Курсовая работа «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И ЭКОНОМИКИ» | Светлана Витальевна Маканаш. Работа №340462
В условиях глобализации образование играет важную роль во всестороннем развитии личности, в формировании качеств совершенства и квалифицированного специалиста. Здесь ключевым фактором считается использование инновационных технологий.
Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного процесса, характеризующийся доминирующей ролью учителя и пассивной позицией ученика (как объекта педагогического воздействия), объяснительно-репродуктивными методами обучения, не в полной мере обеспечивает достижение требуемых результатов качества образования. Это заставляет педагогов-практиков искать новые подходы и способы организации образовательного процесса, взаимодействия учителя и ученика, которые бы формировали у учащихся такие социально значимые ценности, как потребность в получении знаний; умение самостоятельно организовывать работу по усвоению знаний; выбор наиболее оптимальных путей для решения учебных задач; планирование своей образовательной деятельности.
Цель. Повышение эффективности образовательного процесса методами использования инновационных технологий на уроках географии.
Задачи.
-Формирование положительной мотивации к изучению географии. -Расширение знаний обучающихся по географии.
-Развитие творческих способностей личности.
-Применение полученных знаний в нестандартных ситуациях.
В данной работе представлены пути реализации инновационных технологий в образовательном и воспитательном процессе в курсе географии и экономики средней школы.
В первом разделе обобщен теоретический материал, характеризующий инновационные технологии в образовании.
Во втором разделе представлен опыт учителя, который применяет на практике в ходе обучения детей новые технологии.
В работе представлено обобщение опыта учителя, который использует на уроках географии и во внеклассной работе системы разнообразных форм и методов, направленных на повышение мотивации, развитие познавательных возможностей и способностей, что расширяет географический кругозор школьников, повышает качество географической подготовки, позволяет обучающимся более уверенно ориентироваться в закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать географические знания на практике в повседневной жизни.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ
КАФЕДРА ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН И МЕТОДИКИ ИХ ПРЕПОДАВАНИЯ
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И ЭКОНОМИКИ»
Выполнил слушатель группы 4.3.1
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(название ДПП)
Маканаш Светлана Витальевна
учитель географии
МБОУ «Средняя школа №64»
города Мариуполя
Руководитель выпускной работы
Коваль Наталья Николаевна
Работа допущена __________
(подпись)
Донецк, 2023 г.
АННОТАЦИЯ
В условиях глобализации образование играет важную роль во всестороннем развитии личности, в формировании качеств совершенства и квалифицированного специалиста. Здесь ключевым фактором считается использование инновационных технологий.
Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного процесса, характеризующийся доминирующей ролью учителя и пассивной позицией ученика (как объекта педагогического воздействия), объяснительно-репродуктивными методами обучения, не в полной мере обеспечивает достижение требуемых результатов качества образования. Это заставляет педагогов-практиков искать новые подходы и способы организации образовательного процесса, взаимодействия учителя и ученика, которые бы формировали у учащихся такие социально значимые ценности, как потребность в получении знаний; умение самостоятельно организовывать работу по усвоению знаний; выбор наиболее оптимальных путей для решения учебных задач; планирование своей образовательной деятельности.
Цель. Повышение эффективности образовательного процесса методами использования инновационных технологий на уроках географии.
Задачи.
-Формирование положительной мотивации к изучению географии.
-Расширение знаний обучающихся по географии.
-Развитие творческих способностей личности.
-Применение полученных знаний в нестандартных ситуациях.
В данной работе представлены пути реализации инновационных технологий в образовательном и воспитательном процессе в курсе географии и экономики средней школы.
В первом разделе обобщен теоретический материал, характеризующий инновационные технологии в образовании.
Во втором разделе представлен опыт учителя, который применяет на практике в ходе обучения детей новые технологии.
В работе представлено обобщение опыта учителя, который использует на уроках географии и во внеклассной работе системы разнообразных форм и методов, направленных на повышение мотивации, развитие познавательных возможностей и способностей, что расширяет географический кругозор школьников, повышает качество географической подготовки, позволяет обучающимся более уверенно ориентироваться в закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать географические знания на практике в повседневной жизни.
СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация……………………………………….…………………………………..….…1
Содержание………………………………………………………………………………..3
Введение…………………………………………………………………………………...4
Раздел 1. Инновационные технологии обучения: понятия, признаки, виды…………5
Раздел 2. Инновационные технологии в обучении географии……………………….10
2.1. Технология интегрированного обучения ………….10
2.2. Технология развития критического мышления 14
2.3. Технология игровой деятельности 15
2.4. Технология проблемного обучения 17
2.5. Информационно-коммуникативные технологии 19
2.6.Технология листов опорных сигналов и логических опорных конспектов…………………………………………………………………………..20
2.7. Технология проектного обучения…………………………………….22
Выводы ………………………………………..……………………………….........24
Список использованной литературы ………………….………………….…...…..25
Приложение 1 ……………………………………………………………….….…..26
Приложение 2 ..……………………………………………………………....……..27
Приложение 3 …………………………………………………………….....….… .28
ВВЕДЕНИЕ
В условиях глобализации образование играет важную роль во всестороннем развитии личности. В наше время, когда наблюдается небывалый рост объёма информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться, принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески. Этот социальный запрос нашёл отражение в Законе РФ «Об образовании», законодательно утвердившем цели образования как «ориентацию на обеспечение самоопределение личности, на создание условий её самореализации». Сформировать всесторонне развитую личность возможно через инновационную деятельность учителя, а именно через внедрение в практику передового педагогического опыта.
Инновационная деятельность учителя в современной школе становится актуальным как никогда в связи с новыми требования и стандартами.
Главная цель инновационной деятельности - улучшение качества работы. Инновационная деятельность имеет основные принципы:
Создание и использование интеллектуального продукта. В ходе образовательного процесса учитель создает что-то новое для себя или для класса.
Интеграция основной образовательной деятельности в дополнительную.
Повышения интереса у детей к обучению.
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что обучающемуся урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру.
Использование инновационных технологий на моих уроках географии позволяет: активизировать познавательную деятельность обучающихся, организовать одновременно детей, обладающими различными возможностями и способностями; усилить образовательные эффекты, проводить уроки на высоком эстетическом уровне, развивать умения обучающихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира.
РАЗДЕЛ 1.
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ:
ПОНЯТИЯ, КЛАССИФИКАЦИЯ.
Под технологией обучения понимают способы повышения эффективности обучения, такое проектирование учебного процесса, который имеет четко заданный результат.
Инновационная образовательная технология – это методика организации учебно-воспитательной деятельности, предполагающая применение каких-то новых или качественное усовершенствование существующих приемов и средств для повышения эффективности образовательного процесса и создание условий учебно-воспитательной деятельности, максимально отвечающих текущим тенденциям социально-экономического развития общества.
Классификация инновационных образовательных технологий:
-технология интегрированного обучения;
-технология развития критического мышления;
-технология игровой деятельности;
-технология проблемного обучения;
-информационно-коммуникационные технологии;
-технология листов опорных сигналов и логических опорных конспектов;
-технология проектного обучения.
Краткая характеристика инновационных образовательных технологий.
1.1.Технология интегрированного обучения.
Главной целью интегрированного обучения является формирование более широкого и глубокого миропонимания учащимися, активизация их познавательной деятельности, формирование умений применять полученные знания в жизни, создание благоприятных условий для самореализации ребенка. Тема для проведения интегрированного урока должна быть такая, чтобы была возможность сближения материала двух или трех дисциплин, чтобы материал одной дисциплины логично увязывался с материалом другой дисциплины.
1.2.Технология развития критического мышления.
Основа технологии – построение урока по определённому алгоритму – последовательно, в соответствии с тремя фазами: вызов, осмысление и рефлексия.
Технология развития критического мышления формирует точку опоры для мышления человека, предоставляет естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Знания закрепляются, ибо они опираются на опыт учащихся. А результаты достигаются путём свободного, позитивного, активного освоения ими информации, её синтеза и присвоения.
1.3. Технология игровой деятельности.
Для того, чтобы в процессе игры раскрывался и усовершенствовался творческий потенциал личности необходимо использовать разнообразные творческие задания. При проведении игр осуществляется уровневая дифференциация знаний учащихся, а, следовательно, и реальный контроль базового уровня знаний на основе образовательных стандартов. При работе в команде, группе, ребята учатся обсуждать проблемы, формировать коллективное мышление. Работа в команде создает чувство защищенности у слабых учеников, так как они уверены, что товарищи их поддержат, помогут с ответом.Такие уроки способствуют развитию речи школьников, учат их доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ. Ребят привлекает нетрадиционная форма урока, необычное оформление кабинета, работа с дополнительными источниками знаний.
