Лэпбук как средство выявления индивидуальных предпочтений и развитие детской инициативы | Гуреева Оксана Анатольевна. Работа №234827
Автор: Гуреева Оксана Анатольевна
Одной из инновационных форм работы по речевому развитию дошкольников является создание «лэпбуков» различной тематики.
Лэпбук – это портфолио или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Методика его создания перенята у американских педагогов и родителей, которые активно её используют при обучении детей на дому.
Лэпбук как специфическое средство контроля подготовки речевого развития старших дошкольников.
В век глобальной компьютеризации всё острее встает вопрос развития речи дошкольников, т.к. и дети, и взрослые больше общаются с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.
Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в дошкольном возрасте, поэтому в ФГОС ДО уделяется большое внимание речевому развитию и формированию культуры речевого общения дошкольников («Речевое развитие» выделено в отдельную образовательную область).
Цель организации работы в ДОУ по данному направлению – формирование устной речи и навыков речевого общения дошкольников с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Задачи:
Проанализировать образовательную программу ДОУ и мониторинговые результаты детей по ОО « Речевое развитие».
Создать единое образовательное пространство ДОУ и семей воспитанников по вопросам речевого развития детей дошкольного возраста.
Проблема. Из наблюдений за детьми подготовительной группы мы выяснили, что речь их не сформирована в совершенстве. По результатам мониторинга речевого развития детей было выявлено множество недостатков в речи:
нарушена логика
;
недостаточность словарного запаса;
наличие сложностей в звукопроизношении;
неполнота содержания;
неточность употреблений слов и выражений;
наличие грамматических ошибок в речи;
несложность используемых синтаксических конструкций;
недостаточность словарного запаса;
неуверенность при рассказывании.
В процессе анкетирования родителей по теме «Речевое развития детей старшего дошкольного возраста» было установлено, что:
36 % не имеет представления о том, соответствует ли речевое развитие его ребёнка возрастной норме;
55 % проводят со своим ребенком работу по совершенствованию его речи через такие формы как, чтение художественной литературы, посещений занятий учителя-логопеда, выполнение рекомендаций воспитателей, разыгрывание театрализованных сценок дома.
Данные статистики речевого развития дошкольников свидетельствуют об увеличении количества детей, имеющих отклонения от нормы (особенно мальчики). Это усугубляется безынициативностью современных родителей к развитию речи своего ребёнка, перекладывающих эту ответственность на дошкольные учреждения. К тому же, практика работы с детьми старшего дошкольного возраста и требования ФГОС ДО мотивируют педагогов искать новые или по-новому сочетать традиционные приёмы и методы работы для успешного развития речи дошкольников.
Учитывая особенности возраста воспитанников, вовлечь их в активную речевую деятельность возможно только через «разжигание» интереса к предмету этой деятельности. В психологии и дидактике описано много приёмов позволяющих заинтересовать и увлечь ребенка, основываясь на ведущей деятельности этого сензитивного периода – игре. В последнее время педагогами дошкольных учреждений стало использоваться новое дидактическое средство для развития речи – лэпбук.
Одной из инновационных форм работы по речевому развитию дошкольников является создание «лэпбуков» различной тематики.
Лэпбук – это портфолио или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Методика его создания перенята у американских педагогов и родителей, которые активно её используют при обучении детей на дому.
Преимущество его использования в работе с детьми 6 – 7 лет видим в следующем:
- лэпбук для детей – яркая, красочная, «загадочная» книжка, хранящая в себе множество секретов и тайн, которую хочется рассматривать и изучать, возвращаться вновь и вновь к её содержимому, побуждающая к активному речевому и коммуникативному взаимодействию со взрослым и ровесниками, эффективная форма овладения речью (культурой речи);
- лэпбук для родителей – возможность полезно и увлекательно провести время со своим ребенком, организовать активное общение, возможность узнать интересы и потенциал ребёнка, проявить творчество, поучаствовать в жизни детского сада;
- лэпбук для педагогов – интерактивное обучающее средство, позволяющее организовать активную речевую, коммуникативную, познавательную деятельность воспитанников, осуществляя дифференцированный подход; отличный способ преподнесения и последующего закрепления материала, предмет для выстраивания коммуникативных связей с детьми и родителями, возможность раскрыть свои организаторские и творческие способности;
- лэпбук для ДОУ – часть дидактического обеспечения зон развития в группах, средство мотивации профессионального и творческого развития педагогов, средство повышения компетентности родителей и педагогов.
Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям организации партнёрской деятельности взрослого с детьми:
• включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
• добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
• свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
• открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
В результате данной культурной практики у детей развиваются умения, такие как:
• умение планировать предстоящую деятельность;
• договариваться со сверстниками;
• распределять обязанности;
• искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
• самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
• принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
• используя устную речь, выражать свои мысли и желания;
• представлять (презентовать) результаты своего труда и др.
Работу по созданию лэпбуков строим по-разному:
- готовлю сама и предъявляю детям как сюрприз, а затем активно с ним знакомимся, обсуждаем;
- предлагаю разработать лэпбук родителям совместно с детьми в рамках лексической темы недели, а затем вместе представить его остальным ребятам группы;
- лэпбук создаём в течение недели вместе с детьми по ходу реализации плана мероприятий в рамках лексической темы, а в конце недели рассматриваем и вспоминаем весь материал темы.
С точки зрения дидактики данная работа осуществляется нами с учётом основных дидактических и методических принципов (принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития, принцип обеспечения активной речевой практики, принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи) и способствует реализации содержания речевых задач, обозначенных в ФГОС ДО.
Содержание лэпбуков подбираем с учетом возможности развития всех сторон речи (фонетики, лексики, грамматики и связной речи), расширения знаний и представлений об окружающем, развития мыслительных процессов, произвольного внимания и восприятия, мелкой моторики, пространственной ориентировки, речевого творчества.
Теперь эти яркие книжечки заняли своё почётное место в уголке тайн и загадок. Ребята не потеряли к ним интерес: берут, рассматривают, вновь выполняют задания (самостоятельно), активно общаются, делятся впечатлениями о совместной работе с родителями над её созданием.
Родители, которые попробовали создать лэпбук, высказывают желание и дальше «играть» с нами, создавая волшебные книги для ребят. Появились предложения и от других родителей, которые стали интересоваться планированием лексических тем на этот год.
Конечно, такая работа требует затрат времени и собственных усилий, но результат намного оправдывает эти затраты. Об этом Д.А. Гатовская в своей статье очень точно сказала «Лэпбук – это … полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача взрослого лишь придавать ребенку уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов».