Квест-технология в русле организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. | Грудина Галина Ивановна, Демидова Наталья Евгеньевна. Работа №250798
Автор: Грудина Галина Ивановна, Демидова Наталья Евгеньевна
Образовательный квест – это совершенно новая форма организации образовательной деятельности, с помощью которой дети глубоко погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность. В статье раскрываются преимущества и виды квестов. Представлена последовательность этапов организации образовательной деятельности на основе квест-технологии.
Квест-технология в русле организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Демидова Н.Е.
Воспитатель МБДОУ «ЦРР-ДС №32»
В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии, в том числе игровые. Обращение педагогов и специалистов к ним обусловлено стремлением оптимизировать педагогический процесс ДОУ и привести его в соответствие с ФГОС ДО.
Среди широко используемых в практике дошкольных образовательных организаций игровых технологий можно выделить квест - технологию, которая только еще начинает использоваться педагогами.
Прародителями «реальных» квестов являются компьютерные игры. Впервые попытку перенести виртуальный квест в реальность предприняли в азиатских странах в 2007 г., а в России в 2013 году. Это достаточно новое направление, которое очень активно набирает обороты, в том числе и в образовании.
Образовательный квест – это совершенно новая форма организации образовательной деятельности, с помощью которой дети глубоко погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность.
Слово «квест» переводится с английского языка как «поиск». Квест-игра предполагает наличие сюжета (литературного, игрового и т.д.), в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей.
Квест – это командная деятельность, участники которой, перемещаясь по этапам (станциям, комнатам, точкам), выполняют различные задания. Особенность квеста в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является результативным средством повышения мотивационной готовности к познанию и исследованию, а значит, есть возможность развивать когнитивные качества, необходимые ребенку в школе.
Данная форма организации образовательной деятельности детей имеет ряд преимуществ:
обеспечивает
создание положительного эмоционального настроя
и устойчивой мотивации
;
приводит к
развити
ю
социально-
значимых
качеств
: умение
действовать в команде,
взаимопомощь и взаимоуважение;
побужд
ает
к
активизации
познавательно-исследовательской деятельности
дошкольников, за счет
коллективного
решения проблемных ситуаций;
позволяет интегрировать
развивающие зад
а
чи
по всем образовательным областям и
комбинировать
разные виды
детской
деятельности
.
Выделяют различные виды квестов, но к дошкольникам наиболее актуальна следующая классификация:
Линейные. Квест представляет собой движ
е
ние по цепочке – выполнив одно задание, игроки пол
у
чают следующее. Игра
разворачивается
таким образом до тех пор, пока не будет пройден весь маршрут.
Штурмовые. Участники получают задание и перечень мест с подсказками,
но при этом
самосто
я
тельно выби
рают
способы решения поставленных задач.
Кольцевые.
Это тот же л
инейный квест з
а
ключенный в круг, то есть игра начинается и заканчив
а
ется в одной и той же точке.
Любой квест требует тщательной подготовки педагога, которая осуществляется в трех направлениях:
п
одготовка условий, оборудования, матери
а
ла
квеста
.
р
азработка маршрута и карты,
конспекта (технологической карты,
сценария
)
квеста
.
предварительная работа с воспитанниками.
Этапы организации образовательной деятельности на основе квест-технологии:
1. Организационный этап. Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, повышение интереса, создание соответствующего эмоционального настроя. На данном этапе педагог:
с
ообщает детям легенду
квеста
, обеспечивая тем самым мотивацию к деятельности. Легенды
могут быть различными: поиск сокровищ, помощь героям, сбор коллекций, расшифровка послания и
д.р
.
;
организует
обсуждение правил
квеста
;
разда
ет
карт
ы
и
ли
путеводит
ели
, на которых представлен порядок прохождения
этапов
;
делит детей на группы (по необходимости).
2. Этап прохождение квест-игры. В процессе игры дети последовательно движутся по этапам, решая различные задания (активные, логические, поисковые, творческие и пр.). В качестве заданий для образовательного квеста могут быть использованы: загадки, ребусы, дидактические и подвижные игры, творческие задания, опыты, эксперименты, упражнения и т.д.
