"Лепим-развиваемся-играем" игры с дидактическим пособием "Огород круглый год" | Пермякова Ольга Васильевна . Работа №315084. Номер работы: №315084
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для обучения в школе. Лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
Дошкольники обладают огромным интересом и способностями к познавательной деятельности, совершаемой руками. Именно поэтому, в дошкольном возрасте на развитие мелкой моторики следует обращать особое внимание: к тому моменту, когда ребенок пойдет в школу, его моторные навыки должны быть развиты на достаточном уровне. Именно поэтому, необходимо связать лепку и игру в одно целое. У маленького ребенка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь.
Таким образом, на основе наблюдений и диагностики нами были изготовлены мини фигурки овощей и фруктов из полимерной глины. Так как полимерная глина после запекания легко использовать в играх, мыть и долговечна. Данный набор уникален и представлен в виде мини фигурок овощей и фруктов. Фигурки изготовлены из качественной, цветной полимерной глины. В изготовлении фигурок участвовали: педагог, дети и их родители. Дети лепят игрушку, и тут же с удовольствием играют с ней. Данный набор предназначен для игр и индивидуальной работы с детьми. Рекомендуется для детей от 3х лет и старше. К набору нами были изготовлены атрибуты для игр: поле, деревья, коробочки, корзинки. Это пособие может быть использовано на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, развитию мелкой моторики рук и много других интересных занятий.
Тема проекта: «Лепим - развиваемся - играем».
Воспитатель Пермякова Ольга Васильевна
МБДОУ детский сад №4 «Ромашка».
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Сухомлинский В.А
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для обучения в школе. Лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных отношений.
Занятия лепкой воспитывают художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть, ведь герои сюжеты будущих работ находятся вместе с нами, идут по улице, живут в книгах и кинофильмах. Необходимо только помочь ребёнку их отыскать. Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребёнка, мышцы пальцев, ловкость рук. Важную роль в этом увлекательном процессе играет взрослый, который может научить, дать совет, своевременно похвалить, разъяснить непонятное.
О важности игры в познании мира и общем развитии ребенка знают все родители без исключения. Но многие родители с младенчества приучают малышей к гаджетам. Смогут ли они заменить старые добрые игрушки, необходимые для развития мелкой моторики и объемного восприятия мира? Главная задача взрослых – разбудить интерес к познанию, а интерес постепенно вырабатывает навыки усвоения знаний, далее этот процесс переходит в потребность к систематической умственной деятельности. Специалисты отмечают, что игра в определенной мере является одним из способов познания окружающего мира, особенно тогда, когда дети используют игру как отражение действительности. Для гармоничного умственного и физического развития детям необходимы игрушки. Через игру ребенок познает мир. В игре у ребенка раз за разом закрепляются соответствующие действия. Ребенок играет, потому что развивается, и развивается, потому что играет.
Дошкольники обладают огромным интересом и способностями к познавательной деятельности, совершаемой руками. Именно поэтому, в дошкольном возрасте на развитие мелкой моторики следует обращать особое внимание: к тому моменту, когда ребенок пойдет в школу, его моторные навыки должны быть развиты на достаточном уровне. Именно поэтому, необходимо связать лепку и игру в одно целое. У маленького ребенка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь.
Таким образом, на основе наблюдений и диагностики нами были изготовлены мини фигурки овощей и фруктов из полимерной глины. Так как полимерная глина после запекания легко использовать в играх, мыть и долговечна. Данный набор уникален и представлен в виде мини фигурок овощей и фруктов. Фигурки изготовлены из качественной, цветной полимерной глины. В изготовлении фигурок участвовали: педагог, дети и их родители. Дети лепят игрушку, и тут же с удовольствием играют с ней. Данный набор предназначен для игр и индивидуальной работы с детьми. Рекомендуется для детей от 3х лет и старше. К набору нами были изготовлены атрибуты для игр: поле, деревья, коробочки, корзинки. Это пособие может быть использовано на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, развитию мелкой моторики рук и много других интересных занятий.
Программа «От рождения до школы», по которой работает наш детский сад, предъявляет требования к развитию познавательных интересов детей. Одним из средств познавательного интереса является развитие мелкой моторики рук детей. Это осуществляется при интеграции областей в образовательном процессе.
