Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

курс внеурочной деятельности "история родного края" | Мой кабинет. Работа №351952

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Программа призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Также обусловлена возможностью позитивного воздействия на ребенка за счет его творческой самореализации в процессе сбора, изучения, систематизации различных материалов. Занимаясь по программе, дети не только изучают жизнь и быт своего народа, старинные ремёсла, но и реализуют свой творческий потенциал, погружаясь в исторический быт своих предков.

 

 

 

 

ПРОГРАММА

Проектно-исследовательской деятельности «История родного края»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Горбатовский 2022‌4

 

Пояснительная записка

Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Следовательно, воспитание тем эффективнее, чем большей степени оно интегрировано в контекст культуры, а воспитанник активно воспринимает и развивает лучшие образцы культуры региона, страны. Поэтому надо помочь юному гражданину узнать именно свой край, познакомить школьников с историей родного края, с его славными и самоотверженными тружениками, воспитать любовь к своей земле, уважение к народу. Очень важно, чтобы любовь к родной земле стала для подрастающего поколения доброй созидающей силой по отношению к окружающему миру и себе.

Любовь к Родине незаметна. О ней не кричат на всех углах. Она рождается от щемящего чувства причастности к тому, что происходило до тебя, и будет происходить после. От веры, что история твоей школы, твоего города, история нашей страны - твоя личная история. Родная сторона. Как много она значит! Дорогие сердцу места, где жили мои предки. Малая Родина – особое место для каждого человека, где он всегда может найти пристанище, восстановить свои силы. Это место навсегда остаётся в памяти, в душе, накладывает отпечаток. Нужно не просто любить родной край, но и знать его историю. Изучая исторический путь своего села, приобщаешься к его культуре, традициям и обычаям, завещанным стариной, видишь, как отражались на судьбе людей события, происходившие в нашей стране. А главное: понимаешь, что история вокруг нас, рядом, совсем близко. И можно прикоснуться к ней с помощью воспоминаний старожил, сохранившихся старых зданий, музейных предметов, сохраняющих и передающих дух своей эпохи…

Актуальность программы состоит в том, что она стимулирует познавательную деятельность обучающихся в области краеведения, изучения жизни и быта своего народа, направленную на решение проблемы воспитания патриотических и нравственных качеств личности, так актуальных в наше время. Изменения последних лет в социально- экономической жизни страны и в общественном сознании вынуждают общество опираться на то, что устоялось, не искажено временем имеет ценность не для одного, двух, трёх, а для десятков поколений людей, то есть искать опору в краеведческих знаниях, в лучших традициях прошлого, в своей природе, в собирании, исследование и сохранение всех разнообразных памятников истории и культуры: документальных, археологических, фольклорных, топонимики, народного искусства, рассказов старожилов, ветеранов Великой Отечественной войны, стихов и легенд.

В ходе работы по предполагаемой программе дети осваивают различные виды деятельности: проблемной, поисково-исследовательской, коммуникативной, творческой.

Программа призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Также обусловлена возможностью позитивного воздействия на ребенка за счет его творческой самореализации в процессе сбора, изучения, систематизации различных материалов. Занимаясь по программе, дети не только изучают жизнь и быт своего народа, старинные ремёсла, но и реализуют свой творческий потенциал, погружаясь в исторический быт своих предков.

Программа адаптирована к условиям образовательного процесса общеобразовательной школы, в которой проводится работа по изучению истории малой Родины, собран краеведческий материал (документы, воспоминания, предметы народного быта), создан музей.

Новизна программы заключается в том, что она нацелена не только на рассказ о жизни и быте наших предков, но и на то, чтобы обучающиеся могли в практических работах и проектной деятельности реализовать свои творческие фантазии. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность - самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свои творческий исследовательский проект (выставку, тематико-экспозиционный план, маршрут экскурсии, научно-исследовательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно зависимых формах деятельности.

Цель деятельности:

формирование личности обучающегося как достойного гражданина России, хранителя и носителя духовных цен

ностей и традиций родного края

;

осуществление воспитания, обучения ра

звития и социализации

средствами школьного музея.

Задачи деятельности:

образовательные: знакомство с историей музейного дела, расширение и углубление знаний, обучающихся по истории родного края, страны в целом на основе знакомства с материалами музея;

развивающие: приобщение обучающихся к поисково-исследовательской, творческой деятельности; самостоятельному получению знаний на основе сбора и изучению краеведческого материала; развитие познавательного интереса к изучению истории; развитие культуры речи;

воспитательные: воспитание уважения к историческому прошлому народу, страны; формирование уважения к истории, культуре, традициям народа; активной жизненной позиции.

