Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Курсовая работа «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И ЭКОНОМИКИ» | Светлана Витальевна Маканаш. Работа №340462

Дата публикации:
Автор:
Описание:

         В условиях глобализации образование играет важную роль во всестороннем развитии личности, в формировании качеств  совершенства и квалифицированного специалиста. Здесь ключевым фактором считается использование инновационных технологий.

       Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного процесса, характеризующийся доминирующей ролью учителя и пассивной позицией ученика (как объекта педагогического воздействия), объяснительно-репродуктивными методами обучения, не в полной мере обеспечивает достижение требуемых результатов качества образования. Это заставляет педагогов-практиков искать новые подходы и способы организации образовательного процесса, взаимодействия учителя и ученика, которые бы формировали у учащихся такие социально значимые ценности, как потребность в получении знаний; умение самостоятельно организовывать работу по усвоению знаний; выбор наиболее оптимальных путей для решения учебных задач; планирование своей образовательной деятельности.

      Цель. Повышение  эффективности образовательного процесса методами использования инновационных технологий на уроках географии.

     Задачи.

-Формирование положительной мотивации к изучению географии.  -Расширение знаний обучающихся по географии.

-Развитие творческих способностей личности.

-Применение полученных знаний в нестандартных ситуациях.

     В данной работе представлены  пути реализации инновационных технологий в образовательном и воспитательном процессе в курсе географии  и экономики средней школы.

     В первом разделе обобщен теоретический материал, характеризующий инновационные технологии в образовании.

Во втором разделе представлен опыт учителя, который применяет на практике в ходе обучения детей новые технологии.

         В  работе  представлено обобщение опыта учителя, который использует   на уроках географии и во внеклассной работе системы разнообразных форм и методов, направленных на повышение мотивации, развитие познавательных возможностей и способностей, что расширяет географический кругозор школьников, повышает качество географической подготовки, позволяет обучающимся более уверенно ориентироваться в закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать географические знания на практике в повседневной жизни.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

КАФЕДРА ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН И МЕТОДИКИ ИХ ПРЕПОДАВАНИЯ

 

 

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

 

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И ЭКОНОМИКИ»

 

 

Выполнил слушатель группы 4.3.1

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(название ДПП)

Маканаш Светлана Витальевна

учитель географии

МБОУ «Средняя школа №64»

города Мариуполя

 

 

Руководитель выпускной работы

Коваль Наталья Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

Работа допущена __________

(подпись)

 

 

 

Донецк, 2023 г.

 

АННОТАЦИЯ

 

В условиях глобализации образование играет важную роль во всестороннем развитии личности, в формировании качеств совершенства и квалифицированного специалиста. Здесь ключевым фактором считается использование инновационных технологий.

Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного процесса, характеризующийся доминирующей ролью учителя и пассивной позицией ученика (как объекта педагогического воздействия), объяснительно-репродуктивными методами обучения, не в полной мере обеспечивает достижение требуемых результатов качества образования. Это заставляет педагогов-практиков искать новые подходы и способы организации образовательного процесса, взаимодействия учителя и ученика, которые бы формировали у учащихся такие социально значимые ценности, как потребность в получении знаний; умение самостоятельно организовывать работу по усвоению знаний; выбор наиболее оптимальных путей для решения учебных задач; планирование своей образовательной деятельности.

Цель. Повышение  эффективности образовательного процесса методами использования инновационных технологий на уроках географии.

Задачи.

-Формирование положительной мотивации к изучению географии. 
-Расширение знаний обучающихся по географии.

-Развитие творческих способностей личности.

-Применение полученных знаний в нестандартных ситуациях.

В данной работе представлены пути реализации инновационных технологий в образовательном и воспитательном процессе в курсе географии и экономики средней школы.

В первом разделе обобщен теоретический материал, характеризующий инновационные технологии в образовании.

Во втором разделе представлен опыт учителя, который применяет на практике в ходе обучения детей новые технологии.

