Лэпбук как современное образовательное средство для детей дошкольного возраста в условиях фгос | Мой кабинет. Работа №346900
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде: информативен – в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме; полифункционален – способствует развитию мышления, творчества, воображения, обладает дидактическими свойствами и может быть использован как с подгруппой детей, так и индивидуально; является средством художественно-эстетического развития ребенка. Его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста и обеспечивают вариативное игровое использование каждой части. Лэпбук помогает организовать познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Лэпбук как современное образовательное средство для детей дошкольного возраста в условиях фгос
Современные требования, предъявляемые к качеству дошкольного образования, подразумевают не только техническое переоснащение, но и перестройку содержания и способов обучения дошкольников, а значит и изменение роли педагога в образовательном процессе. Большое значение приобретает творческий подход в работе и применение развивающих технологий. Педагог должен проявлять вариативность и креативность в выборе образовательных средств, которые помогут каждому ребенку реализовать свои интересы, потребности, а также вовлекут в образовательный процесс его родителей. Используемые инновации должны быть интересны дошкольникам, соответствовать их возрасту, и наиболее эффективно решать педагогические, образовательные и воспитательные задачи, а значит – способствовать достижению качественных, устойчивых показателей развития детей.
На наш взгляд, лэпбук – это эффективное современное образовательное средство, применение которого в работе с дошкольниками дает стабильные результаты в их развитии.
Лэпбук – это технология, которая пришла к нам с Запада, где давно успешно и широко используется в домашнем обучении и является заключительным этапом изучения определенной темы. То есть, обучающийся, работая над заданной темой, оформляет полученные знания в виде лэпбука, куда вмещает все, что он смог узнать. Лэпбук представляет собой финальный этап проектной деятельности, широко применяемой сейчас в школьном и в дошкольном образовании в нашей стране.
В России лэпбук первыми начали использовать учителя английского языка, проходившие стажировки в Европе и Америке. В результате поиска имеющейся информации о лэпбуке (в литературных источниках, в педагогических сообществах, на сайтах образовательных организаций), анализируя порталы и блоги для родителей и педагогов, мы пришли к выводу о том, что в последние несколько лет у нас эта технология получила свое дальнейшее развитие и была адаптирована для дошкольного образования.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде: информативен – в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме; полифункционален – способствует развитию мышления, творчества, воображения, обладает дидактическими свойствами и может быть использован как с подгруппой детей, так и индивидуально; является средством художественно-эстетического развития ребенка. Его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста и обеспечивают вариативное игровое использование каждой части. Лэпбук помогает организовать познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Татьяна Пироженко, автор блога о развитии детей «Это интересно!», развивающих детских книг, обучающих пособий и электронных развивающих проектов создает для детей авторские интерактивные папки – лэпбуки. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. И несколько первых лэпбуков в развивающей среде нашей группы появились с использованием предложенных этим автором материалов. В дальнейшем, большая часть наших лэпбуков была создана по детской инициативе и при помощи родителей.
Лэпбук для дошкольников – прежде всего – игрушка, причем сделанная своими руками. Важно, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях и содержал разнообразные «сюрпризы». Детям всегда интересно новое, яркое, загадочное, что-то, что спрятано внутри – в лэпбуке все это есть!
Работая в коррекционной группе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, мы часто сталкиваемся с проблемами усвоения ребятами лексического материала. У детей с ОНР страдает процесс накопления, отбора слов и оперирования ими в речевой деятельности. Все это ведет к снижению памяти, внимания, восприятия, познавательных процессов. Если в норме ребенок учится изменять слова и правильно их употреблять в условиях постоянного общения с окружающими, то ребенок с речевой патологией имеет ограниченные возможности овладения лексическими и грамматическими категориями и формами на основе непосредственного подражания речи окружающих. Он нуждается в специальных условиях обучения, где большое внимание отводится формированию лексики и грамматической стороны речи.
Использование лэпбука в коррекционно-речевой работе как раз позволяет пополнять словарь детей и расширять «семантические поля» значений слов, ускорить и сделать более привлекательным процесс автоматизации и дифференциации звуков, развивать связную речь. А участие ребенка в процессе изготовления лэпбука положительно влияет на развитие мелкой моторики и координации движений.
Лэпбук мы создаем в течение недели вместе с детьми по ходу реализации плана мероприятий в рамках лексической темы, а в конце недели рассматриваем и вспоминаем весь материал темы. Создание лэпбука содержит все этапы проекта: определение темы, составление плана, поиск информации, практическое изготовление и презентация продукта – готовой тематической папки. Его презентации предшествуют тематические занятия и игры, совместное обсуждение, поисковая деятельность, выполнение заданий. Лэпбук – итоговый результат совместной работы с детьми по той или иной теме.
Таким образом, можно сказать, что лэпбук – это небольшая тематическая коллекция, своеобразный детский мини-музей одного предмета или явления, который направлен на развитие творческого потенциала ребенка, расширяя не только кругозор, но и формируя полезные навыки и умения. Это книга, которую педагог с детьми собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, оформляет, используя детские идеи.
Работа с лэпбуками, внесла много положительных моментов в общее и речевое развитие наших воспитанников. Ведь лэпбук, прежде всего – это средство обучения! Когда ребенок создает что-то своими руками – он готов постоянно возвращаться к своему проекту. Это приносит ему удовольствие и наслаждение. Ведь эта книга – его собственная! Он и автор, и конструктор, и дизайнер. От постоянного взаимодействия с книгой ребенок усваивает материал без лишних усилий.
Важным эффектом образовательной работы в процессе планирования и изготовления тематической папки становится навык детей самостоятельно давать объяснения, отвечать на возникающие вопросы, опираясь на свои знания и умения, используя устную речь, выражать свои мысли и желания.
В заключении хочется отметить, что данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В результате работы над созданием лэпбука у детей развивается умение планировать предстоящую деятельность, договариваться со сверстниками, распределять обязанности, искать нужную информацию (здесь конечно не обойтись без помощи взрослых). В процессе использования данного метода происходит формирование субъектной позиции ребенка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию.
Лэпбук для педагогов – интерактивное обучающее средство, позволяющее организовать активную речевую, коммуникативную, познавательную деятельность воспитанников, осуществляя дифференцированный подход; отличный способ преподнесения и последующего закрепления материала, предмет для выстраивания коммуникативных связей с детьми и родителями.
Лэпбук для образовательной организации – часть дидактического обеспечения зон развития в группах, средство мотивации профессионального и творческого развития педагогов, средство повышения компетентности родителей и педагогов.
Так же, это очень компактный кейс, наполненный максимальным содержанием по определенной теме, не требующий большого места для хранения, который может использоваться в работе педагога на протяжении длительного времени – и это для нас тоже очень важно!
Список литературы:
Блохина Е., Лиханова Т. «Лэпбук – «наколенная книга» / [Текст]/ Журнал "Обруч "№ 4
,
2015
г.
Татьяна Пироженко. tavika.ru /
http://www.tavika.ru
Нурисламова А. Д., Давыдова Н. С., Тазова Ю. С. Лэпбук в работе педагогов дошкольного образования.// Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Mеждунар. науч. кон
ф. (г. Самара, март 2016 г.). –
Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. — 98 с.