Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 17.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Лексические игры на уроках английского языка | Анастасия Алексеевна Забалкина. Работа №305449

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Расширение международных связей, интернационализация всех сфер общественной, политической и экономической жизни сделали иностранные языки действительно востребованными и поэтому, более употребительными. При обучении иностранному языку в младших классах остро стоит вопрос выбора метода обучения. Как часто показывает практика, иностранный язык трудно поддаётся обучению в начальной школе, поэтому, нужно вызвать у учеников желание овладеть им. Необходимо использовать различные методы на уроках английского языка, которые обеспечат формирование языковых навыков.

Лексические игры на уроках английского языка

Расширение международных связей, интернационализация всех сфер общественной, политической и экономической жизни сделали иностранные языки действительно востребованными и поэтому, более употребительными. При обучении иностранному языку в младших классах остро стоит вопрос выбора метода обучения. Как часто показывает практика, иностранный язык трудно поддаётся обучению в начальной школе, поэтому, нужно вызвать у учеников желание овладеть им. Необходимо использовать различные методы на уроках английского языка, которые обеспечат формирование языковых навыков.

Игра, как известно, является ведущей формой деятельности ребенка в младшем школьном возрасте. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности ребенка. Данная тема чрезвычайно важна для глубокого ее изучения и особенно практического применения в школах. Широкие возможности для активизации учебного процесса даёт использование лексических игр. Лексические игры способствуют активизации на занятиях, развивают их речевую инициативу. Игровая форма работы даёт возможность изучить, повторить и закрепить усвоенные лексические единицы и типовые фразы, разнообразить формы урока и поддерживать внимание учащихся на уроке.

Актуальность данной работы заключается в том, что интенсификация учебного процесса ставит задачу поиска средств поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу и активизации их деятельности на протяжении всего занятия, как это было выше указано. Эффективным средством решения этой задачи являются лексические игры. Теоретическая значимость данной технологии заключается в обосновании необходимости применения игровых приемов на начальном этапе изучения иностранных языков.
Пути и методы стимулирования активности учеников в учебной деятельности. Цели и функции игры.

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский.

Игра является основным видом деятельности младшего школьника. Это своеобразный общий язык для всех ребят. Одновременно игра – это инструмент преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет делать учебный процесс привлекательным и интересным, оказывает эмоциональное воздействие на обучающих. Это мощный стимул к овладению языком.

По мнению психолога А. А. Леонтьева, мотивация, создаваемая игрой, должна быть представлена наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической мотивацией. Всё это вместе взятое составляет мотивацию учения. Наиболее сильным мотивирующим фактором являются приёмы и методы обучения, удовлетворяющие потребности школьников в новизне изучаемого материала, в разнообразии выполняемых упражнений. Использование разнообразных приёмов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся.

В методике обучения иностранному языку игровые приемы – приемы, имеющие обучающий и развивающий характер, расширяют кругозор учащихся, стимулируют их познавательный интерес, формируют различные умения и навыки, способствуют психологическому развитию.

На начальном этапе обучения иностранному языку учащиеся овладевают основами всех видов речевой деятельности: аудированием, говорением (монологической, диалогической речью), чтением и письмом как средством фиксации устной речи. Одной из особенностей обучения иностранному языку на начальном этапе является многократное повторение и фонетическая отработка грамматических структур, лексики по данной теме и так далее.  Зачастую такое повторение не только однообразно и скучно для детей, но и создает значительный шумовой фон на уроке, который утомляет и является причиной снижения работоспособности. В результате однообразие деятельности ведет к снижению интереса и активности на уроке. Избавиться от данных проблем помогают игровые приемы.

Урок иностранного языка рассматривается как социальное явление, где класс аудитория – это определённая социальная среда, в которой учитель и учащиеся вступают в определённые социальные отношения друг с другом, где учебный процесс – это взаимодействие всех присутствующих. Широкие возможности для активизации учебного процесса даёт использование дидактических игр. Они способствуют активизации на занятиях, развивают их речевую инициативу. Игровая форма работы даёт возможность повторить и закрепить усвоенные лексические единицы и типовые фразы, разнообразить формы урока и поддерживать внимание учащихся на уроке. Игра служит средством повышения эффективности урока лишь тогда, когда она педагогически и методически целенаправленна. Необходимо постепенно вводить всё новые типы и виды игр, видоизменять и усложнять их содержание и материал. Играя на уроках иностранного языка, ученики практикуются в речевой деятельности, которая благодаря этому автоматизируется и постоянно расширяется. Игры – это активный способ достичь многих образовательных целей. Например:

– закрепить только что пройденный материал;

– повторить пройденное;

– спровоцировать активную деятельность на уроке;

– сменить деятельность после трудного занятия;

– возможность отдохнуть и расслабиться;

– снять застенчивость и скованность;

– спонтанно повысить внимание, оживить, улучшить восприятие;

– возможность исправлять ошибки учеников быстро, не давая им глубоко укорениться в памяти;

– помогают хорошо запоминать;

– заставляют соревноваться, бороться;

Игры можно использовать в начале или в конце урока для того, чтобы разделить урок на две части, снять напряжение, что решается по усмотрению учителя. Важно, чтобы работа приносила положительные эмоции и пользу, а, кроме того, служила действенным стимулом в ситуации, когда интерес и мотивация детей к изучению иностранного языка начинает ослабевать.

