь в исторический быт своих предков.
ПРОГРАММА
Проектно-исследовательской деятельности «История родного края»
Горбатовский 20224
Пояснительная записка
Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Следовательно, воспитание тем эффективнее, чем большей степени оно интегрировано в контекст культуры, а воспитанник активно воспринимает и развивает лучшие образцы культуры региона, страны. Поэтому надо помочь юному гражданину узнать именно свой край, познакомить школьников с историей родного края, с его славными и самоотверженными тружениками, воспитать любовь к своей земле, уважение к народу. Очень важно, чтобы любовь к родной земле стала для подрастающего поколения доброй созидающей силой по отношению к окружающему миру и себе.
Любовь к Родине незаметна. О ней не кричат на всех углах. Она рождается от щемящего чувства причастности к тому, что происходило до тебя, и будет происходить после. От веры, что история твоей школы, твоего города, история нашей страны - твоя личная история. Родная сторона. Как много она значит! Дорогие сердцу места, где жили мои предки. Малая Родина – особое место для каждого человека, где он всегда может найти пристанище, восстановить свои силы. Это место навсегда остаётся в памяти, в душе, накладывает отпечаток. Нужно не просто любить родной край, но и знать его историю. Изучая исторический путь своего села, приобщаешься к его культуре, традициям и обычаям, завещанным стариной, видишь, как отражались на судьбе людей события, происходившие в нашей стране. А главное: понимаешь, что история вокруг нас, рядом, совсем близко. И можно прикоснуться к ней с помощью воспоминаний старожил, сохранившихся старых зданий, музейных предметов, сохраняющих и передающих дух своей эпохи…
Актуальность программы состоит в том, что она стимулирует познавательную деятельность обучающихся в области краеведения, изучения жизни и быта своего народа, направленную на решение проблемы воспитания патриотических и нравственных качеств личности, так актуальных в наше время. Изменения последних лет в социально- экономической жизни страны и в общественном сознании вынуждают общество опираться на то, что устоялось, не искажено временем имеет ценность не для одного, двух, трёх, а для десятков поколений людей, то есть искать опору в краеведческих знаниях, в лучших традициях прошлого, в своей природе, в собирании, исследование и сохранение всех разнообразных памятников истории и культуры: документальных, археологических, фольклорных, топонимики, народного искусства, рассказов старожилов, ветеранов Великой Отечественной войны, стихов и легенд.
В ходе работы по предполагаемой программе дети осваивают различные виды деятельности: проблемной, поисково-исследовательской, коммуникативной, творческой.
Программа призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Также обусловлена возможностью позитивного воздействия на ребенка за счет его творческой самореализации в процессе сбора, изучения, систематизации различных материалов. Занимаясь по программе, дети не только изучают жизнь и быт своего народа, старинные ремёсла, но и реализуют свой творческий потенциал, погружаясь в исторический быт своих предков.
Программа адаптирована к условиям образовательного процесса общеобразовательной школы, в которой проводится работа по изучению истории малой Родины, собран краеведческий материал (документы, воспоминания, предметы народного быта), создан музей.
Новизна программы заключается в том, что она нацелена не только на рассказ о жизни и быте наших предков, но и на то, чтобы обучающиеся могли в практических работах и проектной деятельности реализовать свои творческие фантазии. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность - самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свои творческий исследовательский проект (выставку, тематико-экспозиционный план, маршрут экскурсии, научно-исследовательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно зависимых формах деятельности.
Цель деятельности:
формирование личности обучающегося как достойного гражданина России, хранителя и носителя духовных цен
ностей и традиций родного края
;
осуществление воспитания, обучения ра
звития и социализации
средствами школьного музея.
Задачи деятельности:
образовательные: знакомство с историей музейного дела, расширение и углубление знаний, обучающихся по истории родного края, страны в целом на основе знакомства с материалами музея;
развивающие: приобщение обучающихся к поисково-исследовательской, творческой деятельности; самостоятельному получению знаний на основе сбора и изучению краеведческого материала; развитие познавательного интереса к изучению истории; развитие культуры речи;
воспитательные: воспитание уважения к историческому прошлому народу, страны; формирование уважения к истории, культуре, традициям народа; активной жизненной позиции.