Для получения положительного результата, необходимо продумать содержание игр. При этом в содержание уже известных игр нужно вносить новые элементы. Игры и упражнения с дидактическим материалом проводили в свободное время, и во время занятий. Для того чтобы у детей возникло желание выполнить учебное задание, должна проводится работа по формированию игровой мотивации. Главное – вызвать доброе отношение к игровым персонажам, желание помогать им, создать мотивацию. Важно обязательно узнать хотят ли дети помочь герою, только после утвердительного ответа продолжаем занятие. Данное пособие обновляется различными играми и материалами. В дальнейшем планируется изготовление из полимерной глины ягод и грибов Якутии, персонажей для обыгрывания. Так же нами изготовлен лэпбук, куда входят игры, загадки на закрепление знаний детей об овощах и фруктах.
Мы поставили перед собой следующие задачи:
Создание эмоционально – положительного настроения в продуктивной деятельности.
Развитие познавательного интереса через игру с дидактическим набором.
Побуждать родителей к совместному творчеству с ребенком.
Расширить знания о растениях (грибы, ягоды) Якутии.
В ходе работы нами была разработана серия игр с мини фигурами овощей и фруктов, которую разделили на четыре направления. В процессе игр можно менять правила, создавать новую игру. В игровой форме дети запоминают названия овощей и фруктов, закрепляют счет и тд.
Игры по ознакомлению с окружающим:
«Во саду ли, в огороде»
Цель: Развивать наблюдательность и любознательность; формировать у детей навыки игр, направленных на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствуя умение сравнивать предметы по внешним признакам, группировать их. Оборудование: макет дерева, огорода, мини фрукты и овощи. Ход игры: 1. Предложить детям сгруппировать по признаку «Что где растет?». Овощи на грядках в огороде, фрукты – на деревьях в саду. Называя предмет, ребенок раскладывает фигурки на грядку или на деревья. В конце игры дети проверяют правильность выполнения задания. 2. Обобщение понятий о фруктах и овощах. Дети называют овощи и фрукты.
«Накормим животных»
Цель: Расширять знания детей о питании животных. Развивать память, любознательность, интерес к животному и растительному миру. Ход игры: Детям предложить покормить животных. Каждому животному нужны витамины. И животные тоже любят есть овощи и фрукты. Обыграть с игрушками животных.
«Назови овощ»
Цель: Учить детей называть овощи и фрукты, различать по внешнему виду. Развивать память и внимание. Ход игры: Предложить ребенку назвать фигурки овощей и фруктов. Если правильно назвал, то кладет в мешочек. Выигрывает тот, кто больше собрал овощей и фруктов.
«Четвертый лишний»
Цель: Развивать умение классифицировать предметы по существенным признакам, закрепление слов обобщений. Ход игры: Предложить детям задание рассмотреть фигурки и назвать один лишний. Оставшиеся предметы назвать одним словом. За каждое правильное задание дается фишка или фигурка фрукта или овоща. Выигрывает тот, кто соберет больше.
«Сортируем овощи и фрукты»
Цель: Учить различать и соотносить предметы по величине, закрепить понятия большой –маленький, один –много. Ход игры: Предложить ребенку собрать урожай. Перед ним два ящика. В один ящик соберем маленькие плоды, а в другую большие.
«Жизнь в семенах»
Цель: Познакомить детей с разнообразием семян овощных культур (семена перца, томата, огурцов, бобов, тыквы). Ход игры: рассмотреть семечко, выбрать нужный набор карточек, расставить по порядку этапы развития овощной культуры, и фигурку овоща.
Игры по сенсорному развитию:
«Собери по цвету»
Цель: Закрепить знания детей об овощах и фруктах, умение различать основные цвета и называть их. Развивать внимание, память. Ход игры: Предложить детям карточки разного цвета. Каждый ребенок выбирает из корзинки овощи и фрукты и раскладывает на карточку соответствующего цвета. «На карточку посмотри, какой по цвету фрукт скажи». Игра может проводиться от 1 до 6 детей.
«Сенсорная коробка»
Цель: Развивать мелкую моторику рук, координацию движений, восприятие и формирование знаний о внешних свойствах предметов, познавательного интереса. Расширять словарный запас. Ход игры: вариантов игры с сенсорной коробкой много. Например, предложить детям найти спрятанные овощи в крупе, назвать их правильно. Или предложить поиграть с использованием мелких игрушек животных.
«Чудесный мешочек»
Цель: закрепить название овощей, развивать мелкую моторику. Ход игры: Ребенок достает из мешочка фигурку овоща или фрукта, если он угадал на ощупь называет. Затем называет его цвет, форму.
«Соберем урожай»
Цель: закрепить знания об овощах и фруктах, развивать память и внимание. Ход игры: Предложить детям собрать урожай с огорода и с сада. Детям раздать ящики, в которые они будут собирать урожай. Например, «Собери в ящик только овощи», «Собери в ящик фрукты». Кто соберет правильно, тот выигрывает.