В работе представлено обобщение опыта учителя, который использует на уроках географии и во внеклассной работе системы разнообразных форм и методов, направленных на повышение мотивации, развитие познавательных возможностей и способностей, что расширяет географический кругозор школьников, повышает качество географической подготовки, позволяет обучающимся более уверенно ориентироваться в закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать географические знания на практике в повседневной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация……………………………………….…………………………………..….…1

Содержание………………………………………………………………………………..3

Введение…………………………………………………………………………………...4

Раздел 1. Инновационные технологии обучения: понятия, признаки, виды…………5

Раздел 2. Инновационные технологии в обучении географии…………………….10

2.1. Технология интегрированного обучения ………….10

2.2. Технология развития критического мышления 14

2.3. Технология игровой деятельности 15

2.4. Технология проблемного обучения 17

2.5. Информационно-коммуникативные технологии 19

2.6.Технология листов опорных сигналов и логических опорных конспектов…………………………………………………………………………..20

2.7. Технология проектного обучения…………………………………….22

Выводы ………………………………………..……………………………….........24

Список использованной литературы ………………….………………….…...…..25

Приложение 1 ……………………………………………………………….….…..26

Приложение 2 ..……………………………………………………………....……..27

Приложение 3 …………………………………………………………….....….… .28


ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях глобализации образование играет важную роль во всестороннем развитии личности. В наше время, когда наблюдается небывалый рост объёма информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться, принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески. Этот социальный запрос нашёл отражение в Законе РФ «Об образовании», законодательно утвердившем цели образования как «ориентацию на обеспечение самоопределение личности, на создание условий её самореализации». Сформировать всесторонне развитую личность возможно через инновационную деятельность учителя, а именно через внедрение в практику передового педагогического опыта.

Инновационная деятельность учителя в современной школе становится актуальным как никогда в связи с новыми требования и стандартами.

Главная цель инновационной деятельности - улучшение качества работы. Инновационная деятельность имеет основные принципы:

Создание и использование интеллектуального продукта. В ходе образовательного процесса учитель создает что-то новое для себя или для класса.

Интеграция основной образовательной деятельности в дополнительную.

Повышения интереса у детей к обучению.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что обучающемуся урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру.

Использование инновационных технологий на моих уроках географии позволяет: активизировать познавательную деятельность обучающихся, организовать одновременно детей, обладающими различными возможностями и способностями; усилить образовательные эффекты, проводить уроки на высоком эстетическом уровне, развивать умения обучающихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира.

 

РАЗДЕЛ 1.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ:

ПОНЯТИЯ, КЛАССИФИКАЦИЯ.

Под технологией обучения понимают способы повышения эффективности обучения, такое проектирование учебного процесса, который имеет четко заданный результат.

Инновационная образовательная технология – это методика организации учебно-воспитательной деятельности, предполагающая применение каких-то новых или качественное усовершенствование существующих приемов и средств для повышения эффективности образовательного процесса и создание условий учебно-воспитательной деятельности, максимально отвечающих текущим тенденциям социально-экономического развития общества.

Классификация инновационных образовательных технологий:

-технология интегрированного обучения;

-технология развития критического мышления;

-технология игровой деятельности;

-технология проблемного обучения;

-информационно-коммуникационные технологии;

ехнология листов опорных сигналов и логических опорных конспектов;

ехнология проектного обучения.

Краткая характеристика инновационных образовательных технологий.

1.1.Технология интегрированного обучения.

Главной целью интегрированного обучения является формирование более широкого и глубокого миропонимания учащимися, активизация их познавательной деятельности, формирование умений применять полученные знания в жизни, создание благоприятных условий для самореализации ребенка. Тема для проведения интегрированного урока должна быть такая, чтобы была возможность сближения материала двух или трех дисциплин, чтобы материал одной дисциплины логично увязывался с материалом другой дисциплины.

1.2.Технология развития критического мышления.

Основа технологии – построение урока по определённому алгоритму – последовательно, в соответствии с тремя фазами: вызов, осмысление и рефлексия.

Технология развития критического мышления формирует точку опоры для мышления человека, предоставляет естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Знания закрепляются, ибо они опираются на опыт учащихся. А результаты достигаются путём свободного, позитивного, активного освоения ими информации, её синтеза и присвоения.

1.3. Технология игровой деятельности.

Для того, чтобы в процессе игры раскрывался и усовершенствовался творческий потенциал личности необходимо использовать разнообразные творческие задания. При проведении игр осуществляется уровневая дифференциация знаний учащихся, а, следовательно, и реальный контроль базового уровня знаний на основе образовательных стандартов. При работе в команде, группе, ребята учатся обсуждать проблемы, формировать коллективное мышление. Работа в команде создает чувство защищенности у слабых учеников, так как они уверены, что товарищи их поддержат, помогут с ответом.Такие уроки способствуют развитию речи школьников, учат их доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ. Ребят привлекает нетрадиционная форма урока, необычное оформление кабинета, работа с дополнительными источниками знаний.