Определение цели, задач и содержания обучения строится на основе следующих принципов:
добровольности;
доступности;
многообразия форм образовательно-воспитательного процесса;
межпредметных связей;
наглядности;
связи теории с практикой;
системности и последовательности.
Программа носит научно-познавательный характер и рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с учащимися 1-4 классов. Рассчитана на 17 часов, 1 раз в неделю.
Занятия строятся с учетом сочетания работы в классе, посещения экспозиций школьного, исследовательской деятельности обучающихся, поисковой деятельности, проведения экскурсий в школьном музее.
Планируемые результаты работы по программе:
В результате реализации программы:
у
обучающихся
появится интерес к истории своего края и к Родине в целом;
обучающиеся получат знания по основам экскурсоводческой деятельности, навыки общения с аудиторией, навыки работы с архивными документами и другими историческими и литературными источниками;
учащиеся получат основы научно-исследовательской работы исторической направленности.
Личностные и метапредметные результаты внеурочной деятельности:
личностные:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование потребности сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности.
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
регулятивные:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
формирование умения сравнивать свой образ жизни с образом жизни людей, живших в другом времени или в другом географическом пространстве;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
познавательные:
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.);
формирование теоретических знаний и практических умений в области истории и культуры родного края;
развитие умений работать с источниками разных типов: как с вещественными, так и с письменными, устными и информационными источниками;
развитие умений описывать конкретные экспонаты и события, заниматься самостоятельным исследовательским поиском, находить и осуществлять отбор нужной информации;
развитие умений находить причины и следствия событий, происходящих в историко-географическом пространстве;
формирование навыков самостоятельного творческого поиска.
коммуникативные:
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
высказывать свою точку зрения, приводить аргументы, наблюдать, описывать, строить тексты, отвечать на вопросы.
использовать речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
Показателями эффективности достижения планируемых результатов освоения, обучающимися программы, являются:
уровень сформированности таких ценностных ориентиров, как любовь к Родине, интерес к истории, культуре своего края;
компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;
компетентность в сфере музейной деятельности;
результаты участия,
конкурсах
исследовательских работ, массовых мероприятиях.
Учебно-тематический план
Тема
Кол-во часов
Дата проведения
Вводный урок
1
Из истории нашей области
. Древние народы Нижнего Поволжья
1
Сталинград. Сталинградская битва.
1
Памятные исторические места Волгоградской области
Музей-панорама «Сталинградская битва».
1
Волжская ГЭС
1
Немецкая колония – Сарепта.
1
Особенности районов Волгоградской области
Серафимовичский район
1
Кумылженский район
1
Природа Волгоградской области
Животный мир лесов и луговых степей
1
Полупустыня Волгоградской области
1
Реки. Озёра, лиманы, пруды.
1
Охраняемые растения и животные области
1
Моя малая родина
История родного хутора
1
История нашей школы
1
Посещение школьного музея
1
Наши земляки в годы Великой Отечественной Войны
1
Подведение итогов
1
Список литературы
1.Скрипкин А.С., Луночкин А.В., Курилла И.И. История Волгоградской земли от древнейших времен до современности. Учебное пособие – М.: Планета, 2011.
2.Н.И. Чеботарева История Волгоградской земли от древнейших времен до современности. Методическое пособие – М.: Планета, 2015 (Наш Волго-
3.Хрестоматия по истории родного края. Волгоград, 2018
4. Наш край: Хроника истории Волгограда и области. Волгоград, 1973.
5.Очерки по истории Волгоградского края / Под ред. И.С.Шепелева. Волгоград, 1974.
6.Рябов С.И., Самойлов Г.П., Супрун В.И. Петр I в Царицыне и на Среднем Дону. Волгоград, 1994.
7.Сергеев А.М. Промышленность Нижнего Поволжья в начале XX в. Саратов, 1972.
8.Самсонов А. М. Сталинградская битва. 4-е изд., испр. и доп. М.: Наука, 1989.
5.Энциклопедия Волгоградской области. Волгоград, 2008.
6.Сталинградская битва. Энциклопедия / Гл. ред. М.М. Загорулько. Волгоград, 2007.