Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

личностно-ориентированный подход к формированию творческой активности | Акшенцева Нина Николаевна. Работа №339436

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Образовательная среда может рассматриваться как образовательная в полной мере, если она становится условием и ресурсом развития не только ребенка, но и педагога. Специфика дополнительного образования в сравнении с основным заключается в более свободной организации пространства, свободе выбора профилей и видов деятельности, распределения временного ресурса и т.д. В дополнительном образовании приоритетной является проблема культуры выбора, проектирования индивидуальных образовательных программ. Педагог дополнительного образования обретает опыт решения этих проблем как в профессиональной (совместно с детьми) деятельности, так и в процессе самообразования, повышения квалификации. Крайне важной представляется такая организация образовательной среды, которая помогла бы в профессионально-личностном саморазвитии педагога.

Особенности личностно-ориентированного подхода к формированию творческой активности воспитанников
Педагог дополнительного образования МБОУ СОШ №3 г.Ноябрьска
Акшенцева Н.Н.
Нет такой бездны, которая не могла быть заполнена творящим благом и превращена в сад прекрасный. Но для такого садоводства нужно понять сотрудничество.
Академик Николай Рерих, 1934 г.
Образовательная среда может рассматриваться как образовательная в полной мере, если она становится условием и ресурсом развития не только ребенка, но и педагога. Специфика дополнительного образования в сравнении с основным заключается в более свободной организации пространства, свободе выбора профилей и видов деятельности, распределения временного ресурса и т.д. В дополнительном образовании приоритетной является проблема культуры выбора, проектирования индивидуальных образовательных программ. Педагог дополнительного образования обретает опыт решения этих проблем как в профессиональной (совместно с детьми) деятельности, так и в процессе самообразования, повышения квалификации. Крайне важной представляется такая организация образовательной среды, которая помогла бы в профессионально-личностном саморазвитии педагога.
Успешность развития дополнительного образования в условиях школы во многом зависит от уровня его организации. Можно назвать как минимум четыре условных уровня:
Первый уровень характеризуется случайным набором кружков и секций, работа которых мало сочетается друг с другом и полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей.
Второй уровень – более сложный и более развитый. Он отличается определенной внутренней консолидированностью. Однако, в целом не удается построить работу на единой, содержательной основе. Она распадается на отдельные фрагменты из-за отсутствия продуманной программы деятельности и неумения координировать работу педагогов ДО в едином учебно-воспитательном процессе.
Третий уровень – развитие ДОд как отдельного подразделения школы, когда разнообразные творческие объединения работают на основе единой образовательной программы, а педагоги могут координировать свою деятельность.
Четвертый уровень предполагает интеграцию основного и дополнительного образования детей, организационное и содержательное единство основных структур школы. На этом уровне их деятельность строится с учетом основных идей, обеспечивающих развитие школы в целом.
Блок дополнительного образования МОУ СОШ №3 находится на четвертом уровне своего развития. Педагоги дополнительного образования организуют свою деятельность с учётом задач, обеспечивающих развитие школы и интеграции основного и дополнительного образования детей.
Система дополнительного образования нашей школы направлена на реализацию государственной политики Российской Федерации в области дополнительного образования детей, усиление внимания к воспитанию и творческому развитию подрастающего поколения, охрану прав детей, реализацию дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.
Основная цель блока дополнительного образования:
формирование духовно-богатой, физически-здоровой, социально-активной творческой личности ребёнка.
Все аспекты деятельности педагогов ДО направлены на решение следующих задач:
Формирование культуры здоровья, необходимости здорового образа жизни.
Формирование у подростков умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в наркотизацию.
Уменьшение правонарушений в подростковой среде.
Устранение психофизических перегрузок в условиях образовательной среды.
На протяжении ряда лет в блоке ДО работает стабильный, творческий коллектив.
Образование как целостная система предполагает две цели – социализацию и индивидуализацию. Для эффективной и успешной реализации каждой из них необходимо иметь две автономные по целям и задачам сферы педагогической деятельности. Но, с другой стороны, необходимо интегрировать эти две среды в единое образовательное пространство (Образовательную среду), которая создает необходимые условия целостного образования ребенка. Этими двумя автономными, уникальными сферами являются основное и дополнительное образование, каждая из которых направлена на решение своих целей и задач, но в совокупности этих сфер и лежит смысл образования. Очевидно, что дополнительное образование обеспечивает, прежде всего, индивидуализацию образования.