1.4. Технология проблемного обучения

Сущность проблемного подхода состоит в том, что в ходе изучения нового материала и последующего его закрепления предлагаются задания, выполнение которых имеет своей целью закрепить у учащихся умения использовать полученные ранее знания. Перед ними ставится определенная проблема, которую они должны самостоятельно или с помощью учителя решить, найти способы ее решения или пути применения уже имеющихся знаний в новых условиях. Противоречия между уже имеющимися знаниями и новым заданием преодолеваются самостоятельными умственными и практическими действиями творческого характера. Создается проблемная ситуация – психологическое состояние умственного затруднения ученика при решении учебной проблемы или вопроса, поставленного учителем.

Проблемная ситуация создается посредством проблемных вопросов и задач. Отдельным фактором является заинтересованность каждого ученика в данной проблеме.Проблемное обучение реализуется  в проблемном изложении,  в частично-поисковом (эвристическая беседа) и в исследовательском методах обучения.На уроках с проблемным изложением учитель ставит проблему, и сам ее решает, раскрывая цепь логических рассуждений, объясняя новые понятия и термины.

1.5. Информационно-коммуникационные технологии.

 

Стремительное развитие информационных технологий резко меняет структуру занятости и трудоустройства населения, создает новые профессии и рабочие места. Все больше и больше людей становятся членами этого информационного общества.

Применение всех видов интерактивных, аудиовизуальных и экранно-звуковых средств обучения направлено на повышение положительной мотивации учащихся к изучению предметов. Это ведет к активизации познавательной деятельности учащихся, развитию их мышления, формированию активной позиции личности в современном информатизированном обществе. Использование указанных средств обеспечивает развитие творческих способностей школьников и желание продолжить самостоятельную работу. Комплексное применение ИКТ и аудиовизуальных средств может стать средством организации такой деятельности, существенно может повысить наглядность обучения, выступает как стимулятор, побуждающий к познанию, развитию интереса, воображения, создающий эмоциональную сферу обучения. Принцип наглядности, продолжая оставаться одним из главных в обучении, меняет свое качество, что приводит к пересмотру сочетаний различных средств наглядности. Восприятие натуральной, конкретной наглядности как первоначальной уступает место условной – схематичным изображениям, рисункам, картам и картосхемам, графикам, таблицам и.т.д.

1.6. Технология листов опорных сигналов и логических опорных конспектов

 

В процессе обучения данной технологии применяются листы опорных сигналов (логических опорных конспектов). Разработанные ныне опорные конспекты помогают учителю управлять познавательной деятельностью школьников, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, а также помогают школьникам осуществлять самоконтроль за результатами учебной работы.

 

1.7. Технология проектного обучения.

 

Проект – это разработка замысла, идеи, детального плана того или иного практического продукта. При этом происходит разработка не только идеи, но и условий ее реализации. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей  самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Учебный проект – это форма методической работы, направленная на изучение конкретного предметного раздела, темы, события, явления, процесса. Цель проектно – исследовательской деятельности на уроке – формирование у современного школьника готовности к саморазвитию, самообразованию.В ходе работы над проектом ученики учатся вести дискуссию, защищать работу, представлять ее сильные стороны, отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к мнению окружающих людей. Результатом выполненного проекта должен быть конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).

Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ II.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ И ЭКОНОМИКИ.

Опыт работы учителем географии привел меня к выводу, что использование новых технологий в обучении пробуждает интерес школьников к изучаемому предмету и мотивирует их к его дальнейшему изучению. При планировании уроков использую различные виды и приемы работы. В течение последних лет активно применяю инновационные технологии. Это способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает психические процессы, развитие мышления, восприятия, памяти. Использование инновационных технологий на уроках географии позволяет учащимся в яркой, интересной форме усваивать географические термины и определения. Кроме этого, способствует чёткому восприятию материала по той или иной теме, позволяет закреплять материал в игровой форме.

На своих уроках географии я использую инновационные технологии обучения.

2.1. Технология интегрированного обучения.

География – наука многогранная, в которой тесно переплелись многие науки: этнография, биология, экология, история, медицина, экономика, политика, астрономия.На своих уроках я применяю технологию интегрированного обучения.

-Интеграция географии и математики на уроках.

