Квест-игра - как средство повышения двигательной активности дошкольников | Егорова Ольга Валентиновна. Работа №353051. Номер работы: №353051
Аннотация. В статье рассматриваются квест-игры как инновационный метод организации двигательной активности дошкольников. Подчёркивается значимость игрового подхода для повышения интереса детей к физическим упражнениям и формирования устойчивой мотивации к активному образу жизни. Приводятся примеры квест-игр, адаптированных к возрастным особенностям детей дошкольного возраста, и рекомендации по их проведению в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).
Ключевые слова: квест-игра, двигательная активность, дошкольники, физическое развитие, игра, мотивация, ДОУ.
КВЕСТ-ИГРА - КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Егорова Ольга Валентиновна, инструктор по физической культуре
ГБОУ Школа №2109 (дошкольный корпус "Радуга"), г.Москва
Аннотация. В статье рассматриваются квест-игры как инновационный метод организации двигательной активности дошкольников. Подчёркивается значимость игрового подхода для повышения интереса детей к физическим упражнениям и формирования устойчивой мотивации к активному образу жизни. Приводятся примеры квест-игр, адаптированных к возрастным особенностям детей дошкольного возраста, и рекомендации по их проведению в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).
Ключевые слова: квест-игра, двигательная активность, дошкольники, физическое развитие, игра, мотивация, ДОУ.
Современные дети всё больше времени проводят в статичных занятиях, что отрицательно сказывается на их физическом развитии. В условиях дошкольного образования важно искать новые способы повышения двигательной активности, которые учитывают особенности восприятия и интересов детей. Одним из таких эффективных методов являются квест-игры.
Квест-игра сочетает в себе элементы приключений, поиска и командной работы, что делает её привлекательной для дошкольников. Она стимулирует их к активному движению, развитию координации и физических навыков, а также способствует формированию положительного отношения к занятиям физической культурой.
Почему квест-игры эффективны для дошкольников
1. Игровая природа деятельности
Для дошкольников игра является ведущей деятельностью, и квесты, построенные на игровом сюжете, идеально соответствуют их возрастным особенностям.
2. Укрепление здоровья
Квест-игры предполагают разнообразные движения: бег, прыжки, лазание, метание. Это помогает укрепить мышцы, развить координацию движений и улучшить общее физическое состояние.
3. Формирование командного духа
Совместное выполнение заданий в квесте учит детей взаимодействовать, договариваться и поддерживать друг друга.
4. Увлекательность и мотивация
Квесты предлагают детям интересные задачи, сюжеты и препятствия, что делает занятия физической культурой более привлекательными.
5. Развитие когнитивных навыков
В процессе квеста дети учатся ориентироваться в пространстве, решать простые задачи, анализировать подсказки и принимать решения.
Организация квест-игры в ДОУ
Подготовительный этап
Определение целей и задач
Выберите основную цель игры: развитие определённого навыка (например, ловкости или выносливости), формирование командной работы или просто повышение общей активности.
Создание сюжета
Квест должен быть основан на понятной и интересной для детей истории. Например:
"Поиск сокровищ": дети превращаются в пиратов и отправляются на поиски клада.
"Спасение лесных друзей": дети помогают зверятам найти потерянные предметы.
Подготовка реквизита
Используйте простые материалы: обручи, мячики, конусы, туннели. Можно создать карты, флажки, загадки или спрятать «сокровища».
Создание маршрута
Постройте маршрут с различными этапами, на которых дети будут выполнять физические упражнения.
Пример квест-игры: «По следам пиратов»
Сюжет:
Дети становятся пиратами и отправляются на поиски сокровищ, спрятанных на острове. Им нужно пройти через опасные джунгли, переплыть реку и решить загадки.
Этапы:
"Джунгли"
Дети пролезают через туннель (имитация густой растительности) и перепрыгивают через обручи (болото).
"Река"
Используя гимнастические коврики, дети «переплывают» реку, прыгая с одного островка на другой.
"Пещера загадок"
На этом этапе дети решают загадку (например, угадывают животных по описанию).
"Сокровище"
Находят сундук с «сокровищами» (мячи, игрушки, сладости).
Рекомендации по проведению
Учитывайте возрастные особенности
Для младших дошкольников выбирайте простые задания с минимумом правил. Старшим можно предложить более сложные задачи.
Включайте разные виды активности
Постарайтесь задействовать бег, прыжки, ползание, метание. Это позволит развивать разные физические навыки.
Поддерживайте позитивный настрой
Поощряйте детей на каждом этапе, независимо от их успехов, чтобы они сохраняли интерес и уверенность в себе.
Соблюдайте безопасность
Убедитесь, что место проведения квеста безопасно, а используемый инвентарь исправен.
Роль инструктора по физической культуре
Инструктор в процессе квест-игры выполняет сразу несколько функций:
Организует деятельность, координирует действия детей.
Следит за безопасностью.
Мотивирует и поддерживает детей, создавая позитивную атмосферу.
Подводит итоги, обсуждая с детьми их успехи и впечатления.
Преимущества квест-игр
Разнообразие и увлекательность
Квесты позволяют внести новизну в процесс физического воспитания.
Многофункциональность
Игры развивают не только физические, но и когнитивные, социальные и эмоциональные навыки.
Повышение интереса к физической культуре
Квест-игры формируют у детей позитивное отношение к занятиям физической культурой.
Формирование здоровых привычек
Участие в активных играх закладывает основу для здорового образа жизни.
Квест-игры являются эффективным средством повышения двигательной активности дошкольников. Благодаря игровому сюжету и разнообразным физическим заданиям, они позволяют не только укрепить здоровье, но и развить личностные качества ребёнка.
Инструктор по физической культуре играет ключевую роль в организации таких игр, создавая условия для активного и радостного участия каждого ребёнка. Квест-игры — это не только путь к физическому развитию, но и способ сделать занятия яркими, запоминающимися и мотивирующими для дошкольников.
Список литературы
Авилова Инга Анатольевна ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА // КНЖ. 2021. №1 (34).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnost-primeneniya-podvizhnyh-igr-dlya-povysheniya-fizicheskih-kachestv-i-funktsionalnyh-vozmozhnostey-organizma
В С. Захарова Педагогическ
ие условия развития познавательных процессов в рамках организации двигательной деятельности детей // МНКО. 2019. №6 (79).
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-poznavatelnyh-protsessov-v-ramkah-organizatsii-dvigatelnoy-d
eyatelnosti-detey
Шепилова Н. А. Моделирование непосредственно образовательной деятельности с использованием дидактических игр в дошкольной образовательной организации // Гуманитарно-педагогические исследования.
2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/arti
cle/n/modelirovanie-neposredstvenno-obrazovatelnoy-deyatelnosti-s-ispolzovaniem-didakticheskih-igr-v-doshkolnoy-obrazovatelnoy