"Квест как инновационная игровая технология" | Журавлёва Наталья Васильевна, Исаева Валентина Александровна, Попова Екатерина Викторовна. Работа №269500
Автор: Журавлёва Наталья Васильевна, Исаева Валентина Александровна, Попова Екатерина Викторовна
В статье раскрывается понятие квеста как инновационной игровой технологии, говорится о значении и задачах квестов, о принципах, которые нужно использовать при разработке и проведении квестов, об опыте работы педагогов МОУ д/с № 327 по использованию квест-технологии.
Квест как инновационная игровая технология.
Журавлёва Н. В. – старший воспитатель,
Попова Е. В. – воспитатель,
Исаева В. А. – воспитатель
МОУ «Детский сад № 327
Дзержинского района Волгограда»
Квест-технология актуальна в контексте требований ФГОС ДО. Это инновационная форма организации деятельности детей в дошкольном образовании, которая способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Проведение организованной образовательной деятельности в форме квестов нестандартно, интересно. Квест как универсальная игровая технология позволяет за короткое время ненавязчиво вовлечь игроков в разнообразные виды детской деятельности. В ходе проведения образовательной деятельности в форме квест-игры все дети включаются в работу, исчезает скованность, напряжение, пассивность в поведении. Ребенок чаще проявляет инициативу, воображение, применяет логическое мышление, начинает мыслить нестандартно. Такая игра помогает детям организовывать свою деятельность, не ожидая подсказки извне, способствует проявлению любознательности и самостоятельности. Возникающие в игре проблемы дети решают самостоятельно. Квесты дают возможность педагогам разнообразить игровую деятельность дошкольников.
Что же такое квест?
Слово «квест» в переводе с английского − поиск. Изначально это один из основных жанров компьютерных игр, в которых, чтобы продвигаться по сюжету с одного уровня на другой, игроку необходимо решать умственные задачи.
Квест как форма детского мероприятия — это командная игра-приключение с определённым сюжетом. Идея игры проста — команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но отличительная особенность такой организации игровой деятельности в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к следующему. Задача — преодолеть все препятствия и достичь цели, например, раскопать клад, разгадать тайну. Квесты помогают реализовать следующие задачи: образовательные (участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся); развивающие (в процессе игры происходит повышение образовательной мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей); воспитательные (формируются навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь и другие).
При разработке и проведении квестов нужно использовать следующие принципы:
а) задания должны быть не очень сложными для ребёнка;
б) задания должны быть логически связаны друг с другом;
в) методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами;
г) необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес;
д) нужно использовать разные виды детской деятельности во время прохождения квеста;
е) должен быть видимый конечный результат.
В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста мы используем квест-технологию, которая раскрепощает ребенка, повышает уровень его познавательной активности, мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Мы применяем квесты и по нравственно-патриотическому воспитанию.
Один из реализованных нами квестов называется «В поисках карты». Это итоговое мероприятие детско-взрослого образовательного проекта «Прописаны навечно в Волгограде». Оно является одним из продуктов данного проекта. Одна из задач квеста – воспитывать чувство уважения к подвигу защитников Сталинграда, любовь к родному городу. Игра имела такой сюжет. Иностранные туристы попросили в письме детей найти в нашем детском саду карту Волгограда, которая поможет им попасть на улицу имени Чуйкова. Ребята, конечно же, согласились помочь. За правильно выполненные задания дети получали конверт с буквой. В конце игры ребята составили из этих букв слово «музей». Игроки догадались, что карта находится в музейной комнате детского сада «Родной Волгоград». В конце игры ребят ожидало угощение.
Перед проведением квест-игры была предварительная работа в рамках проекта. С увлечением читали книги «Прописаны в Волгограде навечно», «Сталинградская битва в названиях улиц и площадей Волгограда», рассматривали портреты участников Сталинградской битвы, знакомились с достопримечательностями, которые находятся на улицах Волгограда, названных в честь героев. Дети вместе с родителями создали книгу – продукт проекта. На странице, посвященной улице имени Михаила Паникахи, дети нашли одно из заданий квест-игры. Используя маршрутный лист, ребята ходили по разным помещениям детского сада и выполняли задания. В медицинском кабинете дети играли в авторскую дидактическую игру «Улицы Волгограда». Участники квеста выбирали картинки, изображающие достопримечательности разных улиц, названных в честь героев. В спортивном зале угадывали героев Сталинградской битвы по описанию. В музыкальном зале ребята называли фамилии героев, изображённых на картинках, в методическом кабинете − составляли из букв названия улиц Волгограда, связанные со Сталинградской битвой. Каждой букве соответствовала своя цифра. Расставив цифры по порядку, дети получали название улицы. В своей группе дети с увлечением играли в созданную нами интерактивную игру «Третий лишний». Из ряда картинок они исключали ту, которая не была связана с улицами Волгограда. Некоторые задания давали детям родители. Они тоже с удовольствием приняли участие в квест-игре.
Результат работы позволяет сделать вывод, что использование квеста как инновационной игровой технологии в дошкольном образовании является действенным и эффективным.