В 5 классе темы «Географические координаты» и «Масштаб» сложны для усвоения детьми, как в географии, так и в математике. В ходе урока решается ряд важнейших задач: закрепляются и углубляются теоретические знания, отрабатываются практические навыки по определению координат точки. В ходе урока выполняются детьми практические задания игрового характера, словарные диктанты.

В 6 классе в теме «Атмосфера» расчёты средней температуры, амплитуды колебания температур и построение розы ветров невозможны без знаний основ математики.

В 8 классе в ходе выполнения задач по теме «Население» используются формулы, вычисления процентов городского и сельского населения.

-Интеграция географии и истории на уроках.

В 5 классе по темам «Предпосылки и последствия Великих географических открытий» прослеживается интеграция географии и истории. Аналогично в 10 классе при изучении темы »Политическая карта мира» рассматривается история формирования и распада государств.

-Интеграция географии и биологии на уроках.

В 8 классе при изучении темы «Природные зоны» рассматривают флору и фауну России.

-Интеграция географии и экологии на уроках.

В 8 классе при изучении тем «Экологическая ситуация в России» и «Экологическая безопасность России» дети прослеживают последствия деятельности человека на территорию России.

-Интеграция географии и экономики на уроках.

В 9 классе при изучении тем «Промышленность России», «Агропромышленный комплекс России» рассматривается экономическая целесообразность построения предприятий , а также зоны распространения сельскохозяйственных культур на территории России.

В 10-11 классах при изучении курса «Экономическая и социальная география мира» рассматривается экономическое развитие стран мира.

-Интеграция географии и литературы на уроках.

Содержание школьных курсов географии позволяет широко применять литературу на всех дидактических этапах урока, создавая возможности для сотрудничества, развивая индивидуальную технологию работы с картой, понимая человекоориентированную сущность и значимость географии.

Изучая тему “Литосфера”, выявляем роль вулканов в образовании земной коры, водной оболочки и атмосферы. Среди разнообразных явлений природы, происходящих на земном шаре, одним из самых опасных, но величественных можно назвать извержение вулкана. Одно из описаний этого грозного явления можно взять в романе Ж. Верна “Таинственный остров”: “Потоки лавы перелились через стену, и огненная река устремилась на берег у Гранитного дворца. Это было неописуемо страшное зрелище. Ночью казалось, что низвергается настоящая Ниагара из расплавленного чугуна: сверху – огненные пары, снизу – кипящая лава”.

В теме “Гидросфера” для поддержания познавательного интереса читаю стихотворение И.Якимова “Круговорот”, настроив школьников на то, чтобы они дали название этому стихотворению. Приложение 2

При изучении высотной поясности всегда удачно в конце урока слушается стихотворение А.С.Пушкина “Кавказ”. Перед чтением акцентирую внимание ребят на географических закономерностях в этом стихотворении.

Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины;
Орел, с отделенной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье.
Здесь тучи смиренно идут подо мной;
Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;
Под ними утесов нагие громады;
Там ниже мох тощий, кустарник сухой;
А там уже рощи, зеленые сени,
Где птицы щебечут, где скачут олени.
А там уж и люди гнездятся в горах…

Для раскрытия некоторых особенностей географического положения Австралии, в 7 классе, зачитываю стихи австралийского поэта Бернарда О?Дэуда.

Ты сберегла диковинных зверей,
Которых мир теперь уже не знает.
Какой тобою управляет рок?
Есть благо, есть и зло в судьбе твоей.
Созвездие Креста во лбу мерцает,
И плещет бурный океан у ног…

Географы не могут не оценить исключительную точность описания местностей и явлений природы в произведениях А.С.Пушкина. В 8 классе, в теме “Климат”, при изучении циклонов и антициклонов читаю строки:

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя…(“Зимний вечер”)

Мчатся тучи, вьются тучи,
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна… (“Бесы”)

Как настоящий метеоролог описывает здесь поэт погоду, определяемую одним и тем же атмосферным процессом. А в “Зимнем утре” описана смена погоды:

Вечор ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась…

На другой день:

…Мороз и солнце; день чудесный!

В “Зимнем утре”, “Бесах”, в воспоминаниях о погоде вечером, предшествовавшим “Зимнему утру”, можно узнать признаки прохождения циклона. В описываемое утро стояла типичная антициклональная погода.

 

2.2.Технология развития критического мышления.

На уроках географии рационально использовать данную технологию можно при изучении больших, сложных текстов учебника и дополнительной литературы.

