Квадратный дециметр | Белова Алена Сергеевна. Работа №208846
Автор: Белова Алена Сергеевна
План конспект урока по математике 3 класс УМК Школа России
Приложение 11
Квадратный дециметр
Цель: познакомить с единицей измерения площади - квадратным дециметром.
Задачи: установить соотношение между квадратным дециметром и квадратным сантиметром, развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать. Способствовать развитию речи, сравнительных навыков.
Тип урока: урок открытия нового знания
УМК «Школа России»
Ход урока
1) Арифметический диктант:
Вычислите произведение чисел 4 и 8
Увеличьте число 8 в 6 раз
Уменьшите число 40 в 4 раза
Из 14 м ткани портной сшил 7 одинаковых костюмов. Сколько метров ткани уходило на каждый костюм?
Какое число надо увеличить в 3 раза, чтобы получилось 15.
Чему равен периметр квадрата, сторона которого равна 2 см?
Сколько см в 1 дм?
Для ремонта квартиры купили 4 банки краски по 3 кг каждая. Сколько кг краски всего купили?
Ответы: 32, 48, 10, 2м, 5, 8 см, 10см, 12 кг.
– На какие 2 группы мы можем разделить наши ответы? (Простые числа и именованные; четные и нечетные; однозначные и двузначные)
– Подчеркните именованные числа. Среди именованных назовите лишнее. (12 кг)
2) Знакомство с квадратным дециметром (работа в парах)
– Положите перед собой желтый прямоугольник и достаньте из конверта маленький квадратик. Что вы можете сказать об этом квадратике? (Это мерка – 1 квадратный сантиметр)
– Попробуйте с помощью этой мерки измерить площадь прямоугольника. Как вы это будете делать? (Прикладывать квадратик)
– Какова площадь этого прямоугольника?
- Почему затрудняемся сразу ответить? (Маленькая мерка, а прямоугольник большой, нужно долго ее укладывать)
– В конверте есть еще одна мерка, большая, попробуйте измерить с помощью этой мерки. (Мерка поместилась 2 раза)
– А почему с этим заданием вы справились быстро? (Мерка большая, легко было измерять)
– А теперь с помощью линейки измерьте стороны большой мерки (10 см)
– Как по другому записать 10 см? (1 дм)
10 см = 1 дм (Запишем в тетрадь)
– Начертите квадрат, площадь которого равна 1 кв. см.
– Начертите квадрат со стороной 1 дм
– Значит большая мерка – это квадрат со стороной 1 дм. А теперь сравните маленькую мерку с большой меркой. Подумайте и скажите, как в математике мы назовем квадрат со стороной в 1 дм? (1 квадратный дециметр).
- Сформулируйте тему урока. Какие задачи поставим перед собой?
3) Работа с учебником . Чтение объяснения на странице .
– А зачем людям понадобилось применять новую единицу измерения в 1 кв.дм, если у них уже была единица 1 кв.см? (Чтобы было удобнее измерять крупные фигуры или предметы)
– Как вы думаете, площадь чего можно измерить в дм2? (Площадь учебника, тетради, стола, доски).
4) Связь квадратного дм и квадратного см.
– А давайте посчитаем, сколько квадратных сантиметров поместится в 1 кв. дм. Как это можно сделать? (Разделить большой квадрат на кв. см и посчитать; мы знаем, что сторона большого квадрата 10 см, можно умножить 10 на 10).
– Некоторые предложили разделить на квадратные сантиметры и посчитать. Давайте так попробуем сделать.
– Попробуйте быстро посчитать. А какой способ легче и быстрее? (Перемножить 10 на 10)
– Посчитайте. (100 кв. см)
1 кв. дм = 100 кв.см
– Итак, что мы сейчас узнали? (Как кв. дм связан с кв. см)
5) Закрепление полученных знаний:
– Сейчас мы будем учиться решать задачи, используя новую единицу площади.
Длина прямоугольника 6 дм, а ширина 1 дм. На сколько квадратов со стороной 1 дм можно разбить этот прямоугольник? (На 6 квадратов.) 1 ученик у доски.
– Чему равна площадь такого прямоугольника? 6 кв. дм = 600 кв. см
6) Мини-тест. (в качестве разминки) Если согласны с выражением хлопните в ладоши, если нет – негромко притопните.
Верно ли утверждение, что площадь фигуры измеряется в квадратных единицах?
Согласны ли вы с утверждением, что 1 дм
2
— это квадрат, сторона которого равна 1 дм.
Правда ли то, что 1 см
2
> 1 дм
2
?
Верно ли, что формула нахождения площади фигуры и его периметра одинаковы?
Согласны ли вы с тем, что в 1дм
2
содержится 100 см
2
?
Верно ли, что для нахождения площади прямоугольника мы должны длину умножить на ширину?
Правда ли, что площадь обложки учебника, тетради, стола, картины можно измерить в дм
2
?
Ответы: +, +, -, -, +, +, +.
Физминутка.
Продолжим решение задач:
Задание 1.
– Во сколько раз нужно увеличить 1 см, чтобы получить 1 дм? (В 10 раз.)
– Во сколько раз нужно увеличить 1 кв. см, чтобы получить 1 кв. дм? (В 100 раз.)
Задание 2.
1 кв. дм + 50 кв. см = 100 кв. см + 50 кв. см = 150 кв. см.
3 кв. дм + 3 кв. см = 300 кв. см + 3 кв. см = 303 кв. см.
Задание 3.
1 кв. дм 50 кв. см = 150 кв. см.
3 кв. дм 3 кв. см = 303 кв. см.
10 кв. дм 1 кв см = 1001 кв. см.
Задание 4.
Решим задачу. С. 66,
№ 3
— Высота зеркала прямоугольной формы 10 дм, а ширина 5 дм. Чему равна
площадь зеркала?
— В каких единицах длины измеряется высота и ширина зеркала? (В дм)
— Почему? (Зеркало большое)
– Один ученик пойдет к доске решать с объяснением.
Длина - 10дм
Ширина – 5дм
– Высота зеркала прямоугольной формы 10 дм, а ширина 5 дм. Чему равна площадь зеркала?
– В каких единицах измеряется высота и ширина зеркала? (В дм)
– Почему? (Зеркало большое)
Ученик у доски решает с объяснением.
Длина - 10дм
Ширина – 5дм
S = ? дм2
Решение: 10x5 = 50 (дм2)
Ответ: S = 50 дм2
Задание 5.
Из 12 м ткани портной сшил 6 одинаковых детских костюмов. Сколько метров ткани потребуется на 10 таких костюмов? На 7 костюмов?
- Прочитайте задачу.
- Что примем за единицу? (Расход ткани на один костюм.)
- Заполните таблицу.
Расход ткани на один костюм
Количество костюмов
Общий расход ткани
? (одинаковый)
6 шт.
12 м
10 шт.
? м
7 шт.
? м
12:6 = 2 (м) такни на один костюм.
10
x
2=20 (м) ткани на 10 костюмов.
7
x
2
=14 (м) ткани на 7 костюмов.
Ответ: 20 и 14 м.
7) Наш урок подошел к концу.
– Над какой темой работали?
– В каких единицах измеряется площадь?
– Сколько в 1 квадратном ДМ квадратных СМ?
– Что нового вы для себя узнали?
- Какие цели ставили в начале урока, достигли?
– Что вам понравилось делать больше всего?
– А в чем были трудности?
Спасибо за урок!