1.4. Технология проблемного обучения
Сущность проблемного подхода состоит в том, что в ходе изучения нового материала и последующего его закрепления предлагаются задания, выполнение которых имеет своей целью закрепить у учащихся умения использовать полученные ранее знания. Перед ними ставится определенная проблема, которую они должны самостоятельно или с помощью учителя решить, найти способы ее решения или пути применения уже имеющихся знаний в новых условиях. Противоречия между уже имеющимися знаниями и новым заданием преодолеваются самостоятельными умственными и практическими действиями творческого характера. Создается проблемная ситуация – психологическое состояние умственного затруднения ученика при решении учебной проблемы или вопроса, поставленного учителем.
Проблемная ситуация создается посредством проблемных вопросов и задач. Отдельным фактором является заинтересованность каждого ученика в данной проблеме.Проблемное обучение реализуется в проблемном изложении, в частично-поисковом (эвристическая беседа) и в исследовательском методах обучения.На уроках с проблемным изложением учитель ставит проблему, и сам ее решает, раскрывая цепь логических рассуждений, объясняя новые понятия и термины.
1.5. Информационно-коммуникационные технологии.
Стремительное развитие информационных технологий резко меняет структуру занятости и трудоустройства населения, создает новые профессии и рабочие места. Все больше и больше людей становятся членами этого информационного общества.
Применение всех видов интерактивных, аудиовизуальных и экранно-звуковых средств обучения направлено на повышение положительной мотивации учащихся к изучению предметов. Это ведет к активизации познавательной деятельности учащихся, развитию их мышления, формированию активной позиции личности в современном информатизированном обществе. Использование указанных средств обеспечивает развитие творческих способностей школьников и желание продолжить самостоятельную работу. Комплексное применение ИКТ и аудиовизуальных средств может стать средством организации такой деятельности, существенно может повысить наглядность обучения, выступает как стимулятор, побуждающий к познанию, развитию интереса, воображения, создающий эмоциональную сферу обучения. Принцип наглядности, продолжая оставаться одним из главных в обучении, меняет свое качество, что приводит к пересмотру сочетаний различных средств наглядности. Восприятие натуральной, конкретной наглядности как первоначальной уступает место условной – схематичным изображениям, рисункам, картам и картосхемам, графикам, таблицам и.т.д.
1.6. Технология листов опорных сигналов и логических опорных конспектов
В процессе обучения данной технологии применяются листы опорных сигналов (логических опорных конспектов). Разработанные ныне опорные конспекты помогают учителю управлять познавательной деятельностью школьников, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, а также помогают школьникам осуществлять самоконтроль за результатами учебной работы.
1.7. Технология проектного обучения.
Проект – это разработка замысла, идеи, детального плана того или иного практического продукта. При этом происходит разработка не только идеи, но и условий ее реализации. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Учебный проект – это форма методической работы, направленная на изучение конкретного предметного раздела, темы, события, явления, процесса. Цель проектно – исследовательской деятельности на уроке – формирование у современного школьника готовности к саморазвитию, самообразованию.В ходе работы над проектом ученики учатся вести дискуссию, защищать работу, представлять ее сильные стороны, отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к мнению окружающих людей. Результатом выполненного проекта должен быть конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).
Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи.
РАЗДЕЛ II.
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ И ЭКОНОМИКИ.
Опыт работы учителем географии привел меня к выводу, что использование новых технологий в обучении пробуждает интерес школьников к изучаемому предмету и мотивирует их к его дальнейшему изучению. При планировании уроков использую различные виды и приемы работы. В течение последних лет активно применяю инновационные технологии. Это способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает психические процессы, развитие мышления, восприятия, памяти. Использование инновационных технологий на уроках географии позволяет учащимся в яркой, интересной форме усваивать географические термины и определения. Кроме этого, способствует чёткому восприятию материала по той или иной теме, позволяет закреплять материал в игровой форме.
На своих уроках географии я использую инновационные технологии обучения.
2.1. Технология интегрированного обучения.
География – наука многогранная, в которой тесно переплелись многие науки: этнография, биология, экология, история, медицина, экономика, политика, астрономия.На своих уроках я применяю технологию интегрированного обучения.
-Интеграция географии и математики на уроках.