Для того чтобы ответить на вопрос: «Африку называют континентом коротких теней. Почему?»семикласснику необходимо и достаточно воспроизвести известные ему сведения и сформулировать собственные высказывания, основанные на выстроенной им самим цепочке взаимосвязей:

— длина тени зависит от высоты Солнца, чем выше Солнце,тем короче тень;

— большая часть Африки находится в тропических и в экваториальных широтах, где Солнце бывает в зените;

— самая короткая тень наблюдается во время положения Солнца в зените;

— в экваториальных и в тропических широтах Солнце поднимается выше, чем в умеренных, поэтому там и тень короче.

В 8 классе при изучении темы «Климат» ребята должны объяснить, какие особенности октябрьской погоды нашли отражение в поговорке: «В октябре на одном часу и снег, и дождь».Велика вероятность, что первые ответы учащихся будут лишь простым повторением: «В поговорке отмечается, что в октябре бывает и снег, и дождь» или «…часто бывает снег с дождем». Задача учителя через дополнительные вопросы (Какие элементы погоды упомянуты? Что это за осадки? В какое время года они наблюдаются? и т.д.) подвести учеников к анализу и, как следствие, к новым высказываниям: «Погода в октябре часто меняется», «За короткое время может произойти смена погоды», «В октябре часто первый раз

выпадает снег, наблюдаются осадки теплого и холодного времени года». Еще эффективнее, если подобные вопросы сформулирует не учитель, а сами учащиеся. Технология научит учащихся использовать информацию текста избирательно и критически, что очень важно при возможности использовать сведения, взятые из Интернета.

2.3. Технология игровой деятельности.

В настоящее время перед школой стоит большая задача – формирование различных практических навыков, которые человеку нужны сегодня и в будущей жизни.

Дешифратор.

   В 6м классе при изучении темы «План и карта», чтобы подвести учащихся  к изучению новой темы, я зашифровываю ее с помощью условных знаков. Таким образом учащиеся повторяют тему «Условные знаки».

При изучении темы  «Географические координаты» можно зашифровать какое-либо слово с помощью координат. Учащимся предстоит сначала определить какие города соответствую данным координатам, а потом определить заданное слово.

59 с.ш. 11 в.д.                  

О

сло

35 с.ш. 51 в.д.                  

Т

егеран

13 ю.ш.  76 з.д                 

Л

има

52 с.ш. 105 в.д.                 

И

ркутск

с.ш.  115 в.д.                     

Ч

ита

 42 с.ш 78 з.д.                   

Н

ью-Йорк

46 с.ш. 75 з.д.                    

О

ттава

Такое задание можно давать учащимся на дом. Они могут зашифровать свое имя, фамилию или любое другое слово, которое на следующем уроке будут отгадывать его одноклассники.

«Геоалфавит».

           В этой игре может быть несколько вариантов.

1. В игре участвуют две команды. После проведения жеребьёвки игру начинает одна из команд №1. Капитан этой команды по договорённости с её членами задаёт 5 или 10 вопросов на географические темы, а члены команды №2 должны дать ответы, начинающиеся с какой- то одной буквы. Букву называет капитан первой команды, например букву П.

1. Назовите известного русского путешественника- географа. Пржевальский.

2. Назовите страну нашей планеты.          Парагвай.

3. Назовите столицу европейского государства.        Париж.

4. Какая река протекает в Южной Америке?        Парана.

5.Назовите город, расположенный на полуострове Камчатка.        Петропавловск-Камчатский.

6. Какой полуостров в Европе вы знаете?              Пиренейский.

7. Какую вы знаете горную страну?        Памир.

8. Кто возглавлял первую дрейфующую станцию “ СП-1”?               Папанин.

9. Назовите известный вам канал.            Панамский.

10. Какие горы расположены в Англии?           Пеннины.

Участвовать могут команды или

пары или каждый ученик

отдельно. Задание – называть географические объекты или термины на буквы алфавита. Желательно географические объекты показывать на карте, а терминам давать определения.

Например. Атлантический океан – Белое море – Великобритания – Ганг река – Дрейка пролив – и т.д.

Азимут – Барометр – Ветер - Гейзер – Демография – и т.д.

Также в качестве задания можно предложить перечислить названия животных или растений с указанием материка или природной зоны, где они проживают.

