Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраст | Чурикова Валерия Андреевна. Работа №312511
В статье рассматривается проблема развития лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста. Развитие лексико-грамматического строя речи имеет огромное значение, ведь в настоящее время количество детей, имеющих различные нарушения в речи достаточно возросло. При работе с такими дошкольниками специалисты отмечают отсутствие познавательной активности, что и заставляет педагогов использовать в своей работе не только традиционные методы и средства по развитию лексико-грамматического строя речи дошкольников, но и инновационные. Одним из таких средств является «Лэпбук».
Лэпбук как средство формирования лексико-грамматического строя речи
у детей старшего дошкольного возраста
Аннотация. В статье рассматривается проблема развития лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста. Развитие лексико-грамматического строя речи имеет огромное значение, ведь в настоящее время количество детей, имеющих различные нарушения в речи достаточно возросло. При работе с такими дошкольниками специалисты отмечают отсутствие познавательной активности, что и заставляет педагогов использовать в своей работе не только традиционные методы и средства по развитию лексико-грамматического строя речи дошкольников, но и инновационные. Одним из таких средств является «Лэпбук».
Ключевые слова: развитие лексико-грамматического строя речи, старший дошкольный возраст, лэпбук.
Главным условием полноценного речевого и психического развития ребенка является своевременное формирование грамматического строя языка, так как язык и речь осуществляют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов: памяти, восприятия, эмоций (Арушанова А.Г.).
Одним из действенных средств развития лексико-грамматического строя реи детей страшего возраста является лэпбук.
Впервые термин лэпбук ввела американская писательница Тэмми Дюби из Вирджинии. Она использовала его как средство систематизации информации для обучения своих детей дома. В переводе с английского «lap» -колени, «book» - книга, т.е. «Книга на коленях». Она назвала его так, потому что лэпбук умещается на коленях ребенка. Особенностью данной методики является то, что ребенок сам в игровой форме учится собирать и структурировать информацию. Под наш менталитет адаптировала его автор познавательных книг для детей, создатель авторских интерактивных папок-лэпбуков - Т.А. Пироженко. Данную технологию она разрабатывала для занятий со своим ребенком.
По мнению Т.А. Пироженко, лэпбук – это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению.
«Работа с лэпбуком соответствует организации субъект-субъектных отношений между воспитателем и ребенком:
- воспитатель включен в разные виды деятельности наравне с детьми;
- дошкольники без принуждения подключаются к деятельности;
- организация работы предполагает свободное общение и перемещение детей во время деятельности;
- каждый работает в своем темпе» [3, с.61].
Для исследования уровня сформированности лексико-грамматического строя речи детей старшего возраста использовалась адаптированная методика, разработанная О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной. Работа по изучению уровня сформированности лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста велась по следующим показателям:
1. Развитие словаря (образование родовых и видовых понятий, классификация предметов и выделение их признаков, закрепление в словаре ребенка противоположных признаков предмета и слов антонимов).
2. Формирование грамматических умений (умение составлять грамматически правильные предложения, используя предлагаемые предлоги, образование уменьшительно-ласкательной формы существительных, образование существительных множественного числа, согласование прилагательных с сущствительными в роде, числе).
Так, после проведения диагностики, в которой участвовало 8 детей старшего дошкольного возраста, было выявлено, что далеко не все дети хорошо владеют лексико-грамматическим строем речи. У большинства детей возникали небольшие трудности при выполнении заданий. После проведенных исследований можно сделать вывод, что дети недостаточно хорошо владеют лексико-грамматическим строем речи.
Для лучшего усвоения детьми материала по формированию лексико-грамматического строя речи был разработан лэпбук «Зоопарк». Данное пособие соответствует требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде, является доступным как для педагогов, так и для родителей. Лэпбук «Зоопарк» представляет собой тематическую, интерактивную папку-раскладушку, состоящую из 4 страниц. Он изготовлен из плотного картона формата А4 с использованием самоклеющейся пленки, цветного картона, цветной бумаги, иллюстрационного материала, на страницах папки имеются конверты и кармашки, в которых собрана информация по теме. Лэпбук предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Взрослому следует ознакомить ребенка с правилами игр, поиграть с ним. В ходе дидактических игр взрослый должен стимулировать речевую активность ребенка, поощрять правильные ответы. Освоив правила, дети затем могут играть самостоятельно.
