Личностно-ориентированное обучение детей с ОВЗ в условиях КОУ ВО «Семилукская специальная общеобразовательная школа» | Шедогубова Е.П., Алексеева Г.В.. Работа №351721
Из опыта работы учителя русского языка и учителя математики в условиях специальной общеобразовательной школы открытого типа - КОУ ВО "Семилукская специальная общеобразовательная школа". Работа с детьми из социально-неблагополучных семей, семей социального риска, с детьми, находящимися в сосотянии аддикции, с девиантным поведением.
КОУ ВО «Семилукская специальная общеобразовательная школа»
Личностно-ориентированное обучение детей с ОВЗ в условиях КОУ ВО «Семилукская специальная общеобразовательная школа»
Шедогубова Е.П. – учитель русского языка и литературы
Алексеева Г.В. – учитель математики
«Закон об образовании в РФ» отражает основные цели инклюзивного образования – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В российской системе образования разрабатываются вариативные модели обучения на базе медико-социальных центров, школьных служб поддержки и сопровождения, центров психолого-педагогического консультирования, служб доверия и других. Приоритетным направлением деятельности по реализации права на образование детей с различными отклонениями и задержками в развитии является создание вариативных условий с учетом их психофизических особенностей в общеобразовательной среде. Уделяется немало внимания проблемам таких детей с особыми образовательными потребностями, которые наряду с другими учащимися, должны получить школьные знания в полном объеме.
За долгие годы работы в нашем образовательном учреждении мы убедились, что многие учащиеся нуждаются в особых подходах при подаче школьного материала на уроках. Это связано, в первую очередь, с особенностями развития учеников, поступающих к нам на учебу и лечение. Это дети, нуждающиеся в воспитательной и педагогической коррекции, из социально-неблагополучных, неполных семей, с определенными отклонениями в развитии, зачастую не владеющие базовыми учебными навыками.
В этом контексте актуальным является применение личностно-ориентированной деятельности учащихся на уроках. Прежде всего, приходится перестраивать сам процесс обучения, делая упор на сохранении (восстановлении) психологического и физического здоровья ребенка, т.е. контроль психофизиологического состояния, учет темперамента, настроя, работоспособности, медицинских рекомендаций на всех этапах урока.
С учетом вышеперечисленного далее необходимо создание разноуровневых заданий, тактическое деление классов на группы по уровню восприятия получаемой информации, применение нетрадиционных форм ведения уроков (игровые формы обучения, театрализованные занятия – в младших классах, уроки-викторины, «брейн-ринги», проекты - в старших классах), разнообразие видов заданий (традиционные, задания с опорными таблицами, тесты), своевременная смена типа заданий (письменные, устные, индивидуальные, групповые, фронтальные), создание благоприятного психологического климата в классе.
При этом, решая в ходе урока множество учебно-воспитательных задач, приходится учитывать еще и индивидуальные, наиболее существенные особенности каждого ребенка. В этих случаях мы руководствуемся также постоянно обновляемыми рекомендациями психолога, врача-психиатра. Эти рекомендации, воспитательский дневник наблюдений, личный дневник контроля поведения помогает выстраивать линию общения с «проблемным» учеником, при этом достигая цели занятия и выполняя поставленные задачи:
- повышение интереса к учебе, убеждение в необходимости получения знаний;
- формирование умений применять полученные знания на практике.
На развитие активности и творческого мышления решающее влияние оказывает поиск разных способов решения заданий и закрепление их в практической деятельности. Нельзя сказать, что личностно-ориентированный подход в работе с детьми с ОВЗ является педагогической панацеей, но его применение дает хорошие результаты.