3. Рефлексивный этап. Завершающим этапом любой квест-игры должна быть рефлексия, которая проводится для оценки проведенного мероприятия. Механизмом стимулирования рефлексии могут быть вопросы для беседы: «Что нового узнали?», «Что было интересно?», «Что вас удивило?», «Что было трудно?», «Все ли у вас получилось так, как хотелось?».
Исходя из практики, можно выделить несколько общих требований к разработке сценария квеста:
задание
не должн
о
быть сложн
ым
, е
го
зад
а
ча
– вовлечь
детей
в процесс,
заинтересовать,
увлечь,
вселить уверенность, что
все получ
и
тся;
используемые артефакты и предметы дол
ж
ны строго соответствовать тематике игры и ее сюжету;
зада
ния
по сценарию для
квеста
должны быть понятными,
соответствовать возрасту воспитанн
и
ков,
не вызывать ощущение скуки и утомления;
также необходимо продумать все риски, устранить повторы, позаботиться о безопасности игр
о
ков, учесть, что все дети разные.
Для составления маршрута образовательного квеста можно использовать разные варианты:
Маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они распол
о
жены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо п
о
следовать);
«Волшебный клубок» (на клубке ниток п
о
следовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться.
Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);
Карта (схематическое изображение маршр
у
та);
«Волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники)
Участники могут узнавать о том, куда дал
ь
ше идти после того, как выполнят задание на станции (от организатора; ответ на задание и есть название сл
е
дующей станции; нужно найти спрятанную подсказку на определенной территории) и т.п.
Свою практическую деятельность по реализации квест-технологии я начала с изучения потребностей воспитанников. Чтобы понять, что интересно детям и о чем они хотят узнать.
Особый интерес у моих воспитанников вызывает познавательно-исследовательская деятельность, поэтому на первых этапах внедрения технологии были организованы квесты «В поисках пресной воды» и «Чудесные краски».
Поддержанию у дошкольников интереса к данной форме организации образовательной деятельности способствует проведение квестов в разных помещениях, не только в группе, но и в музыкальном зале, физкультурном, а так же на участке детского сада. Особенно увлекательно проходят квесты, в которых задействованы разнообразные помещения детского сада.
Применение квет-технологии открывает широкие возможности для включения родителей воспитанников в образовательный процесс ДОУ. Она сближает и педагогов, и детей, и родителей. В ходе этой игры все участники общаются в лёгкой и непринуждённой обстановке.
Интересным подходом в работе с родителями, стало проведение совместной квест-игры «Украденный Новый год». Участники игры двигались по указанному маршруту, и выполняли задания. В конце игры всех участников ждал приз – долгожданный Новый год с подарками.
Много положительных отзывов от родителей и педагогов получил тематический квест по краеведению «Моя малая Родина», в ходе которого не только воспитанники, но и родители расширили свои знания о городе Братске. Участие в квест играх дало возможность родителям окунуться в прошлое, и вспомнить своё детство, где они играли в такую игру как Зарница.
С применением новой технологии у меня появилась еще одна возможность дать каждому ребенку почувствовать себя успешным, раскрыть его способности, таланты и в то же время это помогло сплочению детского коллектива. Ребята в моей группе стали чаще замечать достижения других воспитанников, при выборе игры могут бесконфликтно и самостоятельно распределить роли. А самое главное, дети с большим интересом и легкостью участвуют в игре, что стимулирует их быть активными в познавательной, поисковой или продуктивной деятельности.
У квест-технологии можно выделить большое количество достоинств для детей дошкольного возраста, которые полностью соответствуют ФГОС ДО: квесты естественным образом осуществляют интеграцию образовательных областей, комбинируют разные виды детской деятельности и формы работы с детьми. Квесты позволяют объединить всех участников образовательного процесса (детей, родителей воспитанников и педагогов) в решении образовательных задач в игровой сюжетной и занимательной форме.
Список литературы
Андреева, А. Д. Проблема игровой мотив
а
ции современных детей// Журнал практического псих
о
лога. – 2008 - № 5.
Бачурина, В. Развивающие игры для д
о
школьников. – М. ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2007. – 176 с. – (Серия «Талантливому педагогу – заботливому родит
е
лю»).
Гавришова
Е.В.,
МиленкоВ.М
. Квест – пр
и
ключенческая игра для детей // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2015 - №10.
Что такое квест? [Электронный ресурс]: сайт //GuestsGuru.ru.
Режим
д
оступа:
http://questsguru.ru/
quest-info
.