В 5 классе темы «Географические координаты» и «Масштаб» сложны для усвоения детьми, как в географии, так и в математике. В ходе урока решается ряд важнейших задач: закрепляются и углубляются теоретические знания, отрабатываются практические навыки по определению координат точки. В ходе урока выполняются детьми практические задания игрового характера, словарные диктанты.
В 6 классе в теме «Атмосфера» расчёты средней температуры, амплитуды колебания температур и построение розы ветров невозможны без знаний основ математики.
В 8 классе в ходе выполнения задач по теме «Население» используются формулы, вычисления процентов городского и сельского населения.
-Интеграция географии и истории на уроках.
В 5 классе по темам «Предпосылки и последствия Великих географических открытий» прослеживается интеграция географии и истории. Аналогично в 10 классе при изучении темы »Политическая карта мира» рассматривается история формирования и распада государств.
-Интеграция географии и биологии на уроках.
В 8 классе при изучении темы «Природные зоны» рассматривают флору и фауну России.
-Интеграция географии и экологии на уроках.
В 8 классе при изучении тем «Экологическая ситуация в России» и «Экологическая безопасность России» дети прослеживают последствия деятельности человека на территорию России.
-Интеграция географии и экономики на уроках.
В 9 классе при изучении тем «Промышленность России», «Агропромышленный комплекс России» рассматривается экономическая целесообразность построения предприятий , а также зоны распространения сельскохозяйственных культур на территории России.
В 10-11 классах при изучении курса «Экономическая и социальная география мира» рассматривается экономическое развитие стран мира.
-Интеграция географии и литературы на уроках.
Содержание школьных курсов географии позволяет широко применять литературу на всех дидактических этапах урока, создавая возможности для сотрудничества, развивая индивидуальную технологию работы с картой, понимая человекоориентированную сущность и значимость географии.
Изучая тему “Литосфера”, выявляем роль вулканов в образовании земной коры, водной оболочки и атмосферы. Среди разнообразных явлений природы, происходящих на земном шаре, одним из самых опасных, но величественных можно назвать извержение вулкана. Одно из описаний этого грозного явления можно взять в романе Ж. Верна “Таинственный остров”: “Потоки лавы перелились через стену, и огненная река устремилась на берег у Гранитного дворца. Это было неописуемо страшное зрелище. Ночью казалось, что низвергается настоящая Ниагара из расплавленного чугуна: сверху – огненные пары, снизу – кипящая лава”.
В теме “Гидросфера” для поддержания познавательного интереса читаю стихотворение И.Якимова “Круговорот”, настроив школьников на то, чтобы они дали название этому стихотворению. Приложение 2
При изучении высотной поясности всегда удачно в конце урока слушается стихотворение А.С.Пушкина “Кавказ”. Перед чтением акцентирую внимание ребят на географических закономерностях в этом стихотворении.
Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины;
Орел, с отделенной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье.
Здесь тучи смиренно идут подо мной;
Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;
Под ними утесов нагие громады;
Там ниже мох тощий, кустарник сухой;
А там уже рощи, зеленые сени,
Где птицы щебечут, где скачут олени.
А там уж и люди гнездятся в горах…
Для раскрытия некоторых особенностей географического положения Австралии, в 7 классе, зачитываю стихи австралийского поэта Бернарда О?Дэуда.
Ты сберегла диковинных зверей,
Которых мир теперь уже не знает.
Какой тобою управляет рок?
Есть благо, есть и зло в судьбе твоей.
Созвездие Креста во лбу мерцает,
И плещет бурный океан у ног…
Географы не могут не оценить исключительную точность описания местностей и явлений природы в произведениях А.С.Пушкина. В 8 классе, в теме “Климат”, при изучении циклонов и антициклонов читаю строки:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя…(“Зимний вечер”)
Мчатся тучи, вьются тучи,
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна… (“Бесы”)
Как настоящий метеоролог описывает здесь поэт погоду, определяемую одним и тем же атмосферным процессом. А в “Зимнем утре” описана смена погоды:
Вечор ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась…
На другой день:
…Мороз и солнце; день чудесный!
В “Зимнем утре”, “Бесах”, в воспоминаниях о погоде вечером, предшествовавшим “Зимнему утру”, можно узнать признаки прохождения циклона. В описываемое утро стояла типичная антициклональная погода.
2.2.Технология развития критического мышления.
На уроках географии рационально использовать данную технологию можно при изучении больших, сложных текстов учебника и дополнительной литературы.
