Квадратичная функция и ее свойства в задачах 1 части ОГЭ по математике | Гиззатуллин Роман Романович. Работа №363740. Номер работы: №363740
Цель: Обеспечить девятиклассникам глубокое понимание квадратичной функции и уверенное решение соответствующих задач в первой части ОГЭ по математике.
В рамках проекта будет создан комплексный ресурс, охватывающий все аспекты, необходимые для успешной подготовки. Теоретическая база будет представлена в максимально доступной форме, с акцентом на визуализацию и практическое применение. Рассматривая коэффициент a, не только объясним его влияние на направление ветвей, но и покажем, как это проявляется на конкретных примерах.
Задачи проекта систематизированы по типам, соответствующим структуре ОГЭ. Для каждого типа будет разработан четкий алгоритм решения, подкрепленный подробными примерами с анализом ошибок. Особое внимание уделим задачам на сопоставление графиков и формул, которые часто вызывают затруднения, и задачам на анализ влияния коэффициентов на свойства графика.
Практическая часть включает обширный набор тренировочных задач с ответами для самостоятельной работы, а также тесты для самопроверки. Наша цель – не просто заучивание формул, а формирование навыка распознавания типа задачи и применения подходящего алгоритма.
Для обеспечения наглядности планируется использование графических иллюстраций и интерактивных моделей. Создание онлайн-калькулятора для вычисления координат вершины и нулей функции позволит учащимся самостоятельно проверять свои решения и глубже понимать взаимосвязь между параметрами функции и её графиком.
Итогом станет комплексный ресурс, обеспечивающий уверенное владение материалом, эффективную подготовку к ОГЭ и повышение шансов на успешную сдачу экзамена. Проект направлен на развитие не только формальных знаний, но и логического мышления, необходимого для успешного решения математических задач.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 56
Проект
на тему
«Применение свойств квадратичной функции при решении задач»
Выполнил:
Гиззатуллин Роман Романович
9 б класс
Руководитель:
Тютикова Ирина Александровна
учитель математики
2025 г.
«Именно функция является тем средством математического языка,
которое позволяет описывать процессы движения,
изменения ,присущие природе»
Галилео Галилей
В процессе проведения индивидуальной исследовательской работы на тему "Квадратичная функция и ее свойства в задачах ОГЭ по математике" мы наглядно продемонстрировали применение свойств квадратичной функции при решении экзаменационных задач в 1 части ОГЭ по математике.
Оглавление
Введение
1.Появление понятия функции
2. Квадратичная функция. Ее график и свойства
3. Исследование. Влияние коэффициентов квадратного трехчлена на расположение параболы на координатной плоскости.
4. Применение квадратичной функции, ее графика и свойств при решении экзаменационных задач.
5.Квадратичная функция в окружающем нас мире.
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Актуальность:
Тема «Квадратичная функция и её свойства» является одной из самых актуальных. Она находит широкое применение в разных разделах математики, и других областях науки, имеет теоретическую и практическую значимость. Ведь почти все, что окружает человека так или иначе связано с параболой.
Объект исследования: Квадратичная функция.
Предмет исследования: График квадратичной функции – парабола.
Методы:
Наблюдение.
Теоретический.
Аналитический.
Цель работы: показать применение свойств квадратичной функции при решении экзаменационных задач 1 части ОГЭ по математике.
Задачи работы:
Сбор информации о применении квадратичной функц
ии и ее
свойств на примере образовательного портала «
Сдам ГИА: Решу ОГЭ
»;
Провести анализ и систематизацию собранной информации;
Исследовать влияние коэффициентов квадратного трехчлена на расположение параболы на координатной плоскости;
Показать решения заданий разного типа.
Гипотеза: предполагаем, что знание свойств квадратичной функции полезно при решении экзаменационных задач ОГЭ по математике.
Появление понятия функции
Функция - одно из основных математических и общенаучных понятий. Оно сыграло и поныне играет большую роль в познании реального мира.
Идея функциональной зависимости восходит к древности. Ее содержание обнаруживается уже в первых математически выраженных соотношениях между величинами, в первых правилах действий над числами, в первых формулах для нахождения площади и объема тех или иных фигур. Так, вавилонские ученые (4-5тыс. лет назад) пусть несознательно, установили, что площадь круга является функцией от его радиуса посредством нахождения грубо приближенной формулы: S = 3 r2.
Примерами табличного задания функции могут служить астрономические таблицы вавилонян, древних греков и индийцев, а примерами словесного задания функции - теорема о постоянстве отношения площадей круга и квадрата на его диаметре или античные определения конических сечений, причем сами эти кривые выступали в качестве геометрических образов соответствующей зависимости.