Цель методического пособия по развитию лексико-грамматического строя речи: расширить, углубить, систематизировать знания детей о животных (внешний вид, чем питаются, умение узнавать и называть животных).
Задачи: развитие связной речи, умения составлять рассказ по картинке; обогащение словаря старших дошкольников; развитие зрительного восприятия; развитие у детей психических процессов (памяти, внимания, мышления); формирование грамматических умений.
В данное пособие были включены следующие игры.
1. Игра «Чья тень?»
Цель: формировать умение употреблять существительные в родительном падеже.
Игровой материал: карточки с предметными картинками.
Ход игры: Воспитатель раздает детям карточки с изображением животных и их теней. Дети должны найти и назвать животного, которому принадлежит тень (например, тень козы, курицы, утки, лошади и т.д.).
2. Игра «Кто что ест?»
Цель: формировать умение употреблять существительные в винительном падеже.
Игровой материал: Вырезанные из картона изображения животных (мордочки, приклеенные на прищепки, картонный круг с изображением еды животных (поделенный по секторам).
Ход игры: Воспитатель выдает детям прищепки с мордочками животных и круг с различными видами пищи. Ребенку необходимо прикрепить прищепку с картинкой животного на круг около пищи, которую употребляет данное животное. Например, мишка ест малину, кошка ест рыбу, обезьяна ест банан, белка - орешки, зайчик - морковку и т.д.
3. Сказка «Репка»
Цель: формировать умение употреблять существительные в творительном падеже.
Игровой материал: фигурки героев сказки из настольного театра.
Ход игры: Воспитатель выдает детям карточки с изображением героев. Детям нужно выстроить героев в той последовательности, в которой они расположены в сказке. Рассказать, кто за кем тянет репку. Например, Кошка за Жучкой, Жучка за внучкой, внучка за бабкой, бабка за дедкой, дедка за репкой.
4. Игра «Назови ласково»
Цель: учить детей образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.
Игровой материал: Вырезанные из картона изображения животных.
Ход игры: Воспитатель раздает детям картинки с изображениями животных. Они должны назвать, кто изображен на картинке, и образовать ласковую форму этого слова. Например, Слон-слоник; Жираф - жирафик; Лев - львенок; Кот - котик; Коза козочка и т.д.).
5. Игра «Скажи какой»
Цель: понимать и различать категории рода имен прилагательных, обозначающих эмоциональные состояния; согласовывать имена прилагательные в роде и числе.
Игровой материал: предметные картинки.
Ход игры: Воспитатель показывает ребенку картинки, предлагает внимательно их рассмотреть, предлагает ребенку рассмотреть выражение лица каждого гостя и назвать его эмоциональное состояние. Педагог начинает фразу - ребенок продолжает. Например, воспитатель просит ребенка выбрать то эмоциональное состояние, в котором он находится в данный момент, и рассказать об этом. Например, «Я сегодня грустный/веселый»).
6. Игра «Собери картинку»
Цель: формировать умение употреблять существительные в родительном падеже.
Дидактический материал: карточки с изображением животных, разрезанные на несколько частей.
Ход игры: Воспитатель раздает детям игровые карточки, разрезанные на части. Собрав картинку, ребенок рассказывает, какое животное он собрал. Например, «Я собрал поросенка / слона / собаку / кошку» и т.д.
7. Игра «Урожай»
Цель: Учить детей классифицировать овощи, фрукты и выделять их признаки.
Материалы: силуэты корзин, предметные картинки с изображением овощей, фруктов.
Игровые правила: отбирать и помещать правильно фрукты - в розовую корзину, овощи - в синюю корзину.
Дидактическое пособие «Зоопарк» можно рекомендовать родителям для индивидуальных занятий с детьми. Для них - это яркая, интересная книга, им хочется рассматривать ее и изучать. Лэпбук побуждает к активному речевому и коммуникативному взаимодействию со взрослыми и сверстниками.
Библиографический список
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. -- 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи: речь и речевое общение детей: методическое пособие для воспитателей / А. Г. Арушанова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика - Синтез, 2011 - 322 с.
3. Ковалева А.В. Использование лэпбуков в патриотическом воспитании старших дошкольников// В сборнике: Ребенок-дошкольник в современном образовательном пространстве. материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции. Липецк, 2020. С. 61-64.