Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Лэпбук как средство выявления индивидуальных предпочтений и развитие детской инициативы | Гуреева Оксана Анатольевна. Работа №234827

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Гуреева Оксана Анатольевна
Одной из инновационных форм работы по речевому развитию дошкольников является создание «лэпбуков» различной тематики.

Лэпбук – это портфолио или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Методика его создания перенята у американских педагогов и родителей, которые активно её используют при обучении детей на дому.

Лэпбук как специфическое средство контроля подготовки речевого развития старших дошкольников.

В век глобальной компьютеризации всё острее встает вопрос развития речи дошкольников, т.к. и дети, и взрослые больше общаются с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.

Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в дошкольном возрасте, поэтому в ФГОС ДО уделяется большое внимание речевому развитию и формированию культуры речевого общения дошкольников («Речевое развитие» выделено в отдельную образовательную область).

Цель организации работы в ДОУ по данному направлению – формирование устной речи и навыков речевого общения дошкольников с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Задачи:

Проанализировать образовательную программу ДОУ и мониторинговые результаты детей по ОО « Речевое развитие».

Создать единое образовательное пространство ДОУ и семей воспитанников по вопросам речевого развития детей дошкольного возраста.

Проблема. Из наблюдений за детьми  подготовительной группы мы выяснили, что речь их не сформирована в совершенстве. По результатам мониторинга речевого развития детей было выявлено множество недостатков в речи:

нарушена логика

;

недостаточность словарного запаса;

наличие сложностей в звукопроизношении;

неполнота содержания;

неточность употреблений слов и выражений;

наличие грамматических ошибок в речи;

несложность используемых синтаксических конструкций;

недостаточность словарного запаса;

неуверенность при рассказывании.

В процессе анкетирования родителей по теме «Речевое развития детей старшего дошкольного возраста» было установлено, что: 

36 % не имеет представления о том, соответствует ли речевое развитие его ребёнка возрастной норме;

55 % проводят со своим ребенком работу по совершенствованию его речи через такие формы как, чтение художественной литературы, посещений занятий учителя-логопеда, выполнение рекомендаций воспитателей, разыгрывание театрализованных сценок дома.

Данные статистики речевого развития дошкольников свидетельствуют об увеличении количества детей, имеющих отклонения от нормы (особенно мальчики). Это усугубляется безынициативностью современных родителей к развитию речи своего ребёнка, перекладывающих эту ответственность на дошкольные учреждения. К тому же, практика работы с детьми старшего дошкольного возраста и требования ФГОС ДО мотивируют педагогов искать новые или по-новому сочетать традиционные приёмы и методы работы для успешного развития речи дошкольников.

Учитывая особенности возраста воспитанников, вовлечь их в активную речевую деятельность возможно только через «разжигание» интереса к предмету этой деятельности. В психологии и дидактике описано много приёмов позволяющих заинтересовать и увлечь ребенка, основываясь на ведущей деятельности этого сензитивного периода – игре. В последнее время педагогами дошкольных учреждений стало использоваться новое дидактическое средство для развития речи – лэпбук.

Одной из инновационных форм работы по речевому развитию дошкольников является создание «лэпбуков» различной тематики.

Лэпбук – это портфолио или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Методика его создания перенята у американских педагогов и родителей, которые активно её используют при обучении детей на дому.

Преимущество его использования в работе с детьми 6 – 7 лет видим в следующем:

- лэпбук для детей – яркая, красочная, «загадочная» книжка, хранящая в себе множество секретов и тайн, которую хочется рассматривать и изучать, возвращаться вновь и вновь к её содержимому, побуждающая к активному речевому и коммуникативному взаимодействию со взрослым и ровесниками, эффективная форма овладения речью (культурой речи);

- лэпбук для родителей – возможность полезно и увлекательно провести время со своим ребенком, организовать активное общение, возможность узнать интересы и потенциал ребёнка, проявить творчество, поучаствовать в жизни детского сада;

- лэпбук для педагогов – интерактивное обучающее средство, позволяющее организовать активную речевую, коммуникативную, познавательную деятельность воспитанников, осуществляя дифференцированный подход; отличный способ преподнесения и последующего закрепления материала, предмет для выстраивания коммуникативных связей с детьми и родителями, возможность раскрыть свои организаторские и творческие способности;

- лэпбук для ДОУ – часть дидактического обеспечения зон развития в группах, средство мотивации профессионального и творческого развития педагогов, средство повышения компетентности родителей и педагогов.

Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям организации партнёрской деятельности взрослого с детьми:

• включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

• добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

• свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

• открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

В результате данной культурной практики у детей развиваются умения, такие как:

• умение планировать предстоящую деятельность;

• договариваться со сверстниками;

• распределять обязанности;

• искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;

• самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;

• принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;

• используя устную речь, выражать свои мысли и желания;

• представлять (презентовать) результаты своего труда и др.

Работу по созданию лэпбуков строим по-разному:

- готовлю сама и предъявляю детям как сюрприз, а затем активно с ним знакомимся, обсуждаем;

- предлагаю разработать лэпбук родителям совместно с детьми в рамках лексической темы недели, а затем вместе представить его остальным ребятам группы;

- лэпбук создаём в течение недели вместе с детьми по ходу реализации плана мероприятий в рамках лексической темы, а в конце недели рассматриваем и вспоминаем весь материал темы.

С точки зрения дидактики данная работа осуществляется нами с учётом основных дидактических и методических принципов (принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития, принцип обеспечения активной речевой практики, принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи) и способствует реализации содержания речевых задач, обозначенных в ФГОС ДО.

Содержание лэпбуков подбираем с учетом возможности развития всех сторон речи (фонетики, лексики, грамматики и связной речи), расширения знаний и представлений об окружающем, развития мыслительных процессов, произвольного внимания и восприятия, мелкой моторики, пространственной ориентировки, речевого творчества.

Теперь эти яркие книжечки заняли своё почётное место в уголке тайн и загадок. Ребята не потеряли к ним интерес: берут, рассматривают, вновь выполняют задания (самостоятельно), активно общаются, делятся впечатлениями о совместной работе с родителями над её созданием.

Родители, которые попробовали создать лэпбук, высказывают желание и дальше «играть» с нами, создавая волшебные книги для ребят. Появились предложения и от других родителей, которые стали интересоваться планированием лексических тем на этот год.

Конечно, такая работа требует затрат времени и собственных усилий, но результат намного оправдывает эти затраты. Об этом Д.А. Гатовская в своей статье очень точно сказала «Лэпбук – это … полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача взрослого лишь придавать ребенку уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов».

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×