Для того чтобы ответить на вопрос: «Африку называют континентом коротких теней. Почему?»семикласснику необходимо и достаточно воспроизвести известные ему сведения и сформулировать собственные высказывания, основанные на выстроенной им самим цепочке взаимосвязей:
— длина тени зависит от высоты Солнца, чем выше Солнце,тем короче тень;
— большая часть Африки находится в тропических и в экваториальных широтах, где Солнце бывает в зените;
— самая короткая тень наблюдается во время положения Солнца в зените;
— в экваториальных и в тропических широтах Солнце поднимается выше, чем в умеренных, поэтому там и тень короче.
В 8 классе при изучении темы «Климат» ребята должны объяснить, какие особенности октябрьской погоды нашли отражение в поговорке: «В октябре на одном часу и снег, и дождь».Велика вероятность, что первые ответы учащихся будут лишь простым повторением: «В поговорке отмечается, что в октябре бывает и снег, и дождь» или «…часто бывает снег с дождем». Задача учителя через дополнительные вопросы (Какие элементы погоды упомянуты? Что это за осадки? В какое время года они наблюдаются? и т.д.) подвести учеников к анализу и, как следствие, к новым высказываниям: «Погода в октябре часто меняется», «За короткое время может произойти смена погоды», «В октябре часто первый раз
выпадает снег, наблюдаются осадки теплого и холодного времени года». Еще эффективнее, если подобные вопросы сформулирует не учитель, а сами учащиеся. Технология научит учащихся использовать информацию текста избирательно и критически, что очень важно при возможности использовать сведения, взятые из Интернета.
2.3. Технология игровой деятельности.
В настоящее время перед школой стоит большая задача – формирование различных практических навыков, которые человеку нужны сегодня и в будущей жизни.
Дешифратор.
В 6м классе при изучении темы «План и карта», чтобы подвести учащихся к изучению новой темы, я зашифровываю ее с помощью условных знаков. Таким образом учащиеся повторяют тему «Условные знаки».
При изучении темы «Географические координаты» можно зашифровать какое-либо слово с помощью координат. Учащимся предстоит сначала определить какие города соответствую данным координатам, а потом определить заданное слово.
59 с.ш. 11 в.д.
О
сло
35 с.ш. 51 в.д.
Т
егеран
13 ю.ш. 76 з.д
Л
има
52 с.ш. 105 в.д.
И
ркутск
с.ш. 115 в.д.
Ч
ита
42 с.ш 78 з.д.
Н
ью-Йорк
46 с.ш. 75 з.д.
О
ттава
Такое задание можно давать учащимся на дом. Они могут зашифровать свое имя, фамилию или любое другое слово, которое на следующем уроке будут отгадывать его одноклассники.
«Геоалфавит».
В этой игре может быть несколько вариантов.
1. В игре участвуют две команды. После проведения жеребьёвки игру начинает одна из команд №1. Капитан этой команды по договорённости с её членами задаёт 5 или 10 вопросов на географические темы, а члены команды №2 должны дать ответы, начинающиеся с какой- то одной буквы. Букву называет капитан первой команды, например букву П.
1. Назовите известного русского путешественника- географа. Пржевальский.
2. Назовите страну нашей планеты. Парагвай.
3. Назовите столицу европейского государства. Париж.
4. Какая река протекает в Южной Америке? Парана.
5.Назовите город, расположенный на полуострове Камчатка. Петропавловск-Камчатский.
6. Какой полуостров в Европе вы знаете? Пиренейский.
7. Какую вы знаете горную страну? Памир.
8. Кто возглавлял первую дрейфующую станцию “ СП-1”? Папанин.
9. Назовите известный вам канал. Панамский.
10. Какие горы расположены в Англии? Пеннины.
Участвовать могут команды или
пары или каждый ученик
отдельно. Задание – называть географические объекты или термины на буквы алфавита. Желательно географические объекты показывать на карте, а терминам давать определения.
Например. Атлантический океан – Белое море – Великобритания – Ганг река – Дрейка пролив – и т.д.
Азимут – Барометр – Ветер - Гейзер – Демография – и т.д.
Также в качестве задания можно предложить перечислить названия животных или растений с указанием материка или природной зоны, где они проживают.
