Квест По лесным тропинкам Феодосийского региона | Горелова Наталья Юрьевна . Работа №268759
Автор: Горелова Наталья Юрьевна
Создание условий для воспитания у детей позитивного эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно – нравственной культуры.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Щебетовский детский сад «Семицветик» г. Феодосии Республики Крым»
Конспект экологической квест-игры
для детей среднего дошкольного возраста
«По лесным тропинкам Феодосийского региона»
Составила:
Инструктор по физической культуре
Горелова Н.Ю.
пгт Щебетовка
2021
Цель:
Создание условий для воспитания у детей позитивного эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно – нравственной культуры.
Задачи:
Обучающие
- формировать у детей желание сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;
Развивающие
- развивать связную речь, умение вступать в диалог, способствовать речевому общению детей;
-развивать умение делать простейшие выводы;
- развитие познавательного, доброжелательного и ответственного отношения к природе, желание оказывать помощь природным объектам
Воспитательные
- воспитывать у детей любовь к природе и бережное отношение к ней;
- воспитывать дружеские взаимоотношения, целеустремленность;
- воспитание экологической культуры поведения, получение элементарных знаний и навыков грамотного поведения на природе.
Предварительная работа: просмотр видеопрезентаций о природных объектах Феодосийского региона, беседы – презентации о правилах поведения в природе , о растениях-первоцветах, наблюдения за растениями на участке детского сада, чтение художественных произведений, загадывание загадок.
Методические приёмы:
Словесный –наблюдения, загадывание загадок, вопросы познавательного характера.
Наглядные –иллюстрированный материал;
Стимулирования – создание мотивации, поощрение, сюрпризный момент.
Материалы и оборудование: аудиоколонка, фото с изображениями крымских первоцветов, кустарников, деревьев, загадки, буквы большого формата для ребуса «Люблю свой Крым», декоративно оформленная сосновая шишка, конверты с заданиями, игрушка лягушка, игрушка белка, игрушка сова, горшочек, искусственный цветок, кокосовый орех, домик для белки, корзинка с орехами для белки, спортивные атрибуты для проведения эстафет: фишки, сосновые шишки, цветы, шапочки для подвижной игры «Цапля», угощения для детей.
Участники:
Ведущий – инструктор по физической культуре,
Принцесса Амигдала, Весна – воспитатели
Дети средней группы «Улыбка»
Ход:
Дети с воспитателем собираются на физкультурном участке, и встают в круг.
Ведущий: Здравствуйте ребята!
Ведущий: Сегодня мы с вами собрались для того, что бы отправиться в гости к госпоже Весне, которая живет в стране Природа! Путь к ней трудный, и поэтому пойдем мы к ней по подсказкам, о которых мне рассказала сама госпожа Весна! А сейчас давайте вспомним Правила поведения в природе.
(Дети называют Правила)
Ведущий: Итак, готовы? Тогда в путь, к интересному приключению.
Но для начала нам необходимо как следует размяться!
(стоя в кругу, дети выполняют, под музыку, несколько ОРУ).
Ведущий: Ребята, посмотрите, у меня в кармане есть вот что ( показывает сосновую шишку). Она упала с дерева, когда я шла на работу. Это работа Белки-проказницы. Я поняла - это первая подсказка в нашем сегодняшнем путешествии.
Дети с интересом рассматривают шишку, затем находят подсказку
( внутри находится свернутая в трубочку фотография, с загадкой о подснежнике:
Из-под снега вышел друг
И весной запахло вдруг. (Подснежник).
Ведущий: Значит, нам нужно отыскать участок на котором растут подснежники.
(Ведущий с детьми идут по первой подсказке-фотографии, по ходу движения выполняют различные виды ходьбы, и приходят к месту, где растут подснежники).
Ведущий: Ребята, вот мы и пришли к месту, которое обозначено в подсказке. Посмотрите, чем необычно это место, как думаете?
Уточнение ведущего: Правильно, это подснежники. А почему этот цветок необычный? (Ответы детей)
Ведущий: Смотрите, подснежники оставили нам следующую подсказку! (находят капсулу с запиской среди подснежников). А еще вот что! (достает из кустов букву К). Ребята, эта буква, мне кажется, не просто так здесь оказалась, в этом есть какая-то тайна! Ну посмотрим что же будет дальше.