Путь к появлению понятия функции заложили в 17 веке французские ученые Франсуа Виет и Рене Декарт; они разработали единую буквенную математическую символику, которая вскоре получила всеобщее признание. Введено было единое обозначение: неизвестных - последними буквами латинского алфавита x, y, z, ... - известных - начальными буквами того же алфавита - a, b, c, ... и т. д. Тем самым появилась возможность записывать общие формулы.
Кроме того, у Декарта и Ферма в геометрических работах появляется отчетливое представление переменной величины и прямоугольной системы координат. В своей «Геометрии» в 1637 году Декарт дает понятие функции, как изменение ординаты точки в зависимости от изменения ее абсциссы; он систематически рассматривал лишь те кривые, которые можно точно представить с помощью уравнений, притом преимущественно алгебраических. Постепенно понятие функции стало отождествляться, таким образом, с понятием аналитического выражения - формулы.
В 1671 году Ньютон под функцией стал понимать переменную величину, которая изменяется стечением времени. В «Геометрии» Декарта и работах Ферма, Ньютона и Лейбница понятие функции носило по существу интуитивный характер и было связано либо с геометрическими, либо с механическими представлениями. Мировоззренческой основой теории решения уравнений должно быть понимание того факта, что уравнения являются математической моделью реальных процессов и явлений действительности.
Квадратичная функция. Ее график и свойства
Определение. Квадратичной функцией называется функция вида
у=ах2+вх+с, а не равно 0
График – парабола с вершиной в точке х0у0, где х0=в/2а, у0=ах2/0+вх0+с
х0 = - b/2а, у0 = ах2/0 +bх0+с.
Рис. 1. График функции у = ах2 + вх +с , где а не равно 0
D (f): х Є R.
Функция непрерывна на всей D (f)
Свойства функции
1) У = ах2 + bx + c в случае а больше 0.
Пусть а больше 0.
Свойства:
1. D (f): х Є R;
2. Е (f) : у больше у0;
3. у убывает при х Є - ∞ х0; у возрастает при х Є х0 + ∞;
4. Унаим = У0, Унаиб - не существует;
5. Непрерывна;
6. Выпукла вниз.
Свойства функции
2) У = ах2 + bx + c в случае а меньше 0.
Пусть а меньше 0.
Свойства (см. Рис. 2):
Рис. 2. График функции у = ах2 +bx+c в случае а меньше 0.
1. D (f): х Є R ;
2. Е (f) : у < y0 ;
3. y возрастает при хЄ( - ∞; х0); у убывает при хЄ(х0 + ∞);
4. Унаиб = У0, Унаим - не существует;
5. Непрерывна;
6. Выпукла вверх.
В задачах, не требующих построения графика, можно ограничиться схематическим изображением: ось абсцисс, расположение нулей функции (два, один или ни одного) и направление ветвей параболы. Такого схематического изображения достаточно для получения информации о наличии нулей функции и о знаке коэффициента a.
Исследование.
Влияние коэффициентов квадратного трехчлена на расположение параболы на координатной плоскости
Цели исследования выяснить влияние коэффициентов квадратного трехчлена на расположение параболы на координатной плоскости.
План исследования
эксперимент №1
Расположение графика при а>0
1. b>0,c>0
2. b>0,c<0
3. b<0, c>0
4. b<0,c<0
эксперимент №2
Расположение графика при а<0
1.b>0,c>0
2.b>0,c<0
3.b<0, c>0
4.b<0,c<0
Результаты исследования
эксперимент №1
Расположение графика при а>0
1. b>0,c>0 вершина находится во II или III четверти.
2. b>0,c<0 вершина параболы находится в III четверти
3. b<0, c>0 вершина находится в I или IV четверти
4. b<0,c<0 вершина находится в IV четверти
эксперимент № 2
Расположение графика при а<0
1.b>0,c>0 вершина параболы находится в I четверти
2. b>0, c<0 вершина находится вo I или IV четверти
3.b<0, c>0 вершина параболы находится вo II четверти
4.b<0,c<0 вершина находится вo II или III четверти.
Применение квадратичной функции, ее графика и свойств при решении экзаменационных задач
Задание 11 № 1
Найдите значение a по графику функции y = ax2 + bx + c , изображенному на рисунке.
1)1 -
2)1
3)2
4) 3
Решение: Абсцисса вершины параболы равна −1, поэтому минус дробь, числитель — b, знаменатель — 2a = минус 1, откуда b=2a. Парабола пересекает ось ординат в точке с ординатой 3, поэтому c=3. Тем самым, уравнение параболы принимает вид y = ax2 + 2x + 3 . Поскольку парабола проходит через точку (−1; 2), имеем:
2=a умножить на ( минус 1) в степени 2 плюс 2a умножить на ( минус 1) плюс 3 равносильно 2= минус a плюс 3 равносильно a= 1.
