Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Лекция по профессии «Стропальщик». Виды и способы строповки грузов. | Дебелов Юрий Петрович. Работа №309909

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Лекция по профессии «Стропальщик».

 

Виды и способы строповки грузов.

Как различаются грузы по их виду, способу строповки и складирова­ния?

Как различаются грузы в зависимости от их массы?

Как различаются грузы в зависимости от их размеров?

Что стропальщику необходимо знать о перемещаемом грузе?

Как визуально определить массу груза?

Как должен действовать стропальщик, если неизвестна масса груза?

Что такое центр тяжести груза? Где он расположен?

Какие строповочные детали могут иметь грузы?

Что указывают манипуляционные знаки и знаки опасности?

Правила строповки.

Как правильно выполняется зацепка грузов ветвевыми стропами?

Какие существуют способы обвязки грузов?

Почему при производстве стропальных работ необходимо иметь схему строповки груза?

Как  должен действовать стропальщик при отсутствии схемы строповки груза?

Как должна быть выполнена обвязка грузов с острыми рёбрами?

Что такое кантовка грузов?

Какие требования безопасности необходимо соблюдать при кантовке грузов?

Складирование грузов.

Чем должен руководствоваться стропальщик при складировании грузов?

Какие требования предъявляются к площадкам для складирования грузов?

Какие существуют способы укладки грузов?

Как правильно уложить грузы в штабель?

Как должны размещаться штабели грузов?

На каком расстоянии от грузоподъемных кранов должны размещаться грузы?

Каковы способы и параметры укладки часто встречающихся грузов?

Лекция по профессии «Стропальщик».

 

Виды и способы строповки грузов.

 

Как различаются грузы по их виду, способу строповки и складирования?

 

Штучные нештабелируемые грузы — металлические конструкции, двигатели, станки, машины, механизмы, крупные железобетонные изделия. Группа штучных нештабелируемых грузов наиболее многочисленна и разнообразна по форме, поэтому для них не существует единых типовых способов строповки.

Штучные штабелируемые грузы — прокатная сталь, трубы, лесо- и пиломатериалы, кирпич, типовые железобетонные изделия, плиты, панели, блоки, балки, ящики, бочки и другие изделия геометрически правильной формы.

Насыпные грузы — уголь, торф, шлак, песок, щебень, цемент, мелкая металлическая стружка и другие грузы, которые перемещаются в таре или грейферами. Складируются в штабеля, определяющиеся углом естественного откоса материала.

Полужидкие пластичные грузы грузы, обладающие способностью некоторое время сохранять приданную форму или с течением времени затвердевать (бетонные массы, растворы, битумы, смазывающие вещества). Транспортируются в специальной таре.

Жидкие грузы — грузы, не имеющие определенной формы. Они транспортируются в бочках, бидонах, бутылях, цистернах, ковшах.

Газообразные грузы транспортируются обычно под давлением в баллонах и других сосудах.

Как различаются грузы в зависимости от их массы?

В зависимости от массы грузы подразделяются на четыре категории:

Легковесные грузы

грузы массой не более 250 кг.

Тяжеловесные грузы

— грузы, масса которых находится в преде

лах от 250 кг до 50 т.

Весьма тяжелые грузы

— грузы, масса которых превышает 50 т.

Строповка

этих грузов разрешается только стропальщикам высо

кой квалификации.

Мертвые грузы

особая категория грузов неизвестной массы. Мертвыми считаются грузы, закрепленные на фундаменте анкер

ными болтами, зарытые в землю, примерзшие к земле, прижатые другим грузом.

 

ВНИМАНИЕ! Поднимать мертвые грузы краном категорически запрещается.

Как различаются грузы в зависимости от их размеров?

Габаритный груз — груз, размеры которого не превышают габариты подвижного состава железных дорог или наземного безрельсового транспорта.

Негабаритный груз — груз, размеры которого выходят за габариты подвижного состава железных дорог или наземного безрельсового транспорта. Негабаритными грузами могут быть большие котлы, машины, трансформаторы и т. п.

Длинномерные грузы - составляют особую группу грузов (детали и узлы крупных машин, оборудование, металлоконструкции и т. п.), которые перевозятся на специальных железнодорожных платформах или трайлерах. В практике стропальных работ длинномерными называют также грузы размеры которых более 6 метров (столбы, бревна, трубы).