(Ведущий открывает капсулу и читает подсказку )
«Ранней весной, когда на деревьях и кустарниках только–только начинают набухать почки, голые ветви этого растения уже покрыты ажуром золотисто–желтых цветков–колокольчиков. Из–за обильного цветения этот кустарник, поэтому в народе называют «золотым дождем», «золотой сиренью», «золотым колокольчиком». Даже после цветения растение нисколько не теряет своей привлекательности: на смену золотистым цветкам появляются овально–продолговатые светло–зеленые листья, сохраняющие свою сочную окраску до самых заморозков, опадая лишь в конце октября — начале ноября».
Ведущий: Как думаете, о каком растении идет речь?
(Ответы детей, уточнение ведущего)
Ведущий: Скажем спасибо подснежникам за очень приятный прием, берем с собой букву «К» и отправляемся искать кустарник форзицию!
(Двигаясь друг за другом, дети выполняют под музыку различные виды прыжков в чередовании с ходьбой до участка, на котором растут кустарники форзиции).
Дети располагаются возле кустарника. Внимание их привлекает «что-то» необычное, расположенное внизу кустарника. Дети присматриваются и видят сидящую лягушку (игрушку) с буквой М и конвертом.
Ведущий: Здравствуй, Лягушка-попрыгушка, как ты здесь очутилась?
Лягушка: Да вот, вас поджидаю! Солнышко пригрело землю, и мне поиграть с вами охота!
Ведущий: Да некогда нам! Мы должны двигаться дальше, уж очень мы спешим! Отдай нам подсказку.
Лягушка: Вот поиграете со мной, тогда и подсказку получите и еще кое-что!
Ведущий: Ну, что же, ребята, принимаем предложение! Предлагай нам свою игру!
(Проводится подвижная игра «Цапля»)
Лягушка: Ой, наигралась, усталааа, сил нет! Спасибо вам, ребята!
Ведущий: А ты ничего не забыла?
Лягушка: Конечно, забыла! Вот возьмите, вам просили передать подсказку и букву (отдает букву М).
Ведущий (разворачивает конверт и читает легенду). Когда-то давно-давно жила-была одна юная и очень застенчивая богиня. Звали ее Амигдала. Когда она смущалась, цвет ее лица становился розовым, таким, как цветки миндаля. Крупные, красноватые бутоны распускаются на миндале, когда листьев на дереве еще нет.
Ведущий: Ребята, взгляните на эту фотографию. Может вы уже сами знаете, как называется это дерево? Правильно - это миндаль. А получил миндаль это название из-за розовато-белых цветков. Я предлагаю найти это дерево, оглянитесь вокруг себя. Вы чувствуете, как ароматно пахнут цветы миндаля. Чувствуют этот аромат и отощавшие за зиму пчелы.
(Дети без труда находят миндальное дерево, подходят и видят, что возле дереве стоит принцесса. Хором здороваются).
Ведущий: Здравствуй, прекрасная принцесса, кто ты? Как тебя зовут, и что ты здесь делаешь?
Амигдала: Здравствуйте, вы разве не узнали меня? Я-Амигдала, принцесса миндальных деревьев! Мне очень хочется, чтобы ребята удивили меня.
Ведущий: Ребята, а не удивить ли нам Амигдалу эстафетой?
(Проводится эстафета «Принеси цветок»)
Амигдала: Как же мне понравилось! Я обязательно возьму с вас пример и буду играть в своем волшебном царстве! А у меня для вас есть вознаграждение.
(Отдает цветок, в котором находится подсказка. А также отдает букву Р.
Ребята благодарят принцессу, прощаются ).
Ведущий (читает загадку от Феи):
Я кустарником расту,
Цветом розовым цвету.
У меня красны плоды,
А на веточках – шипы.
Плоды летом собирают.
И сухими сохраняют,
Чтоб потом их заварить,
И отвар целебный пить.
Ведущий: Как вы думаете, что это за растение-кустарник такой? Да, совершенно верно - это шиповник. Становитесь друг за другом, и в путь.
(Выполнят подскоки под музыку, продвигаются к кустарнику. Подходят к кустарнику, а на нем сидит сова (игрушка) и спит).
Ведущий (шепотом): Ребята, тише, не разбудите, тетушку Сову.
