Лэпбук как часть коррекционно-развивающей среды ДОУ | Китрар Ольга Олеговна. Работа №313103
Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется актуализацией проблем и задач дошкольного образования. С введением ФГОС вопрос организации коррекционно-развивающей среды в ДОУ является особо актуальным. Развивающая среда должна обеспечивать возможность педагогам ДОУ эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его особенностей, склонностей, интересов, уровня активности.В статье описаны достоинства лэпбука как части коррекционно-развивающей среды, представлены фотографии лэпбуков.
«Лэпбук» как часть коррекционно-развивающей среды ДОУ
Учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад № 32комбинированного вида»
д.Пудомяги Гатчинского района Ленинградской области
Китрар Ольга Олеговна
Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется актуализацией проблем и задач дошкольного образования. С введением ФГОС вопрос организации коррекционно-развивающей среды в ДОУ является особо актуальным. Развивающая среда должна обеспечивать возможность педагогам ДОУ эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его особенностей, склонностей, интересов, уровня активности.
Знаменитый французский педагог Жан-Жак Руссо одним из первых предложил рассматривать среду как условие саморазвития личности. Роль педагога заключается в правильном моделировании предметно-пространственной среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.
В современной педагогике развивающая предметно-пространственная среда рассматривается как система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Насыщение пространства, окружающего ребенка, должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста.
С целью реализации требований ФГОС педагоги групп компенсирующей направленности нашего ДОУ в ходе пополнения развивающей среды регулярно воплощают в практику интересные идеи. Одной из таких идей является создание «лэпбуков».
Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга). Лэпбук» - это тематическая интерактивня папка, сделанная своими руками, в которой собирается материал по определенной теме. Папка содержит различные кармашки, окошки, подвижные детали. В ходе работы с «лэпбуком» ребенок может доставать, перекладывать, содержимое папки по своему усмотрению, играть с ним.
«Лэпбук» помогает ребенку систематизировать, организовать информацию по изучаемой теме. Ребенок может сам принять участие в поиске, анализе и сортировке информации в процессе создания папки. Таким образом, можно сказать, что «лэпбук» – разновидность метода проекта, поскольку его создание содержит все этапы проекта:
1. Выбор темы, постановка целей
2.Составление плана, макета
3.Практическая часть-изготовление папки как продукта проекта
4.Подведение итогов, презентация продукта.
В группах компенсирующей направленности нашего ДОУ творческими педагогами была создана серия «лэпбуков» по различным темам. На представленных иллюстрациях вы можете видеть «лэпбуки: «Мир растений» (Кузина Н.В, Скрипник О.Ю.), «Веселый язычок» (Китрар О.О., Рыжкова Е.С.), «Осень» (Шубина Т.А.), «Насекомые» (Фролова Г.П., Лукина Н.П.), «Вода вокруг нас» (Гаврилко Т.Н., Исаева Т.С.). Для того чтобы папки использовались достаточно долго, они выполнены из прочных безопасных материалов. Для решения коррекционных целей и задач папки содержат интересные игры и упражнения на развитие мелкой моторики, познания, речи, мышления, памяти, внимания.
«Лэпбук» отвечает всем требованиям ФГОС к организации развивающей среды:
1. Насыщенность («лэпбук» содержит большое количество наглядного развивающего материала).
2.Полифункциональность («лэпбук» предполагает возможность разнообразного использования различных его составляющих)
3.Трансформируемость (наполнение папки может меняться в зависимости от возраста, особенностей детей, программы, периода обучения, интереса детей)
4. Вариативность (материалы папки могут использоваться в разных видах детской деятельности)
5. Доступность (в любое время ребенок может открыть папку и заняться играми с ее содержимым)
6. Безопасность (папка абсолютно безопасна, как любая дидактическая игра или книга).
Кроме того, создание «лэпбука» - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству. В ходе создания папок родители наших воспитанников активно участвовали в сборе информации, делали вместе с ребенком рисунки и фотографии, присутствовали на экскурсиях. Можно сказать, «лэпбук» – вид совместной деятельности взрослого и ребенка.
В результате внедрения «лэпбука» в коррекционно-образовательный процесс получены следующие результаты: у детей повысилась познавательная активность, улучшились процессы внимания, памяти, мышления, сенсорного развития, совершенствовались речевые процессы, мелкая моторика, развились творческие способности, расширился кругозор.
Сам процесс создания интерактивных папок доставил детям радость, родителям – удовлетворение. В ходе работы над «лэпбуками» дети и взрослые проявили креативность, фантазию. Педагогам проект дал пополнение коррекционно-развивающей среды большим количеством уникальных интерактивных папок по различным лексическим темам.