Личностно - ориентированные взаимодействия педагога и детей в непосредственно - образовательной деятельности | Казакова Галина Александровна. Работа №239506
Автор: Казакова Галина Александровна
В статье раскрываются способы общения , она предполагает умение стать на позицию ребенка. Так же раскрывается тактика общения и сотрудничества
Личностно –ориентированные взаимодействия педагога и детей в непосредственно – образовательной деятельности
.
Казакова Галина Александровна Воспитатель Д/С «8
Новопашина Марина Дмитриевна Воспитатель Д/С «8
В настоящее время наблюдается недостаточная теоретическая и методическая подготовка специалистов ДОУ в вопросах личностно-ориентированного взаимодействия с детьми. В профессиональной деятельности педагогов чаще проявляется авторитарная или смешанная позиция в процессе непосредственно образовательной деятельности. Возникает необходимость в коррекции теоретической компетенции педагогов и формирования их профессиональной, методической готовности к личностно-ориентированному взаимодействию с детьми
Сущность личностно-ориентированной парадигмы образования, заключается в признании уникальности субъективного опыта ребенка, самоценности периода детства. В основе построения педагогического процесса в ДОУ лежит субъект-субъектное взаимодействие воспитателя и ребенка.
Эта модель способствует становлению ребенка как личности, обретению им самого себя как неповторимой индивидуальности, предупреждает возникновение возможных тупиков личностного развития.
В личностно-ориентированной модели своя педагогическая технология: переход от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению.
Способы общения предполагают умение стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции.
Тактика общения - сотрудничество. Позиция исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.
Изменения социально-экономических условий в современном обществе привели к появлению успешной личности, обладающей творческой активностью, инициативностью, способной к саморазвитию и самореализации.
Как воспитать такую личность?
На эти вопросы, дает ответ личностно-ориентированная модель образования, продекларированная ФГОС ДО.
Согласно ФГОС ДО, образовательный процесс в ДОУ должен строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми.
Для нас, как педагогов дошкольного образования, очень важно, что данное положение основано на особенностях психического развития дошкольников.
Личностно-ориентированная модель образования основана на гуманистических принципах, подчеркивающих право ребенка на собственный путь развития. Во взаимодействии с детьми мы придерживаемся позиции так называемых трех «П».
1. «Понять» – увидеть ребенка «изнутри», посмотреть на мир его глазами, увидеть побудительные мотивы его поведения.
2. «Признать» – позитивное отношение к индивидуальности ребенка, независимо от того радует ли он вас в данный момент или нет. Признать его индивидуальность.
3. «Принять» - всегда учитывать право ребенка на решение тех или иных проблем.
В чем же преимущество личностно-ориентированного взаимодействия ребенка и взрослого?
В личностно-ориентированной модели, которая альтернативна учебно-дисциплинарной модели, в общении с детьми мы придерживаемся принципа: "Не рядом и не над, а вместе! "
Наша цель - содействовать становлению ребенка как личности.
Это предполагает решение следующих задач:
- развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования ;
- формирование начал личности;
- развитие индивидуальности ребенка.
Особенности личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми в процессе непосредственно образовательной деятельности мы видим в том, чтобы –обеспечить ребенку чувство защищенности, доверие к миру, радость существования ;
- формировать предпосылки личностной культуры;
- развивать индивидуальность каждого воспитанника.
Меняется тактика общения с ребенком:
- наша позиция исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития;
- создаем и используем ситуации, требующие от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности;
- в зависимости от ситуации меняем стиль общения.
Изменились и наши подходы в общении с родителями воспитанников:
- обеспечиваем психологическую поддержку ребенку и психоэмоциональную поддержку родителей ;
- родителям даем реальное представление о характере взаимодействия ребенка со сверстниками и представление о его уровне развития
- создаем условия для преемственности работы с ребенком в домашних условиях, обеспечиваем содержательную и организационную преемственность .
Для реализации личностно-ориентированного взаимодествия педагога с детьми в процессе непосредственно образовательной деятельности является личность самого педагога!
С одной стороны мы должны быть сами личностью, соответствовать идеалу, которого ждет от нас ребенок, с другой стороны, мы должны овладеть такими профессиональными качествами, педагогической компетентностью, чтобы влиять на саморазвитие детей.
Самое главное, чтобы педагог:
-УВАЖАЛ РЕБЕНКА
-ВЕРИЛ В РЕБЕНКА
-ЗНАЛ РЕБЕНКА
-ПОНИМАЛ РЕБЕНКА (
-БЕРЕЖНО ОТНОСИЛСЯ К ДУХОВНОМУ МИРУ И ПРИРОДЕ РЕБЕНКА - все дети разные
-БЕРЕГ И РАЗВИВАЛ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА РЕБЕНКА
-ВОСПРИНИМАЛ РЕБЕНКА– как субъекта образования
Одним из основных условий реализации данного подхода является эффективная организация развивающей среды ДОУ .
Специфика заключается в том, что созданная нами в группах и помещениях ДОУ развивающая среда служит, в большей степени, для реализации самостоятельных замыслов ребенка, его саморазвитию.
Особое внимание мы уделяем подбору и организации игрового и дидактического материала, который позволяет выявить творческий потенциал каждого ребенка, изобретательность детей к содержанию, виду и форме познания, отражать зону ближайшего развития дошкольников. Содержание и насыщенность мы можем изменять в зависимости от интересов и потребностей детей.
Это дает ряд преимуществ.
Прежде всего, мы предоставляем детям возможность выбора содержания, выбора видов деятельности, выбора способа выполнения деятельности, выбора результатов и способов их оценивания.
Мы строим образовательную работу с ребенком на основе систематического наблюдения и анализа его развития.
Задачи, темы, содержание и виды деятельности планируем и реализовываем исходя из реальных возможностей, интересов и потребностей детей, при непосредственном активном участии детей и их родителей.
Планирование воспитательно - образовательной работы осуществляем вместе с детьми в виде разработки и реализации тематических мероприятий.
Тематические мероприятия, объединяющие в одной теме все способы познания и различные виды детской деятельности, дают возможность каждому ребенку выбрать тот путь познания, который ему органичен.
Таким образом, при личностно-ориентированном взаимодействии с детьми в процессе образования воспитываются и развиваются качества личности, отвечающие требованиям
информационного общества, создаем условия для становления нравственной и успешной личности.
Ожидаемые результаты - расширение степеней свободы развивающегося ребенка : его способностей, прав, перспектив.
Литература:
. Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. - Новосибирск: ГЦРО, 2000.
. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968.
. Детская психология: Учеб. пособие/Под. Ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько - Мн.: Университетское, 1988. - 399с.