Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 28.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Личностно - ориентированные взаимодействия педагога и детей в непосредственно - образовательной деятельности | Казакова Галина Александровна. Работа №239506

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Казакова Галина Александровна
В статье раскрываются способы общения ,  она предполагает умение стать на позицию ребенка.  Так же раскрывается тактика общения и сотрудничества

Личностно –ориентированные взаимодействия педагога и детей в непосредственно – образовательной деятельности

 

.

Казакова Галина Александровна Воспитатель Д/С «8

Новопашина Марина Дмитриевна Воспитатель Д/С «8

В настоящее время наблюдается недостаточная теоретическая и методическая подготовка специалистов ДОУ в вопросах личностно-ориентированного взаимодействия с детьми. В профессиональной деятельности педагогов чаще проявляется авторитарная или смешанная позиция в процессе непосредственно образовательной деятельности. Возникает необходимость в коррекции теоретической компетенции педагогов и формирования их профессиональной, методической готовности к личностно-ориентированному взаимодействию с детьми

Сущность личностно-ориентированной парадигмы образования, заключается в признании уникальности субъективного опыта ребенка, самоценности периода детства. В основе построения педагогического процесса в ДОУ лежит субъект-субъектное взаимодействие воспитателя и ребенка.

Эта модель способствует становлению ребенка как личности, обретению им самого себя как неповторимой индивидуальности, предупреждает возникновение возможных тупиков личностного развития.

В личностно-ориентированной модели своя педагогическая технология: переход от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению.

Способы общения предполагают умение стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции.

Тактика общения - сотрудничество. Позиция исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.

Изменения социально-экономических условий в современном обществе привели к появлению успешной личности, обладающей творческой активностью, инициативностью, способной к саморазвитию и самореализации.

Как воспитать такую личность?

На эти вопросы, дает ответ личностно-ориентированная модель образования, продекларированная ФГОС ДО.

Согласно ФГОС ДО, образовательный процесс в ДОУ должен строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми.

Для нас, как педагогов дошкольного образования, очень важно, что данное положение основано на особенностях психического развития дошкольников.

Личностно-ориентированная модель образования основана на гуманистических принципах, подчеркивающих право ребенка на собственный путь развития. Во взаимодействии с детьми мы придерживаемся позиции так называемых трех «П».

1. «Понять» – увидеть ребенка «изнутри», посмотреть на мир его глазами, увидеть побудительные мотивы его поведения.

2. «Признать» – позитивное отношение к индивидуальности ребенка, независимо от того радует ли он вас в данный момент или нет. Признать его индивидуальность.

3. «Принять» - всегда учитывать право ребенка на решение тех или иных проблем.

В чем же преимущество личностно-ориентированного взаимодействия ребенка и взрослого?

В личностно-ориентированной модели, которая альтернативна учебно-дисциплинарной модели, в общении с детьми мы придерживаемся принципа: "Не рядом и не над, а вместе! "

Наша цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Это предполагает решение следующих задач:

- развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования ;

- формирование начал личности;

- развитие индивидуальности ребенка.

Особенности личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми в процессе непосредственно образовательной деятельности мы видим в том, чтобы –обеспечить ребенку чувство защищенности, доверие к миру, радость существования ;

- формировать предпосылки личностной культуры;

- развивать индивидуальность каждого воспитанника.

Меняется тактика общения с ребенком:

- наша позиция исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития;

- создаем и используем ситуации, требующие от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности;

- в зависимости от ситуации меняем стиль общения.

Изменились и наши подходы в общении с родителями воспитанников:

- обеспечиваем психологическую поддержку ребенку и психоэмоциональную поддержку родителей ;

- родителям даем реальное представление о характере взаимодействия ребенка со сверстниками и представление о его уровне развития

- создаем условия для преемственности работы с ребенком в домашних условиях, обеспечиваем содержательную и организационную преемственность .

Для реализации личностно-ориентированного взаимодествия педагога с детьми в процессе непосредственно образовательной деятельности является личность самого педагога!

С одной стороны мы должны быть сами личностью, соответствовать идеалу, которого ждет от нас ребенок, с другой стороны, мы должны овладеть такими профессиональными качествами, педагогической компетентностью, чтобы влиять на саморазвитие детей.

Самое главное, чтобы педагог:

-УВАЖАЛ РЕБЕНКА

-ВЕРИЛ В РЕБЕНКА

-ЗНАЛ РЕБЕНКА

-ПОНИМАЛ РЕБЕНКА (

-БЕРЕЖНО ОТНОСИЛСЯ К ДУХОВНОМУ МИРУ И ПРИРОДЕ РЕБЕНКА - все дети разные

-БЕРЕГ И РАЗВИВАЛ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА РЕБЕНКА

-ВОСПРИНИМАЛ РЕБЕНКА– как субъекта образования

Одним из основных условий реализации данного подхода является эффективная организация развивающей среды ДОУ .

Специфика заключается в том, что созданная нами в группах и помещениях ДОУ развивающая среда служит, в большей степени, для реализации самостоятельных замыслов ребенка, его саморазвитию.

Особое внимание мы уделяем подбору и организации игрового и дидактического материала, который позволяет выявить творческий потенциал каждого ребенка, изобретательность детей к содержанию, виду и форме познания, отражать зону ближайшего развития дошкольников. Содержание и насыщенность мы можем изменять в зависимости от интересов и потребностей детей.

Это дает ряд преимуществ.

Прежде всего, мы предоставляем детям возможность выбора содержания, выбора видов деятельности, выбора способа выполнения деятельности, выбора результатов и способов их оценивания.

Мы строим образовательную работу с ребенком на основе систематического наблюдения и анализа его развития.

Задачи, темы, содержание и виды деятельности планируем и реализовываем исходя из реальных возможностей, интересов и потребностей детей, при непосредственном активном участии детей и их родителей.

Планирование воспитательно - образовательной работы осуществляем вместе с детьми в виде разработки и реализации тематических мероприятий.

Тематические мероприятия, объединяющие в одной теме все способы познания и различные виды детской деятельности, дают возможность каждому ребенку выбрать тот путь познания, который ему органичен.

Таким образом, при личностно-ориентированном взаимодействии с детьми в процессе образования воспитываются и развиваются качества личности, отвечающие требованиям

информационного общества, создаем условия для становления нравственной и успешной личности.

Ожидаемые результаты - расширение степеней свободы развивающегося ребенка : его способностей, прав, перспектив.

Литература:

. Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. - Новосибирск: ГЦРО, 2000.

. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968.

. Детская психология: Учеб. пособие/Под. Ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько - Мн.: Университетское, 1988. - 399с.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×