«Овощной человечек»
Цель: Развивать воображение, творческие способности, цветовосприятие и знание о формах. Ход игры: Предложить детям создать из фигурок человечка и придумать ему имя. Можно изготовить человечка полностью, а можно собрать только лицо.
«Угадай чего не стало ?»
Цель: Учить детей запоминать предметы и их расположение. Развивать связную речь, память, внимание. Ход игры: на столе расположены в ряд фигурки овощей и фруктов. Воспитатель просит детей внимательно посмотреть и запомнить. Затем педагог накрывает их полотном, незаметно убирает одну фигурку. Дети должны угадать какой фигурки не стало. Игра усложняется тем, что можно спрятать две фигурки.
«Сортировка по цвету»
Цель: развитие сенсорного восприятия. Развивать умение различать и называть цвета, мелкую моторику рук через действия с предметами. Ход игры: в игре участвуют два ребенка. Детям предлагается два ящика. Один ребенок должен собрать только красные фигурки, а другой только желтые. Затем цвет меняется.
Игры по развитию речи:
«Магазин Фрукты и овощи»
Цель: Развитие умений детей точно описывать внешний вид, вкус, место произрастания фруктов и овощей. Корзинки. Ход игры: Дети выбирают продавца. Покупатель подходит к магазину. Не называя предмет, ребенок описывает фрукт или овощ который хочет купить. Ребенок должен описать так, чтобы продавец понял, что он хочет купить. Продавец продает только тому, кто правильно описал фрукт или овощ.
«Назови ласково»
Цель: Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Ход игры: Педагог показывает фрукт или овощ и предлагает назвать его ласково. Огурец – огуречик, морковь – морковочка, яблоко – яблочко. и т.д.
«Сок и варенье»
Цель: Пополнять и активизировать словарь детей на тему «Овощи» и «Фрукты». Учить детей образовывать прилагательные от существительных. Ход игры: Сок из моркови – морковный, сок из томатов – томатный и т.д. Салат из свеклы – свекольный. Варенье из яблок – яблочное.
«Овощные загадки»
Цель: Развивать воображение, память. Учить детей отгадывать загадки. Ход игры: Предложить детям отгадать загадки про овощи и фрукты. За каждый правильный ответ получают фигурку фрукта или овоща.
«Подбери слово»
Цель: учить детей подбирать прилагательные к существительным. Ход игры: «Дети все на свете знают, Что каким у нас бывает». Яблоко какое? – красное, круглое, большое, сладкое и т.д..
Игры и упражнения по математике:
«Собираем урожай»
Цель: Закрепить навыки счета. Тренировать в умении соотносить количество предметов с цифрой. Ход игры: детям предлагается собрать урожай по количеству точек (цифра). «Урожай собирай и внимательно считай».
«Счет на ощупь»
Цель: Развивать умение считать на ощупь, мелкую моторику рук, внимание, память. Закрепить порядковый счет. Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку угадать на ощупь количество фруктов или овощей в мешочке.
«Веселый счет»
Цель: Учить детей считать и отсчитывать предметы. Закрепить количественный и порядковый счет. Учить соотносить количество предметов с цифрой. Ход игры: Детям предлагается посчитать столько овощей на грядке и фруктов на дереве. На каждой грядке указать карточкой количество овощей.
«Покупки»
Цель: развивать у детей внимание, память. Учить детей отсчитывать предметы. Соотносить количество с числом. Ход игры: продавец предлагает купить овощи или фрукты. Ребенок должен назвать столько овощей или фруктов, сколько у него денег и дать продавцу. Продавец дает покупки, если ребенок правильно посчитал деньги.
Заключение. В игровой деятельности развиваются духовные и физические силы ребенка. Кроме того игра - это своеобразный способ усвоения общественного опыта. Воспитательные возможности игры наиболее полно реализуются при умелом педагогическом руководстве, которое обеспечивает необходимый уровень развития игровой деятельности. При этом самыми интересными для детей являются игрушки, сделанные своими руками совместно со взрослыми. Таким образом, создание фигур и игра с дидактическим набором не только способствует развитию ребенка, но и формированию положительных взаимоотношений со взрослыми (родителями, педагогом).
Литература:
Павлова. Л. Ю., М.: 2014г. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром
Комарова Т.С. Учитесь рисовать и лепить. М.: 2009 г.
Марудова
, Е.В. О
знакомление дошкольников с окружающим миром. М.: 2010.
Венгер
Л. Пластилиновая груша // Дошкольное воспитание,- 2011, №8