Легкая атлетика в системе физического воспитания школьников | Мой кабинет. Работа №349667
Лёгкая атлетика играет важную роль в системе физического воспитания школьников. Занятия этим видом спорта входят в обязательный перечень навыков, которыми должен обладать каждый учащийся, они предусмотрены государственной программой.
Основные задачи лёгкой атлетики в системе физического воспитания школьников:
сохранение и укрепление здоровья;
изучение, закрепление и совершенствование техники ходьбы, бега, прыжков и метаний;
развитие физических качеств: силы, быстроты, координации, выносливости, гибкости.
Легкая атлетика в системе физического воспитания школьников
Слайд 1. Легкая атлетика существует не одну тысячу лет. За такой продолжительный период времени она не только не утратила своей популярности, но еще и завоевала титул королевы спорта! В чем же секрет?
Слайд 2. Развивать максимальную скорость при беге, рассчитывать дальность и высоту прыжка, метать тяжелые предметы и острые копья – все эти умения необходимы были человеку издревле, чтобы не только добыть пищу и одежду, но и просто – выживать. Поэтому сама человеческая природа, условия жизни, процессы эволюции требовали развития способностей, которые позднее утвердились как основные легкоатлетические дисциплины.
Слайд 3. В Древней Греции гармонично развитым считался человек, умеющий не только играть на музыкальных инструментах, красиво и умно высказать свою мысль, но и был физически развит. Занятия физическими упражнениями были обязательными для достижения гармонии. Сильнейшие атлеты публично боролись за звание лучших. Словом «атлетикос» назывались физические упражнения, а спортсмены – атлетами.
Слайд 4. Самой древней дисциплиной легкой атлетики является бег. На первых Играх, проходивших в Олимпии в 776 году до нашей эры, чемпионом стал именно бегун на один «стадий» - 192 метра 27 сантиметров. Этот бег был единственным видом соревнований.
Прошли тысячелетия, а люди все так же соревнуются в беге, метании диска и копья, прыжках. Современная легкая атлетика – это комплекс из пяти основных дисциплин: бег, прыжки, метания, спортивная ходьба и многоборье.
Слайд 5. В беге спортсмены борются за победу на разных дистанциях: спринтеры бегут 100, 200 и 400 метров; длина средних забегов – от 800 до 3000 метров; длинные классические дистанции – 5000 м и 10000 м. Также в беговые виды атлетики входят бег с барьерами и эстафета. Скорость, сила, выносливость, точный расчет – такие качества требуются спортсмену для достижения высоких результатов.
Слайд 6. В прыжковых дисциплинах атлеты соревнуются в прыжках в длину с разбега, в тройном прыжке, в прыжках в высоту, в прыжках в высоту с шестом. Умение сконцентрироваться, точность, расчет, ловкость и воля – главные качества прыгунов, помимо отличной физической формы.
Слайд 7. Современные атлеты, кроме копья и диска, метают молот, толкают ядро. Метание развивает координацию движения, силу, быстроту, ловкость, способность собраться и выложиться за несколько секунд.
Слайд 8. Главным качеством в спортивной ходьбе считается выносливость и постоянный самоконтроль, потому что с дистанции в любой момент могут снять за нарушение техники ходьбы.
Слайд 9. Многоборье. Состязание для универсальных атлетов. Показать лучшие результаты в десяти дисциплинах для мужчин и в семи для женщин способен не каждый. Ведь надо не только хорошо прыгать в длину и высоту, метать копье и толкать ядро, но и быстро бегать.
Может, потому именно легкая атлетика достойна звания королевы спорта, что легкоатлеты должны уметь все: владеть самыми разными техниками, развиваться в разных направлениях для того, чтобы быть дальше, выше, быстрее.
Слайд 10. Разнообразие легкоатлетических упражнений и широкие возможности варьировать нагрузку в ходьбе, беге, прыжках, метании позволяют успешно использовать эти упражнения для занятий детей и подростков разного возраста и разной степени физической подготовленности. При выполнении легкоатлетических упражнений в работу вовлекается значительное количество мышц человека, усиливается деятельность сердечнососудистой, дыхательной и других систем организма. В процессе занятий лёгкой атлетикой развиваются кондиционные (быстрота, силовые качества, выносливость, гибкость) и координационные способности. Результаты в лёгкой атлетике имеют строгое количественное измерение, что обеспечивает их объективность и возможность использования в качестве критериев уровня физического развития. Немаловажно и то, что многие упражнения не требуют специального дорогостоящего оборудования и могут выполняться на простых площадках и на пересечённой местности. Именно поэтому легкая атлетика является одним из основных видов спорта в системе физического воспитания школьников.
Модуль «Легкая атлетика» является базовым при изучении предмета «Физическая культура» в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики. Проведение уроков физической культуры при изучении модуля «Лёгкая атлетика» способствует достижению основной цели предмета: укреплению здоровья, гармоническому, физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению; формированию умений и навыков самоконтроля, а также формированию установки на сохранение и укрепление здоровья, стремлению к ведению здорового и безопасного образа жизни. В учебной программе модуль «Лёгкая атлетика» состоит из видов: спринтерский бег, бег на длинные дистанции, эстафетный бег, кроссовая подготовка, прыжки в длину, в высоту, метание в цель, метание на дальность.