Дополнительное образование сегодня – необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании и профессиональной ориентации. К сожалению, в современных условиях создание программ осложняется рядом обстоятельств:
Нет стандартов дополнительного образования.
Не разработана нормативно-правовая база программирования дополнительного образования.
Не сформирован понятийный аппарат, отсутствуют единые требования к программам.
Продолжается дискуссия по вопросу их классификации и построения.
Затруднена экспертиза образовательных программ.
Объективно сложилось, что образовательные программы в дополнительном образовании разрабатываются педагогами, которые опираются на собственный практический опыт. Для педагогов ДО режим поиска и раздумий сегодня не просто норма жизни, а условие выживания. Поэтому педагогам дополнительного образования необходимо владеть научно-практическими основами педагогического творчества, технологией конструирования и проектирования учебного материала.
В осуществлении образовательного процесса дополнительного образования обостряются следующие противоречия:
Актуальность
Проблемы
Побуждение к активному восприятию, познанию действительности.
Недостаток теоретических знаний практических умений.
Стремление к самореализации и самовыражению.
Недостаточное развитие творческого потенциала личности.
Организация досуговой деятельности.
Бессистемноя, бесцельное совместное времяпрепровождение.
Дефицит организованного досуга.
Какими же профессиональными качествами должен обладать педагог, чтобы грамотно реализовывать индивидуальный личностно-ориентированный подход в обучении воспитанников? Исследователи и специалисты в области подготовки кадров разработали ряд положений относительно знаний и навыков педагогов:
Педагог является определяющим фактором в системе обучения одаренных детей.
К педагогам, работающим с одаренными детьми, предъявляются повышенные требования.
Позитивная Я-концепция составляет одну из важнейших характеристик педагога. Педагог, отличающийся низкой самооценкой, как правило, испытывает чувство опасения перед своими детьми. Среди других качеств педагогов можно выделить зрелость, успешный опыт педагогической работы, эмоциональную стабильность, целеустремленность и творческое начало.
Профессиональная компетенция педагога основывается на его специальной теоретической подготовки, тесно увязанной с опытом практической работы.
Теоретическая подготовка и практическая деятельность педагога должны включать работу с разными категориями детей: здоровыми, имеющими сенсорные или физические недостатки. В силу того, что одаренные и талантливые дети обучаются в одной группе вместе со всеми остальными детьми, педагоги должны уметь работать с детьми, обладающими разными способностями.
Педагоги должны быть знакомы с соответствующими концептуальными моделями, использующимися в обучении, уметь выбирать и применять те модели, которые близки их собственным педагогическим принципам.
Правильный выбор учебного материала также характеризует уровень педагога
В концепцию педагога должны входить умения правильно оценивать успехи своих воспитанников.
Предложена еще одна особая типология педагогов:
Педагог, эмоционально вводящий ребенка в сферу той или иной образовательной области, работающий в контакте с родителями и создавший особую эмоционально положительную атмосферу вовлечения детей в дело.
Педагог, знакомящий ребенка с основами мастерства, отрабатывающий с ним технику исполнения.
Педагог, выводящий ребенка на профессиональный уровень исполнения, педагог, увлекающий ребенка роскошью общения.
Педагог, передающий ребенку опыт интересного собеседника, восторженного слушателя, опыт решений постоянно возникающих ситуативных задач.
Специально подготовленные квалифицированные педагоги, специальные творческие программы необходимы для всех учащихся, так как творческое развитие зависит не от внутренних предпосылок, называемым творческим потенциалом, а, прежде всего, именно от обучения. Предполагается, что творческие программы и педагоги могут сформировать любого ученика как творческого. Но в большей степени они способствуют развитию высоко одаренного ребенка, который обладает потенциальными возможностями к творческому развитию.
Целенаправленное внедрение образовательных программ в учебно-воспитательный процесс дополнительного образования является эффективным средством повышения результативности и развития творческого потенциала воспитанников. За период с 2000 по 2006 годы значительно выросло количество образовательных программ, реализуемых в блоке дополнительного образования:
Введение новых образовательных программ в блоке дополнительного образования с учётом запросов учащихся, интеграция основного и дополнительного образования, высокая результативность участия в конкурсах детского творчества и спортивных соревнованиях способствовали увеличению числа учащихся, занимающихся в блоке ДО.
