Лэпбук как инновационная технология в современном образовании дошкольников. | Сабирова Надия Раисовна . Работа №290444
Автор: Сабирова Надия Раисовна
Зачем нужен Лэпбук? Как изготовыить,какие материалы нгужны. Какие преимущество использования в работе.Лэпбук помогает ребенку лучше понять и запомнить материал, это отличный способ для повторения пройденного материала, а также можно выбрать задания под силу каждому ребёнку. Лэпбук (lapbook) - это сравнительно новое средство обучения, пришедшее из Америки. В дословном переводе с английского значит "наколенная книга", которую можно удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть все ее содержимое. Лэпбук представляет собой самодельную бумажную книжечку с множество карманами, окошками, двигающими деталями, которые ребенок сможет самостоятельно доставать, передвигать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто поделка, это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы.
Лэпбук как инновационная технология в современном образовании дошкольников.
Сабирова Н. Р. МБДОУ «ДС № 263 г. Челябинска»
Аннотация. В статье представлено описание инновационных технологий создание лэпбука с детьми, или с родителями. Для чего нужен лэпбук, этапы создания лэпбука.
Введение нового государственного образовательного стандарта начального образования направляет педагогов на индивидуализацию образования, а значит на поиск новых, наиболее эффективных, инновационных форм, методов, приёмов работы с детьми. Одной из таких интересных форм работы можно считать лэпбук.
Лэпбук (lapbook) - это сравнительно новое средство обучения, пришедшее из Америки. В дословном переводе с английского значит "наколенная книга", которую можно удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть все ее содержимое. Лэпбук представляет собой самодельную бумажную книжечку с множество карманами, окошками, двигающими деталями, которые ребенок сможет самостоятельно доставать, передвигать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто поделка, это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, ему нужно будет выполнить определенные задания, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.
Проведя анализ, то лэпбук это по сути финальный этап проектной деятельности. То есть, ребенок, получив тему, ищет информацию, придумывает самостоятельно игры, делает какие-то зарисовки на данную тему
, после того как ребенок изучил он сам или с помощью взрослого оформляет все в лэпбук. Получается изначально лэпбук– это продукт ребенка, отражение полученных им знаний. Иногда лэпбук могут делают сами педагоги или родители, и выглядит он уже как дидактическое пособие для детей. Это тоже превосходно, но в таком случае надо придерживаться некоторых правил, так как лэпбук должен отвечать требованиям ФГОС ДО к предметно- развивающей среде. Например, для себя я выработала такие:
1. Информативен. Информация, которая содержится в лэпбуке, должна быть понятна и доступна ребёнку.
2. Прочен. Учитывая, что с лэпбуком будут заниматься дети, то он должен быть достаточно прочным и крепким.
3. Эстетичность. Лэпбук должен быть оформлен ярко, красочно, чтобы вызвать интерес у ребёнка взять его в руки. Таким образом, лэпбук будет являться средством художественно-эстетического развития ребёнка.
4. Вариативен. Желательно иметь несколько вариантов использования каждой его части.
5. Доступен. Его структура и содержание доступно для детей дошкольного возраста. Взяв, лэпбук в руки, ребёнок должен самостоятельно выбрать, что ему интересно, как с этим обращаться. Минимум подписей. Никаких методических рекомендаций, лаконичных текстов с описаниями, ненужной информации.
6. Пригодным. Чтобы можно было использовать одновременно с группой детей (в том числе с участием старших как играющего партнёра).
Одним из минусов данной работы является время, необходимое на создание лэпбука. Одного занятия будет недостаточно, тем более, учитывая тот факт, что перед созданием конечного продукта, необходимо тщательно продумать его структуру и найти нужную информацию. Большую часть работы (планирование и поиск информации) воспитанникам можно осуществлять дома совместно с родителями, но при консультации педагога.
Зачем нужен лэпбук?
Лэпбук помогает лучше усвоить ребенку материал и понять его (особенно если ребенок визуал); хороший способ для повторения пройденного материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку; ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к написанию рефератов в будущем; стимулирует у детей интерес к познавательной деятельности; объединяет педагогов, детей и родителей.
Для изготовления лэпбука, необходимо:
1.Определиться с темой будущего лэпбука. Тема может быть совершенно любая: животные, времена года, геометрические фигуры, сказки, млекопитающие и т.д.
2. После того, как выбрали тему, нам надо придумать план. Ведь лэпбук – это учебное пособие, а не просто книга с картинками. Поэтому нам надо продумать, что должно быть в лэпбуке, чтобы полностью раскрыть тему.
3.Следующий этап самый интересный: разработка макета. Надо придумать, как в лэпбуке будет расположен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать план. Здесь нет границ для фантазии: формы могут быть разные. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. И все это расположить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.д. и т.п.
4.Последний этап – создание лэпбука.
Лэпбук — это не просто книга, помогающий закрепить и отработать пройденные знания, это полет фантазии, который может дать невероятные результаты. Задача воспитателя лишь придавать детям уверенности в своих силах, помочь ребенку добиться цели и верить в себя.
В результате у детей развиваются универсальные умения, такие как: правильно планировать предстоящую деятельность; умение договариваться со сверстниками; распределять обязанности; искать нужную информацию, умение правильно передавать ее, систематизировать; умение самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы; принимать собственные решения, опираясь на свои представления и умения, делать выбор; использовать устную речь, выражать свою точку зрения, отношение, желания.