 

2.4. Технология проблемного обучения

На уроках с проблемным изложением учитель ставит проблему, и сам ее решает, раскрывая цепь логичных рассуждений, объясняя новые понятия и термины. Для того, чтобы заинтересовать учащихся, можно перед объяснением предложить им какое-либо занимательное задание. Например, при изучении темы «Строение земной коры» в 7 классе: «На основе имеющихся у вас знаний о земной коре, о литосферных плитах составьте теорию движения литосферных плит. Ваша теория должна быть обоснована и иметь доказательства своей правдивости».

Эвристическая беседа проводится посредством одной или нескольких задач проблемного характера. Для примера возьмем тему «Движения земной коры» в 6 классе. Для учащихся она сложна тем, что у них нет возможности самим наблюдать явления, связанные с движением земной коры. Поэтому возникает необходимость совместной работы учителя и учеников.

Исследовательские методы применяются как при изучении нового материала, так и для совершенствования, закрепления и проверки знаний учащихся. Так, при изучении темы «Природа и человек» в 8 классе обобщаются знания о ресурсах России, хозяйственном освоении ее территории, экологических проблемах. Для облегчения задачи учителем даются вопросы и задания проблемного характера:

1.   Составить схему «Виды природных ресурсов».

2. Привести примеры воздействия различных видов хозяйственной деятельности человека на природные комплексы.

3.    Предложить свой вариант решения экологических проблем.

4. Насколько эффективно и необходимо освоение территорий с экстремальными условиями (Север, БАМ).

В обучении географии используется несколько видов проблемных заданий.

          Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованием задачи (или вопроса). Так, в начальном курсе физической географии учащиеся усваивают, что количество солнечного тепла зависит от широты: чем широта ниже, тем тепла больше, и наоборот. В следующем курсе при изучении Африки они узнают, что в тропическом поясе летние температуры (+32 С) выше, чем в экваториальном (+24 С). Этот факт вступает в противоречие с ранее усвоенной зависимостью и составляет основу для формирования проблемного задания: «Работая с атласом, сопоставьте летние и зимние температуры в тропическом и экваториальном поясах Африки. Почему в тропическом поясе температура июля выше?»

        Задания на установление многозначных причинно-следственных связей. Особенности объектов и процессов, изучаемых географией обычно обусловлены комплексом причин и порождают комплекс следствий. Поэтому этот вид заданий наиболее широко распространен в обучении. Если при этом учащиеся должны самостоятельно отобрать и применить по-разному широкий круг знаний. В том числе и из других учебных предметов, задание приобретает проблемный характер, например «Какие изменения, наступают в природе в средней полосе России после рубки леса?» (Назовите не менее 8-9 следствий).

        Задания, требующие понимания диалектических противоречий. Умение оперировать ими. В логике такие ситуации называются ситуациями противоположных суждений, например: «Используя знания по географии России и других стран, объяснить, какое влияние оказывает большая территория на экономику страны – благоприятствует или затрудняет развития хозяйства» или: «Увеличивается или уменьшается в условиях НТП влияние природных ресурсов на развитие хозяйства?» Особенность этих заданий состоит в том, что они требуют рассуждения по принципу «и то и другое одновременно» (а не одно вместо другого), т.е. нужно рекомендовать школьникам не отбрасывать ни одно из утверждений, попытаться обосновать оба.

        Задания, в основе которых лежит научная гипотеза, например о происхождении вечной мерзлоты. Об изменении климатов на Земле и др. раскрывая эту гипотезу, учащимся необходимо высказать свои суждения по ней, обосновать ее научно-практическое значение.

          Задания-парадоксы, например: «Реки европейской части России и Сибири разливаются один раз в год. Реки же, пересекающие пустыни, – Амударья, Сырдарья, Зеравшан – имеют два паводка в год – весной и летом. Как это можно объяснить?».

2.5. Информационно-коммуникационные технологии

На своих уроках по технологии ИКТ я применяю:

уроки-презентации;

уроки с использованием учебника мультимедиа;

уроки с использованием «Библиотеки электронных наглядных пособий».

На уроках географии в 6-11 классах дети участвуют в творческих проектах.

6класс

«Уникальные формы рельефа Земли» презентация.

« Мои путешествия» презентация.

7класс

.

«Реклама материка Африка» буклет.

Составление пазлов в програмеPuzzing.ru

8класс

-Составление карт в программе GoogleMaps

-«Опасные явления природы» составление мемов в программе «1001мем»

9класс

-«Легкая промышленность России» работа в программе гифов

-«Пищевая промышленность России» учащиеся создавали инфографику

10класс

Презентации государств в программе PowerPoint, Рrezi.