Дополнительное образование в школе является неотъемлемой частью воспитательной работы, которая организуется и проводится классными руководителями, педагогами – организаторами, социальными педагогами, педагогами-психологами. Дополнительное образование в структуре нашей школы играет большую роль в решении проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников. Многоуровневый подход к деятельности позволяет выстроить непрерывные связи образования: от уровня формирования интереса детей к избранному виду деятельности до уровня профессионально-ориентированной индивидуальной работы по формированию творческой самостоятельности.
Для социальной адаптации школьников важно и то, что, включаясь в работу творческих объединений по интересам, они оказываются в пространстве разновозрастного общения, приобретающего в современных условиях особую ценность. Здесь они могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других.
В МОУ СОШ №3 созданы достаточные условия для организации дополнительного образования. Занятия спортивных секций проходят в специально оборудованных залах: тренажерный, борцовский, гимнастический (зеркальный). Занятия по ОФП проходят в спортивных залах основной школы. Для занятий в секции по спортивному туризму имеется достаточное снаряжение.
Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности. Научить человека плавать можно только в воде, а научить человека действовать можно только в процессе деятельности. Необходимым условием целенаправленной работы по развитию интеллектуальных способностей личности является организация собственной учебно-познавательной деятельности школьников (однако массовая школа учебный процесс выстраивает на основе действий репродуктивного характера).
Деятельность определяется как целенаправленная активность, дающая личностно или общественно значимый результат.
Структура деятельности включает в себя шесть компонентов (цель, мотив, действие, средство, результат, оценка). Если отсутствует хотя бы один из указанных компонентов, это явление нельзя назвать деятельностью.
Действие – это один из компонентов деятельности. В массовой школьной практике мы чаще всего наблюдаем, что обучающимся предписано выполнение действий по заданному образцу вне связи с другими компонентами деятельности. Учитель на уроке сам ставит цель, организует действия детей, при этом цель и мотивы часто остаются неосознанными школьниками, все обучаемые в общий процесс не включаются. В этом случае мы можем говорить лишь о том, что организованно действие репродуктивного характера, а не деятельность школьников. Естественно, что в этом случае можно надеяться только на педагогический результат, связанный с формированием навыка, а не с процессом развития.
Следовательно, развитие интеллекта школьников, творческого потенциала детей, обеспечение общей процедуры саморазвития личности, если мы действительно хотим этого достичь в процессе обучения, должен обеспечиваться технологически в учебном процессе, построенном на принципиально иных научно-методических основах. Разграничить и сравнить традиционный (объяснительный) и деятельностный способы обучения, применяемые в образовательном процессе, поможет таблица.
Объяснительный способ обучения
Компоненты деятельности
Деятельностный способ обучения
Задается педагогом, может декларироваться лицом, его заменяющим (старшеклассником).
Цель – модель желаемого будущего, предполагаемый результат.
В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие учащимися цели предстоящей деятельности.
Используются внешние мотивы деятельности.
Мотивы – побудитель к деятельности.
Опора на внутренние мотивы деятельности.
Выбираются педагогом, часто используются привычные, независимо от поставленной цели.
Средства – способы, с помощью которых осуществляется деятельность.
Совместный с учащимися выбор разнообразных обучающих средств, адекватных цели.
Организуются инвариантные действия, предусмотренные педагогом.
Действия – основной элемент деятельности.
Вариативность действий, создание ситуации выбора в соответствии с возможностями воспитанников.
Прослеживается внешний, результат главным образом, уровень освоения знаний.
Результат – материальный или духовный продукт.
Главное – внутренние позитивные личностные изменения в процессе образования.
Сравнение полученного результата с общепринятыми эталонами.
Оценка – критерии достижения цели.
Самооценка на основе применения индивидуальных эталонов достижения.
Сравнительный анализ показывает, что в основе деятельного способа обучения лежит личное включение школьника в образовательный процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. Учебный процесс протекает в условиях мотивированного включения школьника в познавательную деятельность, которая становится желаемой, привлекательной для школьников, приносящей удовлетворение от участия в ней. Ученик сам оперирует учебным содержанием и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а также идет процесс развития интеллекта ученика, формируется способность к самообучению, самообразованию и самоорганизации. При данном способе обучения обеспечивается комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на занятиях в блоке ДО.
Создаются благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки воспитанников, развития их творческого потенциала.
Психологически грамотно организованный процесс обучения и воспитания в блоке дополнительного образования обеспечивает возможность формирования иного типа личности: человека знающего, коммуникабельного, рефлексирующего, способного к саморазвитию.