Определение цели, задач и содержания обучения строится на основе следующих принципов:

добровольности;

доступности;

многообразия форм образовательно-воспитательного процесса;

межпредметных связей;

наглядности;

связи теории с практикой;

системности и последовательности.

Программа носит научно-познавательный характер и рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с учащимися 1-4 классов. Рассчитана на 17 часов, 1 раз в неделю.

Занятия строятся с учетом сочетания работы в классе, посещения экспозиций школьного, исследовательской деятельности обучающихся, поисковой деятельности, проведения экскурсий в школьном музее.

Планируемые результаты работы по программе: 

В результате реализации программы:

у

обучающихся

появится интерес к истории своего края и к Родине в целом;

обучающиеся получат знания по основам экскурсоводческой деятельности, навыки общения с аудиторией, навыки работы с архивными документами и другими историческими и литературными источниками;

учащиеся получат основы научно-исследовательской работы исторической направленности.

Личностные и метапредметные результаты внеурочной деятельности: 

личностные:

осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

формирование потребности сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности.

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

регулятивные:

способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

формирование умения сравнивать свой образ жизни с образом жизни людей, живших в другом времени или в другом географическом пространстве;

определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

познавательные:

владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.);

формирование теоретических знаний и практических умений в области истории и культуры родного края;

развитие умений работать с источниками разных типов: как с вещественными, так и с письменными, устными и информационными источниками;

развитие умений описывать конкретные экспонаты и события, заниматься самостоятельным исследовательским поиском, находить и осуществлять отбор нужной информации;

развитие умений находить причины и следствия событий, происходящих в историко-географическом пространстве;

формирование навыков самостоятельного творческого поиска.

коммуникативные:

готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

высказывать свою точку зрения, приводить аргументы, наблюдать, описывать, строить тексты, отвечать на вопросы.

использовать речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

 

Показателями эффективности достижения планируемых результатов освоения, обучающимися программы, являются:

уровень сформированности таких ценностных ориентиров, как любовь к Родине, интерес к истории, культуре своего края;

компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;

компетентность в сфере музейной деятельности;

результаты участия,

конкурсах

исследовательских работ, массовых мероприятиях.

 

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

Вводный урок

1

 

Из истории нашей области

. Древние народы Нижнего Поволжья

1

 

Сталинград. Сталинградская битва.

1

 

Памятные исторические места Волгоградской области

Музей-панорама «Сталинградская битва».

1

 

Волжская ГЭС

1

 

Немецкая колония – Сарепта.

1

 

Особенности районов Волгоградской области

Серафимовичский район

1

 

Кумылженский район

1

 

Природа Волгоградской области

Животный мир лесов и луговых степей

1

 

Полупустыня Волгоградской области

1

 

Реки. Озёра, лиманы, пруды.

1

 

Охраняемые растения и животные области

1

 

Моя малая родина

История родного хутора

1

 

История нашей школы

1

 

Посещение школьного музея

1

 

Наши земляки в годы Великой Отечественной Войны

1

 

Подведение итогов

1

 

 

 

Список литературы

1.Скрипкин А.С., Луночкин А.В., Курилла И.И. История Волгоградской земли от древнейших времен до современности. Учебное пособие – М.: Планета, 2011.

 

2.Н.И. Чеботарева История Волгоградской земли от древнейших времен до современности. Методическое пособие – М.: Планета, 2015 (Наш Волго-

 

3.Хрестоматия по истории родного края. Волгоград, 2018

 

4. Наш край: Хроника истории Волгограда и области. Волгоград, 1973.

 

5.Очерки по истории Волгоградского края / Под ред. И.С.Шепелева. Волгоград, 1974.

 

6.Рябов С.И., Самойлов Г.П., Супрун В.И. Петр I в Царицыне и на Среднем Дону. Волгоград, 1994.

 

7.Сергеев А.М. Промышленность Нижнего Поволжья в начале XX в. Саратов, 1972.

 

8.Самсонов А. М. Сталинградская битва. 4-е изд., испр. и доп. М.: Наука, 1989.

 

5.Энциклопедия Волгоградской области. Волгоград, 2008.

 

6.Сталинградская битва. Энциклопедия / Гл. ред. М.М. Загорулько. Волгоград, 2007.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×