Сова: А я и не сплю! Я сижу и жду, пока вы придете! Я за вами давно наблюдаю. Знаете ли вы загадки о растениях? (Ответы детей)
Сова: тогда слушайте
Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. (Береза)
Осенью на ветке
Подрастают детки
Все без глаз, без рук,
Без ножек -
Каждый как зеленый ежик. (Каштан)
В его имени каприз,
Любит лишь себя … ( Нарцисс)
Сова: Ой, какие вы умные! Прям справились со всеми загадками! Вот вам за это от меня горшочек непростой, в нем вы найдете следующую подсказку, а кроме горшочка у меня для вас есть и буква Ы.
(Отдает в горшочке подсказку и букву).
Ведущий: молодцы, проявили смекалку и сообразительность.
(Достает и читает подсказку-загадку от тетушки Совы)
С первых дней апреля из дубовой прели
Выглянул цветочек:
Синенький глазочек,
Зелёная одёжка,
Луковая ножка.
(Пролеска)
За что ее прозвали сциллой?
Ведь это же несправедливо!
Морскому чудищу она,
Роднею не приходится,
И только в синий цвет волна,
В цветках оттенком сходится.
Весной лазоревым ковром,
Окутаны леса,
Что кажется, на землю в нем,
Спустились небеса. (Пролеска)
Ведущий: А теперь нам необходимо добраться до этой самой Пролески, поэтому следуем моей команде!
10 шагов вперед,
5 шагов налево,
3 шага назад,
15 подскоков, с продвижением вперед,
10 гусиных шагов
Остановка! Восстанавливаем дыхание, выполняем дыхательную гимнастику.
Ведущий: какая милая и красивая полянка, а где же пролески? Вот они-настоящие лесные феи -такие же нежные и красивые! А аромат, какой! Они, действительно, лежат ковром. Тише, тише, вы, слышите? Какой-то легкий шелест (поворачивает голову). Ребята, а вот и наша следующая подсказка
( на земле лежит конверт с письмом-подсказкой и буква С, ведущий читает вслух письмо):
«Ребята, мне очень жаль, что я с вами не смогу увидеться,
Но мне очень понравилась загадка обо мне!
Поэтому дарю вам новую подсказку и букву С,
И желаю достичь цели и разгадать ребус.
Удачи, Ваша Пролеска.»
Ведущий: Ну, что же, ребята, у нас есть еще одна буква, а вместе их уже достаточно много, а это значит, что мы на правильном пути! Читаем следующую подсказку. Это легенда:
Жил на свете человек. Были у него жена и дочь. Но случилось так, что ушёл он жить к другой женщине, оставив жену и дочь. Женщина та была очень самолюбива. Не нравилось ей, что её муж встречается со своей дочерью и дарит ей подарки. Уговорила она мужа привести девочку к ней тайком от матери, мол, хочет ей гостинцев дать. Когда отец привёл дочку, мачеха напоила его сонным зельем, а сама с девочкой гулять пошла. Подвела её к обрыву и толкнула. Полетела девочка вниз, но зацепилась платьем за камень и повисла. Спохватилась мать, нет ребёнка дома, забеспокоилась. Соседи сказали, что девочку отец забрал. Побежала мать, предчувствуя беду. Возле обрыва увидела собравшихся на детский крик людей. Мачеха неподалёку стояла. Бросилась мать на мачеху и, сцепившись, полетели они на дно пропасти. Девочку спасли. А мать и мачеха разбились. С тех пор весь обрыв покрывается весною растением. У растения этого с одной стороны листочки тёплым пушком покрыты, на ощупь мягкие и сравнивают их в народе с матерью; а с другой, с верхней стороны, гладкие, тёмно-зелёные, холодные – «мачеха».
Мать-и-мачеха (Алёна Полетаева)
Как странно, листочек большой,
Пушистый внутри, очень гладкий снаружи,
Нашли на опушке лесной.
Он рос там, в траве, возле лужи.
«Растение это – всем нужно!» -
Сказал, очень гордо мне дед.
«Для тех, кто случайно простужен,
Лекарства безвреднее – нет!
Но, скрыта в листочках загадка,
Сейчас помогу отгадать!
Ведь с той стороны, где так гладко -
Его станут мачехой звать.
Пушистая - матерью будет!
Недаром сумели назвать,
Его мать – и – мачехой люди.
Теперь вот и ты, будешь знать!»
Ведущий: правильно, это легенда о цветке мать-и -мачеха. Но очень нам далеко лететь до него, поэтому предлагаю совершить перелет на самолетах. Заводим моторы, разводим крылья и полетели!
(Дети выполняют бег с расставленными в стороны руками- «самолеты», и приземляются возле полянки с мать-и-мачехой).