 

1

Что стропальщику необходимо знать о перемещаемом грузе?

Для производства стропальных работ необходимо знать:

схему

строповки

;

массу груза.

В некоторых случаях необходимо знать расположение центра тяжести груза, а также способы обращения с грузом.

Как визуально определить массу груза?

- Массу груза можно определить по его транспортной маркировке (рис. 1.1), которая содержит сведения о массе брутто и нетто грузового места, сведения о размерах, а также другие необходимые для транспортировки сведения (манипуляционные знаки и знаки опасности, адреса грузополучателя и грузоотправителя).

Масса брутто — это собственная масса груза плюс масса тары.

Масса нетто — это масса груза без учета массы тары.

Стропальщику необходимо знать массу брутто.

- Массу груза также можно узнать из сопроводительной документации на груз (товарно-транспортная накладная, паспорт на изделие).

- Определениемассы груза может быть определено по формуле:

Для простых грузов Q = mV

Q – масса груза;

m – удельная масса ( число равное плотности ) материала;

V – объём груза;

Название

Вес одного куба, кг

Алюминий

2689

Железо (черный металл)

7874

Медь

8960

Свинец

11336

Сплав сталь

7700–8200

Сплав чугун

7000–7800

 

Сыпучий материал

 

Гравий

1400

Песок речной

1630

Керамзит

600–800

Щебень

1300–1500

Цемент

1300

Гипс

2200–2400

 

Порода древесины

Состояние влажности древесины

 

 

12-18%

18-23%

23-45%

свежесрубленная

Дуб, Ясень, Бук,

700

750

800

1000

Берёза, Лиственница, Каштан, Ильм

600

650

700

900

Сосна, Осина, Ольха

500

550

600

800

Ель, Кедр, Пихта, Тополь

450

500

550

800

2

Как должен действовать стропальщик, если неизвестна масса груза?

 

Стропальщику запрещается производить строповку грузов, масса которых неизвестна. В этом случае стропальщик должен поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, и получить у него сведения о массе груза.

 

Что такое центр тяжести груза? Где он расположен?

 

Центр тяжести груза — это точка, относительно которой груз уравновешен во всех

направлениях.

Центр тяжести грузов простой формы (куб, параллелепипед, цилиндр, шар) располагается в их геометрическом центре (рис. 1.2, б).

Положение центра тяжести груза должно быть обозначено манипуляционным знаком 2 (рис. 1.2, я), если он смещен относительно геометрического центра груза. В этом случае также может быть указано место строповки груза манипуляционным знаком 1.

 

Груз будет устойчив, если его центр тяжести расположен между ме

стами

строповки

.

Обвязывать груз одним стропом в месте располо

жения центра тяжести допустимо при длине груза не более 2 м

 

 

Какие строповочные детали могут иметь грузы?

 

Зацепка грузов ветвевыми стропами — более простой и безопасный способ, чем обвязка.

Для зацепки грузы могут иметь (рис. 1.4):

 

1, Петли; 2. Рым-болты; 3. Цапфы;

3

Что указывают манипуляционные знаки и знаки опасности?

 

Манипуляционные знаки - указывают способ обращения с грузом. Их наносят на упаковку, тару или непосредственно на груз.

Манипуляционные или предупредительные обозначения наносятся в левом верхнем углу на каждое грузовое место. Ниже описание основных манипуляционных знаков.

Знаки опасности наносят на грузы, которые при перевозках и погрузочно-разгрузочных работах могут нанести вред людям и окружающей среде. Знак опасности представляет собой квадрат, установленный на ребро, в котором изображен символ, указывающий вид опасности (взрывоопасность, пожароопасность, токсичность, радиоактивность и т.п.).

На рис. 1.5 показана небольшая часть манипуляционных знаков, которые необходимо знать стропальщику, а также показано, как выглядят знаки опасности.

ВНИМАНИЕ! Перед выполнением погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами стропальщик должен пройти инструктаж.

 

Правила строповки

 

Как правильно выполняется зацепка грузов ветвевыми стропами?

 

Крюки стропа должны свободно устанавливаться в петли груза, для этого размеры крюков должны соответствовать петлям.