2.4. Технология проблемного обучения
На уроках с проблемным изложением учитель ставит проблему, и сам ее решает, раскрывая цепь логичных рассуждений, объясняя новые понятия и термины. Для того, чтобы заинтересовать учащихся, можно перед объяснением предложить им какое-либо занимательное задание. Например, при изучении темы «Строение земной коры» в 7 классе: «На основе имеющихся у вас знаний о земной коре, о литосферных плитах составьте теорию движения литосферных плит. Ваша теория должна быть обоснована и иметь доказательства своей правдивости».
Эвристическая беседа проводится посредством одной или нескольких задач проблемного характера. Для примера возьмем тему «Движения земной коры» в 6 классе. Для учащихся она сложна тем, что у них нет возможности самим наблюдать явления, связанные с движением земной коры. Поэтому возникает необходимость совместной работы учителя и учеников.
Исследовательские методы применяются как при изучении нового материала, так и для совершенствования, закрепления и проверки знаний учащихся. Так, при изучении темы «Природа и человек» в 8 классе обобщаются знания о ресурсах России, хозяйственном освоении ее территории, экологических проблемах. Для облегчения задачи учителем даются вопросы и задания проблемного характера:
1. Составить схему «Виды природных ресурсов».
2. Привести примеры воздействия различных видов хозяйственной деятельности человека на природные комплексы.
3. Предложить свой вариант решения экологических проблем.
4. Насколько эффективно и необходимо освоение территорий с экстремальными условиями (Север, БАМ).
В обучении географии используется несколько видов проблемных заданий.
Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованием задачи (или вопроса). Так, в начальном курсе физической географии учащиеся усваивают, что количество солнечного тепла зависит от широты: чем широта ниже, тем тепла больше, и наоборот. В следующем курсе при изучении Африки они узнают, что в тропическом поясе летние температуры (+32 С) выше, чем в экваториальном (+24 С). Этот факт вступает в противоречие с ранее усвоенной зависимостью и составляет основу для формирования проблемного задания: «Работая с атласом, сопоставьте летние и зимние температуры в тропическом и экваториальном поясах Африки. Почему в тропическом поясе температура июля выше?»
Задания на установление многозначных причинно-следственных связей. Особенности объектов и процессов, изучаемых географией обычно обусловлены комплексом причин и порождают комплекс следствий. Поэтому этот вид заданий наиболее широко распространен в обучении. Если при этом учащиеся должны самостоятельно отобрать и применить по-разному широкий круг знаний. В том числе и из других учебных предметов, задание приобретает проблемный характер, например «Какие изменения, наступают в природе в средней полосе России после рубки леса?» (Назовите не менее 8-9 следствий).
Задания, требующие понимания диалектических противоречий. Умение оперировать ими. В логике такие ситуации называются ситуациями противоположных суждений, например: «Используя знания по географии России и других стран, объяснить, какое влияние оказывает большая территория на экономику страны – благоприятствует или затрудняет развития хозяйства» или: «Увеличивается или уменьшается в условиях НТП влияние природных ресурсов на развитие хозяйства?» Особенность этих заданий состоит в том, что они требуют рассуждения по принципу «и то и другое одновременно» (а не одно вместо другого), т.е. нужно рекомендовать школьникам не отбрасывать ни одно из утверждений, попытаться обосновать оба.
Задания, в основе которых лежит научная гипотеза, например о происхождении вечной мерзлоты. Об изменении климатов на Земле и др. раскрывая эту гипотезу, учащимся необходимо высказать свои суждения по ней, обосновать ее научно-практическое значение.
Задания-парадоксы, например: «Реки европейской части России и Сибири разливаются один раз в год. Реки же, пересекающие пустыни, – Амударья, Сырдарья, Зеравшан – имеют два паводка в год – весной и летом. Как это можно объяснить?».
2.5. Информационно-коммуникационные технологии
На своих уроках по технологии ИКТ я применяю:
уроки-презентации;
уроки с использованием учебника мультимедиа;
уроки с использованием «Библиотеки электронных наглядных пособий».
На уроках географии в 6-11 классах дети участвуют в творческих проектах.
6класс
«Уникальные формы рельефа Земли» презентация.
« Мои путешествия» презентация.
7класс
.
«Реклама материка Африка» буклет.
Составление пазлов в програмеPuzzing.ru
8класс
-Составление карт в программе GoogleMaps
-«Опасные явления природы» составление мемов в программе «1001мем»
9класс
-«Легкая промышленность России» работа в программе гифов
-«Пищевая промышленность России» учащиеся создавали инфографику
10класс
Презентации государств в программе PowerPoint, Рrezi.
Визитные карточки государств Европы.