Визитные карточки государств Европы.

11класс

Маркетинг. Рекламные ролики в программе WindowsLive.

Учебно-игровые программы, которые используются мной для подготовки к урокам и помогают учащимся в их работе над проектами.

В 5 классе.

- программа Глобус Луны

- программа Selestia

- программа Эмулятор солнечной системы

6 класс Общая география

-GoogleEarth

-Earth-3d

-Землетрясение 3D

7 класс

География материков и океанов

-Globe 2.2/Земля в трёхмерном пространстве/

-GoogleMaps

8 класс Физическая география России.

-Собери пазлы

-Рrezi

9 класс Экономическая и социальная география России.

-questgarde

-tagxedo

-Glogster

10 класс Экономическая и социальная география мира

-googlecultural

-Europe

-программаFlаgs

-MapInfo Professional 11.5GS

Эти программы делают учебный процесс интересным и увлекательным(Приложение 1)

 

2.6. Технология листов опорных сигналов и логических опорных конспектов.

В процессе обучения географии применяю технологию листов опорных сигналов (логических опорных конспектов – ЛОК или ЛОС).

Схемы связей учителя используют постоянно. Разработанные ныне опорные конспекты помогают учителю управлять познавательной деятельностью школьников, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, а также помогают школьникам осуществлять самоконтроль за результатами учебной работы. Учителями-практиками эта технология хорошо разработана, опубликовано немало статей и даже книг для учителя, где представлены опорные конспекты по целым курсам (например, 7 и 8 кл.).

Для того чтобы научить детей работать по опорным схемам (конспектам), необходимо в первую очередь научить умению выделять главное: целое или частное, определять причинно-следственные связи. Над этим я начинаю работать в 5 классе. Работая с текстом учебника, уделяю время на отработку навыков умения: выделять ключевые слова, главную мысль, затем заносить данные в таблицу. Так мы не только учимся работать с текстом учебника, мы учимся правильно составлять и оформлять таблицу.

В курсе 6 класса мною используются готовые опорные конспекты, которые я составляю сама и предлагаю учащимся в ходе объяснения материала. Учащиеся изучают их и заносят в тетрадь. В листах опорных конспектов включены задания для закрепления. Учитывая сокращение часов отведенных на изучение географии в 6 классе и на большой объем изучаемого материала, данная технология помогает решить проблему. Занятия по опорным конспектам позволяют охватить больший объем теоретического материала, тем самым, оставляя время для отработки практических заданий.

Учащиеся, работая с опорным конспектом, привыкают и запоминают условные знаки, сокращения. Учатся строить опорные схемы самостоятельно, например, по теме «Ветер» – бриз, муссоны и др.

В 7 классе при изучении материков, начинаем строить опорные схемы сначала совместно, затем самостоятельно. При этом каждый вправе сам подобрать необходимые условные знаки для своей схемы. При изучении первого материка – Африки – составляем схему вместе, затем кто усвоил, продолжает самостоятельно. Порядок выполнения работы: рисуем контур материка схематически (от руки, глядя на карту); затем наносим и подписываем все компоненты соответствующие географическому положению: условные линии (экватор, 0 меридиан, тропики, полярный круг); океаны, крайние точки, полуострова, заливы, проливы и т.д. На следующий урок схема дополняется: тектоническое строение, рельеф, климатические особенности, внутренние воды. Тема природные зоны оформляется таблицей. Народы и страны – опорный конспект.

В 8-9 классе учащиеся продолжают работу по составлению опорных схем и конспектов. Наиболее удачное применение технологии опорных схем при изучении темы «Природные районы»  В курсе «Экономической географии» составляют опорные конспекты по теме «Экономическое районирование». Основные положения плана характеристики даются в виде фактического материала с вытекающим из него выводом, что позволяет сделать конспект более обоснованным, логически правильным.

Уже на протяжении многих лет я использую в преподавании географии ЛОС и ЛОК. Опыт работы показывает, что обучение с применением опорных конспектов развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности учеников.

(Приложение 3)

 

2.7. Технология проектного обучения.

 

Ученики впервые знакомятся с методом проектов уже в 5 классе и выполняют свой последний школьный проект в 11 классе. Конечно, проект, изготовленный учеником 5 или 6 класса, намного проще и не претендует на звание исследовательского проекта, но уже в этом возрасте ребята учатся ставить цель, определять задачи, формулировать основополагающие и проблемные вопросы, гипотезу, отбирать содержание, формулировать выводы.