Ведущий: прилетели, отдышались. Молодцы! Смотрите, смотрите, я только что видела белку-проказницу, ту, которая сегодня утром обронила сосновую шишку с первой подсказкой! Вон она, по березе , на крышу ускакала. И опять обронила подсказку, опять шишку! А вот букву я не вижу (смотрит по сторонам), а вот и буква, прямо в цветах спряталась. Это буква-И. Так, смотрим шишку, а вот и подсказка (разворачивает), читаем ее:
Всем давным — давно известно,
Эта девушка прелестна.
Выше всех растет она,
Это — стройная … (сосна)
Ведущий: как нам найти эту самую сосну, может, кто из вас знает?
(Дети с удовольствием указывают путь к сосне).
Но идти мы должны потихоньку, чтобы не испугать белку-проказницу.
(Выполняется ходьба на носочках)
(Дети с ведущим подходят к сосне и видят деревянный домик, в котором живет белка. Стучат в него, но никто не выходит. Из-за другого дерева появляется белка (игрушка))
Белка: Чего придумали стучать? Я и так не глухая!
Ведущий: Здравствуй, белочка, мы пришли к тебе спросить, не видела ли ты подсказку, в которой указан путь, где живет госпожа Весна.
Белка: Может и видела, но в гости с пустыми руками не ходят!
Ведущий: А мы тебе угощения принесли, вот возьми-орешки!
Белка: За орехи, спасибо, кто их ест, тот сильным становится. А вы со мной поиграйте, тогда и поговорим!
Ведущий: Хорошо, мы готовы, правда, ребята ?!
(Проводится эстафета «Попади в цель» с сосновыми шишками )
Белка: Ой, молодцы! Ловкачи, да и только! Вот возьмите, как и обещала, ваша подсказка и буква О. Будьте здоровы, мне пора!
(Передает детям кокосовый орех с подсказкой)
Ведущий читает загадку: Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ель)
Ведущий: Правильно, ребята, это голубая ель-украшение нашего детского сада. Вы её найдете без труда. Предлагаю встать паровозиком и доехать до места назначения. Вперед!
( дети под музыку, стоя в строю, паровозиком, выполняют движения).
Ведущий: Вот мы и прибыли!
(Из-за ели навстречу детям появляется персонаж Весна)
Ведущий: Здравствуйте, а вы кто? (обращается к Весне)
Весна: Здравствуйте, здравствуйте! Я Весна-красна и очень рада видеть вас у себя в гостях! Долго вы шли, правильно разгадывали мои загадки, соблюдали все правила, молодцы.
Ведущий: мы очень старались, а еще нам на пути к тебе встречались добрые подсказчики!
Весна: вот вам и от меня загадка, слушайте:
Я не чудо-ёлочка,
Хоть растут иголочки.
Шишкоягоды на мне,
Но не братик я сосне.
Не деревья ельника,
Кустик - ... . (МОЖЖЕВЕЛЬНИКА)
Весна: Молодцы, вы какие! Вот вам за это буква-В. Ребята, скажите, для чего вы собирали буквы?
Ведущий: Ответы детей, уточнение ведущего: Чтобы составить какие-то слова!
Весна: Правильно, составляйте.
(Дети составляют из букв словосочетание «СВОЙ КРЫМ»)
Весна: Но вам чего-то не хватает, может, даст ответ казацкий можжевельник, попробуйте спросить у него.
(Дети находят сердечко в можжевельнике и выкладывают словосочетание полностью, получается СЕРДЦЕ СВОЙ КРЫМ).
Весна: Ребята, а что по вашему значит «Я люблю Крым»?
Ответы детей: Крым-это малая Родина, это гостеприимные крымчане, это ласковое море, это высокие горы. Это красивая и уникальная природа, которую нужно любить и беречь!
Весна: А вот и сюрприз для вас! За ваш труд, и знания природы своего края! (раздает детям угощения). Я хочу пожелать вам, ребята, любить природу, беречь и охранять её, быть и готовыми всегда прийти на помощь природе! До свидания, мне пора!
(Дети прощаются с Весной и отправляются на свой игровой участок )
Мать-и-мачеха
У апреля первенцы-цветы
Всюду на лужайках расцвели.
К солнцу поднимают стебельки
Желтые цветочки от земли.
Лепестки похожи на лучи,
К вечеру сожмутся в кулачки.
Утром в небе солнышко взойдет,
Цветик кулачок свой разожмёт.
Лишь головку к солнцу припод