За последние годы словосочетание ситуация успеха в образовательной деятельности стало для педагогов привычным. Никто не спорит, что именно положительные эмоции могут стать для ребенка важнейшим стимулом в учебной деятельности. Но при этом подчас забывают о том, что в педагогике, как впрочем, и в медицине, не существует единой панацеи на все случаи жизни. Поэтому и ситуацию успеха нужно применять продуманно, с учетом многих фактов. Прежде всего, необходимо понимать психолого-педагогические механизмы, которые лежат в основе ситуации успеха. Следует разделить понятия успеха и ситуация успеха.
Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация – это то, что способен организовать учитель.
На первый взгляд кажется, что достаточно пару раз дать ученику возможность испытать успех, как сам собой будет обеспечен высокий уровень мотивации, интереса, познавательной активности. Но такое отношение чревато противоположным результатом: постоянная успешность может сформировать не столько активное, сколько привычное и, возможно, индифферентное отношение к учению. Кроме того, постоянное ожидание лишь положительного результата пагубно сказывается на развитии волевых качеств учащегося: он уклоняется от преодоления трудностей, теряется в сложных учебных и жизненных ситуациях, в его поведении начинает преобладать мотив избегания неудач. Опытные психологи и педагоги предупреждают о возможных негативных состояниях, последовавших после пережитого успеха. Почему возможен такой парадокс? Во-первых, успех, доставшийся ценой небольших усилий, может привести к переоценке, точнее, к завышенной оценке своих возможностей. Во – вторых, за сильным переживанием какой-либо эмоции обязательно следует релаксации. Если в этот период предложить человеку какую-то деятельность, то она, скорее всего, будет менее успешна, чем предыдущая. В – третьих, переживание успеха может быть омрачено, если результат, важный и значимый для самого ученика, не будет адекватно оценен другими людьми.
И, наконец, эмоция успеха не явится сильным переживанием, если результаты деятельности не значимы для ее субъекта. Ребенок, особенно в начале обучения, одинаково интенсивно переживает успех в главных и неглавных учебный предметах. Поэтому, оценивая детей … необходимо исходить из индивидуальных особенностей каждого ребенка. Если он все-таки продвигается вперед, необходимо его поощрить, подбодрить, с тем чтобы он не чувствовал неудачу, сравнивая свои результаты с заранее определенными нормами, особенно они для него недосягаемы.
Итак, ситуация успеха в учебной деятельности создается педагогом. Но, как и любая деятельность, учение можно представить в виде достаточно простой последовательной цепочке действия. Следовательно, если ситуация успеха создается педагогом последовательно и сознательно, ее структура должна учитывать следующие компоненты:
Мотивационный этап. Педагог ставит задачу сформировать у учащегося установку на успешное выполнение учебного задания, при этом ощутить себя творцом обстоятельств, преодолеть трудности, которые могут встретиться в ходе работы. Другими словами, формирует мотив достижения. Педагог вправе предложить различные варианты мотивов попытаться завоевать авторитет в глазах своих товарищей, стать первым, рассматривать свою деятельность с точки зрения ее пользы для других людей, установить новые контакты в ходе выполнения и т.д. Здесь ситуация успеха в большей степени определяется психологическими аспектами.
Организационный этап. Задача педагога обеспечить воспитаннику учетом индивидуальных способностей и личностных качеств условия для успешного выполнения задания, заинтересовать его самим познавательным процессом. Конкретные обстоятельства обусловливают использованием тех или иных приемов создания ситуации успеха. К ним, в частности, относятся эмоциональная разгрузка, смена задания по желанию учащегося, помощь коллектива, скорая помощь (обращение к педагогу, к более сильному ученику и пр.).
Результативный этап. Как показывает практика, этот этап оказывается наиболее болезненным. Итог учебной работы обычно сводится к анализу выполненной работы. Известно, что мнения педагога и ученика в данном вопросе чаще всего расходятся. Дело в том, что педагог оценивает итог деятельности, учитывая грамотность, аккуратность, правильность и пр., а учащийся помнит о степени затраченных усилий, концентрации внимания и т.д. и ждет, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе деятельности. Хорошо, когда степень затраченных усилий соответствует итогу работы. В этом случае педагог достаточно похвалит учащегося, подчеркнуть его достижения, тем самым, стимулируя его к дальнейшей деятельности. Но хвалить или ругать надо не за то, чего нет в материале, а за то, что в нем есть. Нужно быть щедрым на похвалу, но и быть откровенным в критике. Любая критика в адрес воспитанников должна быть доброжелательной, искренней и ни в коем случае не личностной.