В 6 классе можно выбрать следующие темы проектов: «Как поспорили план и карта, кто из них важнее и нужнее?» (сочинение-сказка – исследование); «Путешествие капельки по большому круговороту воды»; «План школьного двора» (съёмка местности).

В 7-8 классе, в соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростка выходят цели освоения коммуникативных навыков. Здесь исследовательскую деятельность целесообразно организовывать в групповых формах. При этом не следует лишать возможности ученика выбора индивидуальной формы работы. Например, здесь можно выбрать следующие темы проектов: «Туристический проспект (памятка): Посетите Австралию»; «Коллаж Африки. (население, растительный и  животный мир Африки)»; «Уникальность природы озера Байкал».

В 9-11 классах метод проектов – это самостоятельное практическое владение технологией исследования, которое должно достигаться к концу 9 класса. Темы и проблемы исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. Предпочтительны индивидуальные или мини групповые формы работы. Выполнение исследований в 11 классе может быть как отдельные случаи выдающихся успехов одарённых обучающихся, или как курсовое проектирование с последующей защитой результатов в качестве творческого экзамена.  Например: «Структура экспорта России. Как ее изменить?»; «Месторождения нефти и газа в Западной Сибири. Это освоение или разорение?»; «Каким вы видите демографический портрет планеты к концу 21 века?» и другие темы проектов.     

Диагностика результатов обучения показала, что в классах, где регулярно проводятся уроки с инновационными технологиями, успеваемость выше, по сравнению с классами, в которых большая часть уроков проводится в традиционной форме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

В профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на следующем – технологическом уровне. Использование новой технологии как составной части методики предмета предполагает получение гарантированного педагогического результата деятельности учителя. А этот результат учащиеся обнаруживают в период оценки качества их подготовки по предмету. Современной школе необходима принципиально новая система обучения, которая в опоре на лучшие традиции учитывала бы индивидуальные особенности учащихся.

Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи.

Новые образовательные технологии (модульное обучение, технология уровневой дифференциации, метод проектов, дистанционное обучение и др.) – это совокупность определенных форм и методов обучения, обеспечивающих решение учениками в результате самостоятельных действий образовательной задачи.

Вот почему так важно использовать новые технологии в современном обучении, иными словами организацию учебной деятельности школьников с четко заданной целью и планируемыми результатами.

Таким образом,  курс географии – один из самых интересных в школьной программе, эффективность обучения в этом курсе может быть достигнута, если учебный процесс будет направлен на развитие мышления учащихся, на формирование их познавательной самостоятельности, в том числе и с помощью различных новых технологий обучения. Возможности для технологий обучения на уроках географии весьма широки.

 

 

 

Список использованной литературы

Андреева Е.Ю. Проблемное обучение в географии // География в школе,  

1999, № 7.

Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. М., 1990.

Бенькович Т.М., Бенькович Д.Л. Опорные конспекты в обучении географии. 7 класс. М., 1995.

Душина И.В., Понурова Г.А. Методика преподавания географии. М., 1996.

Кларин М.В. Технологии обучения: идеал и реальность. Рига, 1999.

Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М., 2000.

Кутейников СЕ. Типы учебных элементов модульной программы // География в школе, № 2. 1998.

Панчешникова Л.М. Методика обучения географии в средней школе. –  М.: Просвещение,1983.

Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней

школе. – М.: Просвещение, 1991.

10.Чернявская А.П. Технология развития критического мышления: перспективы для образования 21 века. Н.Новгород, 2001. 2006. - 304 с.

 

11. Финаров Д.П. Методика обучения географии в школе. – М.: АСТ: Астрель, 2007.

12.Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Проект Проблемы и перспективы

г. Мариуполя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Стихотворение И.Якимова “Круговорот”

Чтобы не быть с географией в споре,
Волга впадает в Каспийское море,
Но трудно прожить на Земле одиноко,
И воды из Волги текут в Ориноко.
Хоть в это поверить не очень легко,
Но Волги вода есть в реке Лимпопо.
И, путешествуя облаком пара,
Воды из Волги текут в Ниагару.
Волги вода и в Байкале, и в Ниле,
И в Танганьике, и в нашей квартире,
Значит должны понимать это все мы,
Реки – часть водной единой системы.
Но, чтобы не быть с географией в споре,
Волга впадает в Каспийское море”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×