Лего-Конструирование как способ формирования пространственного представления | Мамаев Данил Сергеевич. Работа №339447
в статье рассматривается вопрос о том, что конструирование способствует формированию пространственных представлений, развитию мыслительных способностей, совершенствованию речевого развития детей старшего дошкольного возраста, т.к. в ходе такой деятельности под руководством воспитателя дети комментируют свои действия, делятся замыслами, мотивируют и обговаривают их, общаясь друг с другом. Автор приходит к выводу, что применение Лего-конструирования в образовательной работе создает условия для формирования пространственного мышления, развития творческого конструкторского мышления у дошкольников как компонента пространственного мышления.
Мамаев Данил Сергеевич
ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: в статье рассматривается вопрос о том, что конструирование способствует формированию пространственных представлений, развитию мыслительных способностей, совершенствованию речевого развития детей старшего дошкольного возраста, т.к. в ходе такой деятельности под руководством воспитателя дети комментируют свои действия, делятся замыслами, мотивируют и обговаривают их, общаясь друг с другом. Автор приходит к выводу, что применение Лего-конструирования в образовательной работе создает условия для формирования пространственного мышления, развития творческого конструкторского мышления у дошкольников как компонента пространственного мышления.
Ключевые слова: Лего-конструирование, пространственные представления, пространственное мышление, творчество, старший дошкольный возраст.
В настоящее время современные дошкольники живут в эпоху цифровизации и роботостроения. В связи с растущим темпом новых технологий общество ждет в перспективе поколения детей, умеющих оригинально и нестандартно мыслить, быстро и конструктивно решать профессиональные задачи, вносить инновационное содержание во все сферы жизнедеятельности. Опыт детских садов показывает, что будущих современных инженеров начинают готовить еще дошкольном возрасте: педагогики еще тогда должны вызвать у дошкольников выраженный интерес к техническому творчеству, научить их думать, ориентироваться в окружающем мире, принимать самостоятельные решения.
1
познавательному и творческому развитию, а также формирует пространственные представления характер.
Пространственная ориентировка включает в себя оперирование формами, величинами, местоположениями и перемещениями объектов не только относительно друг друга, но и своего тела, а также относительно окружающих их предметов.
Дошкольники под руководством взрослого познают мир методом проб и ошибок в экспериментировании. В результате они должны сами научиться искать выход из проблемной ситуации, планировать этапы работы для получения готовой постройки, находить и исправлять конструктивные ошибки, действовать произвольно. Эти умения делают процесс конструирования осознанным и организованным.
Диагностика показывает, что несмотря на старший дошкольный возраста без специально организованной работы у детей недостаточно развитие пространственных представлений и словесных обозначений пространственных отношений, пространственный анализ, они путают понятия «справа – слева», «сзади – спереди», «вверху – внизу», не все умеют оперировать мыслительными образами для проектирования будущей постройки; страдает ориентировка в пространстве по схеме пути с одновременным учетом ориентиров и изменений направлений.
Для преодоления вышеперечисленных трудностей необходимы соответствующие средства, благодаря которым удастся привлечь произвольное внимание детей к конструированию, а для педагогов – развивать их пространственное мышление. В качестве инструмента достижения цели рекомендуется использовать всеми любимый и известный на весь мир конструктор Лего. Лего используется и как универсальной конструктор, и как яркая, интересная развивающая игрушка.
В процессе использования конструктора Лего предлагается несколько приемов работы в непосредственно образовательной деятельности с детьми.
Конструирование по образцу: существует готовая модель того, что нужно построить (изображение или схема) – ее как правило готовит воспитатель.
При конструировании по условиям образец отсутствует, задаются лишь определенные условия, которым
постройка должна строго соответствовать (например, домик для мышки – маленький, а для лошадки – большой).
Конструирование по замыслу предполагает, что старший дошкольник из того
Лего
-деталей, которые есть у него в распоряжении, сам создает образ будущей п
остройки. Этот тип конструирования отлично развивает творческие способности.
Коллективное конструирование – старшие дошкольник работают группами, парами либо все вместе.
Е.А. Галюрова предлагает дидактические конструктивные игры с Лего-материалом: «Построй с закрытыми глазами», «Найди такую же», «Найди такую же постройку, как на картинке», «Собери фигурку по памяти» «Разложи по цвету» и др. Используется не более 6 деталей. Сюжетно-ролевые игры: строительство кораблей, СТО, разных зданий для дальнейшего обыгрывания. Театрализованные игры: постройка из Лего-кубиков различных декораций, сказочных персонажей дальнейшей для постановки мини-спектаклей [1].
Н.В. Блажко, Л.Н. Корчагина определяют задачи Лего-конструирования в целях развития пространственных представлений:
– формирование умения выполнять все конструктивные действия в соответствии с образцом и инструкциями педагога и передавать конфигурации, детальное строение и свойства предметов средствами конструктора Лего [4].
Для эффективного использования Лего-конструкторов в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, необходимо обогатить предметнопространственную среду. Е.К. Махиянова предлагает создать так называемый Лего-центр в виде лэпбука «Удивительный мир LEGO» – это картотеки игр с Лего-конструкторами; Лего-раскраски, сборники «Лего-сказок» и пр. [3].
Таким образом, применение Лего-конструирования в образовательной работе создает условия для формирования пространственного мышления, развития творческого конструкторского мышления у дошкольников как компонента пространственного мышления.
Список литературы
Галюрова
Е.А.
Лего
-конструирование как способ развития пространс
твенного мышления у старших дошкольников / Е.А.
Галюрова
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/35joyi (дата обращения: 16.09.2023).
Коваленко И.В. LEGO-мозаика – средство развития пространственных представлений и технических способностей
детей старшего дошкольного возраста / И.В. Коваленко, С.М.
Шумова
// Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей победителей VI Международной научно-практической конференции. – Пенза: Наука и Просвещение, 2017. – С.
114–116. EDN YHXUHD
Махиянова
Е.К. LEGO – конструирование как средство разностороннего развития детей старшего дошкольного возраста / Е.К.
Махиянова
[Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://multiurok.ru/index.php/files/obobshcheniepedagogicheskogo-o
pyta-raboty-po-teme.html (дата обращения: 16.09.2023).
LEGO-конструирование как средство развития мышления детей среднего
дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/35jovi (дата обращения: 16.09.2023).