После установки крюка в петлю его предохранительный замок должен закрыться.

При зацепке грузов крюки стропов должны устанавливаться в направлении от центра тяжести груза.

Число ветвей стропа должно быть не менее числа петель. Иначе возможно разрушение груза.

 

4

 

Какие существуют способы обвязки грузов?

 

Существуют два основных способа обвязки грузов универсальными стропами.

1. Свободная укладка грузов на стропы (рис. 1. 6, а) - допускается при наличии на грузе

элементов, предотвращающих смещение стропов вдоль груза. при этом способе

обвязки меньше деформируются стропы.

2. Затяжка груза петлей стропа (рис. 1. 6, б) - является более надежным способом

обвязки, его еще называют обвязкой «на удав» , а стропы называют «удавками» .

Обвязка длинномерных грузов (рис. 1. 6, в) должна выполняться двумя стропами с

затяжкой груза петлей стропа, с углом между стропами не более 90°.

 

 

Почему при производстве стропальных работ необходимо иметь схему строповки груза?

Неправильная строповка груза — одна из основных причин аварий и несчастных случаев при производстве работ грузоподъемными кранами. Даже опытный стропальщик может совершить ошибку, самостоятельно выбирая способ строповки. Поэтому на все перемещаемые грузы должны быть разработаны схемы строповки.

Схема строповки это графическое изображение способа строповки груза с указанием необходимых грузозахватных приспособлений.

ВНИМАНИЕ! Стропальщик может приступить к выполнению работ по обвязке и зацепке груза только после ознакомления со схемой строповки.

Как должен действовать стропальщик при отсутствии схемы строповки груза?

В этом случае стропальщик должен поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, и получить у него сведения о схеме строповки груза.

Работы по обвязке и зацепке грузов, на которые не разработаны схемы строповки, должны выполняться стропальщиком под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.

 

5

 

Как должна быть выполнена обвязка грузов с острыми рёбрами?

 

При обвязке грузов с острыми рёбрами на стропах образуются заломы, которые могут стать причиной разрушения стропа и падения груза. Поэтому между рёбрами груза и канатными стропами следует размещать предохранительные проставки.

 

Для изготовления проставок могут быть использованы разнообразные материалы и отходы производства: (доски, бруски, обрезки труб, отходы резиновых шлангов, плоских ремней. транспортёрной ленты). Проставки применяют также в тех случаях, когда необходимо защитить поверхность перемещаемого изделия от канатных и цепных стропов.

 

При обвязке грузов цепными стропами не следует допускать изгиба звеньев на рёбрах

груза.

 

 

 

 

 

 

6

Что такое кантовка грузов?

 

Кантовкой - называют операцию по переворачиванию груза относительно его первоначального положения. Кантовку выполняют для установки груза из транспортного положения в рабочее (монтажное).

 

В зависимости от площади цеха, его оснащенности, формы и массы деталей и от массовости производства существует следующие виды кантования:

1.  ручное;

2.   механизированное;

3.   грузоподъемными кранами.

 

Кантовка грузов кранами — сложная, ответственная операция, выполнение которой может быть доверено только опытным крановщикам и стропальщикам. В зависимости от характеристик груза его кантовка может быть проведена способом «кантовка на весу» (рис. 3.8, а) или способом «кантовка на упор» (рис. 3.8, б). Для кантовки изделий серийного и массового производства необходимо применять специальные кантователи.

Кантовка основана па принудительном смещении центра тяжести груза. Когда центр тяжести выходит за пределы опорной поверхности, груз переворачивается И надает на другую плоскость. В момент опрокидывания груза стропы ослабевают, а затем снова натягиваются, причем в наклонном положении. Это приводит к рывкам, которые невозможно устранить полностью, так как скорость падения груза всегда превышает скорость движения механизмов крана.

 

Какие требования безопасности необходимо соблюдать при кантовке грузов?

Кантовка грузов должна производиться на кантовальных площадках или специально отведенных местах. Кантовальные площадки должны иметь амортизирующую поверхность (доски, гравий) для смягчения ударов при падении груза.

Выполнение такой работы разрешается только по заранее составлен

ной технологии, определяющей последовательность выполнения опе

раций, способ

строповки

груза и указания по безопасному производ

ству работ. На кантовальных площадках должны быть вывешены

схе

мы кантовки

грузов.