Возможен и такой вариант: педагог затратил минимальные усилия, но итог его работы удовлетворяет основные требования. Такой вариант требует от педагога знания индивидуальных особенностей учащегося, умения анализировать ситуацию, классифицируемую Белкиным как мнимый или опасный успех. Необходимо продумать для конкретного ученика систему индивидуальных заданий с повышением уровня сложности, предложить такую форму работы, когда налицо вклад каждого учащегося в общее дело и оценивание производится группой учеников, а не одним педагогом. Кроме того, возможны личные беседы, где педагог прямо, но без свидетелей говорит ученику о его недостатках: равнодушии, лени, и пр.
На первый взгляд возникает парадокс: педагог намеренно ставит ученика в ситуацию неуспеха. Но цель подобной тактики состоит в том, чтобы в сознании ребенка родилась не столько от отметки, сколько от самого процесса открытия истины.
Вариант третий, наиболее болезненный для обеих сторон – ребенок уверен, что выложился, но оценка деятельности педагогом не соответствует его ожиданиям. Здесь возможны серьезные конфликты с педагогом, которые могут в свою очередь, наложить негативный отпечаток на отношение учащегося ко всему учебному процессу в целом. В данном случае со стороны педагога требует глубокая индивидуальная работа. Следует предложить ученику найти свои ошибки. Не стоит стремиться исправлять все ошибки сразу. Сначала можно предложить ученику поработать над определенным видом. Конечно, потребуется некоторое время, чтобы у ребенка пропала боязнь ошибиться.
Четвертый вариант напоминает первый – количество затраченных усилий соответствует итогу деятельности, но результат неудовлетворенный. Данный вариант является свидетельством того, что организация условий деятельности на предыдущих этапах строилась без учета индивидуальных способностей конкретного ученика. Теперь педагогу придется начинать все сначала. Нужно учиться всю жизнь и учиться всему.
Завершающий этап, синтезируя черты первых двух, носит психолого-педагогический характер, поскольку логически следует из результатов предыдущего этапа и служит основой для формирования мотивов будущей деятельности. Особого внимания требует к себе слабоуспевающие ученики. К ним можно применить завышенную или авансированную оценку. Можно использовать позитивное рецензирование и т.п., однако, соблюдая чувство меры, чтобы ученик не переоценил свои способности.
Понятие технология используется в отечественной педагогической литературе в самых разных трактовках. В ДО педагогические технологии имеют особое место и значение. Педагогических технологий – множество:
технология проблемного обучения;
технология развивающего обучения;
технология дифференцированного обучения;
технология игрового обучения;
технология саморазвития;
технология личностно-ориентированного обучения;
технология музейной педагогики и др.
У любой педагогической технологии есть основные признаки, характеристики, трактовки понимания, требования, классификации. Мы рассмотрим лишь некоторые. Причем выбор технологий вытекает из условий образовательного процесса школы.
Коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми группы риска.
Среди различных категорий – дети группы риска в настоящее время оказались настолько многочисленными, что с ними приходится работать практически всем педагогам – практикам, в т.ч. и педагогам дополнительного образования. К детям группы риска относятся:
дети, находящиеся на воспитании в семьях с низким уровнем социальной адаптации;
дети с высокой наследственной отягощенностью в сфере психологических заболеваний;
дети с гипердинамическим синдромом;
дети из неблагополучных семей.
К наиболее доступным и необходимым видам педагогической помощи таким детям относятся:
ежедневный постоянный контроль родителей и педагогов, направленный на формирование у детей самостоятельности, дисциплинированности;
проявление терпения со стороны взрослых, сохранение спокойного тона при общении с ребенком;
целенаправленные, систематические занятия с ребенком;
развитие общего кругозора и культуры ребенка.
Необходимо отметить, что владение коррекционными развивающими технологиями необходимо для работы с любой категорией детей. Коррекционные технологии включают в себя использование универсальных технологий, которые применяются в работе как с разными возрастными группами, так и с разными категориями детей. В практической деятельности педагоги дополнительного образования на занятиях используют:
танцтерапию;
музыкотерапию;
спорттерапию.
Основной принцип – компенсаторность.
Влияние здоровьесберегающих технологий на становление личности ребенка.
Необходимость приобщения школьников к миру искусства обусловлена многими факторами, в т.ч. и региональными. По итогам углубленного медосмотра школьников в нашей школе всего лишь 1% детей - здоровы.Среди неуспевающих детей 85 – 90 % отстают не из-за лени, а в следствии плохого состояния здоровья.