11класс
Маркетинг. Рекламные ролики в программе WindowsLive.
Учебно-игровые программы, которые используются мной для подготовки к урокам и помогают учащимся в их работе над проектами.
В 5 классе.
- программа Глобус Луны
- программа Selestia
- программа Эмулятор солнечной системы
6 класс Общая география
-GoogleEarth
-Earth-3d
-Землетрясение 3D
7 класс
География материков и океанов
-Globe 2.2/Земля в трёхмерном пространстве/
-GoogleMaps
8 класс Физическая география России.
-Собери пазлы
-Рrezi
9 класс Экономическая и социальная география России.
-questgarde
-tagxedo
-Glogster
10 класс Экономическая и социальная география мира
-googlecultural
-Europe
-программаFlаgs
-MapInfo Professional 11.5GS
Эти программы делают учебный процесс интересным и увлекательным(Приложение 1)
2.6. Технология листов опорных сигналов и логических опорных конспектов.
В процессе обучения географии применяю технологию листов опорных сигналов (логических опорных конспектов – ЛОК или ЛОС).
Схемы связей учителя используют постоянно. Разработанные ныне опорные конспекты помогают учителю управлять познавательной деятельностью школьников, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, а также помогают школьникам осуществлять самоконтроль за результатами учебной работы. Учителями-практиками эта технология хорошо разработана, опубликовано немало статей и даже книг для учителя, где представлены опорные конспекты по целым курсам (например, 7 и 8 кл.).
Для того чтобы научить детей работать по опорным схемам (конспектам), необходимо в первую очередь научить умению выделять главное: целое или частное, определять причинно-следственные связи. Над этим я начинаю работать в 5 классе. Работая с текстом учебника, уделяю время на отработку навыков умения: выделять ключевые слова, главную мысль, затем заносить данные в таблицу. Так мы не только учимся работать с текстом учебника, мы учимся правильно составлять и оформлять таблицу.
В курсе 6 класса мною используются готовые опорные конспекты, которые я составляю сама и предлагаю учащимся в ходе объяснения материала. Учащиеся изучают их и заносят в тетрадь. В листах опорных конспектов включены задания для закрепления. Учитывая сокращение часов отведенных на изучение географии в 6 классе и на большой объем изучаемого материала, данная технология помогает решить проблему. Занятия по опорным конспектам позволяют охватить больший объем теоретического материала, тем самым, оставляя время для отработки практических заданий.
Учащиеся, работая с опорным конспектом, привыкают и запоминают условные знаки, сокращения. Учатся строить опорные схемы самостоятельно, например, по теме «Ветер» – бриз, муссоны и др.
В 7 классе при изучении материков, начинаем строить опорные схемы сначала совместно, затем самостоятельно. При этом каждый вправе сам подобрать необходимые условные знаки для своей схемы. При изучении первого материка – Африки – составляем схему вместе, затем кто усвоил, продолжает самостоятельно. Порядок выполнения работы: рисуем контур материка схематически (от руки, глядя на карту); затем наносим и подписываем все компоненты соответствующие географическому положению: условные линии (экватор, 0 меридиан, тропики, полярный круг); океаны, крайние точки, полуострова, заливы, проливы и т.д. На следующий урок схема дополняется: тектоническое строение, рельеф, климатические особенности, внутренние воды. Тема природные зоны оформляется таблицей. Народы и страны – опорный конспект.
В 8-9 классе учащиеся продолжают работу по составлению опорных схем и конспектов. Наиболее удачное применение технологии опорных схем при изучении темы «Природные районы» В курсе «Экономической географии» составляют опорные конспекты по теме «Экономическое районирование». Основные положения плана характеристики даются в виде фактического материала с вытекающим из него выводом, что позволяет сделать конспект более обоснованным, логически правильным.
Уже на протяжении многих лет я использую в преподавании географии ЛОС и ЛОК. Опыт работы показывает, что обучение с применением опорных конспектов развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности учеников.
(Приложение 3)
2.7. Технология проектного обучения.
Ученики впервые знакомятся с методом проектов уже в 5 классе и выполняют свой последний школьный проект в 11 классе. Конечно, проект, изготовленный учеником 5 или 6 класса, намного проще и не претендует на звание исследовательского проекта, но уже в этом возрасте ребята учатся ставить цель, определять задачи, формулировать основополагающие и проблемные вопросы, гипотезу, отбирать содержание, формулировать выводы.