Верный ответ указан под номером 2.
Ответ: 2.
Задание 11 № 2
Найдите значение b по графику функции y = ax2 + bx + c, изображенному на рисунке.
1)-2
2)1
3)2
4) 3
Решение.
Абсцисса вершины параболы равна −1, поэтому минус дробь, числитель — b, знаменатель — 2a = минус 1, откуда b=2a. Парабола пересекает ось ординат в точке с ординатой 3, поэтому c=3. Тем самым, уравнение параболы принимает вид y=ax в степени 2 плюс 2ax плюс 3. Поскольку парабола проходит через точку (−1; 2), имеем:
2=a умножить на ( минус 1) в степени 2 плюс 2a умножить на ( минус 1) плюс 3 равносильно 2= минус a плюс 3 равносильно a= 1.
Таким образом, b=2a=2 умножить на 1=2. Верный ответ указан под номером 3.
Ответ: 3.
Задание 11 № 3
Найдите значение с по графику функции y = ax2 + bx + c , изображенному на рисунке.
1) -3
2)1
3)2
4) 3
Решение.
Значение c — это ордината графика при x=0. Значит, c=3. Такой ответ указан под номером 4.
Ответ 4.
Задание 11 № 4
На рисунке изображён график квадратичной функции y = f(x). Какие из следующих утверждений о данной функции неверны? Запишите их номера в порядке возрастания.
1) Функция возрастает на промежутке (−∞; −1].
2) Наибольшее значение функции равно 8.
3) f(−4) ≠ f(2).
Решение.
Проверим каждое утверждение.
1) На луче (−∞; −1] большему значению аргумента соответствует большее значение функции. Следовательно, функция возрастает на этом луче; первое утверждение верно.
2) Наибольшее значение функции равно 9, а не 8, как сказано во втором утверждении. Второе утверждение неверно.
3) Значения функции в точках −4 и 2 равны нулю, поэтому f(−4) = f(2). Третье утверждение неверно.
В ответе следует указать номера неверных утверждений, то есть 23.
Ответ: 23.
Задание 11 № 5
На рисунке изображён график функции y = ax2 + bx + c . Установите соответствие между утверждениями и промежутками, на которых эти утверждения выполняются. Впишите в приведённую в ответе таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
УТВЕРЖДЕНИЯ
ПРОМЕЖУТКИ
А) функция возрастает на промежутке
Б) функция убывает на промежутке
1) [1;2]
2) [0;2]
3) [-1;0]
4) [-2;3]
Ответ:
Решение.
Функция, изображённая на графике возрастает на промежутке [-1; 0] и убывает на промежутке [1;2]. Следовательно, функция возрастает на третьем промежутке и убывает на первом.
Ответ: 31.
Задание 11 № 6
На рисунке изображены графики функций вида y = ax2 + bx + c. Для каждого графика укажите соответствующее ему значения коэффициента a и дискриминанта D.
1) a > 0, D > 0
2) a > 0, D < 0
3) a < 0, D > 0
4) a < 0, D < 0
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Решение.
График функции — парабола. Ветви этой параболы направлены вверх, если и вниз, если а меньше 0.
При D > 0 уравнение ax2 + bx + c = 0 имеет два корня, то есть график функции y = ax2 + bx + c имеет два пересечения с осью абсцисс. Если D < 0, то корней нет, а соответственно график не пересекает ось абсцисс. Таким образом, получаем ответ: A — 1, Б — 2, В — 4, Г — 3.
Ответ: 1243.
Задание 11 № 7
Установите соответствие между графиками функций и формулами, которые их задают.
1) у = х2
2) у = х/2
3) у = 2/х
Ответ укажите в виде последовательности цифр без пробелов и запятых в указанном порядке.
А
Б
В
Решение.
Определим вид графика каждой из функций.
1) у = х2 — уравнение параболы, ветви которой направленны вверх.
2) у = х/2 — уравнение прямой.
3) у = 2/х — уравнение гиперболы.
Тем самым найдено соответствие: A — 1, Б — 3, В — 2.
Ответ: 132.
Задание 11 № 8
График какой из приведенных ниже функций изображен на рисунке?
1) у = х2-х
2) у = - х2-х
3) у = х2+х
4) у = - х2 + х
Решение.