Не допускается производить кантовку при нахождении на площадке посторонних людей.

Стропальщик должен находиться сбоку от кантуемого груза, на безо

пасном расстоянии, равном высоте груза плюс один метр.

Не допускается производить кантовку грузов, имеющих массу, близ

кую к номинальной грузоподъемности крана.

 

 

 

 

7

Складирование грузов.

 

Чем должен руководствоваться стропальщик при складировании грузов?

 

Стропальщик должен руководствоваться технологическими картами складирования грузов, в которых указываются:

места складирования;

способ и габариты складирования (схема складирования);

размеры проходов и проездов;

т

ехнологическая оснастка и приспособления (кассеты, стеллажи, лестницы и т. п.).

Укладку и разборку груза следует производить равномерно, не нарушая установленные для складирования груза габариты и не загромождая проходы.

 

Какие требования предъявляются к площадкам для складирования грузов?

 

- Складирование грузов должно производиться на специальных площадках, имеющих ровное твердое покрытие и достаточное освещение.

- Складские площадки должны быть защищены от поверхностных вод. На площадке не должно быть люков, колодцев, трубопроводов, электрических кабелей. Она должна быть очищена от мусора и снега.

- Площадки для производства погрузочно-разгрузочных работ должны иметь уклон - не более 5 градусов, при применении авто и электропогрузчиковне более 3 градусов.

 

Запрещается складирование грузов:

на насыпных неуплотненных грунтах;

■ под линиями электропередачи;

 

Какие существуют способы укладки грузов?

 

Железобетонные изделия, металлопрокат, пиломатериалы и другие штучные штабелируемые грузы укладывают в штабель.

Для складирования грузов в вертикальном положении применяют кассеты или пирамиды. Запрещается прислонять такие грузы к стенам, колоннам, штабелям других грузов.

Сортовой и фасонный прокат металлов рационально укладывают в елочные или стоечные стеллажи.

Грузы, хранящиеся навалом, укладывают в штабели с учетом угла естественного откоса для данного материала.

Как правильно уложить грузы в штабель?

Грузы должны укладываться на подкладках 1 (рис. 2.1) для извлечения стропов из-под груза. Подкладки также предотвращают примерзание груза.

Между рядами грузов размещают прокладки 2 прямоугольной формы, которые должны быть выше монтажных петель не менее, чем на 20 мм. Не допускается применять подкладки и прокладки круглого сечения.

 

8

 

 

Подкладки и прокладки располагают в одной вертикальной плоскости (одну над другой). При неправильном расположении подкладок и прокладок возможно разрушение груза, поэтому места их расположения показывают на схеме складирования.

Прокладки должны выступать за габариты груза на 100 мм.

 

Как должны размещаться штабели грузов?

 

- Между штабелями грузов должно быть расстояние не менее 200 мм (рис. 2.2).

- Проходы между штабелями должны иметь ширину не менее 1 000 мм.

- Ширина проездов зависит от габаритов транспортных средств:

не менее 6,2

метра

при двустороннем движении транспорта

.

не менее 3,5 метра при одностороннем движении транспорта.

 

Грузы, размещаемые вблизи железнодорожных путей, должны располагаться от ближайшего к ним рельса на расстоянии:

не менее 2 м при высоте штабеля до 1,2 м;

не менее 2,5 м при высоте штабеля более 1,2 м.

Расстояние между штабелем и стеной здания, забором, колонной должно быть не менее

1 000 мм.

 

Грузы, размещаемые вблизи выемки, должны располагаться не ближе 1000 мм от бровки откоса.

На каком расстоянии от грузоподъемных кранов должны размещаться грузы?

 

Расстояние от выступающих элементов поворотной части стрелового крана до штабелей груза должно быть не менее 1 000 мм.

 

Расстояние от выступающих элементов башенного, портального и козлового кранов (рис. 2.3) до штабелей груза должно быть:

не менее 700 мм при высоте штабеля до 2 м;

не менее 400 мм при высоте штабеля более 2 м.

 

 

9

 

Каковы способы и параметры укладки часто встречающихся грузов?

 

На рис. 2.4... 2.5 показаны схемы складирования некоторых из этих грузов.

10

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×