В 6 классе можно выбрать следующие темы проектов: «Как поспорили план и карта, кто из них важнее и нужнее?» (сочинение-сказка – исследование); «Путешествие капельки по большому круговороту воды»; «План школьного двора» (съёмка местности).
В 7-8 классе, в соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростка выходят цели освоения коммуникативных навыков. Здесь исследовательскую деятельность целесообразно организовывать в групповых формах. При этом не следует лишать возможности ученика выбора индивидуальной формы работы. Например, здесь можно выбрать следующие темы проектов: «Туристический проспект (памятка): Посетите Австралию»; «Коллаж Африки. (население, растительный и животный мир Африки)»; «Уникальность природы озера Байкал».
В 9-11 классах метод проектов – это самостоятельное практическое владение технологией исследования, которое должно достигаться к концу 9 класса. Темы и проблемы исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. Предпочтительны индивидуальные или мини групповые формы работы. Выполнение исследований в 11 классе может быть как отдельные случаи выдающихся успехов одарённых обучающихся, или как курсовое проектирование с последующей защитой результатов в качестве творческого экзамена. Например: «Структура экспорта России. Как ее изменить?»; «Месторождения нефти и газа в Западной Сибири. Это освоение или разорение?»; «Каким вы видите демографический портрет планеты к концу 21 века?» и другие темы проектов.
Диагностика результатов обучения показала, что в классах, где регулярно проводятся уроки с инновационными технологиями, успеваемость выше, по сравнению с классами, в которых большая часть уроков проводится в традиционной форме.
ВЫВОДЫ
В профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на следующем – технологическом уровне. Использование новой технологии как составной части методики предмета предполагает получение гарантированного педагогического результата деятельности учителя. А этот результат учащиеся обнаруживают в период оценки качества их подготовки по предмету. Современной школе необходима принципиально новая система обучения, которая в опоре на лучшие традиции учитывала бы индивидуальные особенности учащихся.
Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи.
Новые образовательные технологии (модульное обучение, технология уровневой дифференциации, метод проектов, дистанционное обучение и др.) – это совокупность определенных форм и методов обучения, обеспечивающих решение учениками в результате самостоятельных действий образовательной задачи.
Вот почему так важно использовать новые технологии в современном обучении, иными словами организацию учебной деятельности школьников с четко заданной целью и планируемыми результатами.
Таким образом, курс географии – один из самых интересных в школьной программе, эффективность обучения в этом курсе может быть достигнута, если учебный процесс будет направлен на развитие мышления учащихся, на формирование их познавательной самостоятельности, в том числе и с помощью различных новых технологий обучения. Возможности для технологий обучения на уроках географии весьма широки.
Список использованной литературы
Андреева Е.Ю. Проблемное обучение в географии // География в школе,
1999, № 7.
Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. М., 1990.
Бенькович Т.М., Бенькович Д.Л. Опорные конспекты в обучении географии. 7 класс. М., 1995.
Душина И.В., Понурова Г.А. Методика преподавания географии. М., 1996.
Кларин М.В. Технологии обучения: идеал и реальность. Рига, 1999.
Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М., 2000.
Кутейников СЕ. Типы учебных элементов модульной программы // География в школе, № 2. 1998.
Панчешникова Л.М. Методика обучения географии в средней школе. – М.: Просвещение,1983.
Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней
школе. – М.: Просвещение, 1991.
10.Чернявская А.П. Технология развития критического мышления: перспективы для образования 21 века. Н.Новгород, 2001. 2006. - 304 с.
11. Финаров Д.П. Методика обучения географии в школе. – М.: АСТ: Астрель, 2007.
12.Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.
Приложение 1
Проект Проблемы и перспективы
г. Мариуполя
Приложение 2
Приложение 2
Стихотворение И.Якимова “Круговорот”
Чтобы не быть с географией в споре,
Волга впадает в Каспийское море,
Но трудно прожить на Земле одиноко,
И воды из Волги текут в Ориноко.
Хоть в это поверить не очень легко,
Но Волги вода есть в реке Лимпопо.
И, путешествуя облаком пара,
Воды из Волги текут в Ниагару.
Волги вода и в Байкале, и в Ниле,
И в Танганьике, и в нашей квартире,
Значит должны понимать это все мы,
Реки – часть водной единой системы.
Но, чтобы не быть с географией в споре,
Волга впадает в Каспийское море”.
Приложение 3