Создание лэпбука является эффективным средством для привлечения родителей к сотрудничеству. Родители могут обеспечить поддержку:
1 организационную (экскурсии, походы);
2 техническую (фото, видео);
3 информационную (сбор информации для лэпбука);
4 мотивационную (поддержание интереса, уверенности в успехе)
Результатом использования лэпбука является:
- Объединение детей, родителей и педагогов, то есть социальная направленность.
- Дети учатся находить информацию самостоятельно, то есть учатся
учиться.
- Развивается творческое мышление, находчивость, воображение, мелкая моторика, пространственная ориентировка, что тесно связано с развитием речи.
- Ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию это хорошая подготовка к исследовательской деятельности.
Использование инновационной игровой технологи «лэпбук» является успешным шагом на пути внедрения ФГОС ДО. Ведь она позволяет нам использовать инновационные методы и формы работы, и реализовывать основные принципы: быть открытыми для семьи, сотрудничать с родителями в воспитании детей, создавать единую развивающую среду, обеспечивать одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду.
Преимущество использования лепбука в работе с детьми в следующем:
- лэпбук для детей – яркая, красочная, «загадочная» книжка, хранящая в себе множество секретов и тайн, которую хочется рассматривать и изучать, вызывающий интерес к активному речевому и коммуникативному взаимодействию со взрослым и ровесниками, эффективная форма овладения речью (культурой речи);
- лэпбук для родителей – возможность полезно и увлекательно провести время со своим ребенком, возможность узнать интересы и потенциал ребёнка, проявить творчество, возможность больше провести время со своим ребенком, поучаствовать в жизни детского сада;
- лэпбук для воспитателей –интерактивное обучающее средство, позволяющее организовать активную речевую, коммуникативную, познавательную деятельность воспитанников, осуществляя разносторонний подход; отличный способ преподнесения и последующего закрепления материала, возможность раскрыть свои организаторские и творческие способности;
- лэпбук для ДОУ – часть дидактического обеспечения зон развития в группах, средство мотивации профессионального и творческого развития педагогов, средство повышения компетентности родителей и педагогов.
Таким образом, ЛЭПБУК – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной, совместной и самостоятельной деятельности детей, предусмотренной образовательной программой дошкольного учреждения.
А я представляю свой лэпбук, как дидактическое пособие для детей подготовительного дошкольного возраста.
Тема лэпбука: «Люблю математику»
Цель: это овладение детьми математическими способами познания, используя обучающие и развивающие игры.
Папка с двумя разворотами в виде матрешки с стандартными кармашками, представляет собой тематическую папку-раскладушку. Он изготовлен из плотного картона с использованием самоклеящейся пленки, иллюстраций из детских раскрасок.
Содержание папки:
1 элемент: Название лэпбука.
2 элемент: 1кармашек «Веселые задачи в стихах», 2 кармашек «Математическая палитра»
3 элемент: 1 кармашек загадки, 2 кармашек пословица, 3 кармашек математическая сказка.
4 элемент: 1 кармашек Раскраски, 2 кармашек «Творческая мастерская»
5 элемент: 1 кармашек лото «Время», 2 кармашек «Развивающие игры»
6 элемент: Дидактическая игра Дни недели.
Цели к содержимому лэпбука:
1.Веселые задачи. Цель: способствовать повышению интереса к математике и развитию первоначальных навыков математического мышления посредством использования стихотворных задач.
2.Математическая палитра. Собери разрезные картинки по цифрам. Цель: Формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить считать от 1 до 10, развивать мелкую моторику, связную речь.
3. Математический кроссворд. Цель: способствовать развитию логического мышления, памяти; закреплять знания об окружающем мире.
4. Графический диктант. Цель: формирование глазомера, укрепление зрительной памяти; развитие мелкой моторики; развитие устойчивого, сосредоточенного внимания, развитие зрительно-двигательной координации, произвольности, ритмичности и точности движений.
5.Загадки. Цель: Ребенок учится воспринимать и запоминать на слух, мыслительные процессы ведут к развитию памяти.
6. Пословицы. Цель: учить обнаруживать в некоторых текстах особую, иносказательную манеру повествования. Дать детям представление о жанровых особенностях, назначении пословиц.
7. Математическая сказка. Цель: развивает логическое мышление и познавательную функцию через осмысление сюжета истории
8.Раскрасска. Цель: развитие зрительного восприятия, развитие цветовосприятия, развитие памяти, внимания, воображения.
9. Творческая мастерская. Цель: воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность, интерес к художественному экспериментированию. Сформировать у детей интерес к разнообразным видам художественного искусства.
10. «Лото» «Время». Цель: Игра Лото Время в игровой форме поможет детям освоить определение времени по часам.
11. Развивающие игры. Цель: способствовать формированию навыков вычислительной деятельности, закреплять знания об образовании чисел в приделах десяти.
12. Дидактическая игра «Дни недели». Цель: Закрепить умение называть дни недели по порядку, развивать память.
Список использованной литературы:
Блохина Елена,
Лиханова
Тамара. Лэпбук - «наколенная книга»// Обруч. 2025 г. №4 С. 29-30.
Гатовская
Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI
междунар
. науч.
конф
. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.
Нурисламова
А. Д., Давыдова Н. С.,
Тазова
Ю. С. Лэпбук в работе педагогов дошкольного образования // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII
междунар
. науч.
конф
. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара:
Асгард
, 2016. — С. 89-91.
[
https
://
ja
-
uchenik
.
ru
/357-
loto
-
vremya
-
obuchayuschaya
-
igra
.
html
]