Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Личностно-ориентированный подход как средство повышения качества обучения предмета информатика | Шляпина Ольга Евгеньевна. Работа №342829

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается личностно-ориентированный подход как важное средство повышения качества обучения предмету «Информатика». Описываются принципы и методы, способствующие развитию индивидуальных особенностей учащихся и эффективному освоению ими знаний. Предлагаются практические примеры использования личностно-ориентированных технологий на уроках информатики. Особое внимание уделяется вопросам мотивации, дифференциации заданий и созданию комфортной образовательной среды.

Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, информатика, индивидуализация обучения, мотивация, дифференциация, технологии.

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА ИНФОРМАТИКА

 

Шляпина Ольга Евгеньевна, учитель информатики

МАОУ «СОШ № 2 им. М. И. Грибушина», г. Кунгур

 

Аннотация. В статье рассматривается личностно-ориентированный подход как важное средство повышения качества обучения предмету «Информатика». Описываются принципы и методы, способствующие развитию индивидуальных особенностей учащихся и эффективному освоению ими знаний. Предлагаются практические примеры использования личностно-ориентированных технологий на уроках информатики. Особое внимание уделяется вопросам мотивации, дифференциации заданий и созданию комфортной образовательной среды.

Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, информатика, индивидуализация обучения, мотивация, дифференциация, технологии.

 

В современном образовательном процессе происходит постепенный отход от традиционных методов преподавания в пользу новых, более гибких и ориентированных на индивидуальные особенности учащихся. Одним из наиболее эффективных методов является личностно-ориентированный подход, который позволяет учитывать уникальные особенности каждого ученика, повышая мотивацию к обучению и улучшая качество усвоения материала. Особенно это актуально для преподавания информатики, где важны как теоретические знания, так и практические навыки, которые учащиеся могут развивать в разном темпе и с различным уровнем глубины.

Личностно-ориентированный подход предполагает, что в процессе обучения акцент ставится не только на передаче знаний, но и на раскрытии потенциала каждого ученика, его мотивации и интересов. Учитель становится не столько источником информации, сколько наставником, который помогает ученику самостоятельно находить решения и развивать свои способности. В контексте уроков информатики, где помимо базовой теории необходимо развивать навыки программирования, анализа данных и использования информационных технологий, этот подход позволяет создать более гибкую и продуктивную образовательную среду.

Одним из важных аспектов личностно-ориентированного подхода является учет уровня подготовки учеников. Например, на уроках информатики могут быть учащиеся с различным уровнем начальных знаний: кто-то уже знаком с основами программирования, а кто-то только начинает освоение компьютера и программного обеспечения. В такой ситуации традиционная система, где учитель работает с группой как с единым целым, оказывается малоэффективной. При личностно-ориентированном подходе учитель может гибко адаптировать задания и учебные задачи под индивидуальные потребности учеников, предлагая более сложные задания тем, кто справляется с базовыми, и предоставляя дополнительное объяснение тем, кто испытывает затруднения.

Еще одним ключевым моментом является создание мотивационной среды, в которой ученик чувствует интерес к предмету и видит свои успехи. Например, вместо однотипных практических заданий можно предложить проектные задачи, которые будут связаны с личными интересами учащихся. Это может быть разработка игры, создание сайта или программное решение актуальной проблемы. Таким образом, обучение приобретает прикладной характер, а учащиеся начинают понимать, как полученные знания можно применить в реальной жизни.

Примером использования личностно-ориентированного подхода в обучении информатике может быть организация работы с разными уровнями сложности задач по программированию. Учащиеся, которые справляются с базовыми заданиями, могут получить доступ к более сложным проектам. Например, тем, кто уже освоил основы Python, можно предложить написать простую игру или программу для обработки данных. В то время как для тех, кто только начинает, можно предложить задания, которые помогут им освоить базовые конструкции языка, такие как циклы и условия. Такой подход способствует тому, что ученики учатся в своем темпе, не испытывая давления или страха перед сложными задачами.

Важную роль в личностно-ориентированном подходе играет также использование информационных технологий для мониторинга и поддержки учебного процесса. Современные системы управления обучением, такие как Moodle или Google Classroom, позволяют отслеживать прогресс каждого ученика, предоставлять индивидуальные задания и давать обратную связь. Учитель может видеть, на каких этапах ученик испытывает затруднения, и своевременно предоставлять дополнительные материалы или разъяснения.

Одним из примеров использования такой системы является тестирование и контроль знаний. Вместо единых контрольных для всех учеников можно организовать дифференцированные тесты, которые будут включать задания различного уровня сложности. Это не только позволит более точно оценить уровень знаний учащихся, но и создаст мотивационную среду, в которой каждый ученик будет чувствовать, что его успехи и достижения важны и оценены.

Личностно-ориентированный подход также способствует развитию у учеников критического мышления и способности к самостоятельному обучению. Важно, чтобы ученик не только усваивал готовую информацию, но и учился искать решения проблем, анализировать и сравнивать различные подходы. Например, при изучении алгоритмов на уроках информатики можно предложить ученикам самостоятельно искать оптимальные решения для поставленных задач, обсуждать их в группах и предлагать свои улучшения.

Таким образом, личностно-ориентированный подход позволяет сделать процесс обучения информатике более гибким, интересным и продуктивным. Учитывая индивидуальные особенности учеников, учитель может создать такую образовательную среду, в которой каждый ученик сможет раскрыть свой потенциал и достичь успехов. В условиях быстро развивающихся технологий и постоянно изменяющихся требований к специалистам, такой подход становится неотъемлемой частью современного образовательного процесса, способствуя формированию у учащихся навыков самостоятельного мышления, анализа информации и решения сложных задач.

 

 

Список литературы

Смешанное обучение в условиях цифровой трансформации образования

(

для учебных предметов «Математика», «Информатика»): методические рекомендации / Роберт И. В.,

Шихнабиева

Т. Ш., Козлов О. А. и др. ; под ред. Т. Ш.

Шихнабиевой

. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. 43 с

Терпугова

, О. А. Личностно-ориентированное обучение информатике / О. А.

Терпугова

, И. С. Муромцев. —

Текст :

непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6.2 (110.2). — С. 118-120.

Якиманская

, И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе / И.С.

Якиманская

. – М., 2014. – 176 с.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×