Лэпбук как средство организации образовательной деятельности дошкольников. | Смольникова Виктория Алексеевна . Работа №299819
Автор: Смольникова Виктория Алексеевна
Современные технологии развития детей позволяют эффективнее вести работу с ребенком. Одной из таких технологий является лэпбук, он помогает развитию способностей ребенка. В статье описывается их значение для развития детей, место в развивающей среде группы, методика примения лэпбука в работе с дошкольниками, влияние такой работы на развитие личности ребенка. Описаны ключевые направления организации работы с лэпбуком: использование лэпбуков, созданных педагогом; возможность создания лэпбуков совместно с детьми. Рассмотрен образец созданного лэпбука.
Ключевые слова: лэпбук, тематическая папка, средство обучения, дошкольный возраст, развитие детей.
Лэпбук как средство организации образовательной деятельности дошкольников.
Современная педагогика, основывается на требования федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию. Она значительно сменила подход к организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации. На сегодняшний день государством поставлена задача – подготовить абсолютно новое поколение: активное, любознательное.
Именно поэтому перед педагогом поставлена задача в поиске новых нестандартных форм взаимодействия с дошкольниками. Традиционное образование сменяется продуктивным обучением, которое ориентировано на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к творческой деятельности.
Особенностью дошкольного возраста является, то, что достижения ребенка дошкольного возраста обуславливаются не суммой точных знаний, умений и навыков, а комплекс индивидуальных качеств, в том числе обеспечивающих эмоциональную подготовленность детей к школе. Нужно отметить, что самое главное различие в том, что в дошкольной организации отсутствует строгая предметность. Формирование детей происходит в игре, а не в учебной деятельности.
Основная отличительная черта организации образовательной деятельности в ДОО в современном образовании – это отступление от учебной деятельности (занятий), увеличение статуса игры, как главного вида организации дошкольников; введение в процесс эффективных форм работы с ребенком: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках объединения образовательных областей.
В процессе поиска новых форм организации образования оказываются все педагоги дошкольной организации. Итогом этого поиска может стать тематическая папка или лэпбук.
Деятельность с лэпбуком соответствует основным тезисам организации совместной деятельности взрослого с ребенком, на которые опирается Н. А. Короткова:
• включенность педагога в деятельность наряду с ребенком;
• самостоятельное подключение ребенка к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
• легкий контакт и перемещение ребенка в течение занятия (в соответствии с организацией рабочего пространства);
• свободное временное завершение деятельности (ребенок занимается в своем темпе).
Лепбук соответствует всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде.
Лэпбук :
- информативен;
- полифункционален: помогает в развитии творчества, воображения;
- вариативен (существует множество вариантов применения любой его части);
- трансформируем (осуществляет возможность сменяемости пространства в зависимости от образовательных ситуаций);
- подходит для использования одновременно группы детей (также возможно участие взрослого как играющего партнера);
- имеет дидактические свойства. Включает в себя способы ознакомления с окружающим миром;
- представляет собой средство художественно-эстетического формирования детей, приближает его к миру искусства;
- его устройство и содержимое доступно ребенку дошкольного возраста;
- выполняет игровое, познавательное, исследовательское и творческое развитие всех дошкольников;
- лэпбук отвечает самому основному требованию – это безопасность.
Какую значимость несет в себе лэпбук для воспитателя? Он помогает организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования; содействует оформлению итогов совместной проектной деятельности; содействует организации индивидуальной и самостоятельной работы с ребенком.
Для детей лэпбук это - помощь в усвоении и запоминании знаний в изучаемой теме. Дети, когда угодно могут подойти и просто открыть лэпбук и с радостью повторить пройденный материал. Лэпбук отлично подходит для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разного возраста. Имеется возможность выбирать задания по возрасту детей (для малышей – кармашек с карточками или фигурками животных, а детям старшего дошкольного возраста – задания сложнее) и делать подобную коллективную книжку. Создание лэпбука может являться одним из видов совместной деятельности педагога и ребенка. А может стать формой представления результатов проекта или тематической недели.
В результате применения этой технологии у ребенка формируются универсальные умения, например:
- планирование дальнейшей деятельности;
- умение договариваться со сверстниками;
- распределение обязанностей;
- поиск нужную информации, её обобщение, систематизация;
- умение самостоятельно дать пояснения на возникающие вопросы;
- принятие самостоятельных решений, опираясь на свои знания и умения;
- использование устной речи, выражение своих мыслей и желаний.
Данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе, создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.
На примере изготовления лэпбука в своей практике я удостоверилась, что такой вид деятельности содействует в создании эмоционального комфорта в коммуникативном общении педагога, родителя и ребенка.
Темы для лэпбука могут быть совершенно разные: учебные; игровые; биографические. Так, например, у нас в группе уже имеется дидактическое пособие лэпбук. Он представляет собой деревянную основу. Внутри семь прозрачных папок-кармашек, карточки, в которых собрана информация по определенной теме, имеет несколько видов заданий. Такой лэпбук мы заполняем дидактическим материалом, в соответствии с образовательной ситуацией или тематической неделей.
1. Лэпбук «Русские – традиции и культура» в занимательной форме знакомит детей 3-7 лет с этим замечательным праздником. В пособии представлены следующие разделы:
1. Народные промыслы
2. Русский народный фольклор
3. Русские народные музыкальные инструменты
4. Стихи. Загадки, пословицы и поговорки
5. Задания на тему «Русские – традиции и культура»
6. Игры на тему «Русские – традиции и культура»
7. Русская живопись
8. Русский народный костюм
9. Народы России
2. Лэпбук «Широкая Масленица» в занимательной форме знакомит детей 4-7 лет с этим замечательным праздником. В пособии представлены следующие разделы:
1. Символы Масленицы
2. Частушки и приметы Масленицы
3. Масленица в живописи
4. Задания на тему Масленица
5. Стихи, песни о Масленице
6. Игры и конкурсы.
3. Лэпбук «День Земли» познакомит детей среднего и старшего возраста с празднике, который отмечается 22 апреля, обучает детей бережному отношению к природе. В пособие собраны следующие разделы:
Стихи и пословицы о Матери-Земле
Факторы развития экологических проблем и способы их решения
Правила сортировки мусора
Сроки разложения различного мусора в почве
Загрязнение воздуха и водоемов
Правила утилизации батареек
Игры и задания
4. Лэпбук «Великая Отечественная война». В лэпбуке собраны материалы о ВОВ для развивающих занятий с детьми дошкольного возраста. В него входит:
Факты о Великой Отечественной войне
Стихи детям о войне
Военная техника
Личные вещи солдата
ВОв
Причины войны
Награды
ВОв
Великие полководцы
ВОв
Картины художников о
ВОв
В условии модернизации образования, воспитателю нужно находить новые технологии и методы обучения, помогающие ему в обучении и воспитании личности, которая умеет неординарно мыслить, представлять и реализовывать разные идеи. Используя в своей работе технику создания лэпбука, возникает возможность воспитать именно такую личность к новой жизни в новых условиях.