Состояние нервно-психологического напряжения – обычное дело на Севере. Жизнь у нас скудна на яркие краски, впечатления. А показателем эмоционально-эстетического отношения к действительности, как известно, является цвет: красивое - всегда яркое и красочное, некрасивое – темное и блеклое. Психологические, нейропсихологические, а главное, нейрофизиологические исследования поведения и активности мозга позволяют утверждать, что на всех этапах развития детям, и особенно мальчикам, не хватает положительных эмоций. Мир вокруг ребенка должен быть наполнен позитивными эмоциями, вызывать у ребенка восторг и восхищение!
До тех пор, пока ребенок не пережил красоты слова, музыки, картины, природы, нельзя начинать обучение, - такой вывод сделал В.А.Сухомлинский.
Личностно-ориентированные технологии.
Выбор педагогом личностного подхода при организации образовательного процесса означает:
признание приоритета личности;
создание в коллективе таких взаимоотношений, через которые каждый ребенок должен осознать себя полноправной личностью и научиться видеть и уважать личность в других.
С этой технологией тесно переплетается технология дифференцированного обучения. Один из этапов Программы развития МОУ СОШ №3 на период с 2000 по 2005 годы был посвящен именно уровневой дифференциации обучения. Педагоги используют технологические карты с уровневыми заданиями, что дает выделить среди всех воспитанников группу одаренных детей; разработаны папки по каждой теме.
Игровые технологии
Данный вид технологий наиболее приемлем для нас, т.к. мы работаем с детьми младшего школьного возраста. Я, как руководитель, прослеживаю применение таких технологий в период внутришкольного контроля, т.к. это одна из форм заинтересованности детей. К сожалению, мы очень часто забываем про эту технологию в повседневной работе и вспоминаем только тогда, когда идет посещение открытых занятий или аттестация. А ведь у детей младшего школьного возраста основной вид деятельности – игра. И в арсенале педагога должно быть множество игровых моментов, которые он может использовать в работе.
Интегративно-технологический подход в учебно-воспитательном процессе ДО.
В термин интеграция мы вкладываем понятие взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимопроникновения двух или нескольких ведущих идей или объектов, которые предполагают качественное изменение в параметрах новой идеи или нового объекта.
Виды интеграции, применяемые в школе:
внешняя;
внутренняя:
внутришкольные мероприятия;
дополнительное образование и начальная школа;
интеграция через научный центр Эврика.
Все эти образовательные технологии с успехом применяются в образовательном процессе.
Наблюдение за практической деятельностью воспитанников творческих объединений и результатами внедрения образовательных программ на основе выделенных показателей подтвердила эффективность образовательного потенциала:
1. Отмечаются тенденции повышения результативности участия воспитанников в конкурсах по направлениям деятельности.
2. Повышены показатели:
уровни воспитанности учащихся по итогам диагностики Ценностных ориентации (методика М.Рокича), Представлений об осмысленности жизни (тест Д.Крамбо –Х);
уровни формирования общеучебных умений и навыков по направлению Формирование речевых умений;
уровни творческого развития личности (креативные тесты Е.Туник);
стабильность коллектива.
3. Создана содержательная методическая база по направлениям деятельности.
Многолетний опыт работы МОУ СОШ №3, в модели которой отдельным блоком выделено дополнительное образование детей подтверждает, что интеграция основного и дополнительного образования является важным условием развития личности с учетом ее индивидуальных способностей, потребностей, ценностных ориентаций и мотивов, а не механическая достройка базового образования, призванного усилить его компенсаторные и адаптационные функции. Именно принцип дополнительности является гарантом новых качеств личности, способности противостоять вызову времени, выбрать собственный путь развития.
Все вышеперечисленное обеспечивает условия для воспитания культуры здорового образа жизни, нравственно-эстетической отзывчивости. Такая работа способствует формированию культуры здоровья, формированию нравственности, является профилактикой правонарушений и наркомании и является одним из эффективных путей реализации личностно-ориентированного образования учащихся и повышения воспитывающего потенциала образовательного учреждения в целом.
И в заключении хочется сказать. Наша школа полна богатейших традиций, многим из которых уже более 30 лет. У нас есть огромный, богатый творческий и профессиональный потенциал наших педагогов. И мы создаем все необходимые условия для интеграции общего и дополнительного образования. Надо только научиться пользоваться этим опытом, накопленными знаниями, видеть выгоду от совместного труда всех для достижения одной цели – воспитания гармонично-развитой, творческой личности.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×