Разумное применение игр на уроках и сочетание их с другими методическими приёмами способствуют качественному усвоению материала и делают процесс познание, который становиться для учеников потребностью.

Игра – явление сложное и многогранное. Будучи введенной в систему традиционного обучения, учебная игра осуществляет несколько функций:

Воспитательная функция ̶ именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения, что игра учит, изменяет, воспитывает, или, как говорил Л. С. Выготский, ведет за собой развитие.

Ориентирующая функция ̶ ориентирование учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других.

Мотивационно-побудительная функция – мотивация учеников к изучению иностранного языка.

Обучающая функция – развитие обще учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и другие.

Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребёнком из скучного мероприятия в увлекательное приключение.

Коммуникативная функция – объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирования навыков общения. В игре ребенок принимает на себя ряд обязанностей в соответствии со своей ролью. Данные обязательства требуют соблюдения определенных норм поведения при общении с партнерами по игре.

Релаксационная функция – снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребёнка при интенсивном учении, труде. Наслаждение, которое испытывается от игры.

Психотехническая функция – формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения.

Игра может применяться как способ индивидуального воздействия, так и группового. Одним из первых игру в практике детской психотерапии применил З.Фрейд. Игры эффективны для устранения социальных и психических барьеров у детей на уроке.

Функция самовыражения – стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, полнее открыть свой потенциал, проявить способности и скрытые возможности.

Компенсаторная функция – создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (трудновыполнимы) в реальной жизни.

Таким образом, игра обеспечивает благоприятные условия для активной мыслительной деятельности.

 

1.2. Разновидности игр и игровых приемов в учебной деятельности.

В содержании обучения иностранному языку, рассматриваются те навыки и умения, которыми должен овладеть ученик, исходя из этого, выбираются также игры и приёмы.

Говоря о разновидностях игр необходимо заметить, что данный вопрос относится к разряду проблемных. Каждый педагог или исследователь подходит к данной теме с позиции основанных на личном опыте обучения детей, например, иностранному языку.

М. Ф. Стронин, автор ряда книг, посвященных обучающим играм, которые используются в обучении иностранным языкам, выделяет две основные группы познавательно-развлекательных игр.

Во-первых, подготовительные (грамматические, лексические, фонетические, орфографические) игры, основной целью которых является формирование речевых навыков. Данная группа игр, подразделенная на несколько видов, из которых наиболее интересными и полезными в практическом применении, считаются грамматические – развивающие речевую, творческую деятельность ученика и лексические тренирующие речемыслительную активность и употребление лексики. Подготовительные игры используются в качестве тренировочных упражнений на этапе как первичного, так и дальнейшего закрепления.

Грамматические игры преследуют цели:

научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;

создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца;

развить речевую творческую активность учащихся.

Лексические игры преследуют следующие цели:

тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;

активизировать речемыслительную деятельность учащихся;

развивать речевую реакцию учащихся;

познакомить учащихся с сочетаемостью слов.

Фонетические игры преследуют следующие цели:

корректировка произношения на этапе формирования речевых навыков и умений;

получение навыков аудирования.

Орфографические игры преследуют следующие цели:

формирование прочных навыков орфографии, т.е. грамотного письма;

развитие умения орфографически грамотного чтения.

Место игр на уроках и отводимое им время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока. Возможны модификация и адаптация предложенных игр в условиях конкретного урока.

1.3. Лексическая игра. Её виды, функции, свойства

Лексические игры используют в самых разнообразных целях: при введении при знакомстве с новым лексическим материалом, для закрепления его в памяти учащихся и для развития их устных навыков.

Лексические игры имеют следующие цели:

ознакомление учащихся с новыми словами и их сочетаниями;

тренировка учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественному общению;

активизация речемыслительной деятельности учащихся; развитие речевой реакции.

Лексические игры помогают создать естественную коммуникативную игру, вызывающую интерес и активную деятельность учащихся, а элемент соревнования, который, постоянно существует в игре, вызывает желание выигрывать и привлекает внимание учащихся, тренирует их память. Всё это способствует более прочному усвоению изучаемого лексического материала. Лексическая игра, введенная включенная в учебный процесс на уроках по иностранному языку, в роли одного из приемов обучения, должна быть несложной и оживленной, интересной, способствовать накоплению нового языкового материала и закреплению ранее полученных знаний. Следует понимать, что игровой процесс намного облегчает учебный процесс; кроме того, правильно разработанная игра является частью учения. Лексические игры сосредоточивают внимание учащихся только на лексическом материале и имеют цель помочь им в приобретении и расширении словарного запаса, проиллюстрировать и отработать употребление слов в ситуациях реального общения.

Лексические игры можно использовать на любых этапах урока: в начале - для создания комфортной атмосферы и повторения раннее пройденного лексического материала, который будет использоваться учащимися в дальнейшем, в середине или конце занятия - для снятия напряжения усталости, в конце занятия, когда остается несколько минут до звонка и нет смысла и времени начинать какое-то более сложное серьезное упражнение. Итак, педагогические возможности любой игры состоят в том, чтобы вызывать у учащихся интерес, стимулировать учащихся на умственную и речевую активность, направленную на закрепление нового лексического материала, создать атмосферу сплоченности, но также и соперничества в ходе выполнения того или иного упражнения. Лексические игры помогают сплотить группу, превратить изучение языка в увлекательное и приносящее удовольствие занятие. Одной из главных трудностей при обучении учащихся иностранным языкам являются проблемы при запоминании новых слов. Преодолеть эту проблему помогают лексические игры. Они способствуют расширению словарного запаса учащегося, избавив его от «зубрежки». Работа над иностранными словами должна решать следующие задачи:

-создавать обильный и активный словарный запас;

-исключая забывание этих слов;

-правильное и уместное использование словарного запаса в речи.

Закрепление лексического материала на уроках английского языка может происходить путем многократного выполнения упражнений, рекомендованных авторами УМК или же с помощью разнообразных игр. Об обучающих возможностях игр известно давно. Игры можно включать не только на классные занятия и во внеклассной деятельности, но и в самостоятельной работе учащихся дома. Лексические игры можно разделить условно на языковые и речевые. Усвоение слов независимо от контекста и овладение основными системными признаками иностранного языка является основной целью лексических игр. При проведении языковых игр основной задачей является воспроизведение учебного материала. Решения коммуникативных задач уже освоенным языковым материалом - это цель речевых игр. В данных играх в центре внимания содержание, а не форма. Учитель является главной организующей фигурой при организации игр. Учитель должен быть совершенно уверен в необходимости проведения определенной игры и ее результативности. Основные требования к игре представляют собой:

- соответствие возрастной категории детей и изучаемого материала;

- вовлечение в игру всех учащихся;

- понятные правила игры для всех учащихся;

- стимулирование интереса школьников;

- комфортная и благоприятная обстановка;

- чувство такта при коррекции ответов учащихся;

- наглядность.

Парная, фронтальная и групповая формы работы помогают обеспечивать активность учащихся при выполнении игровых заданий. Для формирования взаимопомощи и повышения активности и интереса школьников следует использовать парные виды работ. В таких заданиях один из учащихся выполняет задание, другой контролирует его, затем они меняются ролями. Учителю необходимо обеспечить равноправность каждого из участников, научить учащихся приходить к согласию при выполнении задания. Групповая форма работы является наиболее любимой формой работ у учащихся. Работа в малых группах позволяет учащимся оценить действия своих товарищей и себя, способствует росту мотивации и вовлеченности в работу, позволяет разнообразить урок. Речевые действия хорошо успевающих учеников служат примером и шаблоном для остальных учащихся. Задача учителя в данном случае проследить, чтобы во всех группах было равное количество учащихся с высоким уровнем знаний. Так же большинство всех упражнений необходимо выполнить как можно большему количеству учащихся, чтобы у всех учеников была возможность попрактиковаться в речевой деятельности, применять ранее полученные умения и навыки. Учитель сам определяет форму проведения игры в зависимости от:

- уровня подготовленности учащихся;

- от целей и задач игры;

- характера лексических единиц, включенных в игру.

Необходимо учитывать место и время отводимое игре при проведении. При первичном закреплении материала ей можно отвести 15-20 минут, но в дальнейшем то же самое задание может занимать всего 5-6 минут. Так же следует отметить тот факт, что частое использование игр может утомить учащихся и перестать вызывать интерес к уроку. Начальная школа – самый важный и значимый период в жизни учащегося. Именно в этот период учебная деятельность становится основным видом деятельности ребенка, формируются и развиваются все его психические свойства и качества, начинается целенаправленное воспитание и обучение. Важным является факт, чтобы в этот период дети не чувствовали большую нагрузку школьной программы, учащиеся должны переключаться с одного вида деятельности на другой и именно игра способствует этому. В игровой форме можно легко и доступно донести новый материал, отработать сложный моменты и главное разнообразить урок и, конечно же, мотивировать детей на дальнейшее изучение английского языка. Для включения игр в школьную программу, необходимо учитывать особенности обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте. Именно в этом возрасте формируются способности разговаривать на иностранном языке, что связано не только с изучением грамматических, фонетических и лексических структур, но и с освоением практических действий и выражением эмоций, умением их правильно передавать в иноязычной речи. В этот момент необходимо помочь детям понять необходимость говорить на иностранном языке, привить желание говорить на иностранном языке. Поскольку в данный период они еще не способны строить собственные высказывания, но могут воспроизводить готовые речевые фразы (стихи, скороговорки, песни и пословицы). Игра помогает создать на уроке доверительную и непринужденную обстановку, способствует поддержанию интереса ребенка к предмету. В начальной школе на уроках иностранного языка можно использовать огромное количество разнообразных игр.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×