Слайд 11. Урок физической культуры является основной формой проведения занятий по легкой атлетике в школе. На уроках ученики получают важные навыки в двигательной деятельности. Легкая атлетика отличается многообразными формами проведения уроков, большим разнообразием упражнений. Поэтому учащиеся с удовольствием осваивают предложенный материал. За годы обучения в общеобразовательной школе ребенок проходит все стадии формирования и взросления. Это самые важные и продуктивные для становления личности годы. При оценивании результатов овладения тем или иным видом деятельности на каждом этапе обучения учитываются возрастные особенности школьников. Упражнения легкой атлетики равномерно развивают основные мышечные группы, способствуют формированию правильной осанки, позволяют регулировать вес тела. Выполняя комплексы легкоатлетических упражнений, можно целенаправленно влиять на физическое развитие учащихся. В процессе развития физических качеств совершенствуются функции организма учеников, осваиваются определенные двигательные навыки.
Планируя урок физической культуры, необходимо подбирать упражнения, которые будут способствовать развитию двигательных качеств: гибкости, быстроты, силы, выносливости, ловкости. Двигательные качества развиваются в двух направлениях. Во-первых, применяются упражнения, обеспечивающие повышение общей физической подготовки, а во-вторых, повышается специальная двигательная подготовка, связанная с определенным видом конкретной двигательной деятельности. Первое направление – основное и занимает на уроках физической культуры ведущее место. Хочется отметить, что физических качеств в «чистом» виде не бывает, все они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Используя ограниченный круг упражнений, мы не сможем достигнуть разностороннего эффекта.
Одним из основных двигательных качеств является быстрота. Быстрота позволяет выполнять движения с большой скоростью и частотой. Высокий уровень развития быстроты способствует улучшению двигательных способностей. Чем выше уровень проявления быстроты, тем скорее удается достигнуть положительных результатов при обучении. Начинать развитие быстроты у школьников надо с 11-12 лет у девочек и с 12-13 лет у мальчиков, учитывая, что именно в этом возрасте наступают благоприятные физиологические предпосылки для ее формирования. Развитию качества быстроты способствует выполнение упражнений в постепенно ускоряющемся темпе, при интенсивной кратковременной работе, связанной с чередованием беговых и прыжковых упражнений. В рамках базового физического воспитания быстрота конкретизируется в ряде частных задач, связанных с программными требованиями по выполнению основных нормативов в скоростных и скоростно-силовых упражнениях (бег на короткие дистанции, прыжки, метание), а также по освоению комплексных форм двигательной деятельности, характеризующихся динамичной и внезапной сменой ситуаций (подвижные и спортивные игры, единоборства).
Для развития быстроты на уроках легкой атлетики рекомендуется использовать повторный, переменный (с варьирующими ускорениями), игровой и соревновательный методы. Для повышения быстроты особое значение имеют целесообразность, экономичность движений. Упражнения, требующие проявления скоростных, скоростно-силовых качеств, координации и ловкости, выполняют в начале основной части урока.
Упражнения, которые я предлагаю использовать на уроках для развития скоростных качеств: бег на отрезках 30-60 м с ускорением, бег с высоким подниманием бедра на месте и в движении, бег с захлестом голени назад (с максимальной частотой движений), прыжковый бег, беговые отрезки с низкого старта и из различных исходных положений по звуковому сигналу учителя, бег с остановками, с изменением направления, прыжки в длину, в высоту, метание мяча, эстафеты, различные упражнения на внимание, упражнения со скакалкой, подвижные и спортивные игры: «Салки», «Подвижная цель», «Артбол», «Разбегайся!», «Кто быстрее» и другие. Видео ролик.
Слайд 12. С целью пропаганды здорового образа жизни, привлечения школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом, популяризации видов спорта в г. Енакиево ежегодно проводится городская Спартакиада школьников. Легкая атлетика включена в программу Спартакиады, школьные команды принимают активное участие во всех видах программы. Особый интерес вызывают соревнования в беге на короткие дистанции, эстафетный бег, соперничество наблюдается и в секторе для прыжков в длину с разбега. Отбором в сборную команду школы являются школьные соревнования по легкой атлетике. Участие в Спартакиаде служит мощной мотивацией для учащихся.
Слайд 13. На базе многих школ города работают секции ДЮСШ по легкой атлетике. Систематические занятия на уроках физической культуры и в спортивных группах многим учащимся открывают дорогу в спорт высших достижений.
Слайд 14. Воспитанники ДЮСШ нашего города неоднократно становились победителями и призерами Республиканских и Международных соревнований по легкой атлетике. Для многих выпускников физическая культура и спорт становятся профессией на всю жизнь.
Слайд 15. Легкая атлетика является неотъемлемой частью системы физического воспитания. Она объединила в себе:
- ценный многовековой опыт подготовки человека к жизни;
- освоение заложенных в человеке природой физических и психических способностей;
- опыт развития проявляющихся в процессе физкультурной деятельности нравственных качеств личности.
Это все благодаря разнообразию форм, средств и методов. Невозможно представить «систему воспитания» и «Легкую атлетику» как отдельные составляющие. Между ними не просто неразделимая связь, эти два понятия настолько тесно сплелись, что уже не может быть иначе. Так и должно быть, те качества, которые человек приобретает в процессе своего развития естественным путем - наиболее важные. А для учителя физической культуры остается только взять все лучшее в теории и воплотить на практике на уроках физической культуры.
Слайд - Спасибо за внимание!