Ветви изображённой на рисунке параболы направленны вверх, а абсцисса вершины отрицательна. Следовательно, данному графику могут соответствовать функции y=x в степени 2 минус x или y=x в степени 2 плюс x. Найдем координаты вершин параболы:
Формула 1: y=x в степени 2 минус x: x_0= минус дробь, числитель — b, знаменатель — 2a = минус дробь, числитель — минус 1, знаменатель — 2 = дробь, числитель — 1, знаменатель — 2 .
Формула 3: y=x в степени 2 плюс x: x_0= минус дробь, числитель — b, знаменатель — 2a = минус дробь, числитель — 1, знаменатель — 2 = минус дробь, числитель — 1, знаменатель — 2 .
Следовательно, графику соответствует вариант под номером 3.
Ответ 3
Задание 11 № 9
На одном из рисунков изображен график функции у = х2-2х+3. Укажите номер этого рисунка.
Решение
Коэффициент, поэтому ветви параболы направлены вверх. Абсцисса вершины параболы равна: -b/2a=1.
Правильный вариант ответа указан под номером 1.
Ответ:1
Задание 11 № 10
На рисунке изображены графики функций вида y = ax2 + c. Установите соответствие между графиками и знаками коэффициентов a и c.
ЗНАКИ КОЭФФИЦИЕНТОВ
1) a > 0, c < 0
2) a < 0, c > 0
3) a > 0, c > 0
4) a < 0, c < 0
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Решение. График функции y=ax в степени 2 плюс c — парабола. Ветви этой параболы направлены вверх, если a больше 0 и вниз, если a меньше 0. Значение c определяет ординату вершины параболы. Если c больше 0, то вершина параболы находится над осью абсцисс, а если меньше нуля, то ниже. Таким образом, получаем, ответ: A — 4, Б — 1, В — 2, Г — 3.
Ответ: 4123.
Задание 11 № 11
На рисунке изображены графики функций вида y = ax2 + bx + c. Установите соответствие между знаками коэффициентов a и c и графиками функций.
Коэффициенты
А) a > 0, c < 0
Б) a < 0, c > 0
В) a > 0, c > 0
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Решение.
Если парабола задана уравнением y=ax в степени 2 плюс bx плюс c, то: при a больше 0, то ветви параболы направлены вверх, а при a меньше 0 — вниз. Значение c соответствует значению функции в точке x = 0. Следовательно, если график пересекает ось ординат выше оси абсцисс, то значение c положительно, если ниже оси абсцисс — отрицательно.
Таким образом, функциям соответствуют следующие графики: А — 1, Б — 3, В — 2.
Ответ: 132.
Квадратичная функция в окружающем нас мире.
Квадратичная функция является наиболее хорошо изученной функцией, она довольно часто встречается на практике. Графиком квадратичной функции является парабола. Хорошо известно, что траектория камня, брошенного под углом к горизонту, летящего футбольного мяча, струи воды, выпущенной из шланга, парашютиста, выпрыгнувшего из горизонтально летящего самолета, артиллерийского снаряда, будет параболой (при отсутствии сопротивления воздуха).
Замечательное свойство параболы широко используется в науке и технике, например, параболическая арка; свод моста.
Известно также, что многие законы природы выражаются в виде квадратичной зависимости.
Свойство параболических зеркал используют при конструировании солнечных печей, солнечных электростанций, отражательных телескопов - рефлекторов.
Параболы в природе
Природный парк Ергаки, Западные Саяны, гора Парабола
Радуга – природная парабола.
Наша галактика – вогнутая парабола.
Заключение
В ходе проектно-исследовательской работы мы изучили литературу о квадратичной функции, ее свойствах. Выяснили влияние коэффициентов квадратного трехчлена на расположение параболы. В результате работы мы убедились, что знание свойств квадратичной функции полезно при решении экзаменационных задач ОГЭ по математике.
Работа позволяет развивать интерес школьников к урокам математики, убеждает в высокой практической значимости математической науки, формирует представление о взаимосвязи математики с объектами реального мира, убеждает в необходимости применять полученные знания на практике.
Литература и интернет ресурсы
Виленкин
Н.Я. Функции в природе и технике. М. Просвещение, 1989г
Алгебра. 9 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций
А.Г.
Мерзляк
,
В.Б.Полонский
, М.С. Якир М.: М.. «
Вентана
-Граф
», 2018.
Гусев В.А., Мордкович А.Г. Математика: справочные материалы: книга для учащихся. М. Просвещение. 1988г
Образовательный портал «
Сдам ГИА: Решу ОГЭ
»
РЕКЛАМ
Источники:
https://ru.wikipedia.org/wiki
(Определение параболы)